СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом на уроках русского языка в системе развивающего обучения в условиях реализации ФГОС при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет описание опыта работы с текстом в системе развивающего обучения на уроках русского языка, используя стратегии смыслового чтения, на примере урока "Тема  и основная мысль" 5 кл.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках русского языка в системе развивающего обучения в условиях реализации ФГОС при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

МБОУ «Лицей» г. Губкинский ЯНАО

МБОУ «Лицей» г. Губкинский ЯНАО

Чмиль Маргарита Александровна   Педстаж – 19 лет  Высшая категория

Чмиль Маргарита Александровна Педстаж – 19 лет Высшая категория

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.   В.И.Даль

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. В.И.Даль

АКТУАЛЬНОСТЬ И ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ И ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

  Статистические данные исследований интереса к чтению    Ответ на вопрос: «Читаете ли Вы книги?» 1996 г. (в %) Никогда, очень редко 2018 г. (в %) 20 От случая к случаю 35 49 Практически ежедневно 42 30 Затрудняюсь ответить 22 1 1

Статистические данные исследований интереса к чтению

Ответ на вопрос: «Читаете ли Вы книги?»

1996 г.

(в %)

Никогда, очень редко

2018 г.

(в %)

20

От случая к случаю

35

49

Практически ежедневно

42

30

Затрудняюсь ответить

22

1

1

Модели чтения (по В.П.Чудиновой)   «Уходящая модель» чтения. «Новая модель» чтения. 1. Интерес к чтению. 2. Преобладание в круге чтения русской и зарубежной классики, книг, «толстых» журналов. 3. Целостное восприятие 1. Снижение интереса к чтению. 2. Преобладание в круге чтения «деловой», развлекательной литературы и иллюстрированных журналов. 3. «Мозаично-клиповое» восприятие.

Модели чтения (по В.П.Чудиновой)

«Уходящая модель» чтения.

«Новая модель»

чтения.

1. Интерес к чтению.

2. Преобладание в круге чтения русской и зарубежной классики, книг, «толстых» журналов.

3. Целостное восприятие

1. Снижение интереса к чтению.

2. Преобладание в круге чтения «деловой», развлекательной литературы и иллюстрированных журналов.

3. «Мозаично-клиповое» восприятие.

ПРОБЛЕМА   Чтение представляет собой феномен, равный по значимости письменности или литературе. Сегодня в обществе наблюдается недостаточное внимание к чтению как общеучебному умению и индивидуальным особенностям учащихся-читателей.  Таким образом, проявляется несоответствие системы обязательного образования современным требованиям по развитию умений и навыков чтения, что ограничивает возможность обучающихся достичь высокого уровня компетентности, в том числе и читательской.

ПРОБЛЕМА

Чтение представляет собой феномен, равный по значимости письменности или литературе.

Сегодня в обществе наблюдается недостаточное внимание к чтению как общеучебному умению и индивидуальным особенностям учащихся-читателей. Таким образом, проявляется несоответствие системы обязательного образования современным требованиям по развитию умений и навыков чтения, что ограничивает возможность обучающихся достичь высокого уровня компетентности, в том числе и читательской.

Кто приобщает ребенка к чтению? СЕМЬЯ ШКОЛА БИБЛИОТЕКА СОЦИУМ

Кто приобщает ребенка к чтению?

СЕМЬЯ

ШКОЛА

БИБЛИОТЕКА

СОЦИУМ

 Задача - реализация Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией, как средство воспитания и развития обучающихся.

Задача - реализация Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией, как средство воспитания и развития обучающихся.

Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций

Чтение – фундамент

всех обозначенных

в стандарте компетенций

Выпускник научится

СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

объяснять порядок частей /инструкций, содержащихся в тексте;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).

