СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа с историческими источниками"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России.

Курс «Работа с историческими источниками» предназначен для реализации в 10 классе.

Данный курс поможет учителям и учащимся увидеть в документе очень важный источник исторической информации, равнозначный печатным текстам.

Просмотр содержимого документа
«"Работа с историческими источниками"»



Рассмотрено

на заседании кафедры

руководитель МО

________/ Е.Л.Данилова/

Протокол № 1

«___» __________2015г.


Согласовано

Заместитель директора по НМР

__________ /М.В.Щегленко/


«___»___________2015 г.

Утверждено на заседании

педагогического совета

протокол № 1


от «29» августа 2015 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 4 города Смоленска







Рабочая учебная программа


Работы НОУ

«Работа с историческими источниками»

10 класс








составитель: Капаева Любовь Валерьевна,

учитель истории и обществознания












Пояснительная записка

Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России.

Курс «Работа с историческими источниками» предназначен для реализации в 10 классе.

Данный курс поможет учителям и учащимся увидеть в документе очень важный источник исторической информации, равнозначный печатным текстам.

Актуальным является этот курс и потому, что посредством документа осуществляется принцип наглядности в обучении истории. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Документ содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущению духа эпохи.

Значимость данной проблемы очевидна и потому, что при подготовке к сдаче ЕГЭ по истории в контрольно-измерительных материалах значительное место отведено знанию исторических источников и умению работать с ними.

Анализ результатов ЕГЭ по истории показал, что эти задания вызывают особые трудности у учащихся. Часов, отведенных на изучение программы, недостаточно, чтобы широко познакомится с дополнительными историческими источниками и, тем более, отработать технологии работы с ними. В результате учащиеся не всегда умеют прочитать документ, так как не понимают терминологию, не могут определить время, представленное в документе, узнать историческую личность.

Цель курса:

Создать условия для формирования и развития у учащихся:

- интеллектуальных и практических умений при работе с историческим документом;

- владения специальной терминологией;

- интереса к изучению исторических персоналий, так как историческая личность выражает интересы каких-то групп людей, сословий, классов, партий;

- представление об оценках исторической личности современниками и современными историками;

- умения анализировать, обобщать основные идеи и положения исторического документа, применять полученные знания при оценке окружающей действительности, исторических фактов, личностей и явлений.

Основные виды заданий, используемых на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:

  1. проблемные задания с организацией обсуждений и дискуссиями, в большинстве своем, не предполагающие однозначных ответов;

  2. задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;

  3. анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);

  4. устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

  5. работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);

  6. работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами);

  7. практические работы, в том числе и на компьютере;

В результате изучения основных вопросов курса у учащихся должны сформироваться общекультурная, учебно-познавательная, информационная компетенции.

Общекультурная компетенция продолжит формирование опыта деятельности с актово-юридическими документами по проблемам национальной и общечеловеческой культуры.

Учебно-познавательная компетенция включает развитие креативных навыков продуктивной деятельности: получение информации на основе сравнительного анализа документов, умение участвовать в эвристической беседе на основе документальной информации.

Информационная компетенция сформирует систему умений: отбор информации, необходимой для решения учебной проблемы; преобразование содержания документа на частично-поисковом и творческом уровне деятельности.

Курс рассчитан на 34 часа и представлен: пояснительной запиской, учебно-тематическим планом, программой, методическими рекомендациями с ресурсным материалом.

Учебно-тематический план

Название разделов и тем курса

Всего часов

В том числе

лекции

семинары

практикумы

Вводный урок

1

1



I.Как работать с документом

10




Необходимость изучения исторических терминов и понятий


Работа с персоналиями


Последовательно-текстуальное изучение источников


Логические задания


Метод поэтапного изучения источника







3



3





2



2







1



1





1





2






1



2





1



2

II.Виды документов

20




Документы государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.)

4

2


2

Документы международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка)

4

2


2

Документы, связанные с политической борьбой (программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации)

4

2


2

Документы исторического характера (хроники, летописи, исторические сочинения)

4

2


2

Документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев)

4

2


2

Итоговое занятие

3




Итого

34





Содержание программы


Вводный урок (1 час)

Исторический документ. Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов.

