СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по внеурочной деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» создание деятельностной ситуации для  мотивации обучаю­щихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к иссле­дованию лексического содержания слова, фразеоло­гических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.Цели программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» создание деятельностной ситуации для  мотивации обучаю­щихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к иссле­дованию лексического содержания слова, фразеоло­гических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по внеурочной деятельности»
















Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

Протокол №_____от

«01» сентября 2020г

Руководитель МО

____ Нимаева Н.Ч.



«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____Батожалсанова Д.Б.


от «01» сентября 2020г

«Утверждаю»

Приказ №

от « 01 » сентября 2020г

Директор школы

_____Мэдэгэй С.Б.










Рабочая программа

внеурочной деятельности

«К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»








Составитель: учитель русского языка

и литературы Батомункуева С.Э.









2020-2021 учебный год





































































Пояснительная записка



Программа курса по внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:







Пояснительная записка


Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе следующих нормативно правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (изменения 31.03.2015 г.)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденные Приказом Минобразования от 17.12.2010 г. №1897 (изменения 31.05.2015 г.)

  3. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам Русский язык. 5-9 классы

  4. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных учреждениях(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных, реализующих программы общего образования на 2022-2023 учебный год.

  5. Авторская программа по русскому языку 5—9 классы к линии УМК М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова, Г. И. Богдановой

  6. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

  7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15).

  8. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №180, с изменениями от 29.06. 2011 г, 25.12.2013г., 24.11.2015 г.).

  9. Положение о рабочей программе МАОУ «Ушарбайская СОШ»

  10. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Ушарбайская СОШ»

  11. Учебный план МАОУ «Ушарбайская СОШ» на 2022-2023 учебный год



Программа рассчитана на 1 год, количество часов- 34 (1 ч. в неделю)




















Общая характеристика программы

Цели программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» создание деятельностной ситуации для мотивации обучаю­щихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к иссле­дованию лексического содержания слова, фразеоло­гических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачи программы

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку;

углубление знаний, умений, навыков по лек­сике и фразеологии русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к само­стоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;

формирование устойчивой мотивации к изуче­нию русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового разви­тия учащихся;

совершенствование коммуникативной куль­туры учащихся;

углубление и расширение знаний и представ­лений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разно­сторонних интересов, культуры мышления;

воспитание любви и уважения к родному язы­ку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность;

приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразны­ми словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Программа внеурочной деятельности реализует­ся в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.


Принципы реализации программы внеурочной дея­тельности:

непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механиз­ма обеспечения полноты и цельности образо­вательного и воспитательного процесса;

признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педаго­гами;

принцип связи обучения и воспитания с жиз­нью;

принцип коммуникативной активности уча­щихся в практической (творческой, исследо­вательской) деятельности;

принцип учета возрастных особенностей уча­щихся;

принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных резуль­татов школьников:

понимание русского языка как одной из ос­новных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творче­ских способностей и моральных качеств лич­ности;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохра­нить чистоту русского языка как явления на­циональной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усво­енных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за соб­ственной речью.

Главным результатом реализации рабочей про­граммы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.


Срок реализации программы - 2 года (5 и 6 класс)

Количество часов - 34 часа (1 час в неделю)

Курс «К тайнам слова» состоит из четырех частей:

    1. «Ярмарка идей»

    2. «Звучащая строка»

    1. «Таинства лексики»

    2. «Слово о словах»

В первой части происходит формирование творческой лаборатории проектирование индивидуального маршрута саморазвития с потребностями учащихся.

Во второй части происходит знакомство с нормами литературного произношения; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

В третьей части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.

В четвертой части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся

Формы проведения занятий:

  • практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;

  •  технология обучения в сотрудничестве;

  •  коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

  • Метапредметные результаты

  • Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.





Познавательные УУД:



  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться:

Раздел «Ярмарка идей»

  • соблюдать основные лексические правила современного литературного русского языка;

  • извлекать необходимую информацию из толковых словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности

-опознавать основные выразительные средства лексики;

-объяснить общие принципы классификации словарного состава

русского языка;

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

-выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

-извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Раздел «Звучащая строка»

  • проводить фонетический анализ слова;

  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности

-опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); -выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

-извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Раздел «Слово о словах», «Что в имени тебе моём?»

 проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных

слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава

русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического

значений слова;

  • опознавать омонимы разных видов; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать основные выразительные

  • группировать слова по тематическим группам;

  • подбирать к словам синонимы, антонимы;

  • опознавать фразеологические обороты;

  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.







Содержание программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»

В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проекти­рования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диа­гностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразео­логия); осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первич­ное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоре­тических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. В ходе «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: твор­ческих мастерских юного исследователя художест­венного текста, творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.

Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, творческих лабора­торий, творческих мастерских знакомятся с сино­нимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности ал­горитмам выполнения проектных, презентацион­ных, творческих работ.

В третьей части «Что в имени тебе моем...» осо­бое внимание уделяется этимологии слова, фразео­логической единицы, с которыми учащиеся встре­чаются в повседневной жизни и на уроках. Это завершающий этап работы творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и за­щиту творческих индивидуальных и коллективных проектов: сборников статей научно-популярного со­держания, тематических словарей по теме «Лексика. Фразеология», выступлений на школьной научно-практической конференции в секции «Филология: исследование и поиск».


I. «ЯРМАРКА ИДЕЙ»

Тема 1. Что я умею, что могу?

Формирование творческой лаборатории про­ектирования индивидуального маршрута самораз­вития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащи­мися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология).

Тема 2. Через тернии к звездам

Совместное планирование маршрутов воспол­нения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представле­ний о лексическом, фразеологическом составе рус­ского языка.

Темы 3-5. Эврика!

В ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: творческих мастерских юного ис­следователя художественного текста, творческих ла­бораторий работы с этимологическим словарем. Со­ставление плана исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной ли­тературы, определение круга проблем исследователя.

II. «СЛОВО О СЛОВАХ»
Тема 6. Имена вещей

Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение понятия о лекси­ческом значении слов», «Знакомство с лингвисти­ческими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических слова­рей». Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 7. В царстве смыслов много дорог

Работа творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких зна­чений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования худо­жественных, научно-популярных и публицистиче­ских текстов). Игра «Грамматический аукцион».

Тема 8. Приготовим многослойный пирог или о многозначности слова.

Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (вы­деление отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Роле­вая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».

Тема 9. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?

Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художествен­ных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект: составление презен­тации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.

Тема 10. Откуда катится каракатица или о слова­рях, которые рассказывают об истории слов.

Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и истори­ческими словарями. Определение первоисточников слова. Групповой проект: «Иллюстрируем этимоло­гический словарь».

Тема 11. Об одном и том же разными словами

Работа творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Темы: «Изучение особенности синони­мического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синони­мов». Индивидуальный проект: составление темати­ческих словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисова­ние с использованием синонимов (словарей синони­мов). Коллективный проект: «Какого слова не хвата­ет?» (редактирование текстов школьных сочинений).

Тема 12. Слова-антиподы

Работа творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «анто­нимы». Групповая работа с пословицами и поговор­ками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по...», «В походе», «Однажды утром»). Уст­ное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей антонимов). Коллективный проект: «Легко - сложно» (редакти­рование текстов школьных сочинений).

Тема 13. Ума палата или о фразеологических оборотах.

Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности фразеологи­ческих сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбако­ва "Приключения Кроша"». Коллективный проект:

«Составление ребусов с использованием фразео­логизмов из книги Л. Кэрролла "Алиса в Стране чудес"». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».

Тема 14. Словари «чужих» слов

Работа творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Темы: «Особенности строения словар­ной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Исследователь­ская работа со словарем иностранных слов. Опре­деление значения иностранных слов». Коллектив­ный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».

Тема 15. «Он весь свободы торжество»

Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности про­изведений АС. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях АС. Пушкина».

Тема 16. Мы говорим его стихами

Работа творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Понятия «крылатые выражения», «афо­ризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и кры­латые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей» (по выбору учащихся)). Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений).

Тема 17. Слова уходящие

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употреб­ления историзмов, архаизмов в речи». Игра «Грамма­тический аукцион». Групповой проект: «Лингвисти­ческое иллюстрирование архаизмов, историзмов».


Тема 18. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова

Работа творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Понятие «паронимы». Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образова­ния». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.

Темы 19, 20. Словарь-грамотей

Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья орфогра­фического словаря». Беседа о значении орфогра­фического словаря. Коллективный проект: состав­ление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»). Индивидуальный проект: «Устное (письмен­ное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисун­ков по словарным словам.