Выпускник научится СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного — решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять главную и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник научится

СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

определять назначение разных видов текстов;

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

различать темы и подтемы специального текста;

выделять главную и избыточную информацию;

прогнозировать последовательность изложения идей текста;

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник научится СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ Работа с текстом: оценка информации — откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; — откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; — на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; — в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; — использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник научится

СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Работа с текстом: оценка информации

откликаться на содержание текста:

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

находить доводы в защиту своей точки зрения;

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

 Термин «стратегии чтения» родился на заре психолингвистики, и его появление связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса .  Основополагающим для всех последующих работ стало определение Джерома Брунера:  « Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей в том смысле, что он должен привести к определённым результатам».  Принципиальным является положение о том, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст при работе в определённом учебном контексте.  Иногда читатель испробует несколько стратегий, прежде чем поймёт, каким образом ему удобнее и результативнее работать с текстом определённого тип, вида.     Джером Сеймур Брунер, американский психолог  ( г. р.1915).

Термин «стратегии чтения»

родился на заре психолингвистики, и его появление связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса .

Основополагающим для всех последующих работ стало определение Джерома Брунера:

« Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей в том смысле, что он должен привести к определённым результатам».

Принципиальным является положение о том, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст при работе в определённом учебном контексте.

Иногда читатель испробует несколько стратегий, прежде чем поймёт, каким образом ему удобнее и результативнее работать с текстом определённого тип, вида.

Джером Сеймур Брунер,

американский психолог

( г. р.1915).

Стратегии предтекстовой деятельности «Мозговой штурм». «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Батарея вопросов». «Предваряющие вопросы». «Рассечение вопроса».

Стратегии предтекстовой деятельности

  • «Мозговой штурм».
  • «Глоссарий»
  • «Ориентиры

предвосхищения»

  • «Батарея вопросов».
  • «Предваряющие

вопросы».

  • «Рассечение вопроса».

« Рассмотрим использование предтекстовых стратегий на материале текста «Когда появилось кино?»

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата — синематографа.

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп — ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа — Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.

          «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм»

          «Мозговой штурм»      Цель стратегии - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Использование стратегии «Мозгового штурма» ПОМОГАЕТ определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск но   Ход работы. 1. Сегодня мы будем читать текст о кино и обсуждать тему появления и развития этого вида искусства. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? 2. Преподаватель записывает все называемые ассоциации. 3.Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

«Мозговой штурм»

Цель стратегии - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

  • Использование стратегии «Мозгового штурма» ПОМОГАЕТ определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск но

Ход работы.

  • 1. Сегодня мы будем читать текст о кино и обсуждать тему появления и развития этого вида искусства. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
  • 2. Преподаватель записывает все называемые ассоциации.
  • 3.Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
«ГЛОССАРИЙ»   Цель стратегии - актуализация словаря, связанного с темой. 1. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом  Ход работы. Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?» 1.Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом: фотография фабрика братья Люмьер движущиеся картинки поезд Эдисон целлулоидная плёнка техник Мельес иллюзия движения Нью-Йорк Зворыкин 2. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

«ГЛОССАРИЙ»

Цель стратегии - актуализация словаря, связанного с темой.

1. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом

Ход работы.

Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?»

1.Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:

фотография фабрика братья Люмьер

движущиеся картинки поезд Эдисон

целлулоидная плёнка техник Мельес

иллюзия движения Нью-Йорк Зворыкин

2. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

«ОРИЕНТИРЫ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ»   Цель стратегии - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме.   Ход работы. 1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны . Родина документальных и художественных фильмов — Париж. Синематограф — это аппарат для демонстрации фильмов. Первые показы были неудачны. Изобретателем аппарата для демонстрации картинок является Зворыкин. Родоначальник художественных фильмов неизвестен. Братья Люмьер создали первые кинофильмы.  2.  Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

«ОРИЕНТИРЫ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ»

Цель стратегии - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме.

Ход работы.

1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны .

Родина документальных и художественных фильмов — Париж.

Синематограф — это аппарат для демонстрации фильмов.

Первые показы были неудачны.

Изобретателем аппарата для демонстрации картинок является Зворыкин.

Родоначальник художественных фильмов неизвестен.

Братья Люмьер создали первые кинофильмы.

2. Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

«БАТАРЕЯ ВОПРОСОВ» Возможны такие вопросы для рассматриваемого текста: — Когда и где произошло рождение кино? — Кто является «отцом-основателем» кинематографа? — С какими техническими идеями связано появление кино? — Где происходила демонстрация первого фильма? — Что показывали? — Откуда вам всё это известно? И т.д.

