СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии



Уровень общего образования, класс: основное общее, 9 А, В класс

Количество часов в неделю: 3 часа

Количество часов в год: 99 часов


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта ООО, Примерной программы основного общего образования по химии, а так же программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор программы – Н.Н. Гара), «Положение о рабочей программе МБОУ - СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».

2018-2019 учебный год

Рабочая программа по химии

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта ООО, Примерной программы основного общего образования по химии, а так же программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор программы – Н.Н Гара), «Положение о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 слобода Большая Мартыновка».


Цель программы:

Цели и задачи ступени основного общего образования:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к новому предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

  • создавать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение обучающимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;

- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.


Задачи развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.


Задачи воспитания:

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

  • формирование у обучающихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

  • формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.


2. Место предмета. Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Химия» на ступени основного общего образования в 9 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. В соответствии с Календарным учебным графиком МБОУ – СОШ №1 сл. Большая Мартыновка на 2018 -2019 учебный год количество часов в неделю 3 часа, количество часов в год 99 часов.


3. Содержание учебного предмета.


НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Раздел 1. Многообразие химических реакций (30 ч).


Тема 1. Классификация химических реакций (13 ч).

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции.

Обратимые и необратимые реакции. Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

Понятие о химическом равновесии. Решение задач. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Практическая работа № 1: «Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость».

Демонстрации. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре. 

Лабораторные опыты. Примеры экзо- и эндотермических реакций. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость.

Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.


Тема 2. Химические реакции в водных растворах (17 ч).

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Уравнения электролитической диссоциации. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Гидролиз солей. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме: « Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

Обобщение по теме «Электролитическая диссоциация».

Контрольная работа № 1 по темам: «Классификация химических реакций», «Химические реакции в водных растворах».

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.


Раздел 2.Многообразие веществ. (69ч).


Тема 3. Галогены(8 ч).

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

Практическая работа № 3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.


Тема 4. Кислород и сера (12 ч).

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон - аллотропная модификация кислорода. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение серы. Сероводород. Сульфиды. Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Кислород и сера».

Решение задач.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид -,сульфит - и сульфат-ионов в растворе.

Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.


Тема 5. Азот и фосфор (14 ч).

Положение элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов. Строение атомов. Азот. Химические и физические свойства. Аммиак. Строение, получение, химические, физические свойства. Применение. Соли аммония. Азотная кислота: строение молекулы, получение, физические и химические свойства. Соли азотной кислоты. Фосфор. Фосфор в природе. Получение, физические и химические свойства. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота. Ортофосфаты. Получение аммиака и опыты с ним.

Практическая работа № 5 «Получение аммиака и изучение его свойств».

Контрольная работа № 2 по темам: «Кислород и сера», «Азот и фосфор».

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Образцы природных нитратов и фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами.


Тема 6. Углерод и кремний (10 ч).

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм. Повторный инструктаж по технике безопасности. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.

Практическая работа № 6 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

Живой мир- мир углерода. Презентация проектов. Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. Повторение и обобщение по теме: «Углерод и кремний». Решение задач на вычисление массы (объёма) продукта реакции по известной массе (объёму) исходного вещества, содержащего примеси.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Образцы природных карбонатов и силикатов.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.

Качественные реакции на карбонат и силикат-ионы.


Тема 7. Металлы (16 ч).

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Химические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений) металлов. Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов. Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(II).

Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Применение металлов и их соединений.

Контрольная работа № 3 по теме «Металлы».

Демонстрации. Образцы важнейших соединений натрия и калия, природных соединений магния, кальция и алюминия, железных руд. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами кислот и солей.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.


Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах (9 ч).

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах. Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм.

Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Глюкоза, сахароза. Нахождение в природе. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал, целлюлоза – природные полимеры. Применение. Белки. Полимеры. Белки – биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании. Полимеры - высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение.

Презентация проекта: «Химия и здоровье. Лекарства».


