СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

Уровень общего образования, класс: среднее общее, 10А класс

Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год: 70 часов

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта СОО, примерной программы среднего (общего) образования по химии, а так же программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор программы – М.Н.Афанасьева, «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 слобода Большая Мартыновка».

2018-2019 учебный год

Рабочая программа по химии

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии составлена в соответствии Федерального компонента Государственного образовательного стандарта на основе, примерной программы среднего (общего) образования по химии, за основу рабочей программы взята программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор М.Н.Афанасьева), «Положение о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 слобода Большая Мартыновка».


Цель программы:

Цели и задачи ступени среднего общего образования:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к новому предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

  • создавать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение обучающимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;

- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.


Задачи развития:

-создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.


Задачи воспитания:

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

  • формирование у обучающихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

  • формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.


2. Место предмета. Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Химия» на ступени общего образования в 10 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ – СОШ №1 сл. Большая Мартыновка на 2018 -2019 учебный год количество часов в неделю 2 часа, количество часов в год 70 часов.



3. Содержание учебного предмета.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Раздел 1.Теоретические основы органической химии. (4 часа)

Тема 1. Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей.

4 часа

Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.

Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.

Классификация органических соединений.

Демонстрации. 1. Ознакомление с образцами органических веществ и материалами. 2. Модели молекул органических веществ. 3. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях.4. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

Раздел 2.Углеводороды (22 часа)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы). 7 часов

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

Демонстрации. 1. Взрыв смеси метана с воздухом.2. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

Практическая работа №1 «Качественное определение углерода и водорода в органических веществах».

Контрольная работа №1 по теме «Предельные углеводороды».

Расчетные задачи. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.


Тема 3. Непредельные углеводороды. 6 часов

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Демонстрации. 1.Горение этилена. 2. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.3. Образцы полиэтилена.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул. 2.Изучение свойств натурального и синтетического каучуков.

Практическая работа №2 «Получение этилена и изучение его свойств».


Тема 4. Ароматические углеводороды (арены). 4 часа

Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации.1. Бензол как растворитель, горение бензола.2. Отношение бензола к раствору перманганата калия.3. Окисление толуола.

Контрольная работа №2 по теме «Непредельные и ароматические углеводороды».


Тема 5. Природные источники углеводородов. 5 часов

Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. Крекинг термический и каталитический.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

Расчетные задачи. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Раздел 3.Кислородсодержащие органические соединения (24 часа)

Тема 6. Спирты и фенолы. 6 часов

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.

Демонстрации. 1. Количественное выделение водорода из этилового спирта. 2. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. 3. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду: растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием. 4. Взаимодействие глицерина с натрием. 5.

Лабораторные опыты. 1. Реакция глицерина с гидроксидом меди (2). 2. Растворение глицерина в воде, его гигроскопичность.

Расчетные задачи. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7. Альдегиды, кетоны. 3 часа

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Демонстрации. 1. Взаимодействие этаналя с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди. 2. Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Лабораторные опыты. 1. Получение этаналя окислением этанола. 2. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.

Тема 8. Карбоновые кислоты. 6 часов.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Демонстрации. 1. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты. 1. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней.

Практическая работа №3 «Получение и свойства карбоновых кислот».

Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».

Контрольная работа №3 по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды, кетоны», «Карбоновые кислоты».


Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. 3 часа

Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 2. Сравнение свойств мыла и СМС. 3.Знакомство с образцами моющих средств. 4.Изучение их состава и инструкций по применению.

Тема 10. Углеводы. 6 часов

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение. Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Лабораторные опыты. 1.Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). 2.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 3.Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 4.Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. 5.Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ».


Раздел 4.Азотсодержащие органические соединения (7 часов)

Тема 11. Амины и аминокислоты. 3 часа

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.



Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.


Тема 12. Белки. 4 часа

Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания.

Нуклеиновые кислоты: состав, строение. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации. 1. Окраска ткани анилиновым красителем. 2. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты. 1. Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков. 3. Цветные реакции белков.


Раздел5.Высокомолекулярные соединения (13 часов)

Тема 13. Синтетические полимеры (13 часов)

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров. Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

Демонстрации. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, каучуков.

Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров. 2. Изучение свойств синтетических волокон.

Практическая работа №6 «Распознавание пластмасс и волокон».

Расчетные задачи. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Контрольная работа №4 по темам «Сложные эфиры. Жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие органические соединения».

Итоговая контрольная работа по курсу органической химии.



4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в средней школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и УУД, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, методами и приемами.


Обучающиеся должны знать:


  • важнейшие химические понятия: вещество, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: виды связей (одинарную, двойную, тройную);

  • важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

  • валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: причины многообразия углеродных соединений (изомерию); основные классы органических соединений;

  • строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

  • понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах;

  • реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации, зависимость свойств веществ от их состава и строения;

  • природу химической связи, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

должны уметь:

  • разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

  • составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

  • выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.



  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

  • характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснять: зависимость свойств органических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.


Содержательные линии программы

Планируемые результаты. Требования ФГОС


Базовый уровень

Повышенный уровень



Теоретические основы органической химии

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А. М. Бутлерова;

  • понимать физический смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;

  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;


  • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.





Углеводороды

  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа.

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

  • применять знания о строении химических веществ для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, теория Бутлерова А.М.,как одного из важнейших законов строения веществ, а также о современных достижениях науки и техники.




Кислородсодержащие органические соединения

  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства кислородсодержащих соединений;

  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы кислородсодержащих соединений по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;

  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

  • находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

  • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами органических веществ;

  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.




Азотсодержащие органические соединения


  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

  • составлять формулы веществ по их названиям;

  • определять валентность и степень окисления элементов в веществах;



  • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами

  • приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения азотсодержащих соединений;

  • организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.


Высокомолекулярные органические соединения

  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

  • владеть правилами и приемами безопасной работы при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием;




  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.








Календарно – тематическое планирование уроков химии 10 класс.

урока

Дата по плану

Дата фактического проведения

Тема раздела, урока

Содержание

Деятельность учащихся

Раздел 1.Теоретические основы органической химии (4 ч.)

Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей.


1

4.09


Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Органическая химия. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональная группа. Гомологический ряд. Гомологи.

Давать определения важнейшим химическим понятиям: валентность, углеродный скелет, изомерия, гомология, основные теории химии: строения органических соединений.

Определять валентность и степень окисления химических элементов.


2

5.09


Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.


Понятие гомологов и изомеров. Правила написания структурных формул.



Различать важнейшие химические понятия: валентность, углеродный скелет, изомерия, гомология, основные теории химии: строения органических соединений.

Определять валентность и степень окисления химических элементов.


3

11.09


Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.


Сигма и пи – связи. Кратность связи. Электроотрицательность. Энергия связи

Направленность ковалентной связи. Гибридизация орбиталей атома углерода.

Обобщать химические понятия: атомные s-, p-,d-орбитали, химическая связь, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул. Объяснять: пространственное строение молекул.

4

12.09


Классификация органических соединений.


Многообразие органических веществ. Принципы классификации веществ.

Объяснять многообразие органических веществ. Принципы классификации веществ.

Раздел 2.Углеводороды (22 ч.)

Предельные углеводороды (алканы) (7 ч.)

5

18.09


Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия.


Парафины. Электронное строение. Углеродный скелет. Изомерия. Номенклатура. Реакция изомеризации

Обсуждать в группах важнейшие вещества: алканы

-называть: алканы по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов.

6

19.09


Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения.


Физические свойства алканов.

Структурная изомерия. Правила систематической номенклатуры.

Основные химические свойства алканов

Характеризовать: строение, свойства алканов

объяснять: зависимость реакционной способности алканов от строения их молекул.

7

25.09


Получение и применение алканов.

Реакция Вюрца. Октановое число

Исследовать области применения и способы получения алканов.

8

26.09


Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.


Алгоритм решения расчетных задач на вывод формулы вещества по данным анализа

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

9

2.10


Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.


Циклопропан (состав, свойства).

Давать определения циклоалканам.

Называть: циклоалканы по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу циклоалканов.