«БАТАРЕЯ ВОПРОСОВ»

Возможны такие вопросы для рассматриваемого текста:

Когда и где произошло рождение кино?

Кто является «отцом-основателем» кинематографа?

С какими техническими идеями связано появление кино?

Где происходила демонстрация первого фильма?

Что показывали?

Откуда вам всё это известно? И т.д.

«РАССЕЧЕНИЕ ВОПРОСА»  Цель стратегии — смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Ход работы. 1. Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?  Предполагаемый ответ: «В вопросе имеются две смысловые группы: время и кино. Речь в тексте пойдёт о моменте рождения кинематографа. Поскольку я знаю, что кино появилось в конце XIX века, то события текста будут касаться этого периода времени. Вероятно, в тексте будет названа конкретная дата зарождения кинематографа. А также место, имена людей и обстоятельства, способствующие этому событию. Судя по вопросительному слову, с которого начинается вопрос (когда?), текст должен быть информационно - фактуальным.

«РАССЕЧЕНИЕ ВОПРОСА»

Цель стратегии — смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Ход работы.

1. Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?

Предполагаемый ответ: «В вопросе имеются две смысловые группы: время и кино. Речь в тексте пойдёт о моменте рождения кинематографа. Поскольку я знаю, что кино появилось в конце XIX века, то события текста будут касаться этого периода времени. Вероятно, в тексте будет названа конкретная дата зарождения кинематографа.

А также место, имена людей и обстоятельства, способствующие этому событию. Судя по вопросительному слову, с которого начинается вопрос (когда?), текст должен быть информационно - фактуальным.

«ПРЕДВАРЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ» Цель стратегии — актуализация имеющихся знаний по теме текста. Ход работы. 1. Просмотрите текст быстро (просмотровое чтение.) 2. Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

«ПРЕДВАРЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ»

Цель стратегии — актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Ход работы.

1. Просмотрите текст

быстро

(просмотровое чтение.)

2. Ответьте на вопрос,

заданный в названии

текста.

Стратегии текстовой деятельности «Чтение в кружок (попеременное чтение)»: проверка понимания читаемого вслух текста. «Чтение про себя с вопросами». «Чтение про себя с остановками» (методика чтения со слабочитающими). «Чтение про себя с пометками ».

Стратегии текстовой деятельности

  • «Чтение в кружок (попеременное чтение)»: проверка понимания читаемого вслух текста.
  • «Чтение про себя с вопросами».
  • «Чтение про себя с остановками»

(методика чтения

со слабочитающими).

  • «Чтение про себя с пометками ».
«ЧТЕНИЕ ВСЛУХ (ПОПЕРЕМЕННОЕ ЧТЕНИЕ)»  Мы уже выполнили ряд предтекстовых заданий по тексту «Когда появилось кино?», поэтому чтение вслух не будет представлять трудности. Обычно для этого достаточно одной предтекстовой стратегии. Так, целью стратегии «Чтение в кружок» является проверка понимания читаемого вслух текста. Ход работы. 1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу.   2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.  Первым всегда читает учитель, затем он передаёт текст первому слушателю, затем второму и т.д. Таким образом, все читают попеременно.

«ЧТЕНИЕ ВСЛУХ

(ПОПЕРЕМЕННОЕ ЧТЕНИЕ)»

Мы уже выполнили ряд предтекстовых заданий по тексту «Когда появилось кино?», поэтому чтение вслух не будет представлять трудности. Обычно для этого достаточно одной предтекстовой стратегии. Так, целью стратегии «Чтение в кружок» является проверка понимания читаемого вслух текста.

Ход работы.

1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу.

 

2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Первым всегда читает учитель, затем он передаёт текст первому слушателю, затем второму и т.д. Таким образом, все читают попеременно.

«ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ С ВОПРОСАМИ»  Цель стратегии — научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Ход работы. 1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них. 2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. 3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них. 4. Проделайте то же самое с остальными абзацами.

«ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ С ВОПРОСАМИ»

Цель стратегии — научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Ход работы.

