Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
Выступление на МО учителей естественно – математического цикла
Подготовила: Кизилова В.А.
Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
В последнее время в школе неуклонно растет число детей с проблемами общего поведения и обучения. Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета легко обнаружить по следующим признакам: низкий уровень умственного развития. Чтобы предотвратить неуспеваемость, необходимо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках обучающихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
К особенностям слабоуспевающих обучающихся я отношу:
- низкий уровень знаний; - как следствие этого - низкий уровень интеллектуального развития; - отсутствие познавательного интереса; - не сформированы элементарные организационные навыки; - учащиеся требуют индивидуального подхода; - с психологической и педагогической точки зрения; - нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника; - отсутствие адекватной самооценки со стороны обучающихся; - частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта. Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета легко обнаружить по следующим признакам: низкий уровень умственного развития. Причины: - Педагогическая запущенность. - Частые заболевания. - Пропуски занятий. Как проявляется: - Не умеет устанавливать причинно - следственные связи. - Учитывать все признаки предмета или явления. - Видеть общее и. д. 2. Несформированность учебных навыков: ребенок не умеет учиться: - работать с текстом; - выделять главное, существенное; - не может организовать свое время и распределить усилия и т. д. 3. Дефицит внимания с гиперактивностью характеризуется: - отвлекаемостью; - подвижностью; - неусидчивостью и т. д. 4. Отсутствие познавательного интереса обусловлено: - с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; - ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение. 5. Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения со сверстниками, учителями; отказ от усилий в учебной деятельности. 7. Низкий познавательный интерес: не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т.д.) 8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления: делаем большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала. 9. Низкая работоспособность выражается в: - утомляемости; - истощаемости; - медленном темпе работы.
Слабоуспевающий или неуспевающий обучающийся нуждается в поддержке, показа того, что он состоятелен в других видах деятельности. Чтобы предотвратить неуспеваемость, своевременно выявляютя образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовываем своевременную ликвидацию этих пробелов.Устанавливается правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректируются эти способы, систематически обучаю учащихся общеучебным умениям и навыкам. Пытаюсь так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутрен нюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Какую помощь оказываю слабоуспевающему ученику: 1.Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. 2.Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.). 3.Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домаш них заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.). 4.Различные формы взаимопомощи. 5.Дополнительные занятия с учеником. Как повышаю работоспособность: -Провожу разнообразные виды деятельности, физминутки; -всегда помню о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Какие виды работ провожу со слабоуспевающими учениками: -карточки для индивидуальной работы; -задания с выбором ответа; -деформированные задания; -творческие задания; -“карточки-конспекты”. При этом стремлюсь понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, а также стараюсь проявить: -разумную требовательность; -неиссякаемое терпение; - справедливую строгость; - веру в возможности ученика; - умею встать на позиции ученика. НЕТ на уроке насмешливому тону! Веду непринуждённый диалог - учу работать со словарями и другим справочным материалом.
В обучении применяю: опережающее обучение различные формы групповой работы взаимоопрос, самоконтроль – конспекты -блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения при формулировании целей урока включает как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов) рационально распределяю учебный материал (трудное – сначала!) - применяю частую смену видов деятельности на уроке; -- многократно проговариваю и закрепляю материал урока; -стремлюсь к применению алгоритмов на уроках. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как я этого добиваюсь? Применяю дифференцированный подход в обучении, который осуществляется на любом из этапов урока: при закреплении, при проверке домашнего задания, при самостоятельной работе. Дифференцированный подход к обучению применяю при использовании соответствующих дидактических материалов: - специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; - карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания; -карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; - карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; - карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий. Как организую дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? - трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся); - общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности; - индивидуальные дифференцированные задания; - групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель); - общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения. В своей работе учителю необходимо создать на уроке ситуацию успеха: - помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; - слабому – выполнить посильный объем работы. Решению этих и других проблем служит правильно организованная поурочная система работы, основанная на личностно ориентированной технологии и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем,
что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой. Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из - за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Поэтому, я пытаюсь организовывать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. На уроках создаются благоприятные условия для: – понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); – помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); – для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на какомто этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса. Еще одной из главных форм моей работы является работа над техникой чтения. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость, пока его не научишь элементарному читать. Чтение — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного. Овладение чтением — процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение — навык общеучебный. Даже при разнообразных подходах учителю и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении. А нерешенная проблема — прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом. Сегодня и в обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают и дети. Практика показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какуюто ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено. По мнению психологов, скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Поэтому мною ведется систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения на своих уроках. Чтение – это труд, и труд тяжелый. От повышения техники чтения среди слабоуспевающих учащихся повышается и качество обученности.
Не секрет, что одна из характерных особенностей учительской профессии заключается в необходимости постоянного профессионального совершенствования и роста. Другими словами, учитель до тех пор современный профессионал, пока учится. Это особенно актуально в современной ситуации реформирования российского образования, так как учитель сегодня вынужден постоянно адаптироваться к меняющимся условиям, новым задачам и перспективам образования.