4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и УУД, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, методами и приемами.


Обучающиеся должны знать:

  • положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева;

  • общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

  • общие физические и химические свойства неметаллов и основные способы их получения;

  • качественные реакции на важнейшие катионы и анионы;

  • причины многообразия, изомерию углеродных соединений;

  • виды связей, важнейшие функциональные группы органических веществ;

  • номенклатуру основных представителей органических веществ;

  • иметь представление об углеводородах, кислородсодержащих соединениях (состав, качественные реакции, практическое значение);


Должны уметь:

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядного) номера химического элемента, номер

группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соотношениях;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;

  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.


Содержательные линии программы

Планируемые результаты. Требования ФГОС


Базовый уровень

Повышенный уровень

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.


• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.


Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества


• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.


• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.


Многообразие химических реакций


• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.


• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.


Многообразие веществ


• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.


• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.













5. Календарно-тематическое планирование уроков химии 9 класс.

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема раздела, урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Раздел 1. Многообразие химических реакций (30 ч).

Тема 1. Классификация химических реакций (13 ч)

1.

3.09


Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Классифицировать химические реакции. Приводить примеры реакций каждого типа.

2.

5.09


Окислительно-восстановительные реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Определение по уравнению реакции окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.


Распознавать окислительно-восстановительные реакции по уравнениям реакций. Определять по уравнению реакции окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.

3.

7.09


Окислительно-восстановительные реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Определение по уравнению реакции окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.


Распознавать окислительно-восстановительные реакции по уравнениям реакций. Определять по уравнению реакции окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления

4.

10.09


Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции.

Экзо- и эндотермические реакции. Составление термохимических уравнений реакций. Вычисление теплового эффекта реакции по термохимическому уравнению.

Примеры экзо - и эндотермических реакций.

5.

12.09


Обратимые и необратимые реакции.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка химии.

6.

14.09


Обратимые и необратимые реакции.

Обратимые и необратимые реакции.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка химии.

7.

17.09


Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Л.о.: Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре.

Исследовать условия, влияющие, на скорость химической реакции.


8.

19.09


Понятие о химическом равновесии.

Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.

Исследовать условия, влияющие, на химическое равновесие.

9.

21.09


Понятие о химическом равновесии.

Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.

Исследовать условия, влияющие, на химическое равновесие.

10.

24.09


Понятие о химическом равновесии.

Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.

Исследовать условия, влияющие, на химическое равновесие.

11.

26.09


Решение задач. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Вычисления по термохимическим уравнениям.

Составлять термохимические уравнения реакций. Вычислять тепловой эффект реакции по термохимическому уравнению.

12.

28.09


Решение задач. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Вычисления по термохимическим уравнениям.

Составлять термохимические уравнения реакций. Вычислять тепловой эффект реакции по термохимическому уравнению.

13.

1.10


Практическая работа №1: «Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость».

Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость

Проводить групповые наблюдения во время проведения практической работы. Участвовать в обсуждении результатов опытов.

Тема 2. Химические реакции в водных растворах (17ч).

14.

3.10


Вводный инструктаж по технике безопасности.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы.

Обобщать знания о растворах. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Давать определения понятий «Электролит», «неэлектролит», «Электролитическая диссоциация».

15.

5.10


Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы.

Обобщать знания о растворах. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Давать определения понятий «Электролит», «неэлектролит», «Электролитическая диссоциация».

16.

8.10


Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Уравнения электролитической диссоциации.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

Обобщать понятия «катион», «анион».

Исследовать свойства растворов электролитов.

Определения кислот, щелочей, солей с точки зрения теории электролитической диссоциации.

17.

10.10


Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

Давать определения понятия «электролит». Слабые и сильные электролиты.

18.

12.10


Реакции ионного обмена и условия их протекания.


Реакции ионного обмена и условия их протекания.


Реакции обмена между растворами электролитов. Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Проводить групповые наблюдения во время проведения лабораторных опытов. Соблюдать правила техники безопасности. Обсуждать в группах результаты опытов. Объяснять сущность реакций ионного обмена. Распознавать реакции ионного обмена по уравнениям реакций. Составлять ионные уравнения реакций. Составлять сокращенные ионные уравнения реакций.

19.

15.10


Реакции ионного обмена и условия их протекания.


Реакции ионного обмена и условия их протекания.


Реакции обмена между растворами электролитов. Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Проводить групповые наблюдения во время проведения лабораторных опытов. Соблюдать правила техники безопасности. Обсуждать в группах результаты опытов. Объяснять сущность реакций ионного обмена. Распознавать реакции ионного обмена по уравнениям реакций. Составлять ионные уравнения реакций. Составлять сокращенные ионные уравнения реакций.

20.

17.10


Реакции ионного обмена и условия их протекания.


Реакции ионного обмена и условия их протекания.


Реакции обмена между растворами электролитов. Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Проводить групповые наблюдения во время проведения лабораторных опытов. Соблюдать правила техники безопасности. Обсуждать в группах результаты опытов. Объяснять сущность реакций ионного обмена. Распознавать реакции ионного обмена по уравнениям реакций. Составлять ионные уравнения реакций. Составлять сокращенные ионные уравнения реакций.

21.

19.10


Реакции ионного обмена и условия их протекания.


Реакции ионного обмена и условия их протекания.


Реакции обмена между растворами электролитов. Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Проводить групповые наблюдения во время проведения лабораторных опытов. Соблюдать правила техники безопасности. Обсуждать в группах результаты опытов. Объяснять сущность реакций ионного обмена. Распознавать реакции ионного обмена по уравнениям реакций. Составлять ионные уравнения реакций. Составлять сокращенные ионные уравнения реакций.

22.

22.10


Гидролиз солей.

Отношение солей к воде. Уравнения гидролиза.

Составление уравнений гидролиза солей.

23.

24.10


Гидролиз солей.

Отношение солей к воде. Уравнения гидролиза.

Составление уравнений гидролиза солей.

24.

26.10


Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Сущность реакций ионного обмена, определение реакций обмена, условия осуществления Объяснение механизма электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, составление уравнений диссоциации кислот, оснований, солей, определять в водных растворах катион, анион.

25.

7.11


Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Сущность реакций ионного обмена, определение реакций обмена, условия осуществления Объяснение механизма электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, составление уравнений диссоциации кислот, оснований, солей, определять в водных растворах катион, анион.

26.

9.11


Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Сущность реакций ионного обмена, определение реакций обмена, условия осуществления Объяснение механизма электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, составление уравнений диссоциации кислот, оснований, солей, определять в водных растворах катион, анион.

27.

12.11


Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Сущность реакций ионного обмена, определение реакций обмена, условия осуществления Объяснение механизма электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, составление уравнений диссоциации кислот, оснований, солей, определять в водных растворах катион, анион.

28.

14.11


Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме: « Свойства кислот, оснований и солей как электролитов»

Решение экспериментальных задач по теме: « Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать правила техники безопасности.

29.

16.11


Обобщение по теме «Электролитическая диссоциация».

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Слабые и сильные электролиты. Реакции ионного обмена.

Обобщение знаний.

30.

19.11


Контрольная работа № 1 по темам:

«Классификация химических реакций», «Химические реакции в водных растворах».

Контроль знаний и умений по темам: «Классификация химических реакций», «Химические реакции в водных растворах».


Раздел 2.Многообразие веществ. (69ч).

Тема 3. Галогены (8 ч).

31.

21.11


Положение галогенов в Периодической Системе и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов.


Положение галогенов в Периодической Системе и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов.


Характеризовать галогены на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

32.

23.11


Сравнительная характеристика галогенов. Применение галогенов.

Сравнительная характеристика галогенов, их применение.


Объяснять закономерности изменения свойств галогенов с увеличением атомного номера.

