Слайд 1.
Работа с семьями учащихся, находящимися в сложной жизненной ситуации».
Слайд 2.
Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения.
В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Сегодня значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно изменилась и жизнь детей, воспитывающихся в этих семьях.
Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Слайд 3.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению или содержанию, или отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Слайд 4.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Слайд 5.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска.
В большинстве случаев дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, воспитываются в семьях, где пьющие родители, дети-сироты, опекаемые дети, малообеспеченные семьи. К числу детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации, относятся дети, воспитывающиеся в семьях, где распространено насилие по отношению к членам семьи, в частности к детям. Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными. Жестокость родителей порождает жестокость детей.
Слайд 6.
Признаки социального неблагополучия у обучающегося
Систематически приходит в школу невыспавшимся, утомленным, голодным (обмороки и головокружения), без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;
Имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;
Систематически опаздывает на учебные занятия;
Постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д
Санитарно-гигиеническая запущенность;
Неумеренный аппетит;
Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
Привлечение внимания любым способом;
Чрезмерная потребность в ласке;
Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
Трудности в обучении.
Слайд 7.
Признаки Физического насилия в семье
Боязливость ребенка.
Сосание пальца, раскачивание.
Боязнь идти домой.
Жестокое обращение с животными.
Стремлении скрыть причину травм.
Слайд 8.
Этапы работы школы с семьёй,
находящейся в социально опасном положении.
Перечислить. Ну давайте поэтапно.
Слайд 9.
1 этап.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
С целью раннего выявления неблагополучных семей, мы проходим микроучастки 2 раза в год, где переписываются все несовершеннолетние, проживающие в семьях, место их обучения, условия проживания.
В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда должны находятся под пристальным контролем.
Слайд 10.
2 этап.
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):
(Профилактическая).
Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель
обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
посещает семьи с целью обследования условий проживания,
проводит индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями,
наблюдет за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей,
привлекает родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом,
вовлекает детей в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы,
проводит лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.
консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
ежедневно контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
Наверное, нет такого учителя, у которого в классе не бывает детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе таких детей и такие семьи.
Если такие дети выявляются, то необходимо обратится к социальному педагогу школы, и вместе с ним посетить семьи и оформить акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка.
Наша работа как классных руководителей направлена на то, чтобы организовать совместную работу родителей, классного руководителя, социального педагога, психолога, преодолению семьей и ребенком трудной жизненной ситуации, в которую они попали. Бороться одному классному руководителю не возможно.
Слайд 11. Например.
Для получения информации от родителей можно использовать следующие тесты:
Тест-игра «Какой вы родитель?». Родители получают список фраз и инструкцию: «попросите членов своей семьи отметить фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми» (баллы на бланке не указывать).
1. Сколько раз тебе повторять! –2 балла.
2. Посоветуй мне, пожалуйста. –1 балл.
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! – 1 балл.
4. И в кого ты только уродился! –2 балла.
5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл.
6. Ну на кого ты похож (а)! –2 балла.
7. Я в твое время! –2 балла.
8. Ты моя опора и помощник (ца)! –1 балл.
9. Что за друзья у тебя! – 2 балла.
10. О чем ты только думаешь! – 2 балла.
11. Какая ты у меня умница! – 2 балла.
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1 балл.
13. У всех дети как дети, а ты? –2 балла.
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1 балл.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделить ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!
Слайд 12.
Тест «Искусство воспитания»
Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них одним из трех слов: «да», «нет», «отчасти, иногда». «Да» – 2 балла; «отчасти, иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным делам?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
6. Проверяете ли вы, когда они учат уроки?
7. Есть ли у вас общие с ними дела, занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
9. Во время проведения детских праздников предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, а не уходили из дома?
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
11. А телевизионные передачи и фильмы?
12. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, лыжных походах?
14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?
Более 20 баллов: ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
С 10 до 20 баллов: отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов: ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Слайд 13.
«Поэтапная работа с родителями учащихся, пропускающих уроки по неуважительным причинам, для привлечения их к ответственности за неисполнение родительских обязанностей»
Шаг 1. Определение типа пропусков учащегося.
Этот этап требует от учителя терпения. Каждый раз, когда ученик пропускает уроки, необходимо выяснить почему. Для этого совершаются звонки родителям или законным представителям, отслеживаются пропуски каждого урока в журнале, опрашиваются одноклассники и учителя предметники. В результате первого этапа учитель будет иметь представление о причинах пропусков уроков учащегося (по болезни, по симуляции болезни, без уважительной причины и т.д.)
Слайд 14.
