СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с концептами на уроках русского языка и литературы как одна из форм реализации лингвокультурологического подхода

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация к мастер-классу для учителей русского языка, цель -  рассмотреть основные понятия концептной методики, аргументировать её важность в реализации лингвокультурологического подхода в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Работа с концептами на уроках русского языка и литературы как одна из форм реализации лингвокультурологического подхода»

Хомякова Л.П., МО

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Работа с концептами на уроках русского языка и литературы как одна из форм реализации лингвокультурологического подхода

 Ученые – разработчики культурологического подхода: Л.А.Введенская, И.Б.Голуб, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, В.И. Максимов, Л.И. Скворцов, Г.И.Банщикова, Т.К., Т.А.Пахнова, Т.Н.Сокольницкая Н.М.Шанский и др. Хомякова Л.П., МО

Ученые – разработчики культурологического подхода:

  • Л.А.Введенская, И.Б.Голуб, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, В.И. Максимов, Л.И. Скворцов, Г.И.Банщикова, Т.К., Т.А.Пахнова, Т.Н.Сокольницкая Н.М.Шанский и др.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Культурологические цель и задачи дисциплины «Русский язык»  Цель:  формирование языковой личности школьника в процессе обучения русскому языку на основе знакомства с культурой.   Основные задачи: обеспечить свободное владение русским языком в разных ситуациях общения;  обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;  обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной жизни;  воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся. Хомякова Л.П., МО

Культурологические цель и задачи дисциплины «Русский язык»

Цель:

формирование языковой личности школьника в процессе обучения русскому языку на основе знакомства с культурой.

Основные задачи:

  • обеспечить свободное владение русским языком в разных ситуациях общения;
  • обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
  • обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной жизни;
  • воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

КУЛЬТУРА ЯЗЫК Культурологический подход к преподаванию русского языка  Язык, отражая в концентрирован ном виде духовную жизнь человечества, является лучшим средством воспитания и развития личности ребенка   ОБЩЕСТВО Язык — ярчайшее проявление культуры, «культурный код нации» ТРИАДА Хомякова Л.П., МО

КУЛЬТУРА

ЯЗЫК

Культурологический подход к преподаванию русского языка

Язык, отражая в концентрирован

ном виде духовную жизнь человечества, является лучшим средством воспитания и развития личности ребенка

ОБЩЕСТВО

Язык — ярчайшее проявление культуры, «культурный код нации»

ТРИАДА

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Лингвокультурологическое направление ставит перед словесниками задачу «развития личности как носителя языка с ее этно-, со-цио-, психологическими особенностями, способной воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность», «постижение через язык и художественную литературу мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей» (Быстрова Е.А.).  Хомякова Л.П., МО
  • Лингвокультурологическое направление ставит перед словесниками задачу «развития личности как носителя языка с ее этно-, со-цио-, психологическими особенностями, способной воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность», «постижение через язык и художественную литературу мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей» (Быстрова Е.А.).

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

« Лингвокультурологический принцип – взаимосвязь языка и культуры, более широкий взгляд на язык как культурно – историческуюй среду,  формирующуюй языковую личность. Будучи органической частью национальной культуры народа, духовным наследием предшествующих  поколений, язык вместе с тем является важнейшим фактором развития культуры. Как вместилище знаний, язык закрепляет в своих единицах, и  прежде всего в словах и фразеологии, исторический опыт народа, отображает его внутренний мир и своеобразие менталитета, обеспечивает преемственность и единство культурной традиции».  (Л.Г. Саяхова)   Хомякова Л.П., МО
  • « Лингвокультурологический принцип – взаимосвязь языка и культуры, более широкий взгляд на язык как культурно – историческуюй среду, формирующуюй языковую личность. Будучи органической частью национальной культуры народа, духовным наследием предшествующих поколений, язык вместе с тем является важнейшим фактором развития культуры. Как вместилище знаний, язык закрепляет в своих единицах, и прежде всего в словах и фразеологии, исторический опыт народа, отображает его внутренний мир и своеобразие менталитета, обеспечивает преемственность и единство культурной традиции».

