СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учениками. Мотивация на успех.

Просмотр содержимого документа
«"Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися"»

















Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися



Выступление на МО учителей естественно – математического цикла





















Подготовила: Кизилова В.А.







Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

В последнее время в школе неуклонно растет число детей с проблемами общего поведения и обучения. Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета легко обнаружить по следующим признакам: низкий уровень умственного развития. Чтобы предотвратить неуспеваемость, необходимо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках обучающихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.

К особенностям слабоуспевающих обучающихся я отношу:

- низкий уровень знаний; - как следствие этого -  низкий уровень интеллектуального развития; - отсутствие познавательного интереса; - не сформированы элементарные организационные навыки; - учащиеся требуют индивидуального подхода; -  с психологической и педагогической  точки зрения; - нет опоры на родителей как союзников учителя ­– предметника; - отсутствие адекватной самооценки со стороны обучающихся; - частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию  системы в  знаниях и как следствие этого ­-  низкий уровень интеллекта. Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета легко обнаружить по  следующим  признакам: низкий уровень умственного развития. Причины: - Педагогическая запущенность. - Частые заболевания. - Пропуски занятий. Как проявляется: - Не умеет устанавливать причинно­ - следственные связи. - Учитывать все признаки предмета или явления. - Видеть общее и. д. 2. Несформированность учебных навыков: ребенок не умеет учиться: - работать с текстом; - выделять главное, существенное; - не может организовать свое время и распределить усилия и т. д. 3. Дефицит внимания с гиперактивностью характеризуется: - отвлекаемостью; - подвижностью; - неусидчивостью и т. д. 4. Отсутствие познавательного интереса обусловлено: - с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; - ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а  предпочитает  пустое время препровождение. 5. Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает то, что ему  нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.







6. Конфликтные отношения со сверстниками, учителями; отказ от усилий в учебной деятельности. 7. Низкий познавательный интерес: не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т.д.)  8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления: делаем большой упор на  наглядность  в  решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию  принципа доступности учебного  материала. 9. Низкая работоспособность выражается в: - утомляемости; - истощаемости; - медленном темпе работы.

Слабоуспевающий или неуспевающий обучающийся нуждается в поддержке,  показа того, что он состоятелен в других видах деятельности. Чтобы предотвратить неуспеваемость, своевременно выявляютя образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовываем своевременную ликвидацию  этих пробелов.Устанавливается правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректируются эти способы, систематически  обучаю учащихся общеучебным умениям и навыкам. Пытаюсь так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутрен нюю  мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Какую помощь оказываю слабоуспевающему ученику: 1.Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. 2.Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.). 3.Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домаш них заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.). 4.Различные формы взаимопомощи. 5.Дополнительные занятия с учеником. Как повышаю работоспособность: -Провожу разнообразные виды деятельности, физминутки; -всегда помню о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Какие виды работ провожу со слабоуспевающими учениками: -карточки для индивидуальной работы; -задания с выбором ответа; -деформированные задания; -творческие задания; -“карточки­-конспекты”. При этом стремлюсь понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и  благоприятный психологический климат на уроке, а также стараюсь проявить: ­ -разумную требовательность;   -неиссякаемое терпение;   ­- справедливую строгость;  ­- веру в возможности ученика; ­- умею встать на позиции ученика.   НЕТ на уроке насмешливому тону! ­ Веду непринуждённый диалог -  учу работать со словарями и другим справочным материалом.





