Пояснительная записка
Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе.
Предлагаемое пособие – система работы со словарными словами – во многом поможет учителю в решении этой задачи.
Разнообразный лексический и фразеологический материал, представленный в пособии, позволит в полном объёме сформировать у ученика представление о значении словарного слова, его употреблении в речи, развить языковую интуицию.
Большинство текстов данного пособия взято из художественной литературы и из произведений устного народного творчества, что позволит учителю решать на уроках русского языка не только образовательные, но и воспитательные задачи.
Материал пособия, включающий в себя систему упражнений, диктанты для проверки качества усвоенных учащимися знаний, а также загадки, кроссворды, пословицы, может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе; может быть рекомендован учащимся младших классов для самостоятельного изучения словарных слов.
АКУЛА - крупная хищная морская рыба .
Ассоциации : увижу акулу скажу , скажу «Ах » ; « ах » пишу с буквой а и «акула » напишу с буквой а .
АЛФАВИТ – совокупность букв или других знаков данной системы письма ; порядок букв , принятый в азбуке .
Упражнение .Отгадай загадку . запиши отгадку .
Тридцать три родных сестрицы ,
Писанных красавицы ,
На одной живут странице ,
А повсюду славятся .
АРБУЗ –бахчевое растение с большими шарообразными сладкими плодами .
Упражнение : Прочитайте .Запишите четверостишие по памяти .
Может , сказочный садовник
Нынче ночью приходил ?
Он арбузы , и крыжовник ,
И черешню посадил .
БОГАТСТВО – обилие материальных ценностей . денег .
Упражнение . Запишите поговорку . Объясните ее значение .
Чем богаты , тем и рады .
ЗАЯЦ –зверек отряда грызунов , с длинными ушами и сильными задними ногами . Упражнение . Объясни значение пословицы .
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь .
КАРАНДАШ –письменная принадлежность - деревянная палочка со стержнем из графита .
Упражнение .Отгадай загадку . Запиши отгадку .Раздели слово на слоги и запомните его написание .
Черный Ивашка ,
Деревянная рубашка
Где носом ведет ,
Там заметку кладет .
КОСМОС –вселенная , мир .
- Спишите текст. Выпишите однокоренные слова .
12 апреля 1961 года взлетел в высь космический корабль « Восток » . На нем впервые в мире в космос полетел человек . Корабль облетел вокруг Земли . Управлял кораблем летчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин .
САМОЛЁТ –летательный аппарат .
Прочитайте .Выпишите выделенные слова .
Самолёт скрылся за темной тучей . Летчики уверенно вели самолеты над ледяной пустыней .Во все концы мира доставляют самолеты пассажиров , почту , грузы .
ТЕЛЕФОН - Система связи для передачи речевой информации ; аппарат для разговора .
УРОЖАЙ – количество уродившегося хлеба или других растений, плодов.
Упражнение 1. Прочитай пословицы, объясните их значение.
Упустишь время , потеряешь урожай.
Хороший снежок урожай сбережёт
Солнце – отец, а вода – мать урожая.
ШОФЁР – водитель автомобиля.
Ассоциации: шофёр крутит « баранку», «баранка» похожа на букву О, в слове « шофёр» пишу букву О.
УЧИТЕЛЬ – лицо, которое обучает
Упражнение: Прочитайте. Разберите выделенное слово по составу.
Учительнице скромной за труд её огромный
В большое торжество
В просторном школьном зале
Три школьницы вручали подарок драгоценный.
Спишите, проговаривая по слогам, выпишите выделенное слово. Обозначьте в нём ударение, подчеркните безударный гласный.
1.Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
Учитель спросит – надо встать .
Когда он сесть позволит – сядь.
Для заметок
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используемая литература.
Даль, В.И. Толковый словарь русского языка.
Иванова, В.А. Занимательно о русском языке.
Классики и современники. Русский фольклор.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка