СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом на уроках ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Работа с текстом на уроказ ОБЖ".

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках ОБЖ»

Работа с текстом на уроке ОБЖ.

1. Каковы функции учебника вообще?

Учебник выполняет две основные функции:

  1. является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

  2. выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

2. В каких видах существуют учебники и учебные пособия?

В следующих видах: учебных книгах и текстах, хрестоматиях, задачниках, практикумах, дидактических пособиях, книгах для дополнительного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т.п.

3. Каковы обязательные составляющие учебника?

В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельная работа.

4. Каковы компоненты содержания учебника?

Основными компонентами содержания любого учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная.

Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:

  • Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

  • Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.

  • Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.

  • Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.

5. Что является главной формой учебника?

Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.

6. На какие компоненты можно разделить основной текст?

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:

  1. теоретико-познавательный:

    • основные термины;

    • ключевые понятия и их определения;

    • основные факты, явления, процессы, события;

    • опыты;

    • описание основных законов, теорий, ведущих идей;

    • выводы и т. п.

  2. инструментально-практический:

    • характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;

    • описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;

    • составление набора задач, опытов, самостоятельных работ;

    • обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

7. Что включает дополнительный и пояснительный текст?

Дополнительный текст включает:

  • документы,

  • хрестоматийный материал,

  • обращение к читателям,

  • биографические сведения,

  • статистические сведения,

  • справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает:

  • предметные введения к учебнику, разделам, главам;

  • примечания, разъяснения;

  • словари;

  • алфавиты;

  • определители;

  • пояснения к картам, схемам, диаграммам;

  • указатели.

8. Есть ли в учебнике внетекстовые компоненты?

Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:

  1. аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения,

  2. иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации,

  3. аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.

К. Д. Ушинский считал, что только самостоятельная работа учащихся создает предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей учащихся. Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Поэтому необходимо научить учащегося самостоятельно добывать знания, анализировать ситуации, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, выделять главное, решать проблемные задачи.

Учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. Многие учащиеся считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц. Сущность работы с учебником по осмыслению новых знаний и овладению ими заключается в том, что каждый учащийся самостоятельно и вдумчиво изучает программный материал по учебнику, осмысливая содержащиеся в нем факты, примеры, правила, понятия, выводы. При этом он одновременно с усвоением знаний приобретает умение работать с учебной литературой.

Чтобы самостоятельная работа с учебником давала эффект, подбираю материал, который соответствует познавательным возможностям учащихся и уровню их подготовки. Провожу с учащимися подготовительную беседу, ставлю цель работы, ввожу в курс новой темы и довожу те вопросы, которые надлежит усвоить. Определяю порядок самостоятельной работы и осуществления самоконтроля. При необходимости обеспечиваю учащихся соответствующими наглядными пособиями. После окончания самостоятельной работы с учебником провожу закрепление и уточнение усвоенного материала.

Использую работу с учебником на каждом уроке, исходя из его задач. Предлагаю задания нарастающей трудности. Применяю работу с учебником, когда объем материала велик, в этом случае учащиеся часть его прорабатывают на уроке. Организую работу с учебником, когда текст сложен и требует разъяснения по частям. Комментированное чтение параграфа помогает понять сложную информацию и обеспечивает лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. При самостоятельном заполнении таблиц, учащиеся находят новую, неизвестную и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте. Это учит их правильному отбору и краткому изложению информации. Проблемные вопросы по тексту способствуют глубокому осмыслению полученной информации. В каждом параграфе есть материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащиеся анализируют текст, устанавливают новые связи между понятиями, рассматривают его под новым углом зрения.

План, схема, опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить главный смысл текста, установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся. Некоторые тексты учебника легко можно превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации.

Таким образом, использование на уроке самостоятельной работы с учебником подготавливает школьников к самообразованию, обеспечивает связь умственной и практической учебной деятельности. В результате повышается уровень активности учащихся на уроке, их самостоятельность, развивается мыслительная способность. Все это заставляет их быть внимательными при чтении текста, учит конспектировать, анализировать, сравнивать, выделять главное.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!