Дегтярёва Светлана Анатольевна,
учитель физики и математики НРМОБУ «Чеускинская СОШ»,
село Чеускино, Нефтеюганский район,
ХМАО-Югра
«Рабочий лист – средство формирования функциональной грамотности»
Задачи по функциональной грамотности. Математика 6 класс
Цель:
1. Развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разных жизненных ситуациях.
2. Формирование умения выполнять математические рассуждения, с использованием математических терминов.
3. Формирование умения работы с таблицами, соотносить данные по тексту.
4. Развитие интереса учащихся к прикладной математике.
Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:
• Как игровой момент на уроке;
• Как проблемный элемент в начале урока;
• Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
• Как задание для смены деятельности на уроке;
•Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо понятия на уроке;
• Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения; •Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;
• Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.
Задания для 6 класса
Комплексное задание « Полиглоты» (2 задания)
Прочитайте текст и выполните задания 1-2.
1. Для поездки в отпуск Виктор и его брат Павел решили записаться на курсы изучения китайского и тайского языков. Центр «Эрудит», куда они обратились, собрал группу из 12 человек. Среди них был проведён опрос, чтобы узнать, каким языкам будут обучаться студенты.
Данные занесли в таблицу
Таблица 1. |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Китайский язык | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | - | + |
Тайский язык | + | + | - | + | + | - | + | - | - | - | + | - |
Обозначения: + выбирает, - нет
1.На основе данных таблицы 1 заполните таблицу 2, которая показывает, сколько человек будет изучать китайский язык и сколько - тайский
Таблица 2 |
Языки | Количество чел. |
Китайский язык | |
Тайский язык | |
2.На основе данных таблицы 1 составлены следующие утверждения.
Отметьте верные.
Каждый студент хочет изучать китайский язык, и тайский язык.
Если студент изучает китайский язык, то не изучает тайский язык.
Каждый студент хочет изучать какой-то язык.
Студентов, изучающих китайский язык больше, чем тайский.
Характеристики заданий «Полиглоты» Задание 1.
• Содержательная область оценки: неопределённость и данные.
• Компетентностная область оценки: применять
• Контекст: личный
• Уровень сложности: низкий.
• Формат ответа: задание с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов).
• Объект оценки: заполнение готовой таблицы
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Ответ: Китайский язык –8; Тайский язык –6. Таблица заполнена верно. | 1 |
Дан неверный ответ. | 0 |
Задание 2.
• Содержательная область оценки: неопределённость и данные
• Компетентностная область оценки: рассуждать
• Контекст: общественный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: Задание с выбором нескольких верных ответов
• Объект оценки: проверка истинности утверждений относительно данных таблицы, понимать логические связки : «если, то», «есть», «все», «каждый», «и»
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Ответ: 3,4. Отмечены два верных утверждения, не отмечены неверные. | 2 |
Отмечены одно любое верное утверждение из двух, не отмечены неверные. | 1 |
Другие ответы. | 0 |
Прочитайте тексты и выполните задачу «Нежный соус» |
Оливковое масло: | 120 мл |
Уксус столовый: | 60 мл |
Соевый соус: | 20 мл |
Для заправки новогоднего салата мама приготовила соус. В таблице рецепт на 200 миллилитров (
мл).
Сколько миллилитров (мл) оливкового масла понадобится, чтобы сделать 100 мл этой заправки?
Ответ: ……………
Характеристики задания « Нежный соус» (1 задание).
• Содержательная область: Количество
• Компетентностная область: рассуждать /формулировать
• Контекст: личный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: краткий ответ
• Объект оценки: пропорциональные величины.
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Правильно выполнено задание. Дан верный ответ. Задача решается с помощью составления соответствующей пропорции: 200 г – 120 мл х = = 60 (мл). 100 г – х мл | 1 |
Другие варианты. | 0 |
Прочитайте тексты и выполните комплексное задание «Акции и скидки» ( 2 задания) |
Чтобы привлечь покупателей и распродать товар, Торговые центры устраивают сезонные распродажи и различные предпраздничные акции.
В канун Международного женского праздника, в торговом центре в отделе «Fix prix» проходит акция «Купи больше и получи скидку», скидка зависит от количества разного вида купленного товара− за каждый вид товара – скидка 5%, то есть 5 % за один вид, 10 % за два, 15 % за три и так далее.
А) Андрей хочет получить скидку 50%. Какое количество видов товара ему надо купить?
Ответ:_____________________________________
Б) Запишите величину скидки (в процентах) при условии, что величина скидки за один вид равна N и куплено n видов.
Ответ:____________________________________
2. В интернет-магазине «AZAN» действует акция «Получите скидку 90 % на второй товар в чеке». При оплате чека из двух приобретаемых товаров скидка распространяется на товар с наименьшей или с равной ценой.
Ваня с братом решили купить подарок, ко Дню 8 марта, маме и сестре, всего у них 1 тыс. рублей. Они выбрали в интернет-магазине два товара стоимостью 570 р. и 750 р. Смогут ли они купить выбранные товары на свои деньги?
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Ответ: _____________________________________________
Решение:____________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Характеристики заданий «Акции и скидки».
Задание 1.
• Содержательная область: изменение и зависимости.
• Компетентностная область: формулировать.
• Контекст: личный.
• Уровень сложности: низкий.
• Формат ответа: задание с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов).
• Объект оценки: математическое описание зависимости в буквенном виде (выражение, формула).
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Ответ: А) 10, Б) Nn. Даны верные ответы на оба вопроса. | 1 |
Другие варианты ответа. Ответ отсутствует. | 0 |
Задание 2.
• Содержательная область: количество.
• Компетентностная область: интерпретировать.
• Контекст: личный.
• Уровень сложности: средний.
• Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста, рисунка или и рисунка, и текста)
• Объект оценки: составление числового выражения и вычисление процентов.
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Ответ: «ДА». Пример возможного решения: 750 + 570 х 0,1 = 807 р. 1 тыс. р. 807 р.; ИЛИ такое решение: 1000– (750 + 570 х 0,1) = 193 ( р.) у них останется. Или другие верные решения, например, по действиям: 1) 1000-750=250 (р.) - сдача, оставшаяся со второго товара. 2) 570 р. -100%, 57 р. - 10% - стоимость первого товара со скидкой 3) 250-57=193 (р.) - сдача за два товара. Дан ответ «ДА» и приведено верное решение. | 2 |
Дан ответ «ДА», логика решения верна, но в вычислениях допущена арифметическая ошибка (не в вычислении процентов). Примеры частичного ответа: Не учтено условие, какой товар считается вторым в чеке. Например, 1) 750-(750/100*90)=75 (р.) (второй товар); 2) 570+75=645 (р.). ИЛИ: неверная трактовка фразы «скидка 90%», приведено решение и дан ответ: 1) 570*0,9 =513 (р.) - цена товара со скидкой 2) 645+513=1158 (р.) - потратят всего 3) 1158 больше 1000 Ответ: детям денег не хватит | 1 |
Другие варианты ответа. Ответ отсутствует. | 0 |