СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Основы проектной деятельности. 9 кл

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Основы проектной деятельности. 9 кл»

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

(приказ №350-ОД от 31.08.2021)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15»



Рассмотрена:

на заседании ПМО учителей

истории и обществознания

(протокол №1 от 31.08.2021г.)

на заседании НМС МБОУ «СШ №15»

(протокол №1 от 31.08.2021г.)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Направление: обще интеллектуальное

Курс обучения: 9 класс

Срок реализации: 2021-22 учебный год


Автор:

Белых И.В., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории











г. Нижневартовск,2021

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка 3

  2. Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа 4

  3. Содержание программы 10

  4. Учебно-тематический план 13

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка

Программа курса «Основы проектной деятельности» предназначена для изучения основ проектирования обучающимися 9 классов основной школы. Разработана на основе следующих документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  5. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс изучения проектной деятельности в рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год).


Срок реализации программы – один год.

РАЗДЕЛ 2. Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа


Цель курса «Основы проектной деятельности»

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

 Образовательные:

 1.     Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.

2.     Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.

3.     Научить работать с различными источниками информации.

4.     Научить способам первичной обработки информации.

5.     Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.

6.     Научить работать в группе, команде.

7.     Научить оценивать свои и чужие результаты.

8.     Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.

 Воспитательные, развивающие:

 1.   Способствовать повышению личной уверенности  у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

2.   Развивать у  обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

3.   Развивать исследовательские умения.

Специфика курса

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других);

  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Предметные результаты освоения курса

Прежде всего,  оцениваются сформированность  универсальных учебных действий обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:

1)    Презентация содержания работы самим учащимся:

- характеристика самим обучающимся собственной деятельности («история моих открытий»);

- постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим обучающимся работы и полученных результатов.

2)    Качество защиты работы:

- четкость и ясность изложения задачи;

- убедительность рассуждений;

- последовательность в аргументации;

- логичность и оригинальность.

3)    Качество наглядного представления работы:

-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;

- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).

4)    Коммуникативные умения:

- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со стороны других обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление обучающимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;

- умение активно  участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.

Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности обучающимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление обучающимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Личностные и метапредметныерезультаты

Личностные

У школьников будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

  • Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

  • Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Результатом проектной деятельности обучающихся станет личностно или общественно значимый продукт, а именно:

  • альбом,

  • газета,

  • журнал, книжка-раскладушка,

  • коллаж,

  • выставка,

  • коллекция,

  • плакат,

  • серия иллюстраций,

  • сказка,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • сценарий праздника,

  • учебное пособие,

  • фотоальбом,

  • экскурсия,

  • презентация.

РАЗДЕЛ 3. Содержание ПРОГРАММЫ


Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.

 Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы  (4ч.)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.  Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.  

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.  Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. (2ч.)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Тема 4. Ресурсы. (1 ч.)

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Написание эссе «Ступенька к проекту».

 Тема 5. Работа с каталогами. (3 ч)

  Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.

Тема 6. Работа со справочной литературой. (3 ч)

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Тема 7. Способы первичной обработки информации. (3 ч)

Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

 Тема 8. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)

Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Тема 9. Как работать вместе. (2ч.)

Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы  разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Тема 10. Вместе к одной цели. (10 ч).

Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Оформление презентации. Выпуск брошюры. Работа над проектами.

Тема 11. Сам себе эксперт. (4 ч).

Учимся рефлексировать. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся.

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».

Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Основные методы обучения

Основными методами обучения являются:  проблемный, частично-поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, обсуждение.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.

Методы проведения занятий:беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Формы контроля

Для регулярного контроляна обучающихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл: 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый обучающийся ведёт «Дневник работы над проектом». Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы - группового или индивидуального проекта.

Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО-ТематическИЙ план КУРСА

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 9 КЛАСС»


№ темы

Содержание занятий

Модуль «Школьный урок»

Количество

часов

1

Понятие «Учебный проект»

День знаний

2

2

Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы.


4

3

Планирование деятельности. Формулирование задач.

Международный день распространения грамотности

2

4

Ресурсы.

Международный день толерантности

1

5

Работа с каталогами.

Международный день школьных библиотек

3

6

Работа со справочной литературой.

День Конституции Российской Федерации

5

7

Способы первичной обработки информации.

День добровольца (волонтера)

3

8

Наблюдение и эксперимент.

День российской науки

3

9

Как работать вместе.


2

10

Вместе к одной цели.

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

7

11

Сам себе эксперт.


5


Итого часов


34



Список литературы для учителя


  1. АйзенкиЗ, Ганс Ю. Как проверить способности вашего ребенка». М6 АСТ, 1998.

  2. Барретт С. Тайны мозга: Как развивать свои способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 1997.

  3. Бирич И.А., Бирич В.Т. Традиции гуманной педагогики в российском образовании. История и современность. М.: Просвещение, 2000.

  4. Брагинский И.А. Исследование юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М:Просвещение,1997

  5. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование.- 2000

  6. Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. – Салехард, 1999

  7. Винокуров Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. /Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999

  8. Гаев П.А. и другие. Научно – исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2001.

  9. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 1985

10.Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.

11. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.

12.Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации

учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,1981.

13. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Вернум – М. Москва, 2001

14. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000

15.Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969

16.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

17.Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск, 1979

18. Степанова М.В. учебно – исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Каро, Санкт – Петербург, 2005

19.Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 1974

20.Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной

исследовательской деятельности. – М., 1986.

21.Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.


Список литературы для учащихся


  1. Барретт С. Тайны мозга: Как развивать свои способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 1997.

  2. Гаев П.А. и другие. Научно – исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2001.

  3. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.

  4. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.

  5. Голдстейн М., Голдстей И. Как мы познаем. – М., Знание, 1985.

  6. Детская энциклопедия: в 12 т. – М.: Просвещение, 1985.

  7. Николаева Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о

культуре работы с научной и научно – популярной книгой. –

М.: Просвещение, 1982.

8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся

старших классов. – М.: Просвещение, 1990

9. Интернетресурсы.

10.Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск,

1983.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!