В обучении применяю: опережающее обучение ­ различные формы групповой работы  ­ взаимоопрос, самоконтроль – конспекты -блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения ­ при формулировании целей урока включает как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов) рационально распределяю учебный материал (трудное – сначала!) ­- применяю частую смену видов деятельности на уроке; -- многократно проговариваю и закрепляю материал урока; ­ -стремлюсь к применению алгоритмов на уроках. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому  ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.  Как я этого добиваюсь? Применяю дифференцированный подход в обучении, который осуществляется на любом из этапов урока: при закреплении, ­ при проверке домашнего задания, при самостоятельной работе. Дифференцированный подход к обучению применяю при использовании соответствующих  дидактических материалов: ­ - специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; ­  - карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания; -карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми  разъяснениями,  чертежами; - карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; ­  - карточек-­инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий. Как организую дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении  домашних  заданий? ­  - трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор  варианта предоставляется учащемуся); ­ - общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все  возрастающей степени трудности; ­ - индивидуальные дифференцированные задания; - групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся  (вариант  определяет учитель); ­-  общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров  для  обязательного выполнения. В своей работе учителю  необходимо создать на  уроке ситуацию успеха: - ­ помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной  деятельности; ­  - слабому – выполнить посильный объем работы. Решению этих и других проблем служит правильно организованная поурочная система  работы,  основанная на личностно ориентированной технологии и использование такой  базовой технологии,  как обучение в сотрудничестве.  Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не  просто выполнять вместе.  Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве.  По  этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня.  Это стимулирует всю команду  следить за успехами друг друга и приходить на помощь  своему товарищу. Равные возможности для  достижения успеха обеспечиваются тем, 





что каждая команда получает задания разного уровня.  Это  дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении  очков для своей  команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными  членами команды и  стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа  для слабых учеников  становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы.  Они используют знания,  полученные и обработанные всей группой. Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель.  Им трудно бывает задать  вопрос, попросить объяснить снова из - за индивидуальных особенностей личности.  У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить  объяснить.  Поэтому, я пытаюсь  организовывать работу так, чтобы в нужный момент на  помощь  мог прийти одноклассник, чтобы  можно было спросить, выяснить, и при этом  не было страшно получить неудовлетворительную  оценку. На уроках создаются благоприятные условия для: – понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным,  с ним  совещаются, разговаривают);  – помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь  незаметная,  грамотная, посильная);  – для того, чтобы ученик в конце урока получил  удовлетворительную оценку за свой труд. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки:  самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком­то этапе урока, критерий  самооценки предлагает учитель.  Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы  вклада каждого ученика  при изучении какого-­нибудь вопроса. Еще одной из главных форм моей работы является работа над техникой чтения. Слабочитающий  ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть,  то захлебываться  в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость,  пока его не научишь элементарному ­ читать. Чтение — это мощное средство  образования, воспитания и развития:  умственного,  языкового, нравственного,  культурного, эстетического, информационного. Овладение чтением — процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий  у него много сил и  времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно,  думать и сопереживать во время чтения,  этот процесс будет доставлять ему мало радости  и удовольствия. Несформированный навык чтения  мешает успешному обучению по всем  предметам,  так как чтение — навык общеучебный.  Даже при  разнообразных подходах учителю и родителю порой бывает очень трудно  научить ребенка осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и  потребность  в самостоятельном чтении. А  нерешенная проблема — прямой путь к  школьной неуспеваемости и неуспешности в целом. Сегодня и в обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают и дети. Практика показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в  коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую­то ущербность, теряет веру в свои силы,  способность успешно учиться  и в коллективе класса находится в тени.  Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои  способности, то положительное, что в нем заложено. По мнению  психологов,  скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.





Поэтому мною ведется систематическая, целенаправленная работа над развитием и  совершенствованием навыка чтения на своих уроках. Чтение – это труд, и труд тяжелый. От  повышения техники чтения среди слабоуспевающих учащихся повышается и качество  обученности.

Не секрет, что одна из характерных особенностей учительской профессии заключается в необходимости постоянного профессионального совершенствования и роста. Другими словами, учитель до тех пор современный профессионал, пока учится. Это особенно актуально в современной ситуации реформирования российского образования, так как учитель сегодня вынужден постоянно адаптироваться к меняющимся условиям, новым задачам и перспективам образования.

Мысль о том, что человек должен всю жизнь стремиться к учению (то есть, другими словами, обеспечить себе непрерывное образование) относится к числу самых древних культурно-цивилизационных проектов. Идея непрерывного образования всегда в двух парадигмах – теоретико-педагогической и, так сказать, реально-практической.

Непрерывное образование рассматривается в начале как проблема образования взрослых, его предназначение видится в компенсации недостатков, упущений предшествующей подготовки либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни, профессии. Цель его – не только «приспособление» к профессии, а создание основания для успешной адаптации к жизни в постоянно меняющемся обществе, улучшение «качества жизни».

