СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа наставника. Методика преподавания английского языка »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа наставника. Методика преподавания английского языка. 

В статье рассматривается, как помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения

Просмотр содержимого документа
««Работа наставника. Методика преподавания английского языка »»

«Работа наставника. Методика преподавания английского языка »


Даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.


В нашей школе наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности.

Организовывая свою работу как наставника, я опиралась на то, что процесс повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции". Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

1­й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

Здесь наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

  • на требования к организации учебного процесса;

  • требования к ведению школьной документации;

  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

  • ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);

  • механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.


Основным методом работы на первом этапе эксперимента являлось посещение мною уроков молодого специалиста и выявление возникающих у него затруднений.



2­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

Здесь необходимо обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

  • разработки программы собственного профессионального роста;

  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;

  • подготовки к первичному повышению квалификации;

  • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

  • подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

  • На "проектировочном" этапе эксперимента в зависимости от цели определяется форма методической работы:

координационно­методический совет; экспериментальная работа; групповая; массовые (семинар, педсовет, методические недели, методические совещания, информационные совещания, ярмарка педагогических идей, научно­практическая конференция, творческие педагогические конкурсы "Педагогический дебют", "Учитель года"); Мною используются индивидуальные (самообразование, аттестация, консультации, обобщение передового педагогического опыта, индивидуальные программы, внутришкольный контроль) формы. Кроме того, на заседании МО были разработаны занятия для проведения "Школы молодого учителя" (приложение 4).

  • На данном этапе наставники нашего МО используют информационные методы (в рамках МО лекции на занятиях "Школы молодого учителя", педагогические чтения и др.); творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы работы.



3­й этап – контрольно­оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

На "контрольно­-оценочном" этапе эксперимента усилия наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.

Знакомство с новыми технологиями происходит на лекциях и во время педагогических чтений. Но этого оказывается недостаточно для формирования практических умений. Поэтому мы применяем комплексные методы работы: педагогические мастерские, мастер­классы, работу в творческих группах, где молодой учитель изучает передовой педагогический опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, готовит дидактические материалы, даёт открытые уроки и др. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным.


Следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.

Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов (приложение 1).


Цели анкетирования:

  • выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;

  • проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы;

  • выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы школы "Дифференцированное обучение учащихся как залог повышения качества образовательного процесса".

В результате анкетирования выяснилось, что:

наиболее удачными, по мнению молодых учителей, были следующие направления методической работы:

  • знакомство с теорией дифференцированного обучения;

  • обмен имеющимся опытом по данной теме;

  • методические недели;

педагогам­-наставникам необходимо:

  • продолжить работу над учебно­методической темой по дифференциации обучения;

  • ознакомить молодых педагогов с новыми педагогическими технологиями;

  • разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;

  • использовать как оптимальную форму методической работы методические недели;

включить в план работы информирование молодых учителей о новых и параллельных программах и учебниках


Продолжая дальнейшую работу по наставничеству, нами планируется на ряду с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) разработка и введение в дальнейшем новых нетрадиционных или модернизированных: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого­педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями­-мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду.


Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки":

  • обязанности классного руководителя (приложение 2);

  • организация работы с неуспевающими учащимися;

  • анализ и самоанализ урока;

  • как правильно организовать работу с родителями;

  • методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Администрация школы или учитель­-наставник могут создать портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности. Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации.


























Приложение 1

АНКЕТА 
для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

  • Да

  • Нет

  • Частично


2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-­воспитательного процесса вы испытываете трудности?

  • в календарно­-тематическом планировании

  • проведении уроков

  • проведении внеклассных мероприятий

  • общении с коллегами, администрацией

  • общении с учащимися, их родителями

  • другое (допишите) _________________________________________________________

4. Представляет ли для вас трудность:

  • формулировать цели урока

  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

  • мотивировать деятельность учащихся

  • формулировать вопросы проблемного характера

  • создавать проблемно­поисковые ситуации в обучении

  • подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

  • активизировать учащихся в обучении

  • организовывать сотрудничество между учащимися

  • организовывать само­ и взаимоконтроль учащихся

  • организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся

  • развивать творческие способности учащихся

  • другое (допишите)__________________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • cамообразованию

  • практико-ориентированному семинару

  • курсам повышения квалификации

  • мастер-­классам

  • творческим лабораториям

  • индивидуальной помощи со стороны наставника

  • предметным кафедрам

  • школе молодого специалиста

  • другое (допишите)_________________________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • типы уроков, методика их подготовки и проведения

  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

  • приемы активизации учебно­-познавательной деятельности учащихся

  • учет и оценка знаний учащихся

  • психолого-­педагогические особенности учащихся разных возрастов

  • урегулирование конфликтных ситуаций

  • формы работы с родителями

  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

  • другое (допишите) ________________________________________________________










Приложение 2

ПАМЯТКА 
классному руководителю

Уважаемый молодой коллега!

Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как учителю-­наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в школе классным руководителем.

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:

  • сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

  • написать характеристику класса (если Вы взяли классное руководство только в этом учебном году, то выполните это в течение первой четверти);

  • определить цель, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.

Проанализируйте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

  • учебные дела;

  • участие в общешкольных мероприятиях;

  • дела класса;

  • работа с родителями;

  • индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтесь к тому, чтоклассный руководитель ведет следующую документацию:

  • классный журнал;

  • план воспитательной работы с классным коллективом;

  • тетрадь классного руководителя в любой форме;

  • дневники учащихся;

  • личные дела учащихся;

  • психолого­-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

  • папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

  • кабинет, закрепленный за вашим классом;

  • помещение, прикрепленное для генеральной уборки;

  • прикрепленный пришкольный участок;

  • дни дежурства по школе;

  • график дежурства по классу;

  • день выпуска общешкольной или классной газеты;

  • список учащихся, которым необходимы проездные билеты;

  • список многодетных и социально не защищенных семей;

  • сведения об учащихся класса и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;

  • сведения о занятости учащихся во внеурочное время;

  • распределение общественных поручений (отдельно указать тех, кто является старостой класса, членом ученического комитета);

  • педсоветы и совещания классных руководителей по четвертям;

  • список учителей­-предметников, работающих в классе;

  • расписание занятий класса;

  • расписание по личной учебной нагрузке;

  • состав родительского комитета (если в школе есть Попечительский совет, то указать представителя от класса);

  • цепочка для срочного оповещения учащихся;

  • дни рождения учеников класса по месяцам;

  • дела, которые требуют предварительной подготовки;

  • акции, в которых может принять участие класс.











Приложение 3

ПЛАН эксперимента 
по оказанию помощи молодому учителю 
в профессиональном становлении

Содержание 
эксперимента 

Этапы

"адаптационный" 

"проектировочный" 

"контрольно­оценочный" 

Задачи

 

Определить сформированность профессионально значимых качеств; разработать адаптационную программу профессионального становления молодого учителя 

Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в вузе

Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием 

Формы работы

 

Индивидуальная

 

Индивидуальная, коллективная

Индивидуальная, групповая, коллективная

Средства, методы

 

Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебно­воспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.

Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа

Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание "Портфолио".

Методы: информационные (лекции в "Школе молодого учителя" педагогические чтения и др.); творческие: проблемные, инверсионные; наблюдение; беседа; анкетирование

Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности.

Методы: комплексные (педагогические мастерские, мастер­классы, проблемно­деловые, рефлексивно­деловые игры)

 

























Приложение 4

ПЛАН РАБОТЫ 
"Школы молодого учителя"

 

 

 

Месяц

Содержание работы

Ответственные 

Сентябрь

 

  • Час общения "Расскажи о себе"

  • Знакомство молодых специалистов с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом

  • Закрепление наставников

  • Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно­воспитательного процесса

  • Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов

  • Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий

Администрация школы

Директор школы

Руководители методических объединений

Зам. директора по УВР, председатель профкома

Зам. директора по УВР

Октябрь

 

  • Круглый стол "Основные проблемы молодого учителя"

  • Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы

  • Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей"

  • Час психолога "Как быстрее адаптироваться в школе"

Зам. директора по УВР

Педагоги-­наставники

Зам. директора по УВР, педагоги­наставники

Педагоги­-психологи

Ноябрь

 

  • Консультация "Проектировочная деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы"

  • Семинар-­практикум "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников"

Зам. директора по УВР

Педагоги­-наставники

Педагоги­-психологи

Зам. директора по УВР

Декабрь

 

  • Консультация "Современный урок: структура и конструирование"

  • Семинар­-практикум "Анализ урока. Виды анализа". Посещение уроков наставников и их структурный анализ

Зам. директора по УВР

Педагоги­-наставники

Январь

 

  • Семинар-­практикум "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"

  • Мастер­классы: "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"

Зам. директора по УВР

Педагоги­-наставники

Февраль

 

  • Посещение уроков у молодых специалистов

  • Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"

  • Обзор периодической педагогической печати

Педагоги­-наставники

Зам. директора по УВР

Зав. школьной библиотекой

Март

 

  • Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков)

  • Час психолога. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций

Зам. директора по УВР

Педагоги­-психологи

Апрель

 

  • Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"

  • Час психолога

Зам. директора по УВР

Педагоги­-психологи

Май

 

  • Подведение итогов работы "Школы молодого учителя", семинар или аукцион педагогических идей, или методическая выставка достижений молодого учителя

Директор школы

Зам. директора по УВР, педагоги­-наставники





Самоанализ урока   Группа ____ кол-во присутствующих ______ кол-во по списку _______ Тема урока__________________________________________________________________ Тип урока и его структура_____________________________________________________ 1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим? 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку) 3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока. 4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. 5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап. 6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия. 7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? 8. Психологическая атмосфера на занятии 9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? 10. Наметить перспективы своей деятельности.  












План-график работы наставника по предмету «Методика преподавания английского языка», 9 класс

п/п

Наименование разделов и тем

сроки

Вид занятия

1

Специфика работы по предмету. Учебно-методические материалы

01.09.-12.09.

консультация

2

Вводные занятия, их назначение, методика проведения

14.09.-19.09.

консультация

3

Методические особености раздела «обучение грамоте». Взаимосвязь с фонетикой, лексикой ангглийского языка

21.-09.26.09.

Консультация, беседа-диалог

4

Подготовительный период обучения грамоте.

28.09.-03.10.

Консультация, практическая работа

5

Наблюдение урока методики английского языка у преподавателя (структура, приемы и виды работы, организация самостоятельной работы на уроке)

05.10-10.10.

Практическая работа

6

Консультация по проведению занятий « Подготовка к ОГЭ по английскому языку» (особенности данного периода, практические работы)

12.10.-17.10.

консультация

7

Посещение, анализ урока

19.10.-24.10.

Практическая работа, наблюдение

8

Консультация по теме «Личностный подход в период обучения грамоте. Совершенствование навыков чтения»

26.10-31.10.

консультация

9

Обучение письму в рамках подготовки к сдаче ОГЭ по предмету.

02.11.-07.11.

Консультация

10

Оценка знаний, умений, навыков учащихся

09.11-14.11.

Просмотр журналов, беседа

11

Проведение итоговых занятий по разделам. Составление контрольно-имерительных материалов.

07.12.-21.12.

Практическая работа

12

Анализ работы в I полугодии (самоанализ), достижения, трудности, пути их преодоления

23.12.-28.12.

Самоанализ беседа

13

Методические рекомендации по обучению чтению в рамках подготовки к сдаче ОГЭ по предмету

11.01-23.01.

Консультация, практическая работа

14

Наблюдение урока методики

25.01.-13.02.

Пракитческое наблюдение

15

Методические рекомендации по обучению ликсики и грамматики в рамках подготовки к сдаче ОГЭ по предмету

15.02.-20.02.

Консультация, практическая работа

16

Наблюдение урока методики

22.02-29.02.

Пракитческое наблюдение

17

Методические рекомендации по обучению аудированию в рамках подготовки к сдаче ОГЭ по предмету

11.03.-16.03.

Консультация, практическая работа

18

Наблюдение урока методики

18.03.-23.03.

Пракитческое наблюдение

19

Консультация по теме «Уроки домашнего чтения»: необходимость уроков домашнего чтения, типология

25.03.-09.04.

Консультация, анализ работы учиттелей школы

20

Необходимость изучения темы «Нормы оценок по чтению». Консультация по проведению занятия.

24.04.-03.05.

Консультация

21

Проведение итоговых занятий по предмету, составление контрольно-измерительных материалов

11.05.-26.05.

Консультация, практическая работа

22

Самоанализ и анализ результатов работы, выявление порблем, над которыми надо работать

июнь

Мониторинг знаний, анализ


Этапы деятельности наставника (Картавцева О.А.)

1­й этап – адаптационный. Определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявить недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. 2­й этап – основной (проектировочный). Разработать и реализовать программу адаптации, осуществить корректировку профессиональных умений молодого учителя, помочь выстроить ему собственную программу самосовершенствования. 3­й этап – контрольно­оценочный. Проверить уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Формы работы - наставничество; - консультации; - взаимопосещение уроков; - проведение мастер-классов; - анкетирование; - самообразование; - беседы; - психологические тренинги; - творческие лаборатории; - психолого­педагогические деловые игры; - диспуты; - конкурсы; - круглые столы совместно с родителями и учениками; - «мозговые штурмы»; - разработка и презентация моделей уроков



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!