СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа ученицы 6 класса"О переселении осетин в Турцию".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 6 класса о преселении осетин в Турцию

Просмотр содержимого документа
«Работа ученицы 6 класса"О переселении осетин в Турцию".»





О наши горы, родина наша,

Как нам жить без вас! …

Стих «Думы» Т. Мамсуров





Однажды вечером, после ужина, мои родители завели разговор о переселении осетин в Турцию. Каждый из них высказывал своё мнение, об этом нелегком времени не только народов Кавказа, но и в целом России. Мне было больно до слез слышать рассказы о том , как страдали дети и старики, ради сохранения жизни своих близких людей мужчины подвергали свою жизнь опасности.

Эта тема заинтересовала меня, и в поисках ответа на вопросы , волнующие меня , мне пришлось воспользоваться различными литературными источниками.

Массовое переселение наших соотечественников в Турцию проходило в три волны начиная с конца 60-х годов XIX века. Организатором первого переселения 1859 г. стал дигорский феодал Абисалов. Вместе с ним выехали и другие феодалы с подвластными им крестьянами. Примечательно, что стимулирующим к переселению фактором здесь явились родовые отношения (то есть уезжал один родственник — за ним ехала другая родня).[2] В 1860 году дигорские и куртатинские феодалы (алдары Тугановы и Ахмет Цаликов) организовали очередное переселение (выехало две тысячи осетин). Однако многие вернулись, так как не увидели обещанного Турцией «рая на земле». Многие погибли по пути в Османскую империю. К моему удивлению я поняла, что организаторами были знатные феодалы, богатые и образованные люди, которые повлияли на умы голодных и возмущенных людей.







Генерал–майор Мусса Кундухов, смог уговорить часть мусульманского на-селения горских народов переселиться в Турцию, в их числе будущего писа-теля Темирбулата Османовича Мамсурова.



Трагедию переселения более 500 тысяч горцев , разлуку с Родиной поэт искренно показал в своем творчестве. Все нечеловеческие муки в пути, пережитые переселенцами, ярко запечатлены Мамсуровым. Поэт затрагивает здесь и проблему национального сознания осетин того периода. Он показал глубокое раскаяние обман утых переселенцев и тоску по родине в своем стихотворении «Два товарища» . Тоска по покинутой Отчизне – основной мотив его творчества. В «Двух товарищах» поэт эмоционально и правдиво описывает страдания переселенцев во время следова ния их из Осетии в Османскую империю. Стихотворение имеет форму диалога двух лиц. Старший рассказывает младшему о страданиях, пережитых горцами, устремившимися на чужбину в поисках счастья. Рассказ его не может оставить равнодушным никого, так как в нем трагедия народа, обманутого властями двух государств. «Кто знает, кто расскажет все, что испытали мы за эту скорбную дорогу. Тысячами хоронили мы в песке, без одеяния, без покрова. Днем жгло нас южное солнце, ночью мучил холод. А на утро мы вновь пускались в далекий путь. Голодные, питались мы одной травой. Рыдали измученные дети, и несчастные ро дители оставляли их встречным туркам, или бросали на произвол судьбы» [5, с. 32]. Вот что писал по этому поводу Ш. Ф. Джикаев: «Стихи данного цикла – это не песни, а скорее причитания, но они пронизаны пафо сом всепобеждающей любви к Родине, к свободе, пафосом утверждения человеческого достоинства, поэтому они обладают жизнеутверждающей силой» [2, с. 87].

Наш современник, осетинский писатель Чеджемов Ахсар в своей книге Башня жизни, описывает трагический жизненный путь национального героя Ханджери Кастуева. В надежде на лучшую жизнь, несмотря на угово-ры старших братьев не покидать отчий дом, он отправился в чужие земли за «красной пшеницей и белым рисом».

Ханджери Кастуев


Родился:

1874

Место:

  село Заманкул, Россия

Умер:


Место:

  Турция








Информация




Факты




Хронология







Близкие родственники



Журиат Бароева (Кастуева)
Его жена



Хусина Кастуев
Его сын



Фаризат Кастуева
Его дочь



Уари Кастуев
Его отец



Бота Кастуев
Его брат



Бибо Кастуев
Его брат



Хасби Кастуев
Его брат

 

 





На чужбине им дали бесплодные земли. Все равно Свет Божий дорог, жить надо было, и возили они глину и камни, строили себе сакли. В таких условиях, кто болел, кто умирал с голоду, особенно, маленькие дети и немощные старики. И видя это молодежь собралась и вынесла вердикт: вернуться обратно, Кастуев Ханджери самый шустрый из всех присутствующих парней сказал «видите сами – обманули нас. Сами самовольно оставили нашу Родину и пришли на чужбину, на холодных камнях умирают наши дети и старики, наше мужество и мы сами. Нельзя, чтобы высохли наши осетинские корни. Мы не допустим этого.»