  1. Как работать с документом (10 часов)

  1. Необходимость изучения исторических терминов и понятий для работы с историческим документом и дальнейшего изучения истории (2ч).

Отработка исторической терминологии. Характеристика причин, породивших незнание исторической терминологии;

- Житейско-бытовое представление о понятиях и терминах.

- Редкое употребление в современной литературе понятий и терминов, широко использовавшихся в источниках древних и средних веков. Постоянное обогащение языка новыми историческими понятиями и терминами.

- Зависимость значения исторического понятия от времени, исторической обстановки, места употребления.

- Смешение близких либо сходных по звучанию, но далеких по смыслу понятий и терминов (дьяк, дьякон, дьячок, подьячий).

Отработка алгоритма при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение родственного анализа под признаки изучаемого.

  1. Работа с персоналиями (2ч).

Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей:

Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т.д.).

Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т.д.).

Различные оценки одной и той же исторической личности. Алгоритм изучения исторических личностей: запоминание фамилии и имени личности; ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности; усвоение идейно-теоретических взглядов изучаемой личности; изучение оценок личности ее современниками и современными историками, политологами; уяснение того, чьи интересы на том или ином этапе выражала личность.





  1. Последовательно-текстуальное изучение источников (2ч).

Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные вопросы.

Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них.

Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей.

Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т.е. использование исторического опыта России.

  1. Логические задания (2ч).

Логическое задание – ориентирующее средство в самостоятельной работе учащихся. Поиск ответа на вопросы логического задания в тексте документа. Написание конспекта изучаемого источника.

  1. Метод поэтапного изучения источника (2ч).

- Подготовительный этап (уяснение терминологии; выяснение причин, приемов и исторических условий создания документа; разбор фактов и событий, включенных автором в текст; выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором).

- Уяснение содержания источника (выделение основных, узловых вопросов источника; вычленение исторического аспекта изучаемой темы курса; уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории.)

- Выполнение обобщающих и практических заданий.


  1. Виды документов (20 часов)

  1. Документы государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.).

«Русская правда», «Поучение Владимира Мономаха», отрывок из грамоты Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому (1654 г.), отрывок из грамоты боярина Морозова приказчику, «Указ о вольных хлебопашцах», конституция Н. Муравьева, Приказ № 1 Совета рабочих и солдатских депутатов, из доклада Н.И. Рыжова на сессии Верховного совета СССР…

  1. Документы международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка).

Соглашение России, Англии и Франции о незаключении сепаратного мира 28.08.1914 г., из Портсмутского мирного договора между Россией и Японией 25.08.1905 г., письмо министра иностранных дел Французской республики Делькассе министру иностранных дел России Муравьеву о заключении военной конвенции.

  1. Документы, связанные с политической борьбой (программы, послания, речи политиков, прокламации, декларации).

Прокламация для английских войск Архангельского фронта (август 1919 г.), Декларации об образовании СССР, из речи У. Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., из Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию.


  1. Документы исторического характера (хроники, летописи, исторические сочинения).

Отрывки из Ипатьевской и Казанской летописей, Повести временных лет. Прокопий Кессарийский о славянах, антах. Маврийский Стратег о славянах, антах. Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.». Отрывки из сочинений Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Ю. Сухарева о Владимире Мономахе.

  1. Документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев).

Из книги М. Горького «Несвоевременные мысли», мемуары Г.К. Жукова, из дневника императора Николая II, «Очерки русской смуты» А.И. Деникина.

Итоговое занятие (3 часа)

Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспектов, тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования, написание исторического эссе.


Методические рекомендации к изучению программы

Вид документа

Типология вопросов и заданий к нему

1.Документы государственного характера (грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.)

1. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания).

2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

3. Объясните основные новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.

4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа?

5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?

7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.

2.Документы международного характера (договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка)

1. Покажите на карте государства, доставившие этот документ.

2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.

3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, для международной ситуации в целом.

4. Объясните, почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?

6. Какой характер носил этот документ – открытый или секретный, почему?

7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.

8. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.

3.Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи (проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни сатира, крылатые выражения)

1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.

2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей определите примерное время действия или написания произведения. Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху…

3. Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.?

