ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.
Программа | Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2011. |
Учебник | Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. |
Дидактические средства для учащихся | Рабочая тетрадь. Литературное чтение. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Портфель читателя. Учимся успешному чтению. Галактионова Т.Г., Саввина С.О., Назаровская Я.Г., Жук С.Г. |
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю), во 2 – 136 ч (4 ч в неделю) 3– 4 классах по 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам |
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
1 | Вводные уроки | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Жили-были буквы | 7 | 7 | 7 | - | - | - |
3 | Сказки, загадки, небылицы | 7 | 7 | 7 | - | - | - |
4 | Апрель, апрель. Звенит капель! | 5 | 5 | 5 | - | - | - |
5 | И в шутку и всерьез | 6 | 6 | 6 | - | - | - |
6 | Я и мои друзья | 5 | 5 | 5 | - | - | - |
7 | О братьях наших меньших | 5 | 5 | 5 | - | - | - |
8 | Самое великое чудо на свете | 12 | 12 | 4 | 4 | 4 | - |
9 | Устное народное творчество | 29 | 29 | - | 15 | 14 | - |
10 | Люблю природу русскую. Осень | 8 | 8 | - | 8 | - | - |
11 | Русские писатели | 38 | 38 | - | 14 | 24 | - |
12 | О братьях наших меньших | 12 | 12 | - | 12 | - | - |
13 | Из детских журналов | 17 | 17 | - | 9 | 8 | - |
14 | Люблю природу русскую. Зима | 9 | 9 | - | 9 | - | - |
15 | Писатели детям | 17 | 17 | - | 17 | - | - |
16 | Я и мои друзья | 10 | 10 | - | 10 | - | - |
17 | Люблю природу русскую. Весна | 9 | 9 | - | 9 | - | - |
18 | И в шутку и всерьез | 14 | 14 | - | 14 | - | - |
19 | Литература зарубежных стран | 35 | 35 | - | 12 | 8 | 15 |
20 | Поэтическая тетрадь | 56 | 56 | - | - | 31 | 25 |
21 | Литературные сказки | 24 | 24 | - | - | 8 | 16 |
22 | Были – небылицы | 10 | 10 | - | - | 10 | - |
23 | Люби живое | 16 | 16 | - | - | 16 | - |
24 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 | 12 | - | - | 12 | - |
25 | Летописи, былины, жития | 11 | 11 | - | - | - | 11 |
26 | Чудесный мир классики | 22 | 22 | - | - | - | 22 |
27 | Делу время – потехе сейчас | 9 | 9 | - | - | - | 9 |
28 | Страна детства | 8 | 8 | - | - | - | 8 |
29 | Природа и мы | 12 | 12 | - | - | - | 12 |
30 | Родина | 8 | 8 | - | - | - | 8 |
31 | Страна Фантазия | 7 | 7 | - | - | - | 7 |
| Резерв: | 2 | 1 | - | 2 | - | 2 |
| Итого: | 448 | 448 | 40 | 136 | 136 | 136 |
Нормы техники чтения для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.
Классы | Входной контроль | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | - | - | 30 (40) |
2 | 30 (40) | 40 (50) | 50 (60) |
3 | 50(60) | 60 (70) | 70 (80) |
4 | 70(80) | 80 (90) | 90-100 (100- 110) |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
УЧЕБНИКИ
2.Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 1 класс. Часть 1, 2.
3.Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 2 класс. Часть 1, 2.
4.Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.
5.Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
6.Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.
7.Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.
8.Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
9.Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
10.Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.
11.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.
12.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.
13.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.