(Л.Г. Саяхова)

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

 Лингвокультурологические знания - это обобщенный опыт, отраженный в сознании в языковой форме, то есть в форме отдельных слов(концептов), словосочетаний, фразеологизмов, пословиц, поговорок, художественных и краеведческих текстов. Хомякова Л.П., МО
  • Лингвокультурологические знания - это обобщенный опыт, отраженный в сознании в языковой форме, то есть в форме отдельных слов(концептов), словосочетаний, фразеологизмов, пословиц, поговорок, художественных и краеведческих текстов.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Актуальность  лингвокультурологического направления ОГЭ (часть 3, 15.3) Итоговое сочинение по литературе в 10-11 классах Хомякова Л.П., МО

Актуальность лингвокультурологического направления

  • ОГЭ (часть 3, 15.3)
  • Итоговое сочинение по литературе в 10-11 классах

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Исследователи концептов: Н.Д.Арутюнова, А.П.Бабушкин, А.Вежбицкая, Е.С.Кубрякова, С.Е.Никитина, В.Н.Телия, Р.М.Фрумкина, Н.Л. Мишатина, Е.А. Быстрова, В.В. Львов, С.И.Львова , Л.Г. Саяхова и др.  Хомякова Л.П., МО

Исследователи концептов:

  • Н.Д.Арутюнова, А.П.Бабушкин, А.Вежбицкая, Е.С.Кубрякова, С.Е.Никитина, В.Н.Телия, Р.М.Фрумкина, Н.Л. Мишатина, Е.А. Быстрова, В.В. Львов, С.И.Львова , Л.Г. Саяхова и др.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Работа с концептами или концептная методика – это теория и практика обучения оптимальными средствами введения в культуру сквозь призму языка современного ученика как языковой личности, как носителя индивидуальной картины мира. Языковая картина мира отражается чаще всего в ключевых словах – концептах. Хомякова Л.П., МО
  • Работа с концептами или концептная методика – это теория и практика обучения оптимальными средствами введения в культуру сквозь призму языка современного ученика как языковой личности, как носителя индивидуальной картины мира. Языковая картина мира отражается чаще всего в ключевых словах – концептах.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Определение концепта доктора педагогических наук, профессора Башкирского государственного  университета Л.Г.Саяховой «Концепт – интегрированная лингвинокультурологическая единица, включающая лингвистический и энциклопедический аспекты семантики, соединяющая лексическое значение и лексический фон». Лексический фон понимается как связь слова с историей и культурой народа, т.е. культурный ореол слова».  « Совокупность концептов образует концептосферу» ( Д.С. Лихачев) Хомякова Л.П., МО

Определение концепта доктора педагогических наук, профессора Башкирского государственного университета Л.Г.Саяховой

  • «Концепт – интегрированная лингвинокультурологическая единица, включающая лингвистический и энциклопедический аспекты семантики, соединяющая лексическое значение и лексический фон». Лексический фон понимается как связь слова с историей и культурой народа, т.е. культурный ореол слова».

« Совокупность концептов образует концептосферу» ( Д.С. Лихачев)

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Тематика концептов мир – пространство, время, число, родина, туманное утро, зимняя ночь ; стихия и природа – вода, огонь, дерево, цветы ; представления о человеке – интеллигент, гений, дурак, странник ; нравственные концепты – совесть, стыд, правда, истина ; социальные понятия и отношения – свобода, воля, дружба, война ; эмоциональные концепты: счастье, радость ; мир артефактов: храм, дом , геральдика, сакральные предметы (колокол, свеча и др.) ; концептосфера научного знания: философия, филология, математика ; концептосфера искусства: архитектура, живопись, музыка , танец .  Хомякова Л.П., МО