33.

26.11


Сравнительная характеристика галогенов. Применение галогенов.

Сравнительная характеристика галогенов, их применение.


Объяснять закономерности изменения свойств галогенов с увеличением атомного номера.

34.

28.11


Хлор. Физические и химические свойства.

Хлор. Физические и химические свойства.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

35.

30.11


Хлороводород. Получение. Физические свойства.

Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

36.

3.12


Соляная кислота и ее соли.


Распознавать опытным путем соляную кислоту и ее соли, а также бромиды и ИОДИДЫ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

37.

5.12


Практическая работа № 3 «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств».



Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

38.

7.12


Решение задач. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

Решение задач.

Тема 4. Кислород и сера (12 ч).

39.

10.12


Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон - аллотропная модификация кислорода.

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.

Характеризовать элементы IVA-группы (подгруппы кислорода) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов IVA-группы.

40.

12.12


Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение серы.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Нахождение в природе. Применение серы.

Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ.

41.

14.12


Сероводород. Сульфиды.

Сероводородная кислота и ее соли .

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

42.

17.12


Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли.

Оксид серы (IV). Сернистая кислота и ее соли.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

43.

19.12


Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

44.

21.12


Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде. Распознавать опытным путем растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

45.

24.12


Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде. Распознавать опытным путем растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

46.

26.12


Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Кислород и сера».

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Распознавать опытным путем растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

47.

28.12


Решение задач

Определение массы одного вещества по массе другого вещества, определение массы одного вещества по объему другого вещества, определение объема одного вещества по массе другого вещества, решение задач с использованием понятия «тепловой эффект», определение массы (объема) вещества по известной массе вещества, содержащего примеси, определение массы (объема) вещества по массе вещества, находящегося в недостатке, расчеты с использованием практического выхода (ђ), определение молярной массы неизвестного вещества по известным массам реагирующих веществ, определение стехиометрического отношения по известным массам реагирующих веществ, определение объема газообразного вещества по из­вестному объему другого газообразного вещества (на основе закона объемных отношений).

Повторение используемых величин, самостоятельное решение задач.

48.

9.01


Решение задач

Определение массы одного вещества по массе другого вещества, определение массы одного вещества по объему другого вещества, определение объема одного вещества по массе другого вещества, решение задач с использованием понятия «тепловой эффект», определение массы (объема) вещества по известной массе вещества, содержащего примеси, определение массы (объема) вещества по массе вещества, находящегося в недостатке, расчеты с использованием практического выхода (ђ), определение молярной массы неизвестного вещества по известным массам реагирующих веществ, определение стехиометрического отношения по известным массам реагирующих веществ, определение объема газообразного вещества по из­вестному объему другого газообразного вещества (на основе закона объемных отношений).

Повторение используемых величин, самостоятельное решение задач.

49.

11.01


Решение задач

Определение массы одного вещества по массе другого вещества, определение массы одного вещества по объему другого вещества, определение объема одного вещества по массе другого вещества, решение задач с использованием понятия «тепловой эффект», определение массы (объема) вещества по известной массе вещества, содержащего примеси, определение массы (объема) вещества по массе вещества, находящегося в недостатке, расчеты с использованием практического выхода (ђ), определение молярной массы неизвестного вещества по известным массам реагирующих веществ, определение стехиометрического отношения по известным массам реагирующих веществ, определение объема газообразного вещества по из­вестному объему другого газообразного вещества (на основе закона объемных отношений).

Повторение используемых величин, самостоятельное решение задач.

50.

14.01


Презентация проектов.

Презентация проектов.


Тема 5. Азот и фосфор (14 ч).

51.

16.01


Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение.

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе.

Физические и химические свойства азота и фосфора; давать характеристику подгруппы азота, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, учитывая закономерности протекания окислительно-восстановительных реакций.

52.

18.01


Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение.

Аммиак. Физические и химические свойства. Аммиака, получение, применение.

Знать строение молекулы аммиака, физические и химические свойства, производство. Применение.