III. «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...»

Тема 21. Научная этимология

Работа творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Тема «Словарная статья этимологиче­ского словаря». Индивидуальные проекты (с исполь­зованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхожде­ния слов "вол", "волк" и "волынка"», «Родствен­ники ли слова "запонка" и "запятая"?»

Тема 22. Какие бывают имена?

Работа творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Понятие «ономастика». Индивидуаль­ный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими сло­варями. Грамматическое иллюстрирование.

Тема 23. Древнерусские имена

Работа творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История про­исхождения русских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере про­изведений А.С. Пушкина).

Тема 24. Отчество и фамилия

Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С. Михалкова).

Тема 25. Времена года

Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия месяцев». Индиви­дуальный проект: «Как назывались месяцы в Древ­ней Руси?» Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала.

Тема 26. О том, что мы носим

Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое ил­люстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».

Тема 27. Растения — почему их так называют?

(Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Индивидуальный проект: «Названия некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?».

Тема 28. Птицы и звери — почему их так называ­ют?

Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале.

Тема 20-30. Работа над поэтической композицией «Времена года».


























Тематическое планирование для 5-6 классов ( 1 раз в неделю, 34 часа)



Тема занятия

Решаемые проблемы

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

Личност

ные УУД

Метапредметные УУД

Предметные

1

2

3

4

5

6

7

1.

Что я умею, что могу?

Как построить и реали­зовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в пред­метной, метапредметной, личностно-ориентиро-ванной деятельности?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных за­труднений в деятельности): формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального марш­рута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лекси­ка, фразеология)

Формирование «стартовой» мотивации на изучение но­вого материала, саморазвитию в исследователь­ской и творче­ской деятель­ности

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и форму­лировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы

Научиться определять про­блемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ори-ентированной сферах деятель­ности

2.

Через тернии к звездам

Как построить и реали­зовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в пред­метной, метапредметной, личностно-ориентиро-ванной деятельности?

Формирование у учащихся умений построения и реа­лизации новых знаний (понятий, способов действий): совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование ин­дивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной исследователь­ской деятель­ности

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые сред­ства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побу­ждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как дви­жущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления исследовательской, творческой, про­ектной работы

Научиться определять про­блемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятель­ности

3.

Эврика!

Как построить и реали­зовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в пред­метной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности?

Формирование у учащихся деятельностных способно­стей и способностей к структурированию и система­тизации изучаемого предметного содержания: в ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффек­тивных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художест­венного текста, Творческих лабораторий работы с эти­мологическим словарем

Формирование познаватель­ного интереса, устойчивой мотивации к самостоятель­ному и кол­лективному исследованию текста, к само­стоятельной и коллективной аналитической деятельности

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудни­чества и проектные формы работы); устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуля­ции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном ре­шении задач; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слов, исследования и кон­струирования слов, определения и объяснения их лексического значения; производить само- и взаи­мопроверку и диагностику результатов изучения темы

Научиться определять про­блемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятель­ности. Научиться строить и реализовывать индиви­дуальный марш­рут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности








5-6

Имена вещей

Как организовать работу Творческой мастерской (лаборатории) исследо­вателя?

Формирование у учащихся деятельностных способно­стей и способностей к структурированию и система­тизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями сло­варной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению поль­зоваться различными словарями. Обогащение словар­ного запаса учащихся

Формирование устойчивой мо­тивации к само­стоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

Коммуникативные: представлять конкретное содер­жание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отноше­ния к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Научиться про­ектировать алго­ритмы решения исследовательской и творческой задачи

7-8


В царстве смыслов много дорог

Как выполнить индиви­дуальный проект?

Формирование у учащихся умений построения и реа­лизации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких значе­ний слова».

Проект: «Отличие многозначных слов и слов-омони­мов» (на основе исследования художественных, науч­но-популярных и публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион»

Формирование навыков ин­дивидуального и коллективного проектирования в ходе выполне­ния контроль­ной работы

Коммуникативные: формировать навыки самостоя­тельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: применять методы информационно­го поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе вы­полнения тестовых заданий

Научиться вы­полнять индиви­дуальный проект при консульта­тивной помощи учителя

Как определить и воспол­нить проблемные зоны в маршруте творческого саморазвития?

