СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист "Введение в историю" 9 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используется для самостоятельной работы учащихся 9 класса на самых  первых  уроках истории 

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист "Введение в историю" 9 класс.»

Рабочий лист для самостоятельной работы

«Введение в Новейшую историю». 9 класс__________________

- ЧИТАЕМ И ВЫПИСЫВАЕМ!!

Основные понятия: промышленно-технологическая революция, модернизация, индустриальное общество, постиндустриальное информационное общество.

Оборудование: учебник, компьютер, карта мира.


План новой темы. ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!!


  1. Периоды новейшей истории.

  2. Эпоха завершения развития индустриального общества

  3. Эпоха становления постиндустриального информационного общества

  4. Модернизация как процесс индустриального развития

  5. Модернизация – это реформа или революция?

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ : Новейшая история – это часть всемирной истории, охватывающая период с 1890г до настоящего времени. Новейшая история делится на две эпохи:

1. эпохазавершения развития индустриального общества (1890—1960-е гг.)

2.эпоха становления постиндустриального информационного общества (1970-е гг.— настоящее время).

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ :

  1. Эпоха завершения развития индустриального общества

Рассмотрим 1-й период новейшей истории (1890—1960-е годы)и выделим признаки, которые этот период характеризуют.

В экономике — это завершающий этап развития индустриального общества, этап массового производства стандартных промышленных товаров.

В научно-технической сфере — этап развития достижений второй промышленно-технологической революции, открывшей эпоху электричества и нефти, автомобиля и радио.

В социальной сфере — период бурного роста занятости в промышленности, подъема борьбы рабочего класса за свои права, социальных реформ и формирования общества массового потребления.

В политике — период ожесточенной политической борьбы между силами тоталитаризма и демократии, попыток активного государственного вмешательства в экономику и в дела общества.

В сфере идеологии — период идеологической борьбы, главным вектором которой было противостояние по линии капитализм — социализм.

В культуре — период модернизма, в рамках которого на первом месте оказывается в искусстве авторское видение мира и попытки его художественного конструирования.

В науке — период неклассической картины мира, когда человек оказывается песчинкой в случайном мире атомов, мотыльком в остывающем мире нашей Вселенной.

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ

  1. Эпоха становления постиндустриального информационного общества

Рассмотрим 2 период новейшей истории(1970-е годы — настоящее время) и выделим признаки, которые этот период характеризуют.

В экономике — этап становления постиндустриального информационного общества, где главными становятся сфера услуг, производство и обработка информации и знаний.

В научно- технической сфере — этап развития достижений третьей промышленно-технологической революции, информационной революции, связанной с появлением микропроцессоров, новых способов оцифровывания информации, персональных компьютеров, Интернета, а также с достижениями в области биотехнологии и нано технологии и др.

В социальной сфере — период роста занятости в сфере услуг и информационных технологий, утраты рабочим классом своего центрального положения в социальной структуре общества, появления множества разнообразных социальных слоев, групп, меньшинств, отстаивающих свои права и интересы.

В политике — период демократизации общества в условиях глобализации и поиска национальной, культурной и религиозной самоидентификации, утверждения новой роли гражданского общества и уменьшения влияния государства на дела общества.

В сфере идеологии — период нарастания культурно-цивилизационных противоречий в результате демократизации и глобализации.

В культуре — период постмодернизма, когда читатель и зритель становятся соучастниками творческого процесса.

В науке — период формирования пост неклассической картины мира, когда человек вновь стремится обрести утраченное гармоничное единство с миром и космосом.


  1. Модернизация как процесс индустриального развития

В рамках Новейшего времени произошла смена эпох. Она проходила не мгновенно. Сначала только несколько передовыхстран в начале 20 века вступили в фазу зрелого индустриального общества, вслед за ними ряд государств пошли путем ускоренной индустриализации.Для многих других стран эти задачи оставались не решенными почти весь 20 век.

Освоение в условиях традиционного общества опыта индустриального развития, считавшегося многими передовым, получило название модернизация, что означает ≪быть современным на уровне передовых стран≫. Процесс модернизации принято подразделять на два этапа:первую модернизацию(построение индустриального общества) и вторую модернизацию(становление постиндустриального общества).

ЗАПИСЫВАЕМ !!! МОДЕРНИЗАЦИЯ - общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми.


В отсталых странах, не готовых к изменениям, ускоренная модернизация разрушает традиционный уклад жизни, часть населения неприемлет изменений и стремится возвратиться к старым традициям или к поиску спасительных идей. В тех странах, где индустриализация не была завершена и даже не начиналась, встают сложные проблемы икультурно-цивилизационные противоречия.

Это свидетельствует о том, что модернизация — это не просто копирование опыта развитых стран. Модернизация невозможна без учета традиций и опорына национальный исторический опыт. Можно заимствовать технологические новинки, но традиции заимствовать нельзя


  1. Модернизация – это реформа или революция?

В Новейшее время в большинстве стран мира идет борьба между разнородными политическими силами, сторонниками реформистского, эволюционного пути развития и приверженцами революционной, насильственной ломки общественных структур.

История — это смена эпох. Существует несколько трактовок исторического процесса, рассмотрим их.

  • Первоначально в науке господствовал подход о линейном, поступательном развитии истории как о продвижении к свободе, торжеству разума и справедливости (эпоха Просвещения).

  • Затем стало складываться понимание истории как истории замкнутых цивилизаций, каждая из которых переживает свой рассвет, подъем, надлом и упадок (А. Тойнби).

  • Возник и подход, связывающий историю со сменой эпох, каждая из которых имеет свой внутренний, присущий только ей смысл, язык и систему представлений (В. Дильтей).

Почему происходит смена эпох? Сложилось несколько точек зрения и на движущие силы истории.

  • Одни на первое место ставили изменения в экономике, технике (К. Маркс и др.).

  • Другие делали акцент на политических институтах, способах господства и смене политических элит (В. Парето и др.).

  • Третьи подчеркивали важность духовных факторов, представлений человека о мире (М. Вебер и др.)

В современной науке учитывается, что все это разнообразие точек зрения имеет право на существование. Считается, что каждый из подходов описывает только часть исторической реальности.

МОДЕРНИЗАЦИЯ МОЖЕТ ПРОХОДИТЬ КАК В ВИДЕ РЕФОРМЫ, ТАК И В ВИДЕ РЕВОЛЮЦИИ. Каким путем страны идут по пути модернизации, определяется их историческим разнообразием, традициями, укладом жизни и религией.

ВОПРОСЫ ПИСЬМЕННО :

  1. Что такое Новейшая история?

  2. На какие эпохи делится Новейшая история?

  3. Что такое модернизация и как она может проходить?


заполнить таблицу.


Характерные признаки

Эпоха завершения развития индустриального общества

Эпоха становления постиндустриального информационного общества

Период времени (годы)



В экономике



В научно- технической сфере



В социальной сфере



В политике



В сфере идеологии



В культуре



В культуре



В науке




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!