Работа с обучающимися по пропаганде здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности, как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.
Абуталипов Ильгам Нядирович ,
Педагог дополнительного образования
МБУДО ЦРТДЮ МО «ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН»
«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.» В.А. Сухомлинский.
Сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
14 % детей практически здоровы;
50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города школы и отдельно взятого класса.
Наблюдаются хронические заболевания, связанные с дыхательной системой и желудочно-кишечным трактом, наличие обучающихся с нарушениями осанки и зрения.
Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей:
интенсификация учебного процесса и гиподинамия;
стрессовая ситуация в семье и школе;
недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
недостатки в существующей системе физического воспитания;
низкий уровень медицинского обслуживания, направленного, как правило, только на оказание экстренной, необходимой медицинской помощи;
отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.
В соответствии с законом “Об образовании Российской Федерации” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Перед школой стоит цель: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Так, на уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях
2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.
Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Основной формой антинаркотической профилактики является пропаганда.
4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
В учебной деятельности здоровьесберегающий компонент реализуется в ходе уроков и факультативных занятий.
5 класс | Природоведение | Человек. Его здоровье и безопасность. Как беречь свое здоровье и жизнь. Вредные привычки и их предупреждение. |
ОБЖ | Вредные привычки и их влияние на человека |
Технология | Обработка пищевых продуктов |
6 класс | Музыка | Влияние музыки на чувства человека |
7 класс | География | Мировой океан и его загрязнение |
Факультатив | Разговор о здоровом питании |
Факультатив | Безопасность на дороге |
8 класс | Биология | Уход за кожей Витамины Гигиена сердечно-сосудистой системы Иммунитет на службе здоровья. Первая помощь при ушибах, переломах. |
Технология | Технология ведения дома |
9 класс | География | Хозяйственные зоны России |
Химия | Вещества и их влияния на организм. |
10 класс | География | Рекреационные ресурсы, влияние на здоровье людей. |
Во внеурочной деятельности формирование здорового образа жизни учащихся ведется в соответствии с программой «Школа здоровья».
В прошлом учебном году начала реализовываться программа здоровьесбережения под названием «Школа здоровья».
Механизм осуществления программы Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.
Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.
Основные блоки программы:
педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
психологический (работа педагога-психолога);
социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
блок двигательной активности (физическое развитие).
Задача классного руководителя в педагогическом блоке – стать организатором, координатором совместного творчества (сотворчества) детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое помогало бы каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.
Социально-профилактическая работа в социальном блоке по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы. Данная профилактика должна стать частью всей системы воспитания.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни должно также стать одним из основных направлений работы психолого-социальной службы школы. Проведение мониторингов по выявлению учащихся “группы риска” должно помочь педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики с разными группами учащихся, что даст позитивный результат.
Отдельным блоком выделен блок физического развития, в котором акцентируется внимание на увеличение двигательной активности.
Основные направления и предполагаемые результаты реализации программы
Направления работы | Предполагаемые результаты |
5 класс «Здоровье – это здорово!»: - создание благоприятного психо-эмоционального фона; - развитие адаптационных возможностей. | Потребность здорового образа жизни |
6 класс «Здоровье – это спорт!»: - совершенствование физических качеств. | Потребность в регулярных занятиях спортом. |
7 класс «Здоровье – это победа над собой!»: - развитие самопознания. | Приоритетное отношение к своему здоровью. |
8 класс «Здоровье – это умение общаться!»: - совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности. | Развитые коммуникативные качества. Толерантная личность |
9 класс «Здоровье – это богатство!» - формирование навыков самоутверждения и самовоспитания. | Умение противостоять негативному окружению. |
10 класс «Здоровье – это дар!» - формирование навыков самосовершенствования | Потребность в самосовершенствовании. |
11 класс «Здоровье – это жизнь!» - развитие навыков самосовершенствования | Здоровая целостная личность |
Основные мероприятия по реализации программы
Общешкольные мероприятия
Малые олимпийские игры
Дни здоровья
Игра «Зарница»
«Стартинейджер»
Игра «Весенний букет»
Эстафета по улицам посёлка
Спортивные соревнования
Пионербол
Волейбол
Мини-футбол
Баскетбол
Настольный теннис
Лыжные гонки
Легкая атлетика
Стритбол
Классные часы
5 класс Делу время – потехе час
6 класс Что имеем не храним – потерявши плачем
7 класс 25 000 шагов к здоровью, или движение – это жизнь
8 класс Сделай свой выбор
9 класс Алкоголь и человечество. Кто победит?
10 класс Здоровье – привилегия мудрых
11 класс Проблема зависимости от психоактивных веществ
Диагностические беседы
5 класс «Как беречь здоровье?»
6 класс «Спорт в моей жизни»
7 класс «Здоровый образ жизни»
8 класс «Искусство жить с непохожими людьми»
9 класс «Трудно сказать «нет»?»
10 класс «Здоровый человек»
11 класс «Здоровая нация»
Ожидаемые результаты.
снижение заболеваемости или стабилизация здоровья
повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;
увеличение числа детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
система кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ.
6