О наши горы, родина наша,
Как нам жить без вас! …
Стих «Думы» Т. Мамсуров
Однажды вечером, после ужина, мои родители завели разговор о переселении осетин в Турцию. Каждый из них высказывал своё мнение, об этом нелегком времени не только народов Кавказа, но и в целом России. Мне было больно до слез слышать рассказы о том , как страдали дети и старики, ради сохранения жизни своих близких людей мужчины подвергали свою жизнь опасности.
Эта тема заинтересовала меня, и в поисках ответа на вопросы , волнующие меня , мне пришлось воспользоваться различными литературными источниками.
Массовое переселение наших соотечественников в Турцию проходило в три волны начиная с конца 60-х годов XIX века. Организатором первого переселения 1859 г. стал дигорский феодал Абисалов. Вместе с ним выехали и другие феодалы с подвластными им крестьянами. Примечательно, что стимулирующим к переселению фактором здесь явились родовые отношения (то есть уезжал один родственник — за ним ехала другая родня).[2] В 1860 году дигорские и куртатинские феодалы (алдары Тугановы и Ахмет Цаликов) организовали очередное переселение (выехало две тысячи осетин). Однако многие вернулись, так как не увидели обещанного Турцией «рая на земле». Многие погибли по пути в Османскую империю. К моему удивлению я поняла, что организаторами были знатные феодалы, богатые и образованные люди, которые повлияли на умы голодных и возмущенных людей.
Генерал–майор Мусса Кундухов, смог уговорить часть мусульманского на-селения горских народов переселиться в Турцию, в их числе будущего писа-теля Темирбулата Османовича Мамсурова.
Трагедию переселения более 500 тысяч горцев , разлуку с Родиной поэт искренно показал в своем творчестве. Все нечеловеческие муки в пути, пережитые переселенцами, ярко запечатлены Мамсуровым. Поэт затрагивает здесь и проблему национального сознания осетин того периода. Он показал глубокое раскаяние обман утых переселенцев и тоску по родине в своем стихотворении «Два товарища» . Тоска по покинутой Отчизне – основной мотив его творчества. В «Двух товарищах» поэт эмоционально и правдиво описывает страдания переселенцев во время следова ния их из Осетии в Османскую империю. Стихотворение имеет форму диалога двух лиц. Старший рассказывает младшему о страданиях, пережитых горцами, устремившимися на чужбину в поисках счастья. Рассказ его не может оставить равнодушным никого, так как в нем трагедия народа, обманутого властями двух государств. «Кто знает, кто расскажет все, что испытали мы за эту скорбную дорогу. Тысячами хоронили мы в песке, без одеяния, без покрова. Днем жгло нас южное солнце, ночью мучил холод. А на утро мы вновь пускались в далекий путь. Голодные, питались мы одной травой. Рыдали измученные дети, и несчастные ро дители оставляли их встречным туркам, или бросали на произвол судьбы» [5, с. 32]. Вот что писал по этому поводу Ш. Ф. Джикаев: «Стихи данного цикла – это не песни, а скорее причитания, но они пронизаны пафо сом всепобеждающей любви к Родине, к свободе, пафосом утверждения человеческого достоинства, поэтому они обладают жизнеутверждающей силой» [2, с. 87].
Наш современник, осетинский писатель Чеджемов Ахсар в своей книге Башня жизни, описывает трагический жизненный путь национального героя Ханджери Кастуева. В надежде на лучшую жизнь, несмотря на угово-ры старших братьев не покидать отчий дом, он отправился в чужие земли за «красной пшеницей и белым рисом».
| Родился: | 1874 | Место: | село Заманкул, Россия |
| Умер: | | Место: | Турция |
| | | | |
Близкие родственники
| Журиат Бароева (Кастуева) Его жена | | Хусина Кастуев Его сын | | Фаризат Кастуева Его дочь |
| Уари Кастуев Его отец | | Бота Кастуев Его брат | | Бибо Кастуев Его брат |
| Хасби Кастуев Его брат | | | | |
На чужбине им дали бесплодные земли. Все равно Свет Божий дорог, жить надо было, и возили они глину и камни, строили себе сакли. В таких условиях, кто болел, кто умирал с голоду, особенно, маленькие дети и немощные старики. И видя это молодежь собралась и вынесла вердикт: вернуться обратно, Кастуев Ханджери самый шустрый из всех присутствующих парней сказал «видите сами – обманули нас. Сами самовольно оставили нашу Родину и пришли на чужбину, на холодных камнях умирают наши дети и старики, наше мужество и мы сами. Нельзя, чтобы высохли наши осетинские корни. Мы не допустим этого.»
После этого не знали день и ночь, днем они занимались тяжелой работой, а ночью своими саблями и мужеством грабили, а награбленное раздавали бедным и сиротам. Турки узнали, кто их грабил – это «черкесы», так называли осетин в Турции и начали их убивать.