Формирование у учащихся способностей к рефлек­сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой ма­стерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знаком­ство с многозначными словами: трудные случаи поли­семии», «Знакомство со словами-омонимами: трудные случаи омонимии», «Способы и причины образования нескольких значений слова: составление алгоритма рассуждения на лингвистическую тему». Продолжение работы над проектом «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художест­венных, научно-популярных и публицистических тек­стов). Редактирование творческой работы. И фа «Грам­матический аукцион»

Формирование навыков ин­дивидуального и коллективного проектирования в ходе выполне­ния контроль­ной работы

Коммуникативные: формировать навыки самостоя­тельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: применять методы информационно­го поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе вы­полнения тестовых заданий

Научиться кор­ректировать индивидуальный маршрут творче­ского саморазви­тия при консуль­тативной помощи учителя

9

Приготовим многослойный пирог, или О многознач­ности слова


Как выработать единые правила организации и проведения граммати­ческой игры?

Формирование у учащихся деятельностных способно­стей и способностей к структурированию и система­тизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (выделение отличитель­ных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и пере­носное значение слов». Ифа «Кулинарный поединок. Многозначные слова»

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, диагностиче­ской деятель­ности

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудни­чества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационно­го поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения, произво­дить само- и взаимопроверку и диагностику резуль­татов изучения темы

Научиться плани­ровать и реализовывать игровую деятельность

10

Как и почему появ­ляются новые слова (неологизмы)?

Как научиться выпол­нять исследовательскую работу?

Формирование у учащихся умений посфоения и реа­лизации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследо­вателя. Тема «Исследование художественных произве­дений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект: составление презентации «Лин­гвистический портрет поэта (писателя), использовав­шего в своем творчестве неологизмы». Защита презен­таций

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллектив­ному проекти­рованию, кон­струированию, творческой дея­тельности

Коммуникативные: представлять конкретное содер­жание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отноше­ния к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе при­менения пунктуационных правил, конструирования словосочетаний и предложений

Научиться произ­водить исследо­вание

11

Откуда катит­ся каракатица, или О словарях, которые рассказы­вают об истории слов


Как научиться выпол­нять исследовательскую работу?


Формирование у учащихся способностей к рефлек­сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой ма­стерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточ­ников слова.

Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь»


Формирование познаватель­ного интереса, формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллективно­му исследова­нию текста

Коммуникативные: устанавливать рабочие отноше­ния, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе ком­прессии текста

Научиться произ­водить исследо­вание

12

Об одном и том же разными словами

Как научиться выпол­нять исследовательс-кую работу?


Формирование у учащихся деятельностных способ­ностей и способностей к структурированию и си­стематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле­дователя. Темы: «Изучение особенности синоними­ческого ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синони­мов».

Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с ис­пользованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (ре­дактирование текстов школьных сочинений)


Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и за­креплению но­вого

Коммуникативные: владеть монологической и диа­логической формами речи в соответствии с грам­матическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе при­менения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы

Научиться произ­водить исследо­вание

13

Слова-антиподы

Как выполнить индиви­дуальный проект в соста­ве группы?


Формирование у учащихся умений построения и реа­лизации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследо­вателя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полто­рацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Груп­повая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по...», «В походе», «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с ис­пользованием антонимов (словарей антонимов). Коллективный проект: «Легко — сложно» (редактирова­ние текстов школьных сочинений)


Формирование умения оцени­вать усваиваемое содержание, ис­ходя из социаль­ных и личност­ных ценностей, обеспечиваю­щих личност­ный моральный выбор

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового харак­тера

Научиться вы­полнять индиви­дуальное задание при консульта­тивной помощи ученика-эксперта

14

Ума палата, или О фразеологи­ческих оборотах


Как составить алгоритм решения творческой за­дачи?


Формирование у учащихся способностей к рефлек­сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой ма­стерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Осо­бенности фразеологических сочетаний», «Фразеоло­гический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи».

Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеоло­гизмов в отрывках из повести А. Рыбакова "Приключе­ния Кроша"».

Коллективный проект: «Составление ребусов с исполь­зованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла "Алиса в Стране чудес"». Игра «Инсценирование запомнив­шихся фразеологизмов»

Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой са­моактуализации

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и форму­лировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе про­ектной деятельности

Научиться со­ставлять алгоритм выполнения твор­ческого задания

15-16

Словари «чужих» слов

Что такое творческое за­дание и как научиться его выполнять?

