Рабочий лист по рассказу И. С. Тургенева «МУМУ» 5 класс: Герасим
БАРЫНЯ
1. В каком городе происходит действие рассказа? ____________________________________
2. Как характеризует барыню автор? Подчеркните нужные слова: скупая - щедрая, одинокая – семейная, скучающая – проявляющая интерес, редко выезжала в гости – часто ездила по гостям, молодая – старая.
ГЕРАСИМ - _______________________________(род деятельности в доме барыни)
1. Откуда был взят Герасим в дом барыни? _________________ Герасим был сиротой? ______________________
2. Укажите рост Герасима в метрах и сантиметрах: __________________
3. Докажите примерами со сравнительными оборотами, что Герасим в деревне был исправным тягловым мужиком: а)______________________________________________________________________________________________
б)_______________________________________________________________________________________________
в) _______________________________________________________________________________________________
4. Какой недУг с рождения был у Герасима? _________________________________________
5. Какого сравнения не использует автор при описании Герасима (обведите букву верного ответа):
а) немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле;
б) скучал и недоумевал, как недоумевает молодой и здоровый бык…
в) лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь
г) качался на ветру, как сломанная черешня
6. Что не должен был делать Герасим по дому (вычеркните): содержать двор в чистоте, 2 раза в день привезти бочку с водой, выстирать хозяйское белье, наколоть и натаскать дров для кухни, караулить по ночам и не пускать чужих.
7. Как объяснялся Герасим с остальной дворней? ______________________________________
8. Перечислите, что было в каморке Герасима: _______________________________________________________
9. Какую домашнюю птицу уважал Герасим? _____________За что? ______________________________________
10. Автор, И. С. Тургенев, использует в рассказе несколько гипербол (преувеличение). Найдите их:
при описании кровати Герасима:___________________________________________________________________ при описании расправы над ворами:________________________________________________________________
как косил траву Герасим: __________________________________________________________________________
когда застрянет бочка с водой: _____________________________________________________________________
ВЫВОД: каким был герой? составьте синквейн:
Герасим
(2 прилаг.)_________________________________________
(3 глагола)_________________________________________
(фраза)____________________________________________
(вывод) _____________________________
3. С каким периодом жизни человека автор как бы сопоставляет день и ночь барыни: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»? ____________________________________________
СЛОВАРЬ: 1) Кафтан - __________________________
2) Тулуп - _____________________________________
3) Околоток - _________________________________
4) Неистомная работа - _________________________
5) Тягловый мужик - ___________________________