Шаг 2. Работа с учеником-прогульщиком.
Этот этап идёт параллельно с первым. И на этой стадии можно добиться успеха. Ведь воздействие бесед, контроль пропусков, для некоторых учеников является достаточным, чтобы перестать прогуливать уроки. Данный этап подразумевает проведение бесед с учащимся, который прогуливает уроки. Каждая беседа фиксируется в журнал. Этот журнал можно сделать самостоятельно.
(Пример 1.)
Журнал индивидуальной работы с учащимися
ФИ учащегося | Класс | Дата | Причина | Воздействие |
Иванов Иван | 5-А | 23.10. 2014г. | пропустил без уважительной причины 6-й урок литературы. | Проведена разъяснительная беседа с Иваном. Информация доведена до сведения родителей. |
Петров Игорь | 8-Б | 05.12 2014 г. | Ушёл с 3 уроков без видимой причины и предупреждения. Пропустил алгебру, химию, физкультуру. | Проведена разъяснительная беседа, родители поставлены в известность по телефону. |
Слайд 15.
Шаг 3. Работа с родителями ученика-прогульщика.
На этом этапе учитель может:
Записывать в дневник информацию о пропусках (страницы с записями сканировать обязательно, и вкладывать в папку, отдельно созданную для каждого ученика-прогульщика)
Информировать родителей по телефону. Обязательно фиксировать все звонки или составлять акт, о беседе с родителями учащегося по телефону. В случае, если родитель не берет трубку, или номер не доступен, так же составляется акт о произведённом действии.
(Пример 2)
Акт о беседе с родителями ученика 5 класса Иванова Ивана. Беседа состоялась по телефону. Мать учащегося Мария Петровна была поставлена в известность о пропусках уроков сына. Оправдательных документов (справок) семья не имеет. Мария Петровна обещала провести воспитательную работу с сыном. Дата звонка 23.10. 2014 18.43 Подпись классного руководителя Сидорова И.А. |
(Пример 3)
Акт о беседе с родителями ученика 5 класса Иванова Ивана. Беседа по телефону 8-914-145-67-34 не состоялась. Телефон матери учащегося Марии Петровны находился вне зоны действия сети. Дата звонка 24.11. 2014 17.15 Подпись классного руководителя Сидорова И.А. |
Слайд 16.
Приглашать на индивидуальную беседу родителей. Обязательно составлять протокол проведённой беседы. В случае неявки родителя (родителей) на беседу, так же составляется документ.
(Пример 4)
Протокол беседы с родителями учени__ ___ класса ФИ _____________________ ФИО родителей __________________________________________ Беседа состоялась (подчеркнуть) – в присутствии администрации школы; Беседа состоялась (подчеркнуть) - в присутствии ребёнка; В присутствии (подчеркнуть) третьих лиц; Основные вопросы беседы: 1)____________________________ Принятые решения: 1)____________________________ Подпись родителей учащегося Мать __________________________________ роспись ____ Отец __________________________________ роспись ____ Подпись классного руководителя Сидорова И.А. |
(Пример 5)
Акт о беседе с родителями ученика 5 класса Иванова Ивана. Беседа с родителями не состоялась, по причине их неявки. Приглашение на беседу было передано лично по телефону 8-914-145-67-34 13.03.2015 в 15.00. На данное приглашение, матерью ученика Марией Петровной был дан положительный ответ. Беседа была назначена на 14.03.2015 г. в 14.00. Дата 14.03. 2015 15.00 Подпись классного руководителя Сидорова И.А. Подпись третьего лица (засвидетельствовавшего ожидание) __________ |
Слайд 17.
Приглашение родителей учащегося пропускающего уроки без уважительной причины на заседание родительского комитета. Во время которого составляется протокол заседания и фиксируются принятые решения. Формы актов или других документов могут составляться в любой форме, удобной классному руководителю.
Еще можно классному руководителю совместно с социальным педагогом, психологом, директором и завучем школы, можно составить программу работы с семьей, в которой фиксируются все виды работы с семьей и ребенком.
Слайд 18.
Пример показать.