Формирование у учащихся умений построения и реа­лизации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле­дователя. Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обо­роты».

Индивидуальный проект: «Определение значения ино­странных слов» (исследовательская работа со словарем иностранных слов).

Коллективный проект: «Найди замену заимствованно­му слову в словах исконно русских»

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

Коммуникативные: представлять конкретное содер­жание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отноше­ния к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексики

Научиться выпол­нять творческое задание при кон­сультативной по­мощи учителя

17-18

«Он весь свободы торжество»

Как выполнить коллек­тивный проект?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации кор-рекционной нормы (фиксирования собственных за­труднений в деятельности): работа Творческой мастер­ской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина»

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Коммуникативные: формировать навыки самостоя­тельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: применять методы информационно­го поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

Научиться участ­вовать в коллек­тивной деятель­ности

19-20

Мы говорим его стихами

Как научиться исследо­вать поэтический текст?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации кор-рекционной нормы (фиксирования собственных за­труднений в деятельности): работа Творческой мастер­ской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».

Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выра­жения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей» (по вы­бору учащихся)).

Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фра­зеологизмы» (редактирование школьных сочинений)

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудни­чества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационно­го поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы

Научиться иссле­довать поэтиче­ский текст

21

Слова уходящие

Как выполнить индиви­дуальное задание в соста­ве группы?

Формирование у учащихся умений построения и реа­лизации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследо­вателя. Тема «Лексические, грамматические нормы упо­требления историзмов, архаизмов в речи». Понятия «ар­хаизмы», «историзмы». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов»

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

Коммуникативные: представлять конкретное содер­жание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отноше­ния к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе при­менения правил, конструирования ответов

Научиться вы­полнять индиви­дуальное задание в составе группы

22

Паронимы, или «Ошибко-опас-

ные» слова

Как научиться участво­вать в творческом диало­ге со сверстниками?

Формирование у учащихся способностей к рефлек­сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой ма­стерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паро­нимы». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов. Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования».

Формирование навыков ин­дивидуального и коллективного проектирования в ходе выполне­ния контроль­ной работы

Коммуникативные: устанавливать рабочие отноше­ния, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования паронимов

Научиться уча­ствовать в твор­ческом диалоге со сверстниками

23-24

Словарь-грамотей

Как научиться составлять словарную статью?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации кор­рекционной нормы (фиксирования собственных за­труднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря.

Коллективный проект: составление тематических сло­вариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»).

Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингви­стическое рисование с использованием слов орфогра­фического словаря». Выставка рисунков по словарным словам


Формирование устойчивой мо­тивации к само­стоятельной

и коллективной аналитической, диагностиче­ской деятель­ности

Коммуникативные: владеть монологической и диа­логической формами речи в соответствии с грам­матическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе при­менения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы

Научиться состав­лять словарную статью по алго­ритму выполнения аналитиче­ского задания

25

Научная этимоло­гия


Как научиться пользо­ваться словарями?


Формирование у учащихся умений построения и реа­лизации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле­дователя. Тема «Словарная статья этимологического словаря».

Индивидуальные проекты (с использованием этимо­логического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов "вол", "волк" и "волынка"», «Родственники ли слова "запонка" и"запятая"?»


Формирование познаватель­ного интереса, устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллективно­му исследова­нию текста

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового харак­тера

Научиться нахо­дить необходи­мую информацию

26

Какие бывают име­на?


Как выполнить индиви­дуальное исследователь­ское задание?


Формирование у учащихся способностей к рефлек­сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой ма­стерской (лаборатории) исследователя. Понятие «оно­мастика».

Индивидуальный проект: «История происхождения тра­диционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образо­вания омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое ил­люстрирование


Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллектив­ному проекти­рованию, кон­струированию, творческой дея­тельности

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые сред­ства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побу­ждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движу­щую силу своего научения, свою способность к пре­одолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе кон­струирования ответа

Научиться вы­полнять индиви­дуальное задание по алгоритму

27

Древнерусские имена


Каковы условия решения коллективной творческой задачи?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «История происхождения русских имен».

Индивидуальный проект: «Первые русские имена».

Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А. С. Пушкина)

Формирование познаватель­ного интереса, устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллективно­му исследова­нию текста

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового харак­тера

Научиться вы­полнять индиви­дуальный проект в составе группы

28

Отчество и фамилия

Как производить само­диагностику результатов выполнения творческой, исследовательс-кой ра­боты?


Формирование у учащихся способностей к рефлек­сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой ма­стерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Исто­рия появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика».

Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С. Михалкова)


Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллектив­ному проекти­рованию, кон­струированию, творческой дея­тельности

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые сред­ства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побу­ждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движу­щую силу своего научения, свою способность к пре­одолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе кон­струирования ответа

Научиться произ­водить самодиа­гностику резуль­татов выполнения творческой, ис­следовательской работы

29-30

Времена года

Как научиться выполнять коллективный проект?

Формирование у учащихся способностей к рефлек­сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой ма­стерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия месяцев».

Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в Древней Руси?» Лингвистическое рисование. Кон­курс иллюстраций с использованием лингвистического материала

Формирование познаватель­ного интереса, устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллективно­му исследова­нию текста

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового харак­тера

Научиться выпол­нять коллектив­ный проект

31

О том, что мы но­сим

Как научиться произво­дить лингвистичес-кое иллюстрирова-ние?

Формирование у учащихся умений построения и реа­лизации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследо­вателя.

Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион»

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллектив­ному проекти­рованию, кон­струированию, творческой дея­тельности

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые сред­ства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побу­ждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движу­щую силу своего научения, свою способность к пре­одолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе кон­струирования ответа

Научиться про­изводить лингви­стическое иллю­стрирование

32

Растения — почему их так называ-ют?

Как выработать и реали­зовать алгоритм проведе­ния игры?

Формирование у учащихся способностей к рефлек­сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой ма­стерской (лаборатории) исследователя. Индивидуальный проект: «Названия некоторых расте­ний». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?»

Формирование познаватель­ного интереса, устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллективно­му исследова­нию текста

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового харак­тера

Научиться при­менять алгоритм проведения грам­матической игры

33

Птицы и звери — почему их так на­зывают?

Как выработать правила коллективного решения творческой задачи (ин­сценирования)?

Формирование у учащихся способностей к рефлек­сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой ма­стерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых живот­ных». Инсценирование, устное (письменное) иллю­стрирование на лингвистическом материале

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельному и коллектив­ному проекти­рованию, кон­струированию, творческой дея­тельности

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые сред­ства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побу­ждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движу­щую силу своего научения, свою способность к пре­одолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, про­цессы, связи и отношения, выявляемые в ходе кон­струирования ответа

Научиться при­менять правила коллективного решения творче­ской задачи (ин­сценирования)

34

Поэтическая композиция «Времена года»





Поведение итогов работы













Список рекомендуемой литературы

Основной

  1. Асмолов А.Т. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Пе­дагогика, 2009.

  2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Про­свещение, 2008.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Ре­жим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Сани­тарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

  1. Приказ Министерства образования и на­уки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного об­щего образования, организации проектной деятель­ности, моделирования и технического творчества обучающихся».

  2. Примерная основная образовательная про­грамма образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

  3. Примерные программы внеурочной деятель­ности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.

  4. Приоритетный национальный проект «Обра­зование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  5. Система гигиенических требований к услови­ям реализации основной образовательной програм­мы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг.: [Электронный до­кумент]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/ news/8286

  2. Федеральный государственный образова­тельный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыс­ли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Конда­кова. М.: Просвещение, 2011.

Дополнительный

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русско­го языка. М.: Русский язык, 1986.

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.

  2. Вартанъян Э.А. Путешествие в слово. М.: Про­свещение, 1987.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980.

  1. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Серге­ев Ф.П. Занимательно о русском языке. Л.: Просве­щение, 1990.

  1. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Серге­ев Ф. П. Тайны слова. Занимательная грамматика. Вол­гоград: Нижневолжское книжное издательство, 1966.

  2. Круглое Ю.Г. Русские народные загадки, по­словицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.

  3. Лапатухин М.С, Скорлуповская Е.В., Снето-ва Т.П. Школьный толковый словарь русского язы­ка. М.: Просвещение, 1981.

  4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: 1987.

  5. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.


3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!