53.

21.01


Соли аммония.


Соли аммония.

Состав, строение, свойства и применение солей аммония. Доказывать общие и особенные свойства солей на примере солей аммония, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде.

54.

23.01


Репетиционное тестирование.



55.

25.01


Практическая работа № 5 «Получение аммиака и изучение его свойств».

Получение аммиака и изучение его свойств.

Распознавать опытным путем аммиак. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

56.

28.01


Оксид азота (II) и оксид азота (IV).

Оксид азота (II) и оксид азота (IV).Химические и физические свойства.

Строение, свойства и применение. Особые свойства, химизм производства.

57.

30.01


Азотная кислота. Строение молекулы. Получение.


Азотная кислота. Строение молекулы. Получение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

58.

1.02


Окислительные свойства азотной кисло ты.

Окислительные свойства азотной кислоты.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде. Распознавать опытным путем растворы кислот и солей. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

59.

4.02


Окислительные свойства азотной кислоты.

Окислительные свойства азотной кислоты.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде. Распознавать опытным путем растворы кислот и солей. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

60.

6.02


Соли азотной кислоты.


Соли азотной кислоты.


Состав, строение, свойства и применение нитратов. Доказывать общие и особенные свойства солей на примере нитратов,

записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

61.

8.02


Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора.

Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ.

62.

11.02


Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере молекулы фосфорной кислоты.

63.

13.02


Решение задач.

Определение массы одного вещества по массе другого вещества, определение массы одного вещества по объему другого вещества, определение объема одного вещества по массе другого вещества, решение задач с использованием понятия «тепловой эффект», определение массы (объема) вещества по известной массе вещества, содержащего примеси, определение массы (объема) вещества по массе вещества, находящегося в недостатке, расчеты с использованием практического выхода (ђ), определение молярной массы неизвестного вещества по известным массам реагирующих веществ, определение стехиометрического отношения по известным массам реагирующих веществ, определение объема газообразного вещества по из­вестному объему другого газообразного вещества (на основе закона объемных отношений).

Повторение используемых величин, самостоятельное решение задач.

64.

15.02


Контрольная работа № 2

по темам:

«Кислород и сера», «Азот и фосфор».

Контроль знаний и умений по темам: «Кислород и сера», «Азот и фосфор».


Тема 6. Углерод и кремний (10 ч).

65.

18.02


Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода.

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Углерод, аллотропные модификации, физические свойства углерода.

Характеризовать элементы IVA-группы (подгруппы углерода) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов IVA-группы. Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин многообразия веществ.

66.

20.02


Химические свойства углерода. Адсорбция.

Химические свойства углерода. Адсорбция.

Понятие адсорбции, применение углерода.

67.

22.02


Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности.

68.

25.02


Повторный инструктаж по технике безопасности. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.

Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Устанавливать по химической формуле принадлежность веществ к определенному классу соединений. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.

Осуществлять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов. Распознавать опытным путем углекислый газ. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в 

окружающей среде.

69.

27.02


Практическая работа № 6

«Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Распознавать опытным путем углекислый газ, карбонатов. Качественная реакция.

70.

1.03


Живой мир- мир углерода.

Презентация проектов.

Презентация проектов.


71.

4.03


Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния, объяснять причину их различия. Доказывать кислотный характер высших оксидов углерода и кремния. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.

72.

6.03


Повторение и обобщение по теме: «Углерод и кремний»

Повторение и обобщение по теме: «Углерод и кремний».


73.

11.03


Решение задач на вычисление массы (объёма) продукта реакции по известной массе (объёму) исходного вещества, содержащего примеси.

Решение задач на вычисление массы (объёма) продукта реакции по известной массе (объёму) исходного вещества, содержащего примеси.

Повторение используемых величин, самостоятельное решение задач.

74.

13.03


Решение задач на вычисление массы (объёма) продукта реакции по известной массе (объёму) исходного вещества, содержащего примеси.

