СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с несплошными текстами на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с несплошными текстами на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Работа с несплошными текстами на уроках географии»

Работа с несплошными текстами на уроках географии.

Большую роль на уроках географии отвожу обучению детей работе с несплошными текстами. К несплошным текстам по географии относятся географические карты, планы местности, графики, диаграммы, климатограммы, таблицы, схемы и др.

Чтобы обучающийся научился извлекать информацию из несплошных текстов, считаю, что его нужно научить выполнять задания с помощью определённого алгоритма действий. Приведу примеры работы с графиками и диаграммами, которые я применяю в образовательном процессе.

Алгоритм действий при работе с графиками:

1.Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.

2.Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом

3.Объяснить причины изменения процесса.

Динамика естественного прироста населения в России

Задание: определите показатели рождаемости и смертности в 1985 и 2000 году. Объясните причины различий.

Алгоритм действий при работе с диаграммами, климатограммами:

1.Читаем название диаграммы.

2. Выясняем, что отображено на диаграмме.

3.Знакомимся с условными обозначениями.

Выполняем различные задания.

Какое из утверждений верно

  1. Январь самый холодный месяц года

  2. Максимальное количество осадков выпадает в августе

  3. Годовая сумма осадков менее 500 миллиметров



Анализ графиков и диаграмм.

Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д.

Таким образом, обучающеся учатся следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывают цифровые показатели (т.е.видят за ними соответствующие конкретные величины), сопоставляют их, завершая сопоставление выводом, и затем объясняют эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

Также обучаю детей выполнять задания по географии раздела «План местности» с помощью алгоритмов действия (таблица 3).

Таблица. Алгоритм действий решения заданий по географии раздела «План местности»

Задача

Алгоритм действий

1

Определение расстояний по плану

Найдите на карте заданные точки.

С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см)

Найдите именованный масштаб на плане

В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км)

Запишите полученный результат

2

Определение направлений по плану

Найдите на плане точку отправления и точку назначения

От точки отправления проведите луч - направление на север

Соедините точки отправления и назначения

Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева)

3

Умение читать план, определять и оценивать заданные условия

1.Определите по условию задания предназначение участка

2.Составьте список необходимых условий (особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д)

3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия.

4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его.

4

Выбор профиля местности по отрезку плана

1. Соедините точки отрезка на плане.

2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В

3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей.

4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите, как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная). Определите плавные и крутые склоны.

5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты

6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ.

При работе с географическими картами также применяю алгоритмы действий. Приведу образец выполнения задания по географической карте:

Задание:

Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

  

1) 

Магаданская область

2) 

Пермский край

3) 

Воронежская область


Алгоритм выполнения

  1. Найти города на карте (административная карта России)

  2. Расположите регионы РФ с запада на восток:

(запад) Воронежская область, Пермский край, Магаданская область (восток)

Солнце



  1. Солнце «идёт» с востока на запад

Поэтому, Новый год в нашей стране встречают первыми те регионы, которые находятся восточнее.

Ответ

1

2

3

Обучение детей алгоритмам действий при работе с разными видами несплошных текстов позволяет обучающимся успешно выполнять задания в формате ОГЭ и ЕГЭ по географии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!