1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них.

2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.

4. Проделайте то же самое с остальными абзацами.

«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»   Это — эффективная стратегия, которая применяется при чтении различных типов текстов. Её цель — управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка.  Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирующие содержания последующего.  При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста.  По результатам исследования Международной ассоциации чтения, проведённого в 2006-2007 гг., эта стратегия была признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабочитающими учащимися.   Учитель предварительно работает с текстом, который учащимся предстоит читать в классе. Он разбивает текст на смысловые отрывки и готовит к ним вопросы. Далее учитель проводит индивидуальное занятие по описываемой методике со слабочитающими учащимся до урока со всем классом. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

Это — эффективная стратегия, которая применяется при чтении различных типов текстов. Её цель — управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка.

Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирующие содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста.

По результатам исследования Международной ассоциации чтения, проведённого в 2006-2007 гг., эта стратегия была признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабочитающими учащимися.

Учитель предварительно работает с текстом, который учащимся предстоит читать в классе. Он разбивает текст на смысловые отрывки и готовит к ним вопросы. Далее учитель проводит индивидуальное занятие по описываемой методике со слабочитающими учащимся до урока со всем классом. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

«ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ С ПОМЕТКАМИ»   Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Например, такие:  + ПОНЯЛ - НЕ ПОНЯЛ ? НАДО ОБСУДИТЬ  или такие: + СОГЛАСЕН — НЕ СОГЛАСЕН !! ТРЕБУЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ ++ соответствует тому, что знаю; - - противоречит тому, что я знаю; ?? не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения по этому вопросу.  Характер пометок определяется целями чтения. В первом случае это — проверка понимания текста , во втором — выяснение мнения читателя относительно текста, в третьем — его критическое осмысление.    

«ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ С ПОМЕТКАМИ»

Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Например, такие:

+ ПОНЯЛ - НЕ ПОНЯЛ ? НАДО ОБСУДИТЬ

или такие:

+ СОГЛАСЕН — НЕ СОГЛАСЕН !! ТРЕБУЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ

++ соответствует тому, что знаю;

- - противоречит тому, что я знаю;

?? не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения по этому вопросу.

Характер пометок определяется целями чтения. В первом случае это — проверка понимания текста , во втором — выяснение мнения читателя относительно текста, в третьем — его критическое осмысление.

 

 

Стратегии послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом». «Вопросы после текста». «Тайм -аут» (самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе) «Проверочный лист».

Стратегии послетекстовой деятельности

  • «Отношения между

вопросом и ответом».

  • «Вопросы после текста».
  • «Тайм -аут»

(самопроверка и оценка

понимания текста путём

обсуждения его в парах и

в группе)

  • «Проверочный лист».
«Отношения между вопросом и ответом» Цель: обучение пониманию текста. Показать необходимость поиска места нахождения ответа. Прочитайте вопрос и скажите, к какой группе он относится. После этого дайте на него ответ . Где ответ?  в тексте  в голове читателя в одном в разных автор и я только я предл. частях  найди соедини, соедини, найди ответ точный составь составь в своей ответ (1) ответ (2) ответ (3) голове (4)

«Отношения между вопросом и ответом»

Цель: обучение пониманию текста. Показать необходимость поиска места нахождения ответа.

  • Прочитайте вопрос и скажите, к какой группе он относится. После этого дайте на него ответ .

Где ответ?

в тексте в голове читателя

в одном в разных автор и я только я

предл. частях

найди соедини, соедини, найди ответ

точный составь составь в своей

ответ (1) ответ (2) ответ (3) голове (4)

«ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ТЕКСТА ( «ТАКСОНОМИЯ Б. БЛЮМА»)    Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия Б.Блюма» предполагает баланс между группами вопросов к: а) фактической (фактуальной) информации текста, изложенной вербально; б) подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте; в) концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста и имеющей отношение к её использованию; г) оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

«ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ТЕКСТА ( «ТАКСОНОМИЯ Б. БЛЮМА»)

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия Б.Блюма» предполагает баланс между группами вопросов к:

а) фактической (фактуальной) информации текста, изложенной вербально;

б) подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

в) концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста и имеющей отношение к её использованию;

г) оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

«ТАЙМ – АУТ»  Цель стратегии - самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе.  1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац. Дальше работайте в парах.  2.Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.  3. Проделайте ту же работу со всеми абзацами  4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.  5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.  6. Составьте краткий пересказ из ниже следующих предложений, расположив их в нужном порядке .

