СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом на уроках русского языка в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы работы с текстами

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках русского языка в 10 классе»

Амитова Айгуль Алшынбаевна

учитель русского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной Школы химико – биологического направления города.Алматы

email: amitova.1969@mail.ru

+7747 136 96 69












Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковых компетенций учащихся
Где нет текста, там нет объекта для

исследования и мышления

М.М. Бахтин

Полностью согласна со словами М.М. Бахтина : «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления», потому что тексты окружают современного человека повсюду: реклама, пресс- релиз, статья, репортаж, интервью в газете или интернете, SMS-сообщение, мотивационное эссе при приёме на работу, Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы. В классах с казахским языком обучения чтение и текстуальное изучение художественных произведений осуществляется на уроках русского языка. Поэтому понимание литературного текста, умение анализировать и интерпретировать текст можно только при опоре на нижеперечисленные виды деятельности:

1.Осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров.

2.Пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием).

3.Ответы на вопросы

4. Анализ и интерпретация произведения

5. Составление  планов ( простых и сложных)

6.Характеристика литературного героя

7. Написание отзыва о произведении

8. Составление ментальных карт, концептуальных таблиц

9. Написание творческих работ (эссе, сочинений).

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

1. Нахождение границ  предложений в тексте

2. Деление текста на абзацы

3. Восстановление деформированного текста

4. Собирание текста из фрагментов

5. Определение темы, главной мысли, идеи

6. Озаглавливание

7. Дописывание концовки текста

8. Создание текстов разных стилей, разных типов речи.

« ...Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения мировой классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.»

1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в нашей школе в 7 классе и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.

3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении следующих тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

4. Приём  «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Например, при изучении

5. Следующий приём называется «Верные или неверные утверждения». Я задам вам несколько вопросов по теме, а вы мне ответите «да или нет».

Предтекстовая работа

Действия учащихся: читают утверждения, высказывают свои личные предположения, после чтения текста проверяют, совпали ли личное мнение с мнением эксперта.

Действия учителя: распечатывает на каждого учащегося карточку и наблюдает за работой учащихся. Затем ведется опрос.

ЗАДАНИЕ 2: прочитайте утверждения и отметьте ДА/НЕТ в соответствие с вашим мнением.


На смену старым профессиям придут новые, более перспективные

ДА/НЕТ


Новые профессии не будут связаны с развитием IT-технологий

ДА/НЕТ


Инженеры и программисты не будут востребованы в будущем, по-прежнему будет необходим ручной труд

ДА/НЕТ


Весь ручной труд будет автоматизирован

ДА/НЕТ


В будущем понадобятся люди, управляющие дронами (беспилотными летательными аппаратами)

ДА/НЕТ



Предтекстовая работа

Учащиеся выполнят лексико-грамматическую работу: найдут

соответствия.

светский

принадлежность

толерантный

диалог

государственный

община

религиозный

политика

межконфессиональный

отношение

2)

подвергаться

образцом

основываться

свободу

быть

дискриминации

обеспечить

религию

исповедовать

на принципах

Составьте 5 предложений, используя полученные словосочетания.

Текстовая работа

Г Задание:

1.Прочитать статью, выделить структурные элементы и стилистические особенности статьи.( оформляют в виде флипчарта)

2. Выписать аббревиатуры и расшифровать их.

3. Сформируйте основную идею статьи одним предложением

6. Достаточно популярна в мире современного казахстанского образования «Ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  Простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Как звали главного героя?);

  Уточняющие выводят на уровень понимания текста (Правда ли, что..?);

  Интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему..?);

  Творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли..?);

  Оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Правильно ли поступил..?);

  Практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Как бы я поступил на месте героя..?).

7.Приём «Фишбоун».

Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость»

Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

- извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы

- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе

Остановлюсь на уроке по теме «Профессии будущего» в 8 классе

Текстовая работа

Действия учащихся: читают текст, выделяют ключевую информацию, обсуждают в парах, сравнивают собственные утверждения с мнением специалиста.

Действия учителя: контролирует работу пар.

ЗАДАНИЕ : прочитать текст, выделить ключевую информацию, сравнить утверждения.

Текст

     Все чаще в СМИ говорят об увеличении списка профессий, которым не суждено жить в будущем. Но на смену невостребованным профессиям  приходят новые перспективные, отвечающие спросу на рынке труда. О том, какие специалисты будут нужны работодателю завтра, порталу HR-tv.ru рассказал Алексей Васильманов, HR- эксперт, владелец и основатель кадрового агентства HR Development. 

- Можете ли вы уже сейчас назвать профессии, которые станут перспективны в обозримом будущем?