Мысль о том, что человек должен всю жизнь стремиться к учению (то есть, другими словами, обеспечить себе непрерывное образование) относится к числу самых древних культурно-цивилизационных проектов. Идея непрерывного образования всегда в двух парадигмах – теоретико-педагогической и, так сказать, реально-практической.
Непрерывное образование рассматривается в начале как проблема образования взрослых, его предназначение видится в компенсации недостатков, упущений предшествующей подготовки либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни, профессии. Цель его – не только «приспособление» к профессии, а создание основания для успешной адаптации к жизни в постоянно меняющемся обществе, улучшение «качества жизни».
Система непрерывного педагогического образования в настоящее время направлена на решение задач профессионально-личностного становления педагога, специфики видов его деятельности и постоянно изменяющегося круга функциональных обязанностей. Она обеспечивает педагогам не только более эффективную адаптацию на рынке труда в новых социально-экономических условиях, но и профессиональную успешность в педагогической деятельности, которая выражается в повышении качества образования наших детей.
Таким образом, совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – это обширный комплекс материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих его внедрение. Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с этим комплексом документов. Педагогическая общественность должна быть адаптирована к новым структурным, содержательным и технологическим компонентам стандарта, из чего следует, что педагогам предстоит сделать новый шаг в профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта.
Как любому новому – процессу внедрения стандартов нового поколения сопутствует ряд рисков, как оправданных, так и надуманных. Педагогу, начинающему работать по стандартам, ориентироваться в информационном поле очень непросто. От умений не потеряться в нем, выделить из потока изданий главные, а также получить необходимые знания во многом зависит понимание педагогами и руководителями ОУ изменений, сопровождающих введение новых стандартов. Появление новаций в ежедневной практике педагогической деятельности будет являться следствием готовности работников образования к реализации ФГОС.
Наверное, самым сложным при реализации новых стандартов будет обеспечение качественного роста мастерства педагогов в свете требований ФГОС.
Таким образом, педагогам многое знакомо, что приводит к более спокойному восприятию изменений содержания основной образовательной программы и условий реализации развивающих задач (УУД).
Для реализации ФГОС необходимо опираться на базовые компетентности педагога в области личностных качеств и педагогической деятельности.
Личностные качества:
общая культура, определяющая характер и стиль педагогической деятельности;
самоорганизованность;
эмоциональная устойчивость.
Педагогическая деятельность:
умение обеспечить успех в деятельности, создавать условия для позитивной мотивации, а также для самомотивирования обучающихся;
информационная компетентность;
компетентность в предмете и современных методах обучения на базовом, профильном и интегрированном уровнях;
умение вести самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
умение разработать методические и дидактические материалы, профильный и индивидуальный учебные планы совместно с обучающимся;
выбрать учебники и учебные комплекты, рекомендовать обучающимся дополнительные, в том числе интернет-источники информации;
умение осуществлять самостоятельную проектную деятельность, организовать и сопровождать выполнение обучающимся индивидуального учебного проекта;
владение информационно-коммуникативными технологиями.
Сегодня много говорят о преемственности между младшим и средним школьным возрастом как об одном из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность определяется степенью готовности учащегося самостоятельно добывать и применять знания. Это объективная необходимая связь между новым и традиционным в процессе развития школьника. Таким образом, преемственность не только подготовка к новому, но и сохранение необходимого и целесообразного традиционного. Такая связь и станет добротной основой для развития.
Преемственность является одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования. Под преемственностью в данном случае мы понимаем непрерывность образовательного процесса на границах и различных этапов, и различных форм обучения при повышении квалификации педагогов. Следует сказать, что о проблеме непрерывности образования детей говорили всегда, во все времена. А как быть с педагогами? Непрерывность в обучении и здесь является необходимым условием, обеспечивающим
успешность всего педагогического процесса. При этом обучение педагога – это не только курсы повышения квалификации или переподготовка, но и
самообразование;
участие в конференциях, семинарах, круглых столах;
диссеминация своего опыта (проведение мастер-классов и открытых уроков, в том числе дистанционных);
активная работа в предметных методических объединениях и т.д.
Говоря об организации процесса повышения квалификации в целом и о роли методиста в частности, следует отметить еще один немаловажный фактор, обеспечивающий успешность реализации ФГОС. Это системность и комплексность методического сопровождения, которые должны проявляться в следующих аспектах:
систематическое профессиональное сопровождение (научно-методическое и информационное);
широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей;
организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС (педагогов, руководителей образовательных учреждений).
Таким образом, исходя из вышесказанного логично сделать вывод о том, что в первую очередь самого пристального внимания требует вопрос повышения квалификации методического корпуса. Поэтому нужно стараться помочь педагогам поверить в свои силы и посмотреть на все новшества с позиции: «Я многое знаю и умею. А если не знаю, то научусь».