Семинар «Работа с обучающимися в условиях инклюзивной школы: методические рекомендации и комментарии»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
(слайд 1) Обратите внимание на экран. Вы видите фото. А теперь закройте глаза и постарайтесь описать чувства, которые вы испытываете, глядя на фото, которое представлено на слайде?
Это, конечно, достаточно жесткий пример, но именно он показывает, какие чувства испытывают люди с ограниченными возможностями здоровья.
«Грецкие орехи»
Уважаемые коллеги, для дальнейшей работы мне нужно 7 желающих. Прошу выйти на сцену.
Перед вами корзина с грецкими орехами, возьмите по одному. Внимательно рассмотрите его. (Пауза)
Положите орехи назад в корзину. А теперь постарайтесь найти свои орехи. Как вы это сделали? Чем отличается ваш орех? Как вы его запомнили? Что в нем особенного?
Вывод: Мы видим, что кто-то нашел свой орех, а кто-то нет. Но нам бы хотелось, чтобы каждый учитель умел рассмотреть особенности каждого обучающегося, а также оказать своевременную помощь учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.
(слайд 2)Свое выступление продолжу притчей, которая называется «Трещина в кувшине»
У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:
– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.
Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
- Как вы думаете, о чем эта притча? (Каждая группа выражает свое мнение по содержанию притчи)
Да, вы правы, это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!
Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.
У меня в руках кукла среднего размера.
«Сегодня к нам в гости пришла Аня, ей 8 лет. Родилась она долгожданным и желанным ребенком. Мама и папа ее очень любят, но так случилось, что она не такая, как все. (Пауза). Особая. У неё текут слюни, ещё она много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Она не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ей так хочется этому научится и быть рядом с нами. У девочки возникают вспышки агрессии. Она не всегда может справиться со своими эмоциями. В этот мир она пришла такой не понятной и сейчас она с нами.
И тут я укладываю Аню на пол в центр круга. (Пауза).
Сейчас, я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:
1. Какое чувство родилось у вас при встрече с Аней (или с похожими детьми)?
2. Что вы, как педагог можете сделать для Ани (для таких детей)?
(слайд 3-5)
К детям с ОВЗ относятся дети:
1.с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);
2.с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);
3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны»;
4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит невропатолог);
6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);
7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог);
8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений);
9. дети-инвалиды.
Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах нашей школы и которые мы должны учитывать при работе с ними.
(слайд 7)
Мы предлагаем Вам поработать в группах и попробовать себя в роли детей с ОВЗ и поделиться впечатлениями о проделанной работе. Для начала каждая группа получает лист с таблицей (слайд 8), который мы будем заполнять по мере выполнения заданий:
Вид нарушения | Характерные особенности детей с данным видом нарушений | Проблемы, которые могут возникнуть у педагога? | Что он может предпринять сам, по решению этих проблем? | К кому и за какой помощью он может обратиться? | Методы и формы работы |
| | | | | |
Итак, первоначально я предлагаю побывать Вам в роли детей с нарушением речи. Я попрошу выйти ко мне 2 участников семинара. Вы получаете известное четверостишье. Ваша задача прочитать его группам, прижав язык к нёбу. А члены групп должны понять, о чем говорится в стишке.
Примеры четверостиший:
(слайд 9)Тыква-чудо — в два обхвата,
Витаминами богата.
Как разрежешь, посмотри:
Есть и семечки внутри.
(слайд 10)Укроп на огороде —
Как зонтик под дождем.
И при любой погоде
Ему комфортно в нем.
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали?
А как вы думаете, что почувствовали бы дети с нарушением речи во время чтения?
Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать себя лучше?
Задание для групп:
Во время просмотра ролика предлагаю поработать с таблицей, которую вы получили ранее. Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми с нарушением речи, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы можете обратиться.
(слайд 11) Просмотр видеоролика “Нарушения речи – не проблема”
По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы. Слово предоставляется группе №…
А сейчас мы побываем в роли детей с нарушениями слуха.
Примеры упражнений, которые будут продемонстрированы далее можно использовать в работе детьми с нарушениями слуха и направлены на развитие слухового восприятия, в том числе речевого слуха, и формирование произношения.
Упражнение «Художник»
Давайте представим, я – учитель рисования, а вы - художники. Ваша задача нарисовать рисунок, я не назову вам конкретный предмет, я перечислю лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.
Вопросы для обсуждения:
Рисунки к упражнению «Художник»
Данное упражнение позволяет формировать у детей с нарушениями слуха сенсомоторную основу понятий об окружающем мире, более точно, полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать ее и перерабатывать.
«Дождь»
Предлагаю Вашему вниманию еще одно упражнение. В момент произнесения звука вы проводите линию. Я произношу длинные непрерывные ( значит вы чертите_____), короткие (___), прерывистые звуки (_ _ _). Итак, длинный звук С_______, короткий: С__, прерывистый звук: С-С-С-С. Когда я молчу, вы останавливаетесь. Желающие попробуйте произнести короткий, длинный и непрерывный, прерывистый звуки.
Упражнение можно использовать для развития слухового внимания, определения длительности и прерывистости сигнала. Не забываем работать с таблицей.
(слайд 12)Просмотр видеоролика “Глухие слышат в первый раз”
Презентация заполненной таблицы группами №2 (работа с детьми с нарушениями слуха). Слово предоставляется группе №…
Далее будет приведен комплекс упражнений при работе с детьми с нарушением зрения.
“Пишем носом”
Сядьте удобно, руки положите на колени. Представьте себе, что у вас нос, как у Буратино. С закрытыми глазами представив, напишите на воображаемой доске свое имя. Сначала расписываемся медленно, после этого – быстро. Опустите голову вниз и быстро – быстро помигайте глазами, посмотрите друг на друга – улыбнитесь!
Вопросы для обсуждения:
С помощью данного упражнения обновляем кровообращение в движущихся мышцах глаза. Цель этого упражнения — расслабление глазных и шейных мышц.
(слайд 13) Просмотр видеоролика “Что видит слепой”
Презентация заполненной таблицы группами №3 (работа с детьми с нарушениями зрения). Слово предоставляется группе №…
А теперь давайте почувствуем себя в роли детей с ЗПР.
«Нарисуй»
Перед вами заготовка и фломастеры. Раскрасьте шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным.
Цель-развитие навыка внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
«Картинки»
Коллеги, сейчас прошу выйти 1 участника семинара.
Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды).
А теперь назовите предметы, которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Презентация заполненной таблицы группами №4 (работа с детьми с ЗПР) Слово предоставляется группе №…
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Наша школа, как и другие образовательные организации города работают по адаптированным программам, которые предполагают совместное обучение детейс разными способностями.
Учителя инклюзивного обучения видят, слышат, воспринимают детей с ОВЗ. Также находят выход с любой неопределённой ситуации.
В завершение нашей с вами работы, нам бы хотелось поделиться с вами одной историей.
Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.