СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над художественным образом в вокальном произведении А.С.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по сольному пению в Детской музыкальной школе

Просмотр содержимого документа
«Работа над художественным образом в вокальном произведении А.С.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»»

Работа над художественным образом в вокальном произведении А.С.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»



Тип урока: учебный

работа над выразительным, художественным исполнением вокального произведения


Литература:

Википедия – свободная энциклопедия

http://ru.wikipedia.org/


Интернет – ресурсы:

http://dirigent.ru/o-proizvedenijah/442-arenskij-zhiznennyj-put.html

http://maykov.ouc.ru/spi-ditya-moe.html


А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987

О.Малышева «О пении»


Цель урока:

формирование навыков работы над художественной выразительностью исполнения вокального произведения


Задачи урока:

- Научить работать

* с нотным и поэтическим текстами вокального произведения,

* определять художественно-смысловые кульминационные моменты,

* использовать средства музыкальной выразительности

- Воспитывать интерес к классической музыке

- Развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению вокальных навыков


Оборудование:

- Портреты А.С. Аренского, А. Майкова

- СД-проигрыватель

- Аудиозаписи колыбельной «Спи, дитя моё, усни» в исполнении В.Толкуновой и других исполнителей

- Нотный материал

- Фортепиано.


План урока (ход урока):

1. Организационный момент:

Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.

2. Пение вокальных упражнений – распевание.

3. Исполнение Вокализа №5 «Сексты» Н. Ваккаи

4. Работа над художественным образом в вокальном произведении А.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»

а) проверка домашнего задания:

- выразительное чтение поэтического текста вокального произведения «Спи, дитя моё, усни!»

- пересказ содержания поэтического текста вокального произведения А.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»

- выражение учащейся своего личного понимания смысла поэтического текста

б) исполнение колыбельной «Спи, дитя моё, усни!» с выполнением динамических оттенков, указанных композитором в нотном тексте.

- сообщение учащейся о жанре «колыбельная»

- сообщение учащейся о выразительных средствах музыки

в) работа над художественным образом: определение кульминаций, динамического развития произведения, динамических оттенков, основного вида звуковедения, темпа; работа над фразировкой, над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.


Ход урока - КОНСПЕКТ


1. Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.


- «Здравствуй, Азалия!


- ТЕМА сегодняшнего нашего урока «Работа над художественным образом в вокальном произведении А.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»


- Начинаем наш урок, основная часть которого будет отведена колыбельной песне «Спи, дитя моё, усни!», её художественно-образному исполнению.


- Как обычно, урок мы начнём с пения вокальных упражнений, т.е. с распевания;

- Исполним Вокализ №5 «Сексты» Н. Ваккаи


2. Пение вокальных упражнений – распевание.


Исполнение вокальных упражнений на все виды звуковедения: легато, стаккато, нон-легато. Приобретение вокальных навыков в процессе их исполнения, требующее необходимости следить за пением с ощущением «лёгкого зевка», т.е. за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы, за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата и за правильной артикуляцией гласных звуков.


3. Исполнение Вокализа №5 «Сексты» Н. Ваккаи


В заключение распевания исполняется ранее разученный Вокализ №5 «Сексты» Н. Ваккаи


4. «Работа над художественным образом в вокальном произведении А.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»


а) проверка домашнего задания:

- «Азалия, я попросила тебя подготовить выразительное, эмоциональное чтение поэтического текста колыбельной «Спи, дитя моё, усни!», а затем пересказать своими словами содержание, выразить своё понимание смысла, заложенного в тексте его автором».


(выразительное почтение поэтического текста учащейся, её пересказ и выражение её понимания смысла)


- «Азалия, также, наряду с пониманием смысла и содержания этой колыбельной, ты должна была обратить внимание на динамические оттенки, указанные композитором в нотном тексте и при пении постараться их исполнить. Проверим, как тебе удалось справиться с этим заданием».


б) исполнение колыбельной «Спи, дитя моё, усни!» с выполнением динамических оттенков, указанных композитором в нотном тексте.


(исполнение учащейся колыбельной «Спи, дитя моё, усни!»)


- «Азалия, как ты думаешь, каков характер этого произведения?»


(ответ учащейся:

мягкий, спокойный, нежный, ласковый)


- «Спасибо. Азалия, к этому уроку ты должна была найти информацию о жанрах «песня» и «колыбельная», а также, самостоятельно узнать о выразительных средствах музыки. Расскажи, пожалуйста, о своих новых познаниях».


(сообщение учащейся результатов самостоятельной работы по ознакомлению с новой информацией)


- «Молодец! Спасибо, что постаралась и нашла для себя новые знания».


Теперь, зная содержание и, понимая характер произведения «Спи, дитя моё, усни!», мы переходим к дальнейшей работе над музыкой.


в) работа над художественным образом: определение кульминаций, динамического развития произведения, динамических оттенков, основного вида звуковедения, темпа; работа над фразировкой, над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя.


- «А сейчас мы услышим это замечательное вокальное произведение в аудиозаписи. Обратим внимание на исполнение динамического развития музыки, на звуковедение исполнителя, почувствуем художественный образ, переданный другими вокалистами».


(слушание в аудиозаписи)




5. Рефлексия.


Подводя итог урока, скажи, пожалуйста, Азалия, что сегодня было для тебя новым?


(ответ учащейся)


Сегодня новым для учащейся было: слушание произведения «Спи, дитя моё, усни!» в аудиозаписи; определение кульминаций в произведении «Спи, дитя моё, усни!» и исполнение произведения с динамическими оттенками и с выполнением кульминаций. Прочувствованное, художественно-образное исполнение колыбельной песни.



8. Домашнее задание.



- Произносить вслух поэтический текст вокального произведения с выражением, эмоционально.

- Петь колыбельную «Спи, дитя моё, усни!» с выполнением динамических оттенков и со стремлением к кульминационным моментам, выражая своё отношение к исполняемому. Добиваться художественно-образного исполнения.

- Петь Вокализ №5 «Сексты» Н. Ваккаи







4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!