10

3.10


Практическая работа «Качественное определение углерода и водорода в органических веществах».


Определение экспериментальным путем наличия в молекуле выданного органического вещества атомарных углерода и водорода.

Выполнять химический эксперимент по определению качественного состава органических веществ.

11

9.10


Контрольная работа по теме «Предельные

углеводороды».


Контроль степени усвоения учебного материала темы


Непредельные углеводороды (6 ч.)

12

10.10


Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия.


пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис, транс – изомерия.

Давать определения алкенам

-называть: алкены по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу алкенов.

13

16.10


Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова.


Правило Марковникова. Реакции: гидрогалогенирование, окисление, полимеризация, гидрирование, гидратация.

Характеризовать строение свойства алкенов

-объяснять: зависимость реакционной способности алкенов от строения их молекул

-выполнять химический эксперимент по распознаванию алкенов.

14

17.10


Получение и применение алкенов

Реакции элиминирования:

дегидрирования, дегидратация, дегидрогалогенирования.

Характеризовать способы получения и области применения алкенов.


15

23.10


Практическая работа «Получение этилена и изучение его свойств».



Получение этилена дегидратацией этанола. Горение этанола. Окисление этанола перманганатом калия.

Выполнять химический эксперимент по получению газообразного органического вещества.

16

24.10


Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук.


Диеновые углеводороды. Сопряженные связи. Изопрен. Свойства натурального и синтетического каучука. Резина. Эбонит.

Давать определения важнейшим веществам алкадиенам;

-называть: алкадиены по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу алкадиенов.

17

6.11


Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.


Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена.

Гомологи и изомеры. Номенклатура.

Реакция Кучерова. Реакции димеризации, тримеризации

Давать определения важнейшим веществам алкинам.

-называть: алкины по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу алкинов.


Ароматические углеводороды (арены) (4 ч.)

18

7.11


Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура.


Ароматические углеводороды. Электронное строение молекулы.

Гомологи бензола, изомерия в ряду гомологов. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола.

Понятие о ядохимикатах и их использовании в сельском хозяйстве с соблюдением требований охраны природы.

Давать определения важнейшим веществам аренам.

-называть: арены по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу аренов.

19

13.11


Физические и химические свойства бензола.


Химические свойства бензола: реакции замещения (бромирование, нитрирование), присоединения (водорода, хлора).

Объяснять характер взаимного влияния атомов в молекулах аренов.

-характеризовать: строение свойства аренов

-объяснять: зависимость реакционной способности алкинов от строения их молекул.

20

14.11


Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола.


Строение и свойства толуола

Обсуждать в группах гомологи бензола.

-называть: гомологи бензола по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу аренов.

21

20.11


Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.


Генетическая связь между классами углеводородов.

Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов.

Выполнять упражнения по составлению уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ.

Природные источники углеводородов (5 ч.)

22

21.11


Природный газ. Попутные нефтяные газы.

Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка.


Природный газ. Попутные нефтяные газы. Газ и нефть как топливо. Альтернативные виды топлива. Перегонка нефти, фракции нефти, детонационная стойкость бензина, октановое число.

Природные источники углеводородов и способы их переработки. Области применения. Давать характеристику, прогнозировать и доказывать химические свойства, записывать уравнения химических реакций.


23

27.11


Крекинг термический и каталитический.



Крекинг и риформинг.

Сопоставлять природные источники углеводородов и способы их переработки.

24

28.11


Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Алгоритм решения расчетной задачи

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

25

4.12


Генетическая связь между классами углеводородов.


Генетическая связь между классами углеводородов.

Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов.

Выполнять упражнения по составлению уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ

26

5.12


Контрольная работа по теме «Непредельные и ароматические углеводороды».


Контроль ЗУН по темам 3-5


Раздел 3.Кислородсодержащие органические соединения (24 ч.)

Спирты и фенолы (6 ч.)

27

11.12


Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура

Спирты и фенолы. Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О – Н. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов.

Давать определения функциональная группа .

-вещества: метанол, этанол.

-называть спирты по «тривиальной» и международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу спиртов.

28

12.12


Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека.


Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства. Химические свойства: горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Ядовитость спиртов, губительное воздействие на организм человека.

Характеризовать: строение и свойства спиртов;

физиологическое действие на организм метанола и этанола;

-объяснять: зависимость реакционной способности спиртов от строения их молекул.

29

18.12


Получение и применение спиртов. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.


Получение спиртов из предельных (через галогенопроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола.

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

30

19.12


Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.


Решение схем превращений, доказывающих существование генетической связи между спиртами и УВ.

Выполнять упражнения по составлению уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ.

31

25.12


Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.


Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств, практическое использование.

Различать вещества: этиленгликоль, глицерин;

Характеризовать строение свойства многоатомных спиртов

-объяснять: зависимость реакционной способности многоатомных спиртов от строения их молекул

-выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов.

32

26.12


Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.


Фенолы. Строение, отличие по строению от ароматических спиртов. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Объяснять химические понятия: функциональная группа фенола; строение и свойства фенола.

-определять принадлежность веществ к классу фенолов

-характеризовать:

-объяснять: зависимость реакционной способности фенола от строения их молекул.

-выполнять химический эксперимент по распознаванию фенола.

Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с фенолом, для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы

Альдегиды, кетоны (3 ч.)

33

9.01


Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.


Альдегиды. Строение альдегидов, функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура.

Описывать химические понятия: функциональная группа альдегидов;

-вещества: формальдегид, ацетальдегид.

-называть альдегиды по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу альдегидов.

34

15.01


Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.


Химические свойства: окисление, присоединение водорода.

Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена. Применение муравьиного и уксусного альдегидов.

Характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; ацетона

-объяснять зависимость свойств альдегидов и кетонов от состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов.

35

16.01


Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.


Строение кетонов. Номенклатура. Особенности реакции окисления. Получение кетонов окислением вторичных спиртов. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование

Объяснять химические понятия: функциональная группа кетонов;

-вещества: ацетон.

-называть кетоны по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу кетонов.

Карбоновые кислоты (6 ч.)

36

22.01


Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.


Строение карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура.

Объяснять химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот.

-называть карбоновые кислоты по международной номенклатуре и «тривиальной» номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот.

37

23.01


Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.


Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие представители карбоновых кислот.

Применение кислот в народном хозяйстве.

Характеризовать строение и химические свойства карбоновых кислот

-объяснять зависимость свойств карбоновых кислот от состава и строения.


38

29.01


Практическая работа №3 «Получение и свойства карбоновых кислот».


Лабораторный способ получения уксусной кислоты из ацетата.

Знать правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами;

уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических соединений выполнять эксперимент по распознаванию карбоновых кислот.

39

30.01


Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.


Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов.

Взаимосвязь гомологических рядов.

Выполнять упражнения по составлению уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ.

40

5.02


Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».

Экспериментальное доказательство наличия определенного органического вещества с помощью качественных реакций.

Знать правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами;

уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических соединений выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.

41

6.02


Контрольная работа №3 по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды, кетоны», «Карбоновые кислоты».


Контроль ЗУН по темам 6-8


Сложные эфиры. Жиры (3 ч.)

42

12.02


Сложные эфиры: свойства, получение, применение.


Строение сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Практическое использование

Называть сложные эфиры по «тривиальной» и международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров.

43

13.02


Жиры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.


Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Превращения жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров.

Называть жиры по «тривиальной» и международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу жиров.

44

19.02


Защита проектов.

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме.

Применять полученные знания для решения задач различного уровня.

Углеводы (6 ч.)

45

20.02


Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы.

Классификация углеводов. Сахара. Моносахариды. Брожение. Глюкоза. Строение глюкозы. Биологическая роль углеводов. Фотосинтез.

Характеризовать строение глюкозы.


46

26.02


Химические свойства глюкозы. Применение.



Химические свойства глюкозы. Основные области применения глюкозы.

Характеризовать строение и химические свойства глюкозы

-объяснять зависимость свойств глюкозы от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы.

47

27.02


Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.


Сахароза. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников.

Характеризовать строение и химические свойства сахарозы

-объяснять зависимость свойств сахарозы от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию сахарозы.

