Памятка для родителей:
- на проезжей части не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите ребёнка спешить там, где надо наблюдать и обеспечивать безопасность;
- никогда не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора. Это ребёнок сделает это с вами, тем более он сделает это без вас.
- выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры: ребёнок должен привыкнуть, что при переходе разговоры должны быть излишни;
- никогда не переходите дорогу наискось. Подчёркивайте и показывайте ребёнку каждый раз, что идти следует строго поперёк дороги;
-переходите дорогу только на пешеходных переходах, по линии тротуаров, если вы приучите ребёнка переходить, где придётся, никогда школа не будет в силах переучить его;
- из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси всегда выходите первыми, впереди ребёнка. В противном случае, ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги;
- привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях обстановки на дороге. Показывайте ему те машины, которых надо остерегаться, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью, которые вы заметили издали;
- подчёркивайте свои движения, находясь с ребёнком, - поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска машин, - если ребёнок заметил, это значит, он обучается на вашем примере;
- не выходите с ребёнком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно дорогу – это типичная ошибка, и надо, чтобы дети её не повторяли;
- не посылайте ребёнка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам;
- маленького ребёнка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать его при попытке вырваться. Это типичная причина несчастных случаев.
Учите ребёнка смотреть.
У ребёнка должен быть выработан твёрдый навык, прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
Учите ребёнка замечать машины.
Иногда ребёнок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль и быстро замечать машину, мотоцикл, мотороллер, велосипед.
Учите ребёнка оценивать автомобиль в движении.
Ребёнок должен уметь оценивать скорость и направление будущего движения машины.
Наблюдая за приближающимися машинами, ведите с ребёнком счёт времени, которое потребуется машине, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать секунды, наблюдая за машиной, ребёнок научится правильно определять скорость и предвидеть движение машины.
Научите ребёнка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
Учите ребёнка предвидеть опасность.
Неоднократно покажите ребёнку с тротуара:
- стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину;
- стоящий автобус (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
- стоящий грузовик или легковую машину и внезапно выезжающую из-за неё машину;
- кусты, деревья, забор и машину из-за них;
- движущуюся машину и машину, обгоняющую первую и выезжающую из-за неё;
- движущуюся машину и встречную, выезжающую из-за первой.
Ребёнок должен привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предметами на дороге часто скрывается опасность.
Сам вид предметов, мешающих свободному обзору дороги, должен восприниматься ребёнком как сигнал опасности, как напоминание о повышенной осторожности.
Все наглядные уроки предвидения скрытой опасности давайте находить на тротуаре, у пешеходного перехода или в зоне остановки общественного транспорта.
Формирование навыков наблюдения и предвидения опасности у детей – длительный процесс, и для этой цели необходимо использовать каждое пребывание на дороге с ребёнком. Но особенно целесообразно использовать для этой цели путь с ребёнком в школу и обратно, чтобы «отработать» безопасное движение с ребёнком на этом постоянном маршруте.
Обращайте внимание ребёнка на обманчивость и опасность пустынных дорог. На дорогах, по которым редко ходят машины, дети часто устраивают игры, не видя машин и не слыша их шума, нередко выходят на проезжую часть, не осмотревшись, интуитивно полагая, что дорога пуста.
Пустынные дороги не менее опасны, чем оживлённые. У детей, у которых имеется значительное отклонение от нормы зрения, в частности, используются очки, следует учитывать, что при этом необходимое наблюдение и ориентирование ребёнка на дороге резко осложняется.
Такой ребёнок должен быть ещё более внимательным, так как он может ошибиться в определении расстояния от машины и её скорости, имеет больше вероятности не заметить машину. «Боковое зрение», играющее важную роль для того, чтобы заметить машину, приближающуюся сбоку, у детей со слабым зрением и в очках намного слабее, чем у детей с нормальным зрением. Целесообразно, чтобы ребёнок в очках компенсировал недостаток бокового зрения более частыми и тщательными поворотами головы и просмотром улицы вправо и влево, в частности, в тех местах, где могут появляться машины, выезжающие с поворотом из-за угла.