СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с обучающимися в условиях инклюзивной школы: методические рекомендации и комментарии»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Работа с обучающимися в условиях инклюзивной школы: методические рекомендации и комментарии» 

Просмотр содержимого документа
««Работа с обучающимися в условиях инклюзивной школы: методические рекомендации и комментарии»»

Семинар «Работа с обучающимися в условиях инклюзивной школы: методические рекомендации и комментарии»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

(слайд 1) Обратите внимание на экран. Вы видите фото. А теперь закройте глаза и постарайтесь описать чувства, которые вы испытываете, глядя на фото, которое представлено на слайде?

Это, конечно, достаточно жесткий пример, но именно он показывает, какие чувства испытывают люди с ограниченными возможностями здоровья.

«Грецкие орехи»

Уважаемые коллеги, для дальнейшей работы мне нужно 7 желающих. Прошу выйти на сцену.

Перед вами корзина с грецкими орехами, возьмите по одному. Внимательно рассмотрите его. (Пауза)

Положите орехи назад в корзину. А теперь постарайтесь найти свои орехи. Как вы это сделали? Чем отличается ваш орех? Как вы его запомнили? Что в нем особенного?

Вывод: Мы видим, что кто-то нашел свой орех, а кто-то нет. Но нам бы хотелось, чтобы каждый учитель умел рассмотреть особенности каждого обучающегося, а также оказать своевременную помощь учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.

(слайд 2)Свое выступление продолжу притчей, которая называется «Трещина в кувшине»

У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.

Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:

– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.

Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.



- Как вы думаете, о чем эта притча? (Каждая группа выражает свое мнение по содержанию притчи)

Да, вы правы, это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!

Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.


У меня в руках кукла среднего размера.

«Сегодня к нам в гости пришла Аня, ей 8 лет. Родилась она долгожданным и желанным ребенком. Мама и папа ее очень любят, но так случилось, что она не такая, как все. (Пауза). Особая. У неё текут слюни, ещё она много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Она не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ей так хочется этому научится и быть рядом с нами. У девочки возникают вспышки агрессии. Она не всегда может справиться со своими эмоциями. В этот мир она пришла такой не понятной и сейчас она с нами.

И тут я укладываю Аню на пол в центр круга. (Пауза).

Сейчас, я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:

1. Какое чувство родилось у вас при встрече с Аней (или с похожими детьми)?

2. Что вы, как педагог можете сделать для Ани (для таких детей)?

(слайд 3-5)

К детям с ОВЗ относятся дети:

1.с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);

2.с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);

3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны»;

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит невропатолог);

6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);

7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений);

9. дети-инвалиды.

Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах нашей школы и которые мы должны учитывать при работе с ними.

(слайд 7)

Мы предлагаем Вам поработать в группах и попробовать себя в роли детей с ОВЗ и поделиться впечатлениями о проделанной работе. Для начала каждая группа получает лист с таблицей (слайд 8), который мы будем заполнять по мере выполнения заданий:

Вид нарушения

Характерные особенности детей с данным видом нарушений

Проблемы, которые могут возникнуть у педагога?

Что он может предпринять сам, по решению этих проблем?

К кому и за какой помощью он может обратиться?

Методы и формы работы


 

 

 

 



Итак, первоначально я предлагаю побывать Вам в роли детей с нарушением речи. Я попрошу выйти ко мне 2 участников семинара. Вы получаете известное четверостишье. Ваша задача прочитать его группам, прижав язык к нёбу. А члены групп должны понять, о чем говорится в стишке.

Примеры четверостиший:

(слайд 9)Тыква-чудо — в два обхвата, 
Витаминами богата. 
Как разрежешь, посмотри:
Есть и семечки внутри.


(слайд 10)Укроп на огороде — 
Как зонтик под дождем. 
И при любой погоде
Ему комфортно в нем.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствовали?

  2. А как вы думаете, что почувствовали бы дети с нарушением речи во время чтения?

  3. Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать себя лучше?

Задание для групп: 

Во время просмотра ролика предлагаю поработать с таблицей, которую вы получили ранее. Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми с нарушением речи, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы можете обратиться.

(слайд 11) Просмотр видеоролика “Нарушения речи – не проблема”

По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы. Слово предоставляется группе №…


А сейчас мы побываем в роли детей с нарушениями слуха.

Примеры упражнений, которые будут продемонстрированы далее можно использовать в работе детьми с нарушениями слуха и направлены на развитие слухового восприятия, в том числе речевого слуха, и формирование произношения.

Упражнение «Художник»

Давайте представим, я – учитель рисования, а вы - художники. Ваша задача нарисовать рисунок, я не назову вам конкретный предмет, я перечислю лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие затруднения испытывали?

Рисунки к упражнению «Художник»

Данное упражнение позволяет формировать у детей с нарушениями слуха сенсомоторную основу понятий об окружающем мире, более точно, полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать ее и перерабатывать.

«Дождь»

Предлагаю Вашему вниманию еще одно упражнение. В момент произнесения звука вы проводите линию. Я произношу длинные непрерывные ( значит вы чертите_____), короткие (___), прерывистые звуки (_ _ _). Итак, длинный звук С_______, короткий: С__, прерывистый звук: С-С-С-С. Когда я молчу, вы останавливаетесь. Желающие попробуйте произнести короткий, длинный и непрерывный, прерывистый звуки.

Упражнение можно использовать для развития слухового внимания, определения длительности и прерывистости сигнала. Не забываем работать с таблицей.

(слайд 12)Просмотр видеоролика “Глухие слышат в первый раз”

Презентация заполненной таблицы группами №2 (работа с детьми с нарушениями слуха). Слово предоставляется группе №…


Далее будет приведен комплекс упражнений при работе с детьми с нарушением зрения.

Пишем носом”

Сядьте удобно, руки положите на колени. Представьте себе, что у вас нос, как у Буратино. С закрытыми глазами представив, напишите на воображаемой доске свое имя. Сначала расписываемся медленно, после этого – быстро. Опустите голову вниз и быстро – быстро помигайте глазами, посмотрите друг на друга – улыбнитесь!


Вопросы для обсуждения:

  • Что вы почувствовали?

С помощью данного упражнения обновляем кровообращение в движущихся мышцах глаза. Цель этого упражнения — расслабление глазных и шейных мышц.

(слайд 13) Просмотр видеоролика “Что видит слепой”

Презентация заполненной таблицы группами №3 (работа с детьми с нарушениями зрения). Слово предоставляется группе №…


А теперь давайте почувствуем себя в роли детей с ЗПР.

«Нарисуй»

Перед вами заготовка и фломастеры. Раскрасьте шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. 

Цель-развитие навыка внимательно слушать и выполнять указания взрослого.


«Картинки»

Коллеги, сейчас прошу выйти 1 участника семинара.

Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды).

А теперь назовите предметы, которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Презентация заполненной таблицы группами №4 (работа с детьми с ЗПР) Слово предоставляется группе №…



Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Наша школа, как и другие образовательные организации города работают по адаптированным программам, которые   предполагают совместное обучение детейс разными способностями.

Учителя инклюзивного обучения видят, слышат, воспринимают детей с ОВЗ. Также находят выход с любой неопределённой ситуации.

В завершение нашей с вами работы, нам бы хотелось поделиться с вами одной историей.

Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:

- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.

И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!