Рабочий лист урока русского языка в 10 классе по теме
«Речевая избыточность как нарушение лексической нормы»
Дата проведения урока | Фамилия, имя |
| |
1)Орфоэпическая разминка. Расставить ударение в предложенных словах.
Добыча, прибывший, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, облегчить, озвучение, ивовый
2) Орфографический тренинг. Спишите, вставляя орфограммы, определите вид орфограммы:
Р…сток, подг…реть, к…снуться
Пр…образовать, пр…одолеть, пр…знать
Соле…ый, медле…ый, реше…ый
В планетари…, на площад…, в арми…
3)Лексический калейдоскоп. Соотнесите иноязычные слова и их лексическое значение
иноязычные слова | их лексическое значение |
Дискуссия | Раздел экономики, занимающийся проблемами производства и сбыта продукции. |
Маркетинг | Многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности |
Плюрализм | обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы |
Эксклюзивный | Пользующийся большим авторитетом, социально значимый. |
Престижный | Исключительный, неповторимый; единственный в своём роде. |
4) Готовимся к ЕГЭ. ЗАДАНИЕ №6. Лексические нормы.
1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
А)В повести Константина Паустовского «Золотая роза» повествуется о нелёгком писательском труде.
Б) Лариса ушла на предприятие, где неожиданно появилась свободная вакансия.
В) Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.
1. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным командиром.
2. Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.
3. Хороший руководитель заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.
5). Литературное редактирование.
Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.
Русский язык это национальный язык великого русского народа.
В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая зовётся языком литературным.Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками... »
6)Выберите правильный вариант написания:
1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.
2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.
3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.
4. а) безпрецендентный, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.
5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.
Таблица оценивания
№ задания | Формулировка задания | Количество ошибок | Оценка |
1 | Орфоэпическая разминка | | |
2 | Орфографический тренинг | | |
3 | Лексический калейдоскоп. | | |
4 | Готовимся к ЕГЭ. Задание №6. Лексические нормы. | | |
5 | Литературное редактирование | | |
6 | Выберите правильный вариант написания | | |
итог | | | |
Рефлексия.
Что нового я узнал(а) на занятии? _______________________________________
Что было сделано хорошо? ___________________________________________
Что было сделано плохо? ____________________________________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? _______