Тематика концептов

  • мир – пространство, время, число, родина, туманное утро, зимняя ночь ;
  • стихия и природа – вода, огонь, дерево, цветы ;
  • представления о человеке – интеллигент, гений, дурак, странник ;
  • нравственные концепты – совесть, стыд, правда, истина ;
  • социальные понятия и отношения – свобода, воля, дружба, война ;
  • эмоциональные концепты: счастье, радость ;
  • мир артефактов: храм, дом , геральдика, сакральные предметы (колокол, свеча и др.) ;
  • концептосфера научного знания: философия, филология, математика ;
  • концептосфера искусства: архитектура, живопись, музыка , танец .

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Методические приемы работы с концептами в урочной деятельности  1.Типы уроков  Уроки одного слова (5-8 классы);  Словарные уроки: уроки-практикумы, лабораторные занятия, предполагающие работу с различными словарями и выполнение микропроекта «Что я узнал о слове (… ) из словарей», «Значение и смысл слова (… )», когда учащийся собирает информацию о заданном слове из разных источников и систематизирует ее в виде микропроекта.  Уроки- презентации групповых и индивидуальных проектов по различным тематическим концептам на занятиях подготовки к итоговому сочинению;  Уроки комплексного и лингвокультуроведческого (концептного) анализа текста в старших классах при подготовке к итоговому сочинению.    Хомякова Л.П., МО

Методические приемы работы с концептами в урочной деятельности 1.Типы уроков

  • Уроки одного слова (5-8 классы);

  • Словарные уроки: уроки-практикумы, лабораторные занятия, предполагающие работу с различными словарями и выполнение микропроекта «Что я узнал о слове (… ) из словарей», «Значение и смысл слова (… )», когда учащийся собирает информацию о заданном слове из разных источников и систематизирует ее в виде микропроекта.

  • Уроки- презентации групповых и индивидуальных проектов по различным тематическим концептам на занятиях подготовки к итоговому сочинению;

  • Уроки комплексного и лингвокультуроведческого (концептного) анализа текста в старших классах при подготовке к итоговому сочинению.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Жанры «Уроков одного слова»:   1) уроки-презентации, уроки - «портреты слова», проводимые как тематические уроки, как уроки закрепления и обобщения знаний по лексикографии, вводные и обобщающие уроки, занятия факультативных и элективных курсов, 2) уроки-кроссворды, уроки-тезаурусы и др., 3) тематические уроки по любой программной теме, когда с помощью ключевого слова задается тематический подбор текстового и дидактического материала; 4) уроки развития речи и подготовки к сочинениям «Мое любимое слово», «Родное слово», 5) уроки анализа текстов — отрывков из произведений писателей, уроки анализа текста, сравнения нескольких текстов через анализ слова-концепта.  Хомякова Л.П., МО

Жанры «Уроков одного слова»:

1) уроки-презентации, уроки - «портреты слова», проводимые как тематические уроки, как уроки закрепления и обобщения знаний по лексикографии, вводные и обобщающие уроки, занятия факультативных и элективных курсов,

2) уроки-кроссворды, уроки-тезаурусы и др.,

3) тематические уроки по любой программной теме, когда с помощью ключевого слова задается тематический подбор текстового и дидактического материала;

4) уроки развития речи и подготовки к сочинениям «Мое любимое слово», «Родное слово»,

5) уроки анализа текстов — отрывков из произведений писателей, уроки анализа текста, сравнения нескольких текстов через анализ слова-концепта.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Пример словарного урока Хомякова Л.П., МО

Пример словарного урока

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Отгадайте загадку:       По улице не ходит,  В окно не глядит,  Никого не спрашивает,  Но всё знает.  Кто его открывает,  Тот всё понимает. Словарь   Хомякова Л.П., МО

Отгадайте загадку:  

По улице не ходит, В окно не глядит, Никого не спрашивает, Но всё знает. Кто его открывает, Тот всё понимает.