«ТАЙМ – АУТ»

Цель стратегии - самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе.

1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац. Дальше работайте в парах.

2.Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

3. Проделайте ту же работу со всеми абзацами

4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.

5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.

6. Составьте краткий пересказ из ниже следующих предложений, расположив их в нужном порядке .

«ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ «КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ»  Данная стратегия достаточно гибкая. В неё заложены условия качественного выполнения любого задания. «Проверочный лист» составляется учителем для обучающихся на первых этапах применения стратегии.  Учащиеся знакомятся с критериями выполнения задания и готовят его в соответствии с предлагаемыми требованиями. Они понимают, в каком случае ставится положительная оценка. Когда стратегия освоена, «Проверочный лист» составляется совместно с учителем и обучающимися.  Покажем применение этой стратегии на примере задания, связанного с чтением и пересказом содержания текста. 1. Названа основная мысль текста (Да/Нет) 2. Названы основные мысли текста и основные детали (Да/Нет) 3. Присутствует логико-смысловая структура текста (Да/Нет) 4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные 5. мысли текста (Да/Нет) 6. Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста (Да/Нет)

«ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ «КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ»

Данная стратегия достаточно гибкая. В неё заложены условия качественного выполнения любого задания. «Проверочный лист» составляется учителем для обучающихся на первых этапах применения стратегии.

Учащиеся знакомятся с критериями выполнения задания и готовят его в соответствии с предлагаемыми требованиями. Они понимают, в каком случае ставится положительная оценка. Когда стратегия освоена, «Проверочный лист» составляется совместно с учителем и обучающимися.

Покажем применение этой стратегии на примере задания, связанного с чтением и пересказом содержания текста.

1. Названа основная мысль текста (Да/Нет)

2. Названы основные мысли текста и основные детали (Да/Нет)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста (Да/Нет)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные 5. мысли текста (Да/Нет)

6. Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста (Да/Нет)

Стратегии работы с объёмными текстами «Алфавит за «круглым столом». «Соревнуемся с писателями». «Ориентиры предвосхищения». «Экскурсия по книге». «Список тем книги». «Следуйте за персонажем книги». «Черты характера героев». «Цитаты». «Загадки». «Доклад». «Рецензия». «Синквейн».

Стратегии работы с объёмными текстами

  • «Алфавит за «круглым столом».
  • «Соревнуемся с писателями».
  • «Ориентиры предвосхищения».
  • «Экскурсия по книге».
  • «Список тем книги».
  • «Следуйте за персонажем книги».
  • «Черты характера героев».
  • «Цитаты».
  • «Загадки».
  • «Доклад».
  • «Рецензия».
  • «Синквейн».
ritachmil@yandex.ru

[email protected]

Конспект урока «Тема и основная мысль» 5 класс. Осознанное чтение – основа функциональной грамотности. Цели урока: закрепить умение находить тему и идею в текстах различных стилей, развивать речь, формировать умение находить точные формулировки.   Ход урока Потребность ПОНИМАТЬ – одна из самых  главных в человеческой жизни. Г.Г.Граник - Как вы понимаете эпиграф? ( ответы учеников). Обсудим домашнее задание. Упражнение 3. Возможные заголовки:

Конспект урока «Тема и основная мысль» 5 класс.

Осознанное чтение – основа функциональной грамотности.

Цели урока: закрепить умение находить тему и идею в текстах различных стилей, развивать речь, формировать умение находить точные формулировки.

 

Ход урока

Потребность ПОНИМАТЬ – одна из самых

главных в человеческой жизни.

Г.Г.Граник

- Как вы понимаете эпиграф? ( ответы учеников).

Обсудим домашнее задание.

Упражнение 3. Возможные заголовки: "Настоящий грибник", "Легкая добыча", "Грибная удача".

