Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
(приказ №350-ОД от 31.08.2021)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15»
| Рассмотрена: на заседании ПМО учителей истории и обществознания (протокол №1 от 31.08.2021г.) на заседании НМС МБОУ «СШ №15» (протокол №1 от 31.08.2021г.) | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Направление: обще интеллектуальное
Курс обучения: 9 класс
Срок реализации: 2021-22 учебный год
Автор:
Белых И.В., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск,2021
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа 4
Содержание программы 10
Учебно-тематический план 13
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка
Программа курса «Основы проектной деятельности» предназначена для изучения основ проектирования обучающимися 9 классов основной школы. Разработана на основе следующих документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс изучения проектной деятельности в рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год).
Срок реализации программы – один год.
РАЗДЕЛ 2. Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа
Цель курса «Основы проектной деятельности»
Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
2. Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
3. Научить работать с различными источниками информации.
4. Научить способам первичной обработки информации.
5. Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
6. Научить работать в группе, команде.
7. Научить оценивать свои и чужие результаты.
8. Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.
Воспитательные, развивающие:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
2. Развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
3. Развивать исследовательские умения.
Специфика курса
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Предметные результаты освоения курса
Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных действий обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:
1) Презентация содержания работы самим учащимся:
- характеристика самим обучающимся собственной деятельности («история моих открытий»);
- постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим обучающимся работы и полученных результатов.
2) Качество защиты работы:
- четкость и ясность изложения задачи;
- убедительность рассуждений;
- последовательность в аргументации;
- логичность и оригинальность.
3) Качество наглядного представления работы:
-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;
- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).
4) Коммуникативные умения:
- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со стороны других обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление обучающимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;
- умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности обучающимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление обучающимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Личностные и метапредметныерезультаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Результатом проектной деятельности обучающихся станет личностно или общественно значимый продукт, а именно:
альбом,
газета,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
выставка,
коллекция,
плакат,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия,
презентация.
РАЗДЕЛ 3. Содержание ПРОГРАММЫ
Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.
Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.)
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. (2ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Тема 4. Ресурсы. (1 ч.)
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Написание эссе «Ступенька к проекту».
Тема 5. Работа с каталогами. (3 ч)
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.
Тема 6. Работа со справочной литературой. (3 ч)
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.
Тема 7. Способы первичной обработки информации. (3 ч)
Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.
Тема 8. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)
Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
Тема 9. Как работать вместе. (2ч.)
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.
Тема 10. Вместе к одной цели. (10 ч).
Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Оформление презентации. Выпуск брошюры. Работа над проектами.
Тема 11. Сам себе эксперт. (4 ч).
Учимся рефлексировать. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся.
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Основные методы обучения
Основными методами обучения являются: проблемный, частично-поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, обсуждение.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
Методы проведения занятий:беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Формы контроля
Для регулярного контроляна обучающихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл: 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый обучающийся ведёт «Дневник работы над проектом». Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы - группового или индивидуального проекта.
Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО-ТематическИЙ план КУРСА
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 9 КЛАСС»
№ темы | Содержание занятий | Модуль «Школьный урок» | Количество часов |
1 | Понятие «Учебный проект» | День знаний | 2 |
2 | Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы. | | 4 |
3 | Планирование деятельности. Формулирование задач. | Международный день распространения грамотности | 2 |
4 | Ресурсы. | Международный день толерантности | 1 |
5 | Работа с каталогами. | Международный день школьных библиотек | 3 |
6 | Работа со справочной литературой. | День Конституции Российской Федерации | 5 |
7 | Способы первичной обработки информации. | День добровольца (волонтера) | 3 |
8 | Наблюдение и эксперимент. | День российской науки | 3 |
9 | Как работать вместе. | | 2 |
10 | Вместе к одной цели. | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов | 7 |
11 | Сам себе эксперт. | | 5 |
| Итого часов | | 34 |
Список литературы для учителя
АйзенкиЗ, Ганс Ю. Как проверить способности вашего ребенка». М6 АСТ, 1998.
Барретт С. Тайны мозга: Как развивать свои способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 1997.
Бирич И.А., Бирич В.Т. Традиции гуманной педагогики в российском образовании. История и современность. М.: Просвещение, 2000.
Брагинский И.А. Исследование юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М:Просвещение,1997
Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование.- 2000
Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. – Салехард, 1999
Винокуров Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. /Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
Гаев П.А. и другие. Научно – исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2001.
Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 1985
10.Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
11. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
12.Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации
учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,1981.
13. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Вернум – М. Москва, 2001
14. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000
15.Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
16.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
17.Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск, 1979
18. Степанова М.В. учебно – исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Каро, Санкт – Петербург, 2005
19.Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 1974
20.Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной
исследовательской деятельности. – М., 1986.
21.Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.
Список литературы для учащихся
Барретт С. Тайны мозга: Как развивать свои способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 1997.
Гаев П.А. и другие. Научно – исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2001.
Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
Голдстейн М., Голдстей И. Как мы познаем. – М., Знание, 1985.
Детская энциклопедия: в 12 т. – М.: Просвещение, 1985.
Николаева Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о
культуре работы с научной и научно – популярной книгой. –
М.: Просвещение, 1982.
8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся
старших классов. – М.: Просвещение, 1990
9. Интернетресурсы.
10.Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск,
1983.