Словарь

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

1. Разминка (на скорость) Напишите ассоциации к слову:  С –  Л -  О -  В -  А -  Р -  Ь – Хомякова Л.П., МО

1. Разминка (на скорость)

Напишите ассоциации к слову:

С –

Л -

О -

В -

А -

Р -

Ь –

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

 С - справочник  Л - любопытство  О - объединение  В - величие  А - алфавит  Р - разум  Ь – Хомякова Л.П., МО

С - справочник

Л - любопытство

О - объединение

В - величие

А - алфавит

Р - разум

Ь –

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

2 задание: «Рекламный слоган » Что такое словарь?  В каких случаях необходимо обращаться к словарям?  2. Какие  знаете словари? Перечислите словари русского языка. Организуйте презентацию одного из них  3. Умеете ли вы пользоваться различными словарями? Расскажите, как вы это делаете. Хомякова Л.П., МО

2 задание: «Рекламный слоган »

  • Что такое словарь? В каких случаях необходимо обращаться к словарям?

2. Какие знаете словари? Перечислите словари русского языка. Организуйте презентацию одного из них

3. Умеете ли вы пользоваться различными словарями? Расскажите, как вы это делаете.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

С верным другом Словарем  мы ЕГЭ легко сдаем Хомякова Л.П., МО

С верным другом Словарем мы ЕГЭ легко сдаем

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

  О каком словаре идет речь в отрывке из стихотворения Беллы Ахмадулиной ?     Мне родина - Москва, мне горько удаленье от дома, от родной чужбины пустяков. Покинутость детей и дружб разъединенье, и одиночеств скит - вот родина стихов. Заслышав зов, уйду пред утром непосильным в угодия твои, четырехтомный Даль, Отчизны языка, всеведущий спаситель, прощенье ниспошли и утешенье дай...  Хомякова Л.П., МО

О каком словаре идет речь в отрывке из стихотворения Беллы Ахмадулиной ?

  • Мне родина - Москва, мне горько удаленье от дома, от родной чужбины пустяков.
  • Покинутость детей и дружб разъединенье, и одиночеств скит - вот родина стихов.
  • Заслышав зов, уйду пред утром непосильным в угодия твои, четырехтомный Даль,
  • Отчизны языка, всеведущий спаситель, прощенье ниспошли и утешенье дай...

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

 Всероссийский  словарный урок  посвящается 215-летию со дня рождения  Владимира Даля.  22 НОЯБРЯ- ДЕНЬ СЛОВАРЯ. «Язык есть вековой труд целого поколения» « Отчизны языка всеведущий спаситель»   У Даля мы учимся “рыцарской верности и преданности Слову”. Хомякова Л.П., МО

Всероссийский

словарный урок

посвящается

215-летию со дня рождения

Владимира Даля.

22 НОЯБРЯ- ДЕНЬ СЛОВАРЯ.

«Язык есть вековой труд целого поколения»

« Отчизны языка всеведущий спаситель»

У Даля мы учимся “рыцарской верности и преданности Слову”.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

3 задание «Конкурс знатоков наследия Даля»   Хомякова Л.П., МО
  • 3 задание «Конкурс знатоков наследия Даля»

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Наследие В.И. Даля-лингвиста Хомякова Л.П., МО

Наследие В.И. Даля-лингвиста

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление «Толкового словаря живого великорусского языка».  Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200 000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку.  Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником «Пословицы русского народа», куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он дважды переписывал на узких пословицах бумаги. Даль называл их «ремешками».  Даль собрал 30 130 пословиц. Если склеить «ремешки» друг с другом, получится лента длиною в 7 километров. Хомякова Л.П., МО

Смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление «Толкового словаря живого великорусского языка».

Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200 000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку.

Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником «Пословицы русского народа», куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он дважды переписывал на узких пословицах бумаги. Даль называл их «ремешками».