– Однозначно это  будут специальности, связанные с робототехникой, сельским хозяйством и внедрением различных инновационных способов сбора урожая и ухаживания за посевами.

– Все эти внедрения сопряжены с развитием IT-технологий. Спрос на специалистов этой отрасли очевиден уже сейчас, в будущем это станет еще актуальнее?

– Да, конечно. IT-специалисты, разработчики программного обеспечения, программисты, сервисные инженеры – это люди, которые станут двигать прогресс во многих отраслях – от аграрной, о которой мы сказали выше, до HR. 

- То есть можно сказать, что будет использоваться в основном  интеллектуальный инженерный труд?

– Да, спустя 10-20 лет почти весь ручной труд будет автоматизирован. Станут нужны не рабочие, которые закручивают гайки, а инженеры и программисты, которые напишут код для машин, обслуживающих конвейер.

- Вернутся ли какие-то старые профессии?

- Вернутся высокооплачиваемые профессии, связанные с эксклюзивной ручной работой. Это могут быть ювелиры, сборщики автомобилей, если речь идёт о ручной сборке.

- Есть ли какие-то профессии, которые 10 лет назад были востребованы, а сейчас очевидно, что они отходят в прошлое?

– Бухгалтер. С каждым годом процесс первичной бухгалтерии всё больше автоматизируется различными вспомогательными программами.

- Какие технологии могут способствовать зарождению профессиональных отраслей в ближайшем будущем?

- Наверняка в скором времени потребуются пилоты дронов. Эта технология даёт широкие возможности: от доставки почты и лекарств до визуального контроля над большой территорией. Области применения дронов, как и их количество, будут расти, а значит, понадобятся люди, которые станут ими управлять.

Послетекстовая работа

Действия учащихся: пересказывают основное содержание текста от 3го лица. Оценивают пересказ друг друга.

Действия учителя: наблюдает за работой пар.

Задание : преобразовать текст и пересказать его основное содержание от 3го лица, сохранять структуру текста. Употребить термины в правильном значении.

Критерии оценивания:

1.Пересказывает основное содержание текста.

2.Использует в пересказе профессионализмы и термины.

Дескрипторы

Учащийся:

Передаёт основное содержание прочитанного  текста.

Использует форму третьего  лица.

Употребляет термины в правильном значении. 

Дифференциация

Поддержка учащимся:

- востребованные профессии – старые профессии – профессии, ушедшие в прошлое – профессии, которым не суждено жить в будущем

- развитие технологий – сокращение списка профессий – увеличение числа специалистов, управляющих техникой

- автоматизация ручного труда – программисты – коды для машин

- перспектива – спрос – прогресс 

7. Приём технологии критического мышления «КЛАСТЕР», который я использую в своей практике для развития и формирования новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию эссе, подготовки к дискуссии или диспуту ). На уроках часто для того, чтобы не скучали оддарённые и талантливые дети , готовлю дифферецированные задания.


Посмотрите новости «Профиленл в Симферополе» по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=weEADHVjgUI

Задания:

1.Заполните пропуски в тексте

Основным признаком публицистического стиля является_________________________.

В публицистике чередуются ________________________. Предмет публицистики –_______________________– все, что касается каждого. Характерными особенностями публицистических произведений являются _____________________________________________________________________________

Публицистический стиль представлен множеством жанров:

газетные –

телевизионные –

ораторские –

коммуникативные –

рекламные –

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: _________________________________________________________,

2.Ответьте на вопросы:

О чем текст в ролике?


Кому он может быть интересен?




Выберите заголовок, который подходит к ролику

А)Город детей

В)Детский город профессий

С)О детских профессиях


Заполните кластер по материалам ролика:


Лексика публицистики ик






Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать следующие задачи:

1.Учить видеть, слышать и чувствовать текст

2. Пополнять речевую память учащегося

3. Обогащать словарный запас

4. Продуктивно усваивать учебный материал

5. Прививать  эстетический вкус

6.Формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать

7. Воспитывать высоконравственную личность, способную изменить мир к лучшему

8. Воспитывать компетентную личность в конкурентоспособном мире

9. Формировать коммуникативные навыки.

10. Уметь оценивать себя и давать оценку другим.

Таким образом, я пришла к выводу, что в эпоху интернета и социальных сетей количество фейковых новостей растет, а найти истоки той или иной информации все сложнее. Чтобы фильтровать информационный поток, надо развивать критическое мышление и привычку проверять данные, сопоставлять информацию из разных источников и не верить слепо всему прочитанному или услышанному.


























Использованная литература:


Давоян О. Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3714/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!