«Работа со словарем на уроках истории с глухими детьми»
(Выступление на МО.)
Выполнила:
учитель истории и обществознания
Комиссарова В. Н.
Белгород, 2024г.
Введение
Коммуникация играет ключевую роль в процессе обучения, особенно при работе со специальными категориями учащихся, такими как глухие дети. Важно создать условия для эффективного обучения и восприятия информации с использованием различных методов, включая работу со словарем. В данном докладе рассмотрим особенности работы со словарем на уроках истории с глухими детьми.
Основная часть:
История - самый приближенный к нашей повседневной жизни учебный предмет, и при этом он остаётся одним из самых сложных для преподавания в школах.
История – это очень большой объем информации и понятийного материала. Дети должны запомнить не только имена и даты, но и научиться понимать связи между событиями, пользоваться понятиями и смыслами истории.
Учителю, работающему с учащимися специальных (коррекционных) классов, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом.
У учащихся с ОВЗ по слуху нарушены процессы анализа и синтеза, отмечается большая задержка в развитии словесной памяти, запоминание материала часто неосмысленное, суждения отличаются упрощённостью и конкретностью. Глухие дети не умеют обобщённо выражать мысли, устанавливать логические зависимости явлений и событий. Поэтому они и испытывают трудности в овладении историческим материалом.
Значит, глухие и слабослышащие учащиеся нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их физиологического и психического развития.
Принцип наглядности приобретает особую значимость при обучении обучающихся с нарушением слуха: наглядность облегчает познание многообразия конкретных явлений, предметов окружающего мира, обеспечивает связь между словом и образом, создает условия для развития наблюдательности, коррекции и развития восприятия и мышления.
Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие. Это и главный источник представлений об окружающем мире, и канал, обеспечивающий возможности общения с другими людьми, восприятия обращенной к нему речи.
При этом необходимо отметить особенности зрительного восприятия глухих детей. Детям с нарушением слуха требуется горазда большее время на восприятие объекта; глухие обучающиеся чаще обращают внимание на выделяющиеся части предмета, чем на части мало выделяющиеся; при выделении свойств предмета глухие могут выделить второстепенные свойства и признаки вместо главных.
В связи с этим при обучении детей с недостатками слуха широко используются различные средства наглядности: одни – для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая картинка), другие – для развития произвольного внимания (схемы, таблицы).
Словарная работа на уроках истории с глухими детьми — это целая система по обогащению и развитию речи глухих и слабослышащих детей. Она включает в себя:
Объяснение нового словаря.
Закрепление словаря.
Включение его в речевую практику.
Дальнейшее использование.
В классе ведется «Словарная летопись», которая пополняется на каждом уроке.
Наиболее сложными для учащихся с нарушением слуха являются обществоведческие понятия, у которых более высокий уровень обобщения. Приходится работать с разными словарями, чтобы вывести определение, доступное для понимания глухого ребенка.
Важно разработать специальный словарь для глухих детей, в котором будут содержаться ключевые понятия и термины, используемые на уроках истории. Данный словарь должен быть доступен и понятен для учащихся, что поможет им успешно усваивать новую информацию. Кроме того, можно использовать различные методики работы со словарем, такие как игры, задания на закрепление и повторение, ассоциации и т.д.
Работа со словарем на уроках истории позволяет глухим детям более глубоко понять материал, вырабатывать лексические навыки, расширять словарный запас. Этот метод также способствует развитию памяти и внимания, улучшает способности к анализу и синтезу информации. Кроме того, работа со словарем способствует развитию навыков самостоятельного обучения и поиска информации.
Заключение
Работа со словарем на уроках истории с глухими детьми является важным компонентом обучения, который помогает преодолеть трудности, связанные с особенностями восприятия информации. Создание специального словаря, использование различных методов работы со словарем и постоянная практика позволят детям успешно справляться с учебным материалом и развивать навыки, необходимые для дальнейшего обучения.