Даль собрал 30 130 пословиц. Если склеить «ремешки» друг с другом, получится лента длиною в 7 километров.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

"С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть разве одно только чувство и мычание". " Вот с какой целью, в каком духе составлен мой словарь: писал его не учитель, не наставник, не тот. Кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего - живого русского языка...«

«Напутный словарь» В.И.Даля

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Наследие В.И. Даля-лингвиста Хомякова Л.П., МО

Наследие В.И. Даля-лингвиста

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал в полном, неусеченном виде. Чудеса в решете! … дыр много, а выскочить некуда Утро вечера мудренее, а трава зеленее Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку Хомякова Л.П., МО

Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал в полном, неусеченном виде.

Чудеса в решете! …

дыр много, а выскочить некуда

Утро вечера мудренее,

а трава зеленее

Дорога ложка к обеду,

а там хоть под лавку

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Собери

Собери "рассыпавшуюся" пословицу:

Не, рубить, чай, дрова, пить

Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.

День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Назовите псевдоним Даля. Казак Луганский – псевдоним Даля, для его книжки сказок «Первый пяток» Хомякова Л.П., МО

Назовите псевдоним Даля.

Казак Луганский – псевдоним Даля, для его книжки сказок «Первый пяток»

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Сказки Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку. Хомякова Л.П., МО

Сказки

Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Сказки Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Хомякова Л.П., МО

Сказки

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Сказки А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Хомякова Л.П., МО

Сказки

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Конкурс на лучшее произношение скороговорок. В.И.Даль считал скороговорки не просто забавой:

Конкурс на лучшее произношение скороговорок.

В.И.Даль считал скороговорки не просто забавой: "Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре". В книге"Старик - годовик" Даль собрал скороговорки.

Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по- колпаковски.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Старик-годовик Вышел  старик -годовик 2. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы 3 . Повеял холод, мороз 5. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая трой­ка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка.  Стало жарко, душно, знойно 5. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим име­нем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.           (В.И. Даль) Хомякова Л.П., МО

Старик-годовик

Вышел старик -годовик 2. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы 3 . Повеял холод, мороз 5.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая трой­ка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно 5. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим име­нем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.

(В.И. Даль)

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

4 задание «Анализ текста» 1. Объясните смысл названия сказки. 2. Какова роль в тексте числительных, в чем их символическое значе­ние? 3. Какие словари помогают объяснить значение символов? Хомякова Л.П., МО

4 задание «Анализ текста»

1. Объясните смысл названия сказки.

2. Какова роль в тексте числительных, в чем их символическое значе­ние?

3. Какие словари помогают объяснить значение символов?

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

5 задание «Создание текста словарной статьи» Хомякова Л.П., МО

5 задание «Создание текста словарной статьи»

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Хомякова Л.П., МО

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

АЗБУКА Ж. алфавит, абевега, стар. буквица; собрание в порядке всех письмен, букв, какой-либо грамоты; азбука славянская собств. буквица, кириллица для отличия от глаголицы, вероятно придуманной папистами; | учебник грамоты, букварь; | *Начальные основания какой-либо науки. Азбука велика, а тридцать слов. Азбуку учат, во всю избу кричат. Азбука наука, а ребятам бука (мука). Азбуки не знает, а читать садится. | Роспись, оглавление, указатель в азбучном порядке, алфавит. Азбука имен. | Азбука нотная, порядок, степени музыкальных звуков на бумаге принятыми для сего знаками, нотами. Азбуковное начертание. Азбучный порядок. Азбучник м., азбучница ж. учебник азбуки, начал грамоты. Азбуковина ж. чужие, нерусские, незнакомые письмена; уродливые, ломаные. Хомякова Л.П., МО
  • АЗБУКА Ж. алфавит, абевега, стар. буквица; собрание в порядке всех письмен, букв, какой-либо грамоты; азбука славянская собств. буквица, кириллица для отличия от глаголицы, вероятно придуманной папистами; | учебник грамоты, букварь; | *Начальные основания какой-либо науки. Азбука велика, а тридцать слов. Азбуку учат, во всю избу кричат. Азбука наука, а ребятам бука (мука). Азбуки не знает, а читать садится. | Роспись, оглавление, указатель в азбучном порядке, алфавит. Азбука имен. | Азбука нотная, порядок, степени музыкальных звуков на бумаге принятыми для сего знаками, нотами. Азбуковное начертание. Азбучный порядок. Азбучник м., азбучница ж. учебник азбуки, начал грамоты. Азбуковина ж. чужие, нерусские, незнакомые письмена; уродливые, ломаные.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