После этого не знали день и ночь, днем они занимались тяжелой работой, а ночью своими саблями и мужеством грабили, а награбленное раздавали бедным и сиротам. Турки узнали, кто их грабил – это «черкесы», так называли осетин в Турции и начали их убивать.

Началось преследование двух друзей Кастуева Ханджери и Кусова Каз-Махамата . У них не было другого выхода, как вернуться в село Арык. Дни шли, недели бежали, годы летели… Когда Ханджери пас скот на хребтах Арыка, постоянно смотрел в сторону турков и думал: «как там моя сакля и все нажитое?»

Ханджери женился на девушке с села Берд Бароевой Зуриат, но жизнь легче не становилась.

В 1905 году в России начались революционные волнения. В поисках лучшей жизни люди скитались по всему миру в поисках куска хлеба своим семьям.

Ханджери не давали покоя воспоминания о сакле и с трудом нажитом имуществе, и он решился поехать в Турцию.

Турецкие дороги он знал не хуже, чем свои родные. Нашел свой дом и ступил на порог и услышал турецкий говор. В его сакле проживала турецкая семья. И он сказал им, что он тоже мусульманин, как и они. И попросил оставить его дом. Увидев черкеса с винтовкой, напуганные турки громко заплакали, а на шум появились вооруженные люди. Они узнали Ханджери, которого много лет назад искали даже на « небе» ,узнали этого черкеса, бандита ,а нашли на земле. Живым он не сдался и вступл в неравный бой. Тяжелая весть о Ханжери донеслась до Осетии, до его братьев, которые в память о нем установили памятник с его именем, на том же холме, где он помолился Великому Уастерджи ,отправляясь в Турцию.У Ханджери на Родине осталась супруга Зуриат и трое детей: Хусина, Фаризат и Касполат. Имя своего отца они несли гордо всю жизнь. Хусина и Касполат жили в селении Заманкул и оставили после себя красивый след и прекрасных детей. Хусина и его супруга вырастили троих сыновей и трех дочерей. Все шестеро встали на честный путь, получили высшее образование. Но как удивительна жизнь! Как сладки и любимы корни предков!..
Когда Кастуев Хусина постарел, все больше вспоминал своего отца, вглядываясь в черную землю с грустью говорил: «Услышать бы мне песню об отце, то и умирать бы мне было легче.» Слова Хусина долгое время не давали покоя его сыну Тамерлану. В наше время первым попал в Турцию Мамсуров Мурат. Когда он вернулся, то с радостью донес до Тамерлана слова песни о Ханджери. Старшие осетины в Турции до сих пор знают несколько строк из песни о Ханджери. Мамсуров Мурат внес эти строки в книгу «Чужбина». Дать вторую жизнь песне о Кастуеве Ханджери помогли работники Дома Радио . За что им остались очень благодарны потомки Ханджери Тамерлан и Заурбек.

В итоге, на сегодняшний день, по разным подсчётам осетинское население в Турции составляет от 20 тысяч до 36 тысяч человек. По некоторым данным, количество осетинских фамилий в Турции свыше 100. И проживают они, в основном, в крупных городах: Анкаре, Стамбуле и Измире.

В памяти Осетии и её жителей, вечно будет храниться и передаваться из поколения в поколение наша история, которую создавали такие простые люди как Кастуев Ханджери и в их честь слагалась и пелась песнь.



Осетины Турции всё ещё сохраняют свою осетинскую иде нтичность. Основная роль в этом принадлежит национальным организациям.

В 1989 году осетинами Турции был создан культурно-благотворительный фонд «Алан». В настоящее время его возглавляет Ремзи Канукати (Ремзи Йылдырым). В Анкаре и в Стамбуле при этом фонде открыты курсы для детей по изучению осетинского языка. При этом в последние годы осетины Турции активно восстанавливают связи с Осетией. Они часто приезжают в Северную Осетию. Однако, что интересно, особый акцент одного из приездов осетин из мусульманской Турции был сделан на том, что они приехали на Кавказ, чтобы научиться варить национальный напиток – осетинское пиво на проводящем, в седьмой раз фестивале осетинского пива. Причем, в огромной степени возрождению, среди потомков осетинских мухаджиров Турции, интереса к традициям трех пирогов и пива, а также более широкого интереса в осетинской традиционной доисламской и дохристианской религии способствовали выходцы из Южной Осетии – кударцы, начавшие массово посещать Турцию.

Так, в конце мая осетинские СМИ сообщили, что участники арт-проекта "Портал" из Северной Осетии планируют совершить велосипедное путешествие в Турцию с целью рассказать людям о национальной культуре осетин. Участники тура намерены проехать на велосипедах 4 тысячи километров.



В каждом городе на пути следования художники намерены оставлять арт-объект, говорящий об осетинской национальной культуре. "В роще из 334 деревьев, высаженных близ Анкары в память о жертвах бесланской трагедии, нами запланировано создание тематической скульптурной композиции", - сообщили художники.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!