Работа учителя-дефектолога в общеобразовательном учреждении.
Хатькова Елена Александровна
На современном этапе развития педагогики и психологии особый интерес вызывают вопросы организации процессов обучения, воспитания, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения призваны обеспечивать обучающимся с нарушениями развития (глухим, слабослышащим, позднооглохшим, слепым, слабовидящим и поздноослепшим, детям с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталым детям) реабилитацию, а также уровень освоения реализуемых образовательных программ, определенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Однако социальные изменения, общая гуманизация общества повлияли на переосмысление деятельности общеобразовательных учреждений. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) отмечается приоритет формирования сетевой деятельности образовательных, медицинских, научных организаций, что позволит детям с ограниченными возможностями здоровья получить равный доступ к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Построение учебно-воспитательного процесса предполагает создание в общеобразовательном учреждении системы коррекционно- развивающего обучения, обеспечивающей детям с ОВЗ оптимальные педагогические условия обучения.
В основу определения и создания необходимых условий, положена деятельность учителя-дефектолога. Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах. Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. На ставку дефектолога закрепляется 12 детей с ОВЗ.
Задержка психического развития у детей – это отставание темпов психического развития детей, а также незрелость эмоциональной и волевой сферы. Несформированная моторика, внимание, речь, логика, отсутствие самоконтроля, примитивные и неустойчивые эмоции, низкая успеваемость.
У́мственная отста́лость, — олигофрени́я. Органическая патология головного мозга, врождённая или приобретённая в период развития, неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, ведущая к социальной дезадаптации. Страдает эмоциональная сфера, воля, речь, крупная и мелкая моторика.
Ведущую роль в решении вопросов определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ играет психолого-медико-педагогическая
комиссия (ПМПК).
- в общеобразовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы (начального, общего, среднего образования), где ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучается совместно в общеобразовательном классе.
В таких условиях коррекция нарушений происходит на индивидуальных занятиях с учителем – дефектологом .
Организационно-методические основы деятельности учителя-дефектолога в общеобразовательной организации
1. Диагностическое направление.
2. Коррекционное-развивающая работа.
3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
4. Организационно-методическое направление.
1. Диагностическое направление. Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных программ, форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.
2. Коррекционное направление деятельности. Формирование/ коррекция/ высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления. Формирование/коррекция/ развитие - предметной деятельности. - игровой деятельности. - учебной деятельности, - навыков коммуникации и речи. - пространственной ориентировки. - временной ориентировки. - крупной и мелкой моторики. - графических умений и навыков.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной деятельности. Задачи , решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: ● создание условий для развития сохранных функций; ● формирование положительной мотивации к обучению; ● повышение уровня общего развития, ● коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности; ● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков. Занятия длятся 20 минут.
Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.
Структура моих дефектологических занятий построена так, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер и много другого разнообразного дидактического материала.
3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление. Данное направление предполагает оказание помощи, педагогам, родителям (законным представителям) в вопросах решения коррекционно-воспитательных задач, профилактике последующих нарушений развития у детей с ОВЗ.
4.Организационно-методическое направление. деятельность учителя-дефектолога включает- *подготовку к педагогическому совету; *методических объединений; *организацию обследования в рамках деятельности ПМПк; При подготовке к проведению консилиума на каждого учащегося оформляется представление от учителя-дефектолога, которое содержит основные значимые характеристики особенностей развития ребенка.
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов (психологом, логопедом, учителями предметниками, тьютером).
Благодарю за внимание.