 Всероссийский  словарный урок  посвящается 215-летию со дня рождения  Владимира Даля.  22 НОЯБРЯ- ДЕНЬ СЛОВАРЯ. «Язык есть вековой труд целого поколения» « Отчизны языка всеведущий спаситель»   У Даля мы учимся “рыцарской верности и преданности Слову”. Хомякова Л.П., МО

Всероссийский

словарный урок

посвящается

215-летию со дня рождения

Владимира Даля.

22 НОЯБРЯ- ДЕНЬ СЛОВАРЯ.

«Язык есть вековой труд целого поколения»

« Отчизны языка всеведущий спаситель»

У Даля мы учимся “рыцарской верности и преданности Слову”.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Рефлексия Я отчетливо понял(а), … Я не совсем понимаю, …. Я не понимаю, …   ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО УМЕТЬ РАБОТАТЬ СО СЛОВАРЯМИ? Хомякова Л.П., МО

Рефлексия

  • Я отчетливо понял(а), …
  • Я не совсем понимаю, ….
  • Я не понимаю, …

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО УМЕТЬ РАБОТАТЬ

СО СЛОВАРЯМИ?

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Умение работать со словарем - инструмент формирования языковой и информационной культуры человека Хомякова Л.П., МО

Умение работать

со словарем - инструмент формирования

языковой и информационной культуры человека

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Домашнее задание медийным дизайнерам в рекламе Инфографика (графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна) Интерактивный плакат Требования к содержанию : просто и быстро рассказать о правилах работы со словарями разных видов. (средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя) Требования к оформлению: информационный дизайн не должен быть перегружен! Требования к содержанию : рассказать о выдающихся лексикографах, включить разделы: биография, научная деятельность, общественная значимость словаря, ссылка на словарь-онлайн. Плакаты размещены на портале https://www.thinglink.com (см. в Перечне конечных продуктов даны гиперссылки) Требования к оформлению: Наличие портрета, фотографий музея и пр. Хомякова Л.П., МО

Домашнее задание медийным дизайнерам в рекламе

Инфографика

(графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна)

Интерактивный плакат

Требования к содержанию : просто и быстро рассказать о правилах работы со словарями разных видов.

(средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя)

Требования к оформлению: информационный дизайн не должен быть перегружен!

Требования к содержанию : рассказать о выдающихся лексикографах, включить разделы: биография, научная деятельность, общественная значимость словаря, ссылка на словарь-онлайн.

Плакаты размещены на портале https://www.thinglink.com (см. в Перечне конечных продуктов даны гиперссылки)

Требования к оформлению:

Наличие портрета, фотографий музея и пр.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

 Домашнее задание «Работа с концептами» 1.Концепт ОТЧИЗНА  (« Отчизны языка всеведущий спаситель»)  2. Концепт СЛОВО (У Даля мы учимся “рыцарской верности и преданности Слову”)  3. Концепт ТРУД  («Язык есть вековой труд целого поколения») Хомякова Л.П., МО

Домашнее задание «Работа с концептами»

1.Концепт ОТЧИЗНА

Отчизны языка всеведущий спаситель»)

2. Концепт СЛОВО

(У Даля мы учимся “рыцарской верности и преданности Слову”)

3. Концепт ТРУД

(«Язык есть вековой труд целого поколения»)