Примерный план работы с семьями учащихся
в трудных жизненных ситуациях, социально-опасном положении
№ | Проводимые мероприятия | Срок исполнения | Ответственный |
| Обследование условий проживания семьи | Август | Кл. рук., соц. пед. |
| Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи): - «Влияние алкоголя на организм человека»; - «Об уклонении от родительских обязанностей» - «Взаимоотношения в семье»; - «Роль семьи в воспитании детей» - «Стили семейного воспитания» - «Возрастные изменения детей» | Ежемесячно Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Кл. рук., соц. пед., зам. дир. по ВР, психолог |
| Контроль за посещаемостью уроков | ежедневно | Кл.рук. |
| Организация летней занятости и оздоровление детей | В теч. лета | Кл. рук., соц. пед., зам. дир. по ВР, психолог |
| Индивидуальные беседы с детьми: - «О соблюдении личной гигиены» - «Разговор о правильном питании» - « Беседа по профориентации» - «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних» - «О взаимоотношениях в семье» - «Вредные привычки» | Постоянно Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | Соц. пед. Психолог, кл.рук-ли, зам.по ВР. |
| Индивидуальные беседы с детьми и родителями (по отд. плану) | еженедельно | Кл.руков-ли |
| Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану) | ежемесячно | Кл.руков-ли. |
| Оказание детям социальной помощи и поддержки. | постоянно | Соц. пед., Кл.рук |
| Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности. | постоянно | Кл.рук. |
| Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку. | постоянно | Кл. рук., библиотекарь |
| Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб. | В течение года | Соц. пед., кл. рук. |
| Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка. | по мере необходим. | Соц. пед., кл. рук.психолог |
| Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях. | постоянно | Кл.рук. |
| Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением. | постоянно | Кл. рук., соц. пед. |
| Трудоустройство родителей. | Сентябрь Октябрь | Соц. пед., кл. рук., психолог |
| Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье. | Май | Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР, психолог |
Слайд 19.
3 этап.
Административные действия.
Если все предыдущие действия не имеют положительного результата, тогда необходимо переходить на новый уровень решения проблемы – с помощью администрации. Но тогда, действия ученика и его родителей подпадает под правонарушение, поскольку пропусками уроков без уважительной причины ученик нарушает устав школы, а родители непосредственно закон.
Пример 6.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" в Статье 44. Предусматривает права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. |
Слайд 20.
(Пример 7)
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195 ФЗ в статье 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями предусматривает: 1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. |
Слайд 21.
Основные действия административного этапа.
| Действия | Результаты |
1 | Приглашение родителей учащегося на педагогический совет школы | Протокол заседания педсовета, либо акт о неявке родителей; |
2 | Приглашение родителей на Совет профилактики школы с участием инспектора ПДН, постановка учащегося на внутришкольный учёт. | Протокол заседания Совета профилактики, либо акт о неявке родителей |
3 | Обращение в инспекцию (комитет) по делам несовершеннолетних (при УВД) | -постановка на учёт в КПДН - определение учащегося в специализированное учебное учреждение - выписка административного штрафа |
Привлечь к административной ответственности может не школа, а инспекция по делам несовершеннолетних. Для того, чтобы инспектор ПДН смог действовать, школе необходимо предоставить определённые документы.
Основные документы, предоставляемые образовательным учреждением для подтверждения необходимости привлечения родителей к ответственности.
Слайд 22.
1.Документы подтверждающие профилактическую работу классного руководителя:
Психолого-педагогическая характеристика класса (на основании успеваемости, социометрии, поведения учащихся).
Психолого-педагогическая характеристика ученика.
План профилактических мероприятий классного руководителя и анализ участия в нем учащегося:
индивидуальные беседы с учениками и их родителями попавших в группу риска;
классные часы о вреде курения, наркомании, употреблении алкоголя;
классные мероприятия, направленные на установление контакта и улучшение климата в классе (совместные тематические вечера, походы в кино, театр, выезды на природу);
Лист успеваемости учащегося с количеством пропущенных уроков и дней.
Копии медицинских справок или иных документов легализующих отсутствие учащегося, записок и заявлений от родителей, приказов по школе.
Докладные от учителей-предметников.
Распечатки телефонных звонков, подтверждающих попытки классного руководителя установить контакт с родителями ученика.
Копии дневника учащегося с записями классного руководителя (оценка поведения учащегося, приглашение родителей в школу)
Протоколы заседания родительского комитета.
Протоколы бесед с учащимся, его родителями, объяснительные.
Слайд 23.
2. Документы подтверждающие профилактическую работу школы:
Протоколы бесед с родителями учащегося
Протоколы заседаний педсовета, совета профилактики школы
Локальные акты о продлении четверти, отстранении от занятий.
Протоколы бесед с инспектором ПДН
Слайд 24.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
улучшение положения и качества жизни ребенка;
устранение причин неблагополучия;
расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка эффективности работы с семьей:
соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
родители проявляют заботу о детях;
дети посещают общеобразовательное учреждение;
уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;
в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Слайд 25.
Заключение.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.
А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв.
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей, без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... поздно учли...
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)