СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документы по оформлению работы в течении учебного года с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми»









Работа с одарёнными детьми





































Учитель биологии и химии: Вечёрко Татьяна Анатольевна













Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в начальной школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».





Отличительные особенности одаренных детей

  • 1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

  • 2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

  • 3.Испытывают радость от умственного труда.







Категории одаренных детей

  • 1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

  • 2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

  • 3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.









Целью  реализации   данной   программы   является   создание   благоприятной образовательной среды, которая позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал одаренных детей.

Задачи: ­   создание   благоприятных   условий   для   развития   талантливых   учащихся   через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования;

­  отбор   методов   и   приёмов,   которые   способствуют   развитию   самостоятельности мышления, инициативности и творчества; ­ создание условий для укрепления здоровья одарённых детей; ­   расширение   возможностей   для   участия   способных   и   одарённых   школьников   в районных,   областных   олимпиадах,   научных   конференциях,   творческих   выставках, различных конкурсах; - увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

Ожидаемые результаты обеспечение   возможности   творческой   самореализации   личности   в   различных можно отнести: видах деятельности;

обогащение   кругозора   детей,   формирование   отчетливых,   разносторонних представлений   о   предметах   и   явлениях   окружающей   действительности,   которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;

введение   знаний   о   собственном   «Я»   ребенка,   формирование   социально­ нравственного   поведения,   обеспечивающего   детям   успешную   адаптацию   к   школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.);

приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;

формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с   наглядным   образцом   и   (или)   словесными   указаниями   учителя,   осуществлять самоконтроль и самооценку.


Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил выделить следующие виды одаренности:

-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

-Информационно - коммуникативная одаренность;

-Творческая одаренность;

-Социальная одаренность;

-Спортивная одаренность.







Методы работы: 

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

Реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития, учащегося как субъекта творческой деятельности.


Проблемный метод.

Обучение в основе, которого лежит проблемный метод, носит название проблемного обучения.

Схема: постановка проблемы решение проблемы в ходе занятия


Формы проблемного обучения:

- проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;

- проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;

- частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах;

- в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед.

Вопросы преподавателя во всех случаях должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток.

Проблемное обучение - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.


Поисковый метод.

Поисковый метод один из активных методов обучения, требующий от учащихся самостоятельного разрешения поставленной задачи.

Типы поисковой учебной деятельности:

- исследовательская (теоретически-познавательная деятельность или учебное исследование);

- дискуссионная;

- моделирующая.


Эвристический метод.

Название метода произошло от греческого «эвристика», что переводится как отыскиваю, нахожу, открываю.

«Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания» (Андрей Викторович Хуторской).

Эвристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового.

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения раскрывается через три основные направления:

- создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

- освоение учащимися базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;

- выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.


Исследовательский метод.

Исследовательский метод – это метод, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Главная цель исследовательского метода формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:

- глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;

- свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;

- отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;

- знакомить учащихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса;

- применять инновационные приемы и стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, которые позволят им достичь наивысшего результата.


Проектный метод.

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Джона Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

Метод проектов относится к технологиям ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.


Метод творческих и нестандартных заданий.

Методы решения нестандартных задач используют в качестве средств развития творческого мышления у одаренных и талантливых детей.

Чем раньше учащийся будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость.

Творческие и нестандартные задания выполняют целый ряд функций:

- развивают интеллектуальный потенциал личности, творческие, мыслительные способности;

- имеют непосредственную связь с практикой, решением реальных жизненных ситуаций, проблем;

- формируют особый стиль мышления, позволяющий находить решение при любых исходных данных;

- развивают логическое мышления, аналитические способности.


Метод развития критического мышления.

Под понятием критического мышления подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.



Мозговой штурм.

Мозговой штурм – это один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности одаренного ребенка. Метод позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Метод широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

-творческое усвоение школьниками учебного материала;

-связь теоретических знаний с практикой;

- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Педагогу необходимо помнить, что проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес у учащегося.

Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.


Кластер как метод.

Кластер переводится с английского как кисть, пучок, гроздь, а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.

Кластер — это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры учебного материала используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для обобщения материала.

Таким образом, кластер охватывает большое количество информации учебного текста и дополнительной литературы, что особенно важно и интересно одаренным детям.


Метод кейсов.

В основе кейс-технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Данная технология предполагает анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней.


Информационно-коммуникационные технологии.

ИКТ – это система методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе информационные технологии напрямую взаимосвязаны с компьютером и являются компьютерными технологиями.

Следует отметить, что основной задачей, которая стоит перед внедрением данной технологии, является адаптация учащегося к жизни в информационном обществе.

Сегодня информационно-коммуникационные технологии становятся основным инструментом, который ученик будет использовать не только в будущей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.