Спугнутый мною заяц сковырнул лапами слой осиновых листьев под старой елью, и на меня краем белой шляпки глянул груздь.

- Вот вы куда попрятались! - воскликнул я и, разбирая листья, наполнил корзину доверху душистыми грибами.

На станции проходу от людей не было. Кто-то, вздохнувши, сказал:

- Вот это настоящий грибник!

"Эх вы! - подумал я. - Знали бы, как легко достались мне эти грузди".

- Какой заголовок не подходит? Почему? Отражающий тему – ГРУЗДИ, отражающий идею – "Легкая добыча", "Грибная удача".

Упражнение 5. Определи тематическое предложение, в котором нашел отражение заголовок текста. Вечереет. Длинная тень от опушки леса темной полосой легла на зеленый луг. Под развесистой березой прохладно и тихо. Дед Макар ест чернику и запивает холодным молоком из берестового туеска. Соболь, охотничья собака, лежит у ног хозяина и часто дышит, широко раскрыв рот. Изо рта свисает длинный красный язык. Дед плохо видит и вот уже три года как передал ружье внуку Игнатке. Соболь потерял чутье от старости и ходит по пятам за Макаром: куда Макар, туда и Соболь. В лесу послышался лай Найды, внучки Соболя. А вскоре выстрел - и... тишина. - Молодец Игнатка, без промаха бьет! - с гордостью говорит старик. Соболь помахивает закрученным в баранку хвостом и взвизгивает, глядя на хозяина. На собачьем языке это, наверно, значит:

Упражнение 5. Определи тематическое предложение, в котором нашел отражение заголовок текста.

Вечереет. Длинная тень от опушки леса темной полосой легла на зеленый луг. Под развесистой березой прохладно и тихо.

Дед Макар ест чернику и запивает холодным молоком из берестового туеска. Соболь, охотничья собака, лежит у ног хозяина и часто дышит, широко раскрыв рот. Изо рта свисает длинный красный язык.

Дед плохо видит и вот уже три года как передал ружье внуку Игнатке. Соболь потерял чутье от старости и ходит по пятам за Макаром: куда Макар, туда и Соболь.

В лесу послышался лай Найды, внучки Соболя. А вскоре выстрел - и... тишина.

- Молодец Игнатка, без промаха бьет! - с гордостью говорит старик.

Соболь помахивает закрученным в баранку хвостом и взвизгивает, глядя на хозяина. На собачьем языке это, наверно, значит: "А Найда чем хуже? Разве легко посадить глухаря!"

Какой заголовок подойдет к этому тексту? Отражающий тему – добыча, отражающий идею – ГОРДОСТЬ. Такой заголовок дал автор. Мы были внимательны и уловили задумку автора. Какова основная мысль? Что хотел сказать автор?

Сегодня на уроке мы учимся читать и понимать.

Читаем по абзацам. Обсуждаем настроение. Эмоциональные слова. В каждом абзаце выбираем главное. Задаем вопросы. А что будет дальше?

Орёл и кошка

(1)За деревней было видно кошку, весело игравшую со своими котятами. (2)Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

(3)Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. (4)Как молния опустился он с вышины и схватил одного котёнка. (5)Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. (6)Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. (7)Закипела битва насмерть.

(8)Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с когтями, длинными и кривыми, давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. (9)Но кошка, раненая, не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

(10)Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки, но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. (11)В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (К.Ушинский)

1.Определим тему. Битва орла и кошки. Орел и кошка.

2. Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла? ( Откуда ни возьмись, вдруг, как молния).

3. Вставьте определения в следующее описание.

Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился _________________________________________ орел. У хищника были _______________________________________ крылья, _________________________________________ клюв, ___________________________ лапы с _________________________________ когтями.

4. Как автор описывает напряженность битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему кошка победила орла? Кошка победила, потому что она защищала свою семью, она мужественно сражалась. Где вы нашли ответ?

6. Прочитайте фрагмент текста о степном орле. Можно ли в текст «Орёл и кошка» вставить приведённое описание орла? Ответ обо­снуйте.

