СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над правописанием словарных слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из главных задач учителя начальных классов - научить ребёнка писать словарные слова без ошибок.

Просмотр содержимого документа
«Работа над правописанием словарных слов»

Работа над правописанием словарных слов Горская Н.Н.

Работа

над правописанием

словарных слов

Горская Н.Н.

Задачи: Повышение орфографической грамотности учащихся; Обогащение словарного запаса учащихся; Обучение самостоятельному добыванию знаний; Развитие логического и нестандартного мышления; Привитие интереса к русскому языку .

Задачи:

  • Повышение орфографической грамотности учащихся;
  • Обогащение словарного запаса учащихся;
  • Обучение самостоятельному добыванию знаний;
  • Развитие логического и нестандартного мышления;
  • Привитие интереса к русскому языку .
 Основные этапы в работе со словарными словами: 1 этап. Знакомство с новым словарным словом.   Способы предъявления нового слова:  - чтение загадки, отгадывание ее учащимися; рассматривание предметной картинки;  - описание признаков предмета. 2 этап. Работа над слуховым образом словарного слова. Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.  3 этап. Запись слова с «окошком». 4 этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

Основные этапы

в работе со словарными словами:

1 этап. Знакомство с новым словарным словом.

Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

  • рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета.

2 этап. Работа над слуховым образом словарного слова.

Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.

3 этап. Запись слова с «окошком».

4 этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

 Шифровка «Части слова»  Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например:  Приставка в нашем слове, как у слова З А БОЛЕЛ.  Корень- как у слова МОРОЗ ИЛКА.  Суффикс- как у слова БЕРЁЗ К А.  Окончание- как у слова КОНЬК И .  В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ

Шифровка «Части слова»

Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например:

Приставка в нашем слове, как у слова З А БОЛЕЛ.

Корень- как у слова МОРОЗ ИЛКА.

Суффикс- как у слова БЕРЁЗ К А.

Окончание- как у слова КОНЬК И .

В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ

Графические ассоциации - мнемотехника

Графические ассоциации - мнемотехника

 Метод графических ассоциаций   Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о .  Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание- нарисовать словарное слово в словариках.

Метод графических ассоциаций

Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о .

Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание- нарисовать словарное слово в словариках.

Ш_фер А О

Ш_фер

А

О

Примеры словарных слов и ассоциативных образов 1.Подбор ассоциативных рядов слов. гАзета- бумАга дИректОр – крИк, рОт зАвод – трубА инЕй – бЕлый, снЕг кАпуста – зАяц кАрандаш – грАнь, бумАга кАрман – дырА кОнцерт – нОта, хОр, дО кОрабль – вОлны, бОцман, кОк лАдонь – лАпа мАшина – шинА сОбака - хвОст

Примеры словарных слов

и ассоциативных образов

1.Подбор ассоциативных рядов слов.

гАзета- бумАга

дИректОр – крИк, рОт

зАвод – трубА

инЕй – бЕлый, снЕг

кАпуста – зАяц

кАрандаш – грАнь, бумАга

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, хОр, дО

кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

лАдонь – лАпа

мАшина – шинА

сОбака - хвОст

2. Работа по созданию схематичных рисунков.  На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы.    ябл ко п ртрет  п мидор к рзина

2. Работа по созданию схематичных рисунков.

На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы.

ябл ко п ртрет

п мидор к рзина

 «Картинный» словарь О О В . Р . БЕЙ

«Картинный» словарь

О

О

В . Р . БЕЙ

 Схемы-угадайки  На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможен и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать(знак минус- слабая позиция).  ___О___О___ (воробей, молоко,…) ___СС___ (касса., масса,…) __Е__ДЬ (медведь, тетрадь,…)

Схемы-угадайки

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможен и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать(знак минус- слабая позиция).

___О___О___ (воробей, молоко,…)

___СС___ (касса., масса,…)

__Е__ДЬ (медведь, тетрадь,…)

 Копилка-минутка  На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы).

Копилка-минутка

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы).

 « Лишнее» слово  Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминку или при подведении к новому материалу. Например, тема урока « Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске записаны слова: Сорока, ворона, петух, корова ,дорога Далее идут рассуждения:  Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.  Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2.  Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово- на согласную  Я считаю, что «лишнее» слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а это слово на вопрос что? и т.д.

« Лишнее» слово

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминку или при подведении к новому материалу. Например, тема урока « Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске записаны слова:

Сорока, ворона, петух, корова ,дорога

Далее идут рассуждения:

Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.

Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2.

Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово- на согласную

Я считаю, что «лишнее» слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а это слово на вопрос что? и т.д.

Шифровка «Алфавит»  Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.  1 2 3 4 5 6 7 8 9…  а б в г д е ё ж з …  В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.  1, 13,13, 6,33 – ( АЛЛЕЯ ).  Шифровка «Грамматическая арифметика»  Раздели данные слова на слоги.  Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.  Поставь ударение, выдели орфограмму.  ВЕС НА +ГО РОД= Н А Р О Д  ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН= Т Е Л Е ФОН

Шифровка «Алфавит»

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.

1 2 3 4 5 6 7 8 9…

а б в г д е ё ж з …

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.

1, 13,13, 6,33 – ( АЛЛЕЯ ).

Шифровка «Грамматическая арифметика»

Раздели данные слова на слоги.

Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.

Поставь ударение, выдели орфограмму.

ВЕС НА +ГО РОД= Н А Р О Д

ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН= Т Е Л Е ФОН

 Шифровка «Убери лишнее»  Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К,Б,П,Е,С,Р,Ё,Т,З,К,А,Ш  Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).  Шифровка «Добавь гласные»  Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА)  Можно выбрать не одно слово, а группу слов, объединённых каким- то общим признаком. Например: живые существа: КРВ (КОРОВА), ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК).

Шифровка «Убери лишнее»

Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К,Б,П,Е,С,Р,Ё,Т,З,К,А,Ш

Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).

Шифровка «Добавь гласные»

Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА)

Можно выбрать не одно слово, а группу слов, объединённых каким- то общим признаком. Например: живые существа: КРВ (КОРОВА), ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК).

 Загадки-шутки  В каких словарных словах спрятались ноты?  (ПО МИ ДОР, ДО РОГА,  РЕ ШЕНИЕ,…) В каких словарных словах спряталась –ель-?  (УЧИТ ЕЛЬ , ПОНЕД ЕЛЬ НИК,…)  Слог потерялся . (___БАКА, ___ВЕДЬ,…)  Игра «чей это голос?».  Мычит (кто?)-_______(корова)  Поёт (кто?) -_____(соловей, девочка,…)  Собери слоги:  -жур-,-ный-,-де- (ДЕЖУРНЫЙ)

Загадки-шутки

В каких словарных словах спрятались ноты?

(ПО МИ ДОР, ДО РОГА, РЕ ШЕНИЕ,…)

В каких словарных словах спряталась –ель-?

(УЧИТ ЕЛЬ , ПОНЕД ЕЛЬ НИК,…)

Слог потерялся . (___БАКА, ___ВЕДЬ,…)

Игра «чей это голос?».

Мычит (кто?)-_______(корова)

Поёт (кто?) -_____(соловей, девочка,…)

Собери слоги:

-жур-,-ный-,-де- (ДЕЖУРНЫЙ)

Помоги Маше поставить в слова правильные буквы

Помоги Маше поставить в слова правильные буквы

М_ЛОТОК А О

М_ЛОТОК

А

О


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!