Началось преследование двух друзей Кастуева Ханджери и Кусова Каз-Махамата . У них не было другого выхода, как вернуться в село Арык. Дни шли, недели бежали, годы летели… Когда Ханджери пас скот на хребтах Арыка, постоянно смотрел в сторону турков и думал: «как там моя сакля и все нажитое?»
Ханджери женился на девушке с села Берд Бароевой Зуриат, но жизнь легче не становилась.
В 1905 году в России начались революционные волнения. В поисках лучшей жизни люди скитались по всему миру в поисках куска хлеба своим семьям.
Ханджери не давали покоя воспоминания о сакле и с трудом нажитом имуществе, и он решился поехать в Турцию.
Турецкие дороги он знал не хуже, чем свои родные. Нашел свой дом и ступил на порог и услышал турецкий говор. В его сакле проживала турецкая семья. И он сказал им, что он тоже мусульманин, как и они. И попросил оставить его дом. Увидев черкеса с винтовкой, напуганные турки громко заплакали, а на шум появились вооруженные люди. Они узнали Ханджери, которого много лет назад искали даже на « небе» ,узнали этого черкеса, бандита ,а нашли на земле. Живым он не сдался и вступл в неравный бой. Тяжелая весть о Ханжери донеслась до Осетии, до его братьев, которые в память о нем установили памятник с его именем, на том же холме, где он помолился Великому Уастерджи ,отправляясь в Турцию.У Ханджери на Родине осталась супруга Зуриат и трое детей: Хусина, Фаризат и Касполат. Имя своего отца они несли гордо всю жизнь. Хусина и Касполат жили в селении Заманкул и оставили после себя красивый след и прекрасных детей. Хусина и его супруга вырастили троих сыновей и трех дочерей. Все шестеро встали на честный путь, получили высшее образование. Но как удивительна жизнь! Как сладки и любимы корни предков!..
Когда Кастуев Хусина постарел, все больше вспоминал своего отца, вглядываясь в черную землю с грустью говорил: «Услышать бы мне песню об отце, то и умирать бы мне было легче.» Слова Хусина долгое время не давали покоя его сыну Тамерлану. В наше время первым попал в Турцию Мамсуров Мурат. Когда он вернулся, то с радостью донес до Тамерлана слова песни о Ханджери. Старшие осетины в Турции до сих пор знают несколько строк из песни о Ханджери. Мамсуров Мурат внес эти строки в книгу «Чужбина». Дать вторую жизнь песне о Кастуеве Ханджери помогли работники Дома Радио . За что им остались очень благодарны потомки Ханджери Тамерлан и Заурбек.
В итоге, на сегодняшний день, по разным подсчётам осетинское население в Турции составляет от 20 тысяч до 36 тысяч человек. По некоторым данным, количество осетинских фамилий в Турции свыше 100. И проживают они, в основном, в крупных городах: Анкаре, Стамбуле и Измире.
В памяти Осетии и её жителей, вечно будет храниться и передаваться из поколения в поколение наша история, которую создавали такие простые люди как Кастуев Ханджери и в их честь слагалась и пелась песнь.
Осетины Турции всё ещё сохраняют свою осетинскую иде нтичность. Основная роль в этом принадлежит национальным организациям.
В 1989 году осетинами Турции был создан культурно-благотворительный фонд «Алан». В настоящее время его возглавляет Ремзи Канукати (Ремзи Йылдырым). В Анкаре и в Стамбуле при этом фонде открыты курсы для детей по изучению осетинского языка. При этом в последние годы осетины Турции активно восстанавливают связи с Осетией. Они часто приезжают в Северную Осетию. Однако, что интересно, особый акцент одного из приездов осетин из мусульманской Турции был сделан на том, что они приехали на Кавказ, чтобы научиться варить национальный напиток – осетинское пиво на проводящем, в седьмой раз фестивале осетинского пива. Причем, в огромной степени возрождению, среди потомков осетинских мухаджиров Турции, интереса к традициям трех пирогов и пива, а также более широкого интереса в осетинской традиционной доисламской и дохристианской религии способствовали выходцы из Южной Осетии – кударцы, начавшие массово посещать Турцию.
Так, в конце мая осетинские СМИ сообщили, что участники арт-проекта "Портал" из Северной Осетии планируют совершить велосипедное путешествие в Турцию с целью рассказать людям о национальной культуре осетин. Участники тура намерены проехать на велосипедах 4 тысячи километров.
В каждом городе на пути следования художники намерены оставлять арт-объект, говорящий об осетинской национальной культуре. "В роще из 334 деревьев, высаженных близ Анкары в память о жертвах бесланской трагедии, нами запланировано создание тематической скульптурной композиции", - сообщили художники.