4.Документы, связанные с политической борьбой (программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации)

1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

3. К чему призывает и что осуждает автор документа?

4.Интересы какого слоя населения он выражает?

5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?

6.Каковы последствия – реальные или прогнозируемые – осуществления идей этого документа?

7. Дайте историческую оценку документу.


5.Документы исторического характера (хроники, летописи, исторические сочинения)

1. Какие исторические факты излагаются в документе?

2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.

3.Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления.

4. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий.

5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?

6. В чем позиция автора совпадает/ не совпадает с современной точки зрения на происходившее? Чем это совпадение/ несовпадение можно объяснить?

7. Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям

6.Документы личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев)

1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?

2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

3. Чем вы объясните свое отношение автора к событиям? К его участникам?

4. Чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?

5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?

6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?


Вопросы к документу в зависимости от его вида


Алгоритм работы с первоисточником


Происхождение текста

• Кто написал этот текст?

• Когда он был написан?

• К какому виду источников он относится: письмо, дневник, официальный документ и т.д.?

• Что представляет собою текст: полный документ или отрывок? Если это фрагмент текста, кто сделал это? На каком основании был выбран именно этот фрагмент? Текст приводится на языке оригинала или в переводе?

Содержание текста

•Каково содержание текста? Сделайте обзор его структуры. Озаглавьте отдельные абзацы. Подчеркните наиболее важные слова, персоналии, события. Если вам известны какие-то слова, люди и т.д. узнайте о них. Помните, что во многих книгах есть сводные таблицы, указатели и т.д.


Достоверна ли информация текста?

• Свидетелем первой или второй очереди является автор текста (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем)?

• Этот текст первичен или вторичен? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из первичных источников или подобных ему вторичных. Первичный текст может быть написан автором «второй очереди», т.е. быть созданным много позже самого события).




Предрассудки в тексте

Все тексты в определенной мере предвзяты. Автор видит события с собственной позиции. Поэтому разные люди часто толкуют одни и те же факты по-разному. Это может делаться бессознательно, но во многих случаях документы создаются с определенной целью. Автор хочет извлечь какую-то пользу или защитить себя, свою семью от обвинений. Предвзятости часто можно обнаружить в использовании особых прилагательных, а также в отборе описываемых событий. В связи с эти необходимо ответить на вопросы:

• Были ли у автора специальные намерения? Если да – то какие?

• Является ли автор квалифицированным обозревателем? Понимает ли он/она, что видит?

• Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения?

• Каким языком пишет автор?

• Является ли автор представителем определенной точки зрения или он предлагает исключительно взгляд на события?

• Является ли этот источник единственным по данному событию? Если есть другие источники, описывает ли они событие в том же ключе или иначе? Если по-другому – то почему и как? Какой из этих источников более достоверен? Почему?


Источники как свидетельства ментальности

Важно понимать, что хотя документ не может быть предвзятым или даже совершенно неверным, он является источником для исследований. Уже факт создания документа значителен сам по себе. Если человек, к примеру, описывает других людей своеобразным способом, то это может быть свидетельством его отношения к ним. Если автор очень предвзят в отношении какого либо события вполне сознательно, это значит, что он хочет произвести на читателя определенное впечатление.


Вопросы для более поздних толкований

Историки интерпретируют источники. Они могут делать это не совсем объективно, поскольку подвержены влиянию времени, в котором живут, а также своим ожиданиям и надеждам на будущее. Они могут также иметь особые намерения, создавая книги по истории. В связи сэтим необходимо ответить на вопросы:

• Кто написал эту книгу? Когда и где?

• Перед вами язык оригинала или перевод?

• На каких данных автор развивает свои идеи?

• Какова квалификация автора?

• Что это за книга: школьный учебник? Популярное издание? Научный исторический труд?

• Предвзята ли эта книга? Связаны ли с ней какие-то намерения?

• На какой концепции исторического развития автор строит свою книгу?

• Представляет ли автор противоположные точки зрения или альтернативные интерпретации?




Памятка для работы с документом

1. Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа?

2. Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?

3. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?

4. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?

5. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

6. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Каковы причины, по которым произошли описанные в документе события?

7. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!