Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол №_____от «01» сентября 2020г Руководитель МО ____ Нимаева Н.Ч. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ____Батожалсанова Д.Б. от «01» сентября 2020г | «Утверждаю» Приказ № от « 01 » сентября 2020г Директор школы _____Мэдэгэй С.Б. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»
Составитель: учитель русского языка
и литературы Батомункуева С.Э.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса по внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе следующих нормативно правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (изменения 31.03.2015 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденные Приказом Минобразования от 17.12.2010 г. №1897 (изменения 31.05.2015 г.)
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам Русский язык. 5-9 классы
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных учреждениях(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных, реализующих программы общего образования на 2022-2023 учебный год.
Авторская программа по русскому языку 5—9 классы к линии УМК М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова, Г. И. Богдановой
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15).
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №180, с изменениями от 29.06. 2011 г, 25.12.2013г., 24.11.2015 г.).
Положение о рабочей программе МАОУ «Ушарбайская СОШ»
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Ушарбайская СОШ»
Учебный план МАОУ «Ушарбайская СОШ» на 2022-2023 учебный год
Программа рассчитана на 1 год, количество часов- 34 (1 ч. в неделю)
Общая характеристика программы
Цели программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» — создание деятельностной ситуации для мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку;
углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;
признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
принцип учета возрастных особенностей учащихся;
принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Срок реализации программы - 2 года (5 и 6 класс)
Количество часов - 34 часа (1 час в неделю)
Курс «К тайнам слова» состоит из четырех частей:
«Ярмарка идей»
«Звучащая строка»
«Таинства лексики»
«Слово о словах»
В первой части происходит формирование творческой лаборатории проектирование индивидуального маршрута саморазвития с потребностями учащихся.
Во второй части происходит знакомство с нормами литературного произношения; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
В третьей части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
В четвертой части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся
Формы проведения занятий:
практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться: |
Раздел «Ярмарка идей» |
соблюдать основные лексические правила современного литературного русского языка; извлекать необходимую информацию из толковых словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности | -опознавать основные выразительные средства лексики; -объяснить общие принципы классификации словарного состава русского языка; - аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; -выразительно читать прозаические и поэтические тексты; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. |
Раздел «Звучащая строка» |
проводить фонетический анализ слова; соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности | -опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); -выразительно читать прозаические и поэтические тексты; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. |
Раздел «Слово о словах», «Что в имени тебе моём?» |
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; | русского языка; значений слова; опознавать омонимы разных видов; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать основные выразительные |
группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы; опознавать фразеологические обороты; соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. | средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Содержание программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»
В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология); осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. В ходе «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: творческих мастерских юного исследователя художественного текста, творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.
Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, творческих лабораторий, творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ.
В третьей части «Что в имени тебе моем...» особое внимание уделяется этимологии слова, фразеологической единицы, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни и на уроках. Это завершающий этап работы творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов: сборников статей научно-популярного содержания, тематических словарей по теме «Лексика. Фразеология», выступлений на школьной научно-практической конференции в секции «Филология: исследование и поиск».
I. «ЯРМАРКА ИДЕЙ»
Тема 1. Что я умею, что могу?
Формирование творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология).
Тема 2. Через тернии к звездам
Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка.
Темы 3-5. Эврика!
В ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: творческих мастерских юного исследователя художественного текста, творческих лабораторий работы с этимологическим словарем. Составление плана исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной литературы, определение круга проблем исследователя.
II. «СЛОВО О СЛОВАХ»
Тема 6. Имена вещей
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 7. В царстве смыслов много дорог
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион».
Тема 8. Приготовим многослойный пирог или о многозначности слова.
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».
Тема 9. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.
Тема 10. Откуда катится каракатица или о словарях, которые рассказывают об истории слов.
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь».
Тема 11. Об одном и том же разными словами
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синонимов». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).
Тема 12. Слова-антиподы
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по...», «В походе», «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей антонимов). Коллективный проект: «Легко - сложно» (редактирование текстов школьных сочинений).
Тема 13. Ума палата или о фразеологических оборотах.
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова "Приключения Кроша"». Коллективный проект:
«Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла "Алиса в Стране чудес"». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».
Тема 14. Словари «чужих» слов
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов». Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».
Тема 15. «Он весь свободы торжество»
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений АС. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях АС. Пушкина».
Тема 16. Мы говорим его стихами
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей» (по выбору учащихся)). Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений).
Тема 17. Слова уходящие
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».
Тема 18. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы». Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.
Темы 19, 20. Словарь-грамотей
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»). Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.
III. «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...»
Тема 21. Научная этимология
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов "вол", "волк" и "волынка"», «Родственники ли слова "запонка" и "запятая"?»
Тема 22. Какие бывают имена?
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.
Тема 23. Древнерусские имена
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История происхождения русских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С. Пушкина).
Тема 24. Отчество и фамилия
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С. Михалкова).
Тема 25. Времена года
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия месяцев». Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в Древней Руси?» Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала.
Тема 26. О том, что мы носим
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».
Тема 27. Растения — почему их так называют?
(Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Индивидуальный проект: «Названия некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?».
Тема 28. Птицы и звери — почему их так называют?
Работа творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале.
Тема 20-30. Работа над поэтической композицией «Времена года».
