Работа над художественным образом в вокальном произведении А.С.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»
Тип урока: учебный
работа над выразительным, художественным исполнением вокального произведения
Литература:
Википедия – свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/
Интернет – ресурсы:
http://dirigent.ru/o-proizvedenijah/442-arenskij-zhiznennyj-put.html
http://maykov.ouc.ru/spi-ditya-moe.html
А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987
О.Малышева «О пении»
Цель урока:
формирование навыков работы над художественной выразительностью исполнения вокального произведения
Задачи урока:
- Научить работать
* с нотным и поэтическим текстами вокального произведения,
* определять художественно-смысловые кульминационные моменты,
* использовать средства музыкальной выразительности
- Воспитывать интерес к классической музыке
- Развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению вокальных навыков
Оборудование:
- Портреты А.С. Аренского, А. Майкова
- СД-проигрыватель
- Аудиозаписи колыбельной «Спи, дитя моё, усни» в исполнении В.Толкуновой и других исполнителей
- Нотный материал
- Фортепиано.
План урока (ход урока):
1. Организационный момент:
Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.
2. Пение вокальных упражнений – распевание.
3. Исполнение Вокализа №5 «Сексты» Н. Ваккаи
4. Работа над художественным образом в вокальном произведении А.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»
а) проверка домашнего задания:
- выразительное чтение поэтического текста вокального произведения «Спи, дитя моё, усни!»
- пересказ содержания поэтического текста вокального произведения А.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»
- выражение учащейся своего личного понимания смысла поэтического текста
б) исполнение колыбельной «Спи, дитя моё, усни!» с выполнением динамических оттенков, указанных композитором в нотном тексте.
- сообщение учащейся о жанре «колыбельная»
- сообщение учащейся о выразительных средствах музыки
в) работа над художественным образом: определение кульминаций, динамического развития произведения, динамических оттенков, основного вида звуковедения, темпа; работа над фразировкой, над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Ход урока - КОНСПЕКТ
1. Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.
- «Здравствуй, Азалия!
- ТЕМА сегодняшнего нашего урока «Работа над художественным образом в вокальном произведении А.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»
- Начинаем наш урок, основная часть которого будет отведена колыбельной песне «Спи, дитя моё, усни!», её художественно-образному исполнению.
- Как обычно, урок мы начнём с пения вокальных упражнений, т.е. с распевания;
- Исполним Вокализ №5 «Сексты» Н. Ваккаи
2. Пение вокальных упражнений – распевание.
Исполнение вокальных упражнений на все виды звуковедения: легато, стаккато, нон-легато. Приобретение вокальных навыков в процессе их исполнения, требующее необходимости следить за пением с ощущением «лёгкого зевка», т.е. за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы, за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата и за правильной артикуляцией гласных звуков.
3. Исполнение Вокализа №5 «Сексты» Н. Ваккаи
В заключение распевания исполняется ранее разученный Вокализ №5 «Сексты» Н. Ваккаи
4. «Работа над художественным образом в вокальном произведении А.Аренского на слова А.Майкова «Спи, дитя моё, усни!»
а) проверка домашнего задания:
- «Азалия, я попросила тебя подготовить выразительное, эмоциональное чтение поэтического текста колыбельной «Спи, дитя моё, усни!», а затем пересказать своими словами содержание, выразить своё понимание смысла, заложенного в тексте его автором».
(выразительное почтение поэтического текста учащейся, её пересказ и выражение её понимания смысла)
- «Азалия, также, наряду с пониманием смысла и содержания этой колыбельной, ты должна была обратить внимание на динамические оттенки, указанные композитором в нотном тексте и при пении постараться их исполнить. Проверим, как тебе удалось справиться с этим заданием».
б) исполнение колыбельной «Спи, дитя моё, усни!» с выполнением динамических оттенков, указанных композитором в нотном тексте.
(исполнение учащейся колыбельной «Спи, дитя моё, усни!»)
- «Азалия, как ты думаешь, каков характер этого произведения?»
(ответ учащейся:
мягкий, спокойный, нежный, ласковый)
- «Спасибо. Азалия, к этому уроку ты должна была найти информацию о жанрах «песня» и «колыбельная», а также, самостоятельно узнать о выразительных средствах музыки. Расскажи, пожалуйста, о своих новых познаниях».
(сообщение учащейся результатов самостоятельной работы по ознакомлению с новой информацией)
- «Молодец! Спасибо, что постаралась и нашла для себя новые знания».
Теперь, зная содержание и, понимая характер произведения «Спи, дитя моё, усни!», мы переходим к дальнейшей работе над музыкой.
в) работа над художественным образом: определение кульминаций, динамического развития произведения, динамических оттенков, основного вида звуковедения, темпа; работа над фразировкой, над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя.
- «А сейчас мы услышим это замечательное вокальное произведение в аудиозаписи. Обратим внимание на исполнение динамического развития музыки, на звуковедение исполнителя, почувствуем художественный образ, переданный другими вокалистами».
(слушание в аудиозаписи)
5. Рефлексия.
Подводя итог урока, скажи, пожалуйста, Азалия, что сегодня было для тебя новым?
(ответ учащейся)
Сегодня новым для учащейся было: слушание произведения «Спи, дитя моё, усни!» в аудиозаписи; определение кульминаций в произведении «Спи, дитя моё, усни!» и исполнение произведения с динамическими оттенками и с выполнением кульминаций. Прочувствованное, художественно-образное исполнение колыбельной песни.
8. Домашнее задание.
- Произносить вслух поэтический текст вокального произведения с выражением, эмоционально.
- Петь колыбельную «Спи, дитя моё, усни!» с выполнением динамических оттенков и со стремлением к кульминационным моментам, выражая своё отношение к исполняемому. Добиваться художественно-образного исполнения.
- Петь Вокализ №5 «Сексты» Н. Ваккаи
4