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Алгоритм работы с концептом  1.Выписать портрет указанных слов из лингвистических (толкового, этимологического, морфемно-словообразовательного, орфографического,орфоэпического, фразеологического, словаря синонимов, антонимов), из философского, юридического и др. словарей.  2. Найти пословицы и поговорки с этими словами.  3. Привести цитаты с использованием данных слов.  Прокомментировать одну из них.  4. Составить список художественной литературы об отчизне, слове, труде.  5. Оформить кластер  Хомякова Л.П., МО

Алгоритм работы с концептом

1.Выписать портрет указанных слов

  • из лингвистических (толкового, этимологического, морфемно-словообразовательного, орфографического,орфоэпического, фразеологического, словаря синонимов, антонимов),
  • из философского, юридического и др. словарей.

2. Найти пословицы и поговорки с этими словами.

3. Привести цитаты с использованием данных слов.

Прокомментировать одну из них.

4. Составить список художественной литературы об отчизне, слове, труде.

5. Оформить кластер

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Уроки комплексного и лингвокультуроведческого (концептного) анализа текста

  • На этапе подготовки к уроку главным является выбор самого текста. Он должен нести особую смысловую нагрузку, стать источником интеллектуального и нравственного развития учащихся.
  • На уроке концептного анализа текста важными становятся разнообразные приемы анализа , которые только в комплексе помогут учащимся воспринять полную культурологическую информацию в структуре художественного произведения:
  • - осмысление заголовка текста, предугадывания содержания, структуры и смысла текста, - культурологический комментарий (комментарий к устаревшим словам), - культурологическая справка (развернутое объяснение явления, процесса и др., о которых упоминается в тексте), - культурологическая характеристика литературного образа, постановка проблемных вопросов, посредством которых культурологический материал связывается с анализом произведения,
  • - культурологический анализ, построенный на сопоставлении художественного текста с первоисточником, - выделение из текста старославянских и исконно русских слов, определение их роли в контексте, т.е. стилистической принадлежности, - нахождение концепта в тексте, определение его значений, выстраивание фрейма (структуры) концепта, интерпретация текста через концепт, - анализ других лексических, фонетических, грамматических, стилистических средств языка .

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Практическая работа  Анализ концепта РОДИНА  Можно использовать при изучении темы «Тема родины в творчестве русских писателей XIX века» на уроках литературы в 5-6-х классах . Хомякова Л.П., МО

Практическая работа Анализ концепта РОДИНА

  • Можно использовать при изучении темы «Тема родины в творчестве русских писателей XIX века» на уроках литературы в 5-6-х классах .

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

Составьте ассоциативный ряд со словом РОДИНА. Установите точное лексическое значение и связи этого слова с помощью толковых, синонимических, антонимических, словообразовательных и прочих словарей (портрет слова). Вспомните пословицы, поговорки, фразеологические сочетания со словом РОДИНА. Составим текстовый портрет слова РОДИНА. Найдите предложения, цитаты, целые тексты с концептом РОДИНА. 5 . Сопоставьте концепт РОДИНА в русском и бурятском языках.   Хомякова Л.П., МО
  • Составьте ассоциативный ряд со словом РОДИНА.
  • Установите точное лексическое значение и связи этого слова с помощью толковых, синонимических, антонимических, словообразовательных и прочих словарей (портрет слова).
  • Вспомните пословицы, поговорки, фразеологические сочетания со словом РОДИНА.
  • Составим текстовый портрет слова РОДИНА. Найдите предложения, цитаты, целые тексты с концептом РОДИНА.