Решение задач на вычисление массы (объёма) продукта реакции по известной массе (объёму) исходного вещества, содержащего примеси.

Повторение используемых величин, самостоятельное решение задач.

Тема 7. Металлы (16 ч.)

75.

15.03


Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая связь.

Физические свойства металлов.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая связь.

Физические свойства металлов.

Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и A-группах. Исследовать свойства изучаемых веществ.

76.

18.03


Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме.

77.

20.03


Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и A-группах. Исследовать свойства изучаемых веществ. Объяснять зависимость физических свойств металлов от вида химической связи между их атомами. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

78.

22.03


Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение.

Щелочные металлы. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде. Сравнивать отношение гидроксида натрия к растворам кислот и щелочей.

79.

1.04


Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов.

Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов.

Области применения. Давать характеристику, прогнозировать и доказывать химические свойства, записывать уравнения химических реакций.

80.

3.04


Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.

Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Кальций и его соединения.

Области применения. Давать характеристику, прогнозировать и доказывать химические свойства, записывать уравнения химических реакций.

81.

5.04


Жесткость воды и способы ее устранения.

Жесткость воды и способы ее устранения.

Виды жесткости воды и способы их устранения. Записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.

82.

8.04


Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.

Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия.

Объяснять зависимость физических свойств металла от вида химической связи между атомами. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

83.

10.04


Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Доказывать амфoтерный характер оксида и гидроксида алюминия. Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксида металла к воде. Сравнивать отношение гидроксидов натрия и алюминия к растворам кислот и щелочей.

84.

12.04


Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Доказывать амфoтерный характер оксида и гидроксида алюминия.

Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксида металла к воде. Сравнивать отношение гидроксидов натрия и алюминия к растворам кислот и щелочей.

85.

15.04


Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

Железо. Нахождение железа в периодической системе и строение его атома. Физические и химические свойства железа.

Физические и химические свойства железа.

86.

17.04


Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа (III).

Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа (III).

Доказывать амфoтерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа. Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде. Распознавать опытным путем гидроксид-ионы, ионы Fe (II) и Fe(III). Соблюдать технику безопасности, правильно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов периодах и группах. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

87.

19.04


Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа (III).

Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа (III).

Доказывать амфoтерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа. Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде. Распознавать опытным путем гидроксид-ионы, ионы Fe (II) и Fe(III). Соблюдать технику безопасности, правильно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов периодах и группах. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

88.

22.04


Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза).

Металлургия, руда, пустая порода, пирометаллургия, гидрометаллургия, металлотермия, электрометаллургия. Чугун, сталь, легированные, нержавеющие стали, закалка и отпуск стали.

89.

24.04


Практическая работа № 7 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».


90.

26.04


Контрольная работа № 3

По теме «Металлы».

Контроль знаний по теме.

Индивидуальная контрольная работа.

Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах (9 ч).

91.

29.04


Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Основные положения теории строения органических соединений А..М.Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Основные положения теории строения органических соединений А..М.Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов.

Определять принадлежность вещества к определенному классу органических соединений.

92.

6.05


Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Предельные углеводороды.

Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Записывать уравнения реакций замещения с участием органических веществ.

93.

8.05


Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение

Познавательная деятельность.

Записывать уравнения реакций присоединения с участием органических веществ.

94.

13.05


Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол)

Записывать уравнения реакций присоединения с участием органических веществ.

95.

15.05


Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм.

Применение.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.


96.

17.05


Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.


97.


20.05


Углеводы.

Глюкоза, сахароза. Нахождение в природе. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья

Крахмал, целлюлоза – природные полимеры. Применение.

Глюкоза, сахароза - важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья

Крахмал, целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

98.

22.05


Белки. Полимеры.

Белки – биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании

Полимеры - высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение.

Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах

Полимеры - высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.


99.

24.05


Презентация проекта: «Химия и здоровье. Лекарства».

Презентация проекта: «Химия и здоровье. Лекарства».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!