Формы работы: 

работа в парах, в малых группах;

разноуровневые задания; творческие задания; 

консультирование по возникшей проблеме;  дискуссия;  игры. 

Работа с одаренными детьми



Критерии экспертной оценки признаков одаренности учащихся:



  1. Легкость и быстрота достижения высоких результатов в том или ином виде деятельности (быстро и легко усваивает новые способы деятельности);

  2. Активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности);

  3. Умение решать творческие задачи (в поисках новых способов выходит за рамки поставленной задачи).



Уровни проявления одаренности учащихся



1 разряд - высокий уровень проявления одаренности (все критерии оценки проявляются постоянно);

2 разряд – уровень выше среднего (все критерии оценки проявляются часто, но не всегда);

3 разряд – средний уровень (все критерии оценки в равной степени как проявляются, так и не проявляются);

4 разряд – уровень ниже среднего (критерии оценки проявляются достаточно редко);

5 разряд – низкий уровень (критерии оценки не проявляются совсем).



Диагностическая методика «Черты личности».

Цель: определение степени развитости определенных черт личности учащихся.

Список черт, степень выраженности которых нужно оценить по следующей уровневой системе:

Высокий уровень - данная черта проявляется всегда.

Уровень выше среднего – данная черта проявляются часто, но не

всегда.

Средний уровень - данная черта в равной степени как проявляется, так и не проявляется.

Уровень ниже среднего – данная черта проявляется, но достаточно редко.

Низкий уровень – данная черта не проявляется совсем.






Показатели

В

В.с.

С

Н.с.

Н



1. Память- способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию.








2. Внимание- способность ребенка быстро концентрироваться, настраиваться на деятельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь.








3. Способность к анализу и синтезу - способность ребенка быстро «раскладывать» предложенную информацию на составляющие части или, наоборот, из нескольких частей собирать целое (делать вывод).








4. Продуктивность мышления - способность ребенка находить большое количество решений на любую поставленную перед ним проблему.








5. Перфекционизм (старательность) – стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам.








6. Гибкость мышления – способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность, в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни.








7. Оригинальность мышления – способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть необычное в обычном.







Показатели

В

В.с.

С

Н.с.

Н

1. Самооценка – реальная оценка своих личностных качеств и способностей.






2. Эгоцентризм- направленность на себя.






3. Демонстративность - желание всегда быть в центре внимания.






4. Эмоциональность- восприимчивость, чувствительность к явлениям окружающего мира






5. Произвольное поведение - умение подчинять свои желания требованиям и необходимости.






6. Способность к оценке - критичность мышления.












Расписание дополнительных занятий:

День недели 



Время 





Список одаренных детей

Учебный год

ФИ учащегося

класс

предмет

направление



















































































































































































































Мероприятия по выполнению работы с одаренными детьми  



Мероприятия

Сроки

1

Составление списков групп ОД

сентябрь

2

Организация индивидуальной внеурочной работы  по биологии и химии

октябрь

3

Составление графика индивидуальных  занятий.

октябрь

4

Индивидуальная работа по развитию способностей

В течение года 

5

Проведение предметной недели.  

Согласно общешкольному плану

6

Викторины

6 день

7

Работа с учащимися на стимулирующих занятиях

В течение года 

8

Участие в конкурсах «Белка», «Синица»

В течение года 

9

Участие в предметной олимпиаде  школьный,   районный этап

В течение года 

10

В течение года участие в интернет-олимпиадах 

В течение года 

11

Пополнение банка педагогической информации 

В течение года 

12

Разработка системы поощрений победителей

В течение года 


Участие в международной олимпиаде 

В течение года 

13

Анализ и корректировка результативности

май

14

Предоставление необходимой информации классным руководителям.


15

Индивидуальный подбор дополнительного материала для работы в летний период

май







График подготовки учащихся к олимпиаде (по классам)


ФИ ученика

предмет






















































































































































Одарённые дети предмет ___________________________________



п/п



Фамилия Имя



одарённого ученика

класс

Виды одарённости



Способности

одарённого учащегося



Методы и формы работы

с одарённым

учащимися

явная

скрытая

интеллектуальная

специальная

ранняя

поздняя



























































































































План подготовки учащихся к научно-практической конференции


1. Выбор темы работы

2. Определение цели и задач работы. Выдвижение гипотезы

3.Изучение различной литературы по данной теме

4. Построение плана выполнение работы. Определение необходимых экспериментов, опытов а также необходимость полевых исследований

4. Проведение исследований

5. Написание работы

6. Тезисы работы

7.Определение с текстом выступления (цели, задачи, гипотеза, методы и результаты исследований кратко)

8. Создание презентации для защиты работы

9. Репетиция защиты ( 5-7 минут)

10. Подготовка к ответам на возможные вопросы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!