Система непрерывного педагогического образования в настоящее время направлена на решение задач профессионально-личностного становления педагога, специфики видов его деятельности и постоянно изменяющегося круга функциональных обязанностей. Она обеспечивает педагогам не только более эффективную адаптацию на рынке труда в новых социально-экономических условиях, но и профессиональную успешность в педагогической деятельности, которая выражается в повышении качества образования наших детей.

Таким образом, совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – это обширный комплекс материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих его внедрение. Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с этим комплексом документов. Педагогическая общественность должна быть адаптирована к новым структурным, содержательным и технологическим компонентам стандарта, из чего следует, что педагогам предстоит сделать новый шаг в профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта.

Как любому новому – процессу внедрения стандартов нового поколения сопутствует ряд рисков, как оправданных, так и надуманных. Педагогу, начинающему работать по стандартам, ориентироваться в информационном поле очень непросто. От умений не потеряться в нем, выделить из потока изданий главные, а также получить необходимые знания во многом зависит понимание педагогами и руководителями ОУ изменений, сопровождающих введение новых стандартов. Появление новаций в ежедневной практике педагогической деятельности будет являться следствием готовности работников образования к реализации ФГОС.





Наверное, самым сложным при реализации новых стандартов будет обеспечение качественного роста мастерства педагогов в свете требований ФГОС.

Таким образом, педагогам многое знакомо, что приводит к более спокойному восприятию изменений содержания основной образовательной программы и условий реализации развивающих задач (УУД).

Для реализации ФГОС необходимо опираться на базовые компетентности педагога в области личностных качеств и педагогической деятельности.

Личностные качества:

общая культура, определяющая характер и стиль педагогической деятельности;

самоорганизованность;

эмоциональная устойчивость.

Педагогическая деятельность:

умение обеспечить успех в деятельности, создавать условия для позитивной мотивации, а также для самомотивирования обучающихся;

информационная компетентность;

компетентность в предмете и современных методах обучения на базовом, профильном и интегрированном уровнях;

умение вести самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;

умение разработать методические и дидактические материалы, профильный и индивидуальный учебные планы совместно с обучающимся;

выбрать учебники и учебные комплекты, рекомендовать обучающимся дополнительные, в том числе интернет-источники информации;

умение осуществлять самостоятельную проектную деятельность, организовать и сопровождать выполнение обучающимся индивидуального учебного проекта;

владение информационно-коммуникативными технологиями.

Сегодня много говорят о преемственности между младшим и средним школьным возрастом как об одном из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность определяется степенью готовности учащегося самостоятельно добывать и применять знания. Это объективная необходимая связь между новым и традиционным в процессе развития школьника. Таким образом, преемственность не только подготовка к новому, но и сохранение необходимого и целесообразного традиционного. Такая связь и станет добротной основой для развития.

Преемственность является одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования. Под преемственностью в данном случае мы понимаем непрерывность образовательного процесса на границах и различных этапов, и различных форм обучения при повышении квалификации педагогов. Следует сказать, что о проблеме непрерывности образования детей говорили всегда, во все времена. А как быть с педагогами? Непрерывность в обучении и здесь является необходимым условием, обеспечивающим





успешность всего педагогического процесса. При этом обучение педагога – это не только курсы повышения квалификации или переподготовка, но и

самообразование;

участие в конференциях, семинарах, круглых столах;

диссеминация своего опыта (проведение мастер-классов и открытых уроков, в том числе дистанционных);

активная работа в предметных методических объединениях и т.д.

Говоря об организации процесса повышения квалификации в целом и о роли методиста в частности, следует отметить еще один немаловажный фактор, обеспечивающий успешность реализации ФГОС. Это системность и комплексность методического сопровождения, которые должны проявляться в следующих аспектах:

систематическое профессиональное сопровождение (научно-методическое и информационное);

широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей;

организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС (педагогов, руководителей образовательных учреждений).

Таким образом, исходя из вышесказанного логично сделать вывод о том, что в первую очередь самого пристального внимания требует вопрос повышения квалификации методического корпуса. Поэтому нужно стараться помочь педагогам поверить в свои силы и посмотреть на все новшества с позиции: «Я многое знаю и умею. А если не знаю, то научусь».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!