Тематическое планирование для 5-6 классов ( 1 раз в неделю, 34 часа)
№ | Тема занятия | Решаемые проблемы | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты |
Личност ные УУД | Метапредметные УУД | Предметные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Что я умею, что могу? | Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно-ориентиро-ванной деятельности? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология) | Формирование «стартовой» мотивации на изучение нового материала, саморазвитию в исследовательской и творческой деятельности | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ори-ентированной сферах деятельности |
2. | Через тернии к звездам | Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно-ориентиро-ванной деятельности? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления исследовательской, творческой, проектной работы | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности |
3. | Эврика! | Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: в ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы); устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слов, исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения; производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-ориентированной сферах деятельности. Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности |
| | | | | |
5-6 | Имена вещей | Как организовать работу Творческой мастерской (лаборатории) исследователя? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задачи |
7-8 | В царстве смыслов много дорог | Как выполнить индивидуальный проект? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион» | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Научиться выполнять индивидуальный проект при консультативной помощи учителя |
Как определить и восполнить проблемные зоны в маршруте творческого саморазвития? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами: трудные случаи полисемии», «Знакомство со словами-омонимами: трудные случаи омонимии», «Способы и причины образования нескольких значений слова: составление алгоритма рассуждения на лингвистическую тему». Продолжение работы над проектом «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Редактирование творческой работы. И фа «Грамматический аукцион» | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Научиться корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при консультативной помощи учителя |
9 | Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова | Как выработать единые правила организации и проведения грамматической игры? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Ифа «Кулинарный поединок. Многозначные слова» | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы | Научиться планировать и реализовывать игровую деятельность |
10 | Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? | Как научиться выполнять исследовательскую работу? | Формирование у учащихся умений посфоения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения пунктуационных правил, конструирования словосочетаний и предложений | Научиться производить исследование |
11 | Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов | Как научиться выполнять исследовательскую работу? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь» | Формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста | Научиться производить исследование |
12 | Об одном и том же разными словами | Как научиться выполнять исследовательс-кую работу? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синонимов». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений) | Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы | Научиться производить исследование |
13 | Слова-антиподы | Как выполнить индивидуальный проект в составе группы? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по...», «В походе», «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей антонимов). Коллективный проект: «Легко — сложно» (редактирование текстов школьных сочинений) | Формирование умения оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научиться выполнять индивидуальное задание при консультативной помощи ученика-эксперта |
14 | Ума палата, или О фразеологических оборотах | Как составить алгоритм решения творческой задачи? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывках из повести А. Рыбакова "Приключения Кроша"». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла "Алиса в Стране чудес"». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов» | Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой самоактуализации | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной деятельности | Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания |
15-16 | Словари «чужих» слов | Что такое творческое задание и как научиться его выполнять? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Определение значения иностранных слов» (исследовательская работа со словарем иностранных слов). Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских» | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексики | Научиться выполнять творческое задание при консультативной помощи учителя |
17-18 | «Он весь свободы торжество» | Как выполнить коллективный проект? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации кор-рекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина» | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий | Научиться участвовать в коллективной деятельности |
19-20 | Мы говорим его стихами | Как научиться исследовать поэтический текст? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации кор-рекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей» (по выбору учащихся)). Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений) | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы | Научиться исследовать поэтический текст |
21 | Слова уходящие | Как выполнить индивидуальное задание в составе группы? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи». Понятия «архаизмы», «историзмы». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов» | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения правил, конструирования ответов | Научиться выполнять индивидуальное задание в составе группы |
22 | Паронимы, или «Ошибко-опас- ные» слова | Как научиться участвовать в творческом диалоге со сверстниками? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов. Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования паронимов | Научиться участвовать в творческом диалоге со сверстниками |
23-24 | Словарь-грамотей | Как научиться составлять словарную статью? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»). Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы | Научиться составлять словарную статью по алгоритму выполнения аналитического задания |
25 | Научная этимология | Как научиться пользоваться словарями? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов "вол", "волк" и "волынка"», «Родственники ли слова "запонка" и"запятая"?» | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научиться находить необходимую информацию |
26 | Какие бывают имена? | Как выполнить индивидуальное исследовательское задание? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа | Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму |
27 | Древнерусские имена | Каковы условия решения коллективной творческой задачи? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «История происхождения русских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А. С. Пушкина) | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научиться выполнять индивидуальный проект в составе группы |
28 | Отчество и фамилия | Как производить самодиагностику результатов выполнения творческой, исследовательс-кой работы? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С. Михалкова) | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа | Научиться производить самодиагностику результатов выполнения творческой, исследовательской работы |
29-30 | Времена года | Как научиться выполнять коллективный проект? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия месяцев». Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в Древней Руси?» Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научиться выполнять коллективный проект |
31 | О том, что мы носим | Как научиться производить лингвистичес-кое иллюстрирова-ние? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион» | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа | Научиться производить лингвистическое иллюстрирование |
32 | Растения — почему их так называ-ют? | Как выработать и реализовать алгоритм проведения игры? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Индивидуальный проект: «Названия некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?» | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научиться применять алгоритм проведения грамматической игры |
33 | Птицы и звери — почему их так называют? | Как выработать правила коллективного решения творческой задачи (инсценирования)? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа | Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи (инсценирования) |
34 | Поэтическая композиция «Времена года» | | | | | Поведение итогов работы |
Список рекомендуемой литературы
Основной
Асмолов А.Т. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/ news/8286
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительный
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.
Вартанъян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980.
Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.
Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф. П. Тайны слова. Занимательная грамматика. Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1966.
Круглое Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.
Лапатухин М.С, Скорлуповская Е.В., Снето-ва Т.П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1981.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: 1987.
Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
3