48

5.03


Крахмал – представитель природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение.

Крахмал. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращения крахмала пищи в организме. Гликоген.

Характеризовать строение и химические свойства крахмала

-объяснять зависимость свойств крахмала от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала.

49

6.03


Целлюлоза – представитель природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.


Целлюлоза. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение целлюлозы и ее производных.

Характеризовать строение и химические свойства целлюлозы

-объяснять зависимость свойств целлюлозы от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию целлюлозы.

50

12.03


Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ».


Экспериментальное доказательство наличия определенного органического вещества с помощью качественных реакций.

Выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводов.

Раздел 4.Азотсодержащие органические соединения (7 ч.)

Амины и аминокислоты(3 ч.)

51

13.03


Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.


Строение аминов. Аминогруппа, ее электронное строение. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин, его строение, причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), значение в развитии органического синтеза.

Владеть химическими понятиями: функциональная аминогруппа.

-вещества: амины, анилин

-называть: амины по международной и «тривиальной» номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу аминов.

52

19.03


Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

Строение аминокислот, их физические свойства. Изомерия аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов, их строение. Биологическое значение

ά-аминокислот.

Называть аминокислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу аминокислот.

53

20.03


Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.


Взаимосвязь гомологических рядов.

Выполнять упражнения по составлению уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ.

Белки (4 ч.)

54

2.04


Белки – природные полимеры. Состав и строение.


Белки как биополимеры. Основные аминокислоты, образующие белки. Первичная, вторичная и третичная структура.

Характеризовать строение белков;


55

3.04


Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.


Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращения белков пищи в организме.

Успехи в изучении строения и синтезе белков.

Характеризовать строение и химические свойства белков;

-объяснять зависимость свойств белков от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков.

56

9.04


Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.


Азотсодержащие гетероциклические соединения.

Давать понятия «ДНК» и «РНК». Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.

57

10.04


Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.


Лекарства, ферменты, витамины. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов, привыканием к ним.

Объяснять механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Безопасные способы применения лекарственных препаратов. Наркотики, наркомания и ее профилактика.

Раздел 5.Высокомолекулярные соединения (13 ч.)

Синтетические полимеры (13 ч.)

58

16.04


Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров.

Мономер. Структурное звено. Степень полимеризации. Молекулярные и пространственные полимеры. Механическая прочность нейлона, капрона. Применение ВМС

Давать определения основным понятиям химии -высокомолекулярных соединений.


59

17.04


Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров.

Мономер. Структурное звено. Степень полимеризации. Молекулярные и пространственные полимеры. Механическая прочность нейлона, капрона. Применение ВМС.

Описывать высокомолекулярные соединения.


60

23.04


Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность.

Общая характеристика пластмасс. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Температуры кипения и плавления.

Составлять классификацию пластмасс.

61

24.04


Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Общая характеристика волокон. Каучуки.

Проблемы дальнейшего совершенствования полимерных материалов

Доказывать строение и свойства синтетических каучуков.

62

30.04


Практическая работа №6 «Распознавание пластмасс и волокон».

Экспериментальное распознавание пластмасс и волокон в лабораторных условиях

Выполнять химический эксперимент по распознаванию пластмасс и волокон.

63

7.05


Контрольная работа №4 по темам «Сложные эфиры. Жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие органические соединения».

Контроль ЗУН по темам

Применять полученные знания для решения задач различного уровня.

64

8.05


Обобщение материала темы.

Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Алгоритм решения расчетных задач

Применять полученные знания для решения задач различного уровня.

65

14.05


Обобщение знаний по курсу органической химии.



66

15.05


Обобщение знаний по курсу органической химии.



67

21.05


Итоговая контрольная работа по курсу органической химии.

Контроль ЗУН по курсу органической химии 10 класса.

Применять полученные знания для решения задач различного уровня.

68

22.05


Защита проектов. Органическая химия, человек и природа.


Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме.

Применять полученные знания для решения задач различного уровня.

69

28.05


Подготовка к ЕГЭ



70

29.05


Подготовка к ЕГЭ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!