Степной орёл — крупный представитель рода настоящих орлов Aquila . Вес его колеблется от 2,7 до 4,9 килограммов, размах кры­льев — от 175 до 210 сантиметров. Окраска однотонная от светло до тёмно-бурой. Молодые орлы отличаются от взрослых наличием чётких полос на нижней поверхности крыльев, продольными пестри- нами на брюхе и штанах, более яркими тонами окраски оперения. Окончательный («взрослый») наряд они приобретают на пятом году жизни.

Заселяет степи, лесостепи, полупустыни и (реже) пустыни Евразии на огромных пространствах от юго-восточной Европы до юго-восточного Забайкалья, на юг вплоть до южной Аравии и Индии, а также значитель­ную часть Африканского материка. Не только в русском, но и практиче­ски во всех европейских языках эту птицу величают одинаково — «степ­ной орёл». Также в переводе звучит и его бурятское название «талын бургэд». Латинское название — Aquila тарах.

Степной орёл — единственный из орлов вид, устраивающий гнёзда на земле. Основной добычей ему служат различные виды сусликов, в не­которых районах важным кормом служат также сурки и пустынные гры­зуны — песчанки .

7. Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)? Из другого рассказа К. Ушинского Из статьи энциклопедии о птицах Из сказок о животных Из мифов о происхождении животных и птиц 8. С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла? чтобы показать силу кошки чтобы предупредить о неожиданности орла-хищника чтобы показать силу материнской любви чтобы рассказать о жизни животных и птиц.   Что же такое тема? Основная мысль? Заголовок? Как они соотносятся друг с другом? Выводы по теме.   Прочитать текст. В чем схожесть текстов, в чем отличие?

7. Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?

Из другого рассказа К. Ушинского

Из статьи энциклопедии о птицах

Из сказок о животных

Из мифов о происхождении животных и птиц

8. С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?

чтобы показать силу кошки

чтобы предупредить о неожиданности орла-хищника

чтобы показать силу материнской любви

чтобы рассказать о жизни животных и птиц.

 

Что же такое тема? Основная мысль? Заголовок? Как они соотносятся друг с другом?

Выводы по теме.

 

Прочитать текст. В чем схожесть текстов, в чем отличие?

Домашнее задание. 

(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (3)Вдруг она уменьшила свои шага и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на голове. (5)Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6)Моя собака медленно приближалась к нему; как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти. (7)Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище..., но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой! (8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И всё-таки он не смог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11)Мой Трезор остановился, попятился: видно, и он признал эту силу. (12)Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. (13)Да, не смейтесь. (14)Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. (15)Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (16)Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И. Тургенев)

1. Подберите заголовок, отражающий тему текста, и заголовок, отражающий основную мысль.

2. Укажите номер предложения, в котором выражена основная идея текста .

1) 7 2) 10 3) 14 4) 15

3. Укажите номер предложения, в котором использовано слово, имеющее повышенную эмоциональную

1) 9 2) 12 3) 15 4) 16 

4. Заполни пропуски.  «В коротком рассказе о незначительном житейском эпизоде И.С. Тургенев затронул одну из вечных тем — тему __________________________________. Автор, являясь участником сцены встречи ________________________ и ____________________________, взволнованно и ярко повествует об увиденном, добавляя к рассказу и свои ________________________________ и ______________________________. Живость и эмоциональность повествования достигается путём использования___________________________ (в предложении 16), ____________________________ («крылышки», «зубастая»), которая соседствует в тексте с _______________________________________ («благоговея», «детище», «трепетало»), _________________________________________________ (предложения 7,8)».  

4. Заполни пропуски.

«В коротком рассказе о незначительном житейском эпизоде И.С. Тургенев затронул одну из вечных тем — тему __________________________________. Автор, являясь участником сцены встречи ________________________ и ____________________________, взволнованно и ярко повествует об увиденном, добавляя к рассказу и свои ________________________________ и ______________________________. Живость и эмоциональность повествования достигается путём использования___________________________ (в предложении 16), ____________________________ («крылышки», «зубастая»), которая соседствует в тексте с _______________________________________ («благоговея», «детище», «трепетало»), _________________________________________________ (предложения 7,8)».

  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!