5 . Сопоставьте концепт РОДИНА в русском и бурятском языках.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

 Тематика текстов, отражающих культуру России:   о реалиях национальных культур, например, о национальных инструментах и т.д., об исторической географии, например, о названиях улиц и площадей городов; о выдающихся людях  России, т.е. о поэтах, писателях, певцах, художниках и т.д., например, о Ф. Шаляпине и П. Чайковском; о Л. Толстом, В. Дале, М. Пришвине,Х. Намсараеве, В. Митыпове, Герое России Цыренжапове.; об известных произведениях живописи, архитектуры, музыки, например, о картинах И.Левитана, И. Репина, А. Саврасова, И. Шишкина; о памятниках Улан-Удэ; о национальных обычаях, праздниках, например, о Рождестве, Масленице, Сагаалгане; о народных промыслах,  о мастерах-умельцах, например, о хохломе, гжели, бурятских умельцах дарханах;  о духовных и нравственных понятиях народов России, Бурятии.  Хомякова Л.П., МО

Тематика текстов, отражающих культуру России:

  • о реалиях национальных культур, например, о национальных инструментах и т.д.,
  • об исторической географии, например, о названиях улиц и площадей городов;
  • о выдающихся людях  России, т.е. о поэтах, писателях, певцах, художниках и т.д., например, о Ф. Шаляпине и П. Чайковском; о Л. Толстом, В. Дале, М. Пришвине,Х. Намсараеве, В. Митыпове, Герое России Цыренжапове.;
  • об известных произведениях живописи, архитектуры, музыки, например, о картинах И.Левитана, И. Репина, А. Саврасова, И. Шишкина; о памятниках Улан-Удэ;
  • о национальных обычаях, праздниках, например, о Рождестве, Масленице, Сагаалгане;
  • о народных промыслах,  о мастерах-умельцах, например, о хохломе, гжели, бурятских умельцах дарханах;
  • о духовных и нравственных понятиях народов России, Бурятии.

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

 Схема анализа текста культуроведческой направленности   1.  Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). Докажите, что это текст. 2.  Охарактеризуйте лингвокультурологическую ситуацию, в которой был создан текст (если возможно). 3.  Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые отражают идею (основную мысль) текста. 4.  Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты заголовка. 5.  Определите типы информации в тексте 6.  Определите стиль текста. Докажите справедливость своего утверждения. 7.  К какому типу речи относится текст? докажите правильность своего мнения. 8.  Какие средства и способы связи между предложениями используются в тексте? 9.  Охарактеризуйте языковые особенности текста (лексические и грамматические). 10.  При возможности сопоставьте тексты разных культур  Хомякова Л.П., МО

Схема анализа текста культуроведческой направленности

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). Докажите, что это текст.

2. Охарактеризуйте лингвокультурологическую ситуацию, в которой был создан текст (если возможно).

3. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые отражают идею (основную мысль) текста.

4. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты заголовка.

5. Определите типы информации в тексте

6. Определите стиль текста. Докажите справедливость своего утверждения.

7. К какому типу речи относится текст? докажите правильность своего мнения.

8. Какие средства и способы связи между предложениями используются в тексте?

9. Охарактеризуйте языковые особенности текста (лексические и грамматические).

10. При возможности сопоставьте тексты разных культур

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

   Выполните анализ текста по схеме  В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью.     Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».      Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне! (Д.Лихачёв.)  Хомякова Л.П., МО

Выполните анализ текста по схеме

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью.

    Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

    Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне! (Д.Лихачёв.)

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"

II. Мониторинговая карта лингвокультурологических  знаний и умений   Список класса Понимание значений концепта Номинальное   Образное   Выстраивание структуры концепта (кластер)     Интерпретация текста через концепт       Создание текста сочинения-рассуждения               Способность к языковой рефлексии             Контроль за своей речью       Нахождение ошибок                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Хомякова Л.П., МО

II. Мониторинговая карта лингвокультурологических знаний и умений

Список класса

Понимание значений концепта

Номинальное

 

Образное

 

Выстраивание структуры концепта (кластер)

 

 

Интерпретация текста через концепт

 

 

 

Создание текста сочинения-рассуждения

 

 

 

 

 

 

 

Способность к языковой рефлексии

 

 

 

 

 

 

Контроль за своей речью

 

 

 

Нахождение ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хомякова Л.П., МО "СОШ №49"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!