СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

26


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 49»


«Экспертиза пройдена»


На заседании ШМО учителей

«естественно-гуманитарного цикла»



Руководитель ШМО _____________


Протокол № 1 от ____________2019г


«Принято»


педагогическим советом


Протокол № 1


от --------------------2019г



«Утверждаю»


Приказ № ___________2019г.


Директор МБОУ «ЦО № 49»


__________ Плошкина О.Е.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «География. Экономическая и социальная география мира»


10-11 классы


/базовый уровень/



Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский

«Экономическая и социальная география мира»



Составитель: Федосова Любовь Ивановна,

учитель географии высшей категории

2019 – 2020 учебный год




Рабочая программа по курсу

«География. Экономическая и социальная география мира»

(10 -11 классы, 69 часов)


Пояснительная записка


Программа данного курса полностью реализует федеральный компонент среднего общего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводится 69 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 и 34 часа учебного времени.

Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово - учебник» подготовлена в соответствии с нормативными правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Федеральным Государственным образовательным стандартом СОО, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 413 от 17 мая 2012 г. (с изменениями и дополнениями) и обеспечена УМК для 10-11 классов;

  • Уставом МБОУ «ЦО № 49»;

  • Основной образовательной программой среднего общего образования;

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Цели и задачи курса:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

- развить пространственно-географическое мышление;

- воспитать уважение к культурам других народов и стран;

- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных

процессов и явлений, происходящих в мире;

- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» и «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира».

Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в его середине. Перемещение этой темы в региональный раздел позволяет разделить курс на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы. Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчета по 2 часа в неделю, или в течение двух лет в 10 и 11 классе, по 1 часу в неделю.

Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.

Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется.

В остальном настоящая программа является достаточно традиционной.

Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.

Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием.

Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией.

Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать

внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе

развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.

Вторая часть открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе свого развития.

Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.

Завершает курс тема, посвященная Российской Федерации. Несмотря на то, что данный курс предполагает изучение, прежде всего, зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить до 10 часов учебного времени в 10 – 11 классах. Здесь не дается подробная характеристика, как для других стран, так как в 9 классе подобная характеристика уже давалась. В данном же курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика, экология.


Содержание программы

Часть 1. Общая характеристика мира


Современная география (1 час)

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.

Практическая работа: 1.Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.


Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Практическая работа: 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». Нанесение на контурную карту государств с монархической формой правления и федеративным устройством.

2.Обозначение на контурной карте стран «большой восьмёрки», экономически развитых, развивающихся, крупных по численности населения и по площади стран мира.


Тема 2. География населения мира (5 часов)

Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Практические работы: 1. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

2. Сравнение половозрастных пирамид стран, различающихся типами врспроизводства населения. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

3. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

4. Обозначение на контурной карте стран с разным уровнем и темпами урбанизации. Нанесение на карту крупнейших городских агломераций и мегалополисов мира.


Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов)

Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность

лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его

масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Практическая работа: 1. Оценка обеспеченности человечества в разных регионах и странах основными видами природных ресурсов. Определение ресурсообеспеченности стран мира.

2. Анализ карт природопользования ч целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.


Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Практическая работа: 1. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий.


Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов)

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.

Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Практическая работа: 1.Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в МГРТ. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

2. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Определение стран-экспортёров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья. Определение районов международного туризма и отдыха; стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.


Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.

Практическая работа: 1. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.


Оценочные практические работы в тематическом планировании выделены жирным шрифтом, а в журнале отмечены звёздочкой

Часть 2. Региональный обзор мира


Тема 1. Политическая карта мира (2 часа)

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.

Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.

Практическая работа: 1. Нанесение на контурную карту международных и региональных организаций.


Тема 2. Зарубежная Европа (5 часов)

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.

Особенности европейских субрегионов.

Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.

Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.

Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.


Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.

Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.

Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.

Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.

Международные экономические связи.

Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

Практические работы: 1. Установление взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.


Тема 4. Северная Америка (3 часа)

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.

Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.

Практическая работа: 1. Составление комплексной географической характеристики стран и регионов мира.


Тема 5. Латинская Америка (4 часа)


Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.

Практические работы: 1. Сравнительная географическая характеристика стран разных типов.


Тема 6. Африка (4 часа)


Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.

Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.

Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.


Тема 7. Австралия и Океания (2 часа)


Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.


Тема 8. Россия в современном мире (2 часа)


Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.

Практическая работа: 1. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития.

2. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Требования к уровню подготовки учащихся


1. Знать:

- методы географических исследований и уметь применять их на практике;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов;

- динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;

- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;

- географическую специфику отдельных стран и регионов мира;

- географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда.

2. Уметь:

- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;

- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;

- оценивать ресурсообеспеченность стран;

- использовать разнообразные источники географической информации.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Е.М. Домогацких:


УМК: 1. Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. I ч. – М.: Русское слово, 2016 год.

2. Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2016 г.

3.Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. -М.: Русское слово, 2016 г. 4.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. 11 класс. II ч. – М.: Русское слово, 2016 год.

5.Географический атлас. 11 класс. - М.: Дрофа, 2016 г.

6.Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии. 11 класс. - М.: Русское слово, 2016 г.



Дополнительная литература:


  1. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2004.

  2. Н.В. Яковлева. Уроки с использованием информационных технологий.- Волгоград: Учитель, 2009 г.

  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. - М.: Дрофа, 2009 г.

  4. Гладкий Ю.Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, 2006 г.

  5. Холина В.Н. География человеческой деятельности. - СПб.: Спец-Лит, 2004 г.

  6. Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2003

  7. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.: Дрофа, 2005 г.

  8. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10 – 11 классы – М. : Дрофа, 2012 г



Тематическое планирование по географии 10класс на 2018-2019 уч. год.


п/п

Тема урока

Содержание программного материала

Основные понятия темы, персоналии

Практические работы

Домашнее задание


 

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ (1 час)

  


1

Географическая наука. Вводная беседа по технике безопасности.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований

ПР № 1. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

§ 1, в. с. 12


 

 

Тема 2. СТРАНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА - 4 часа

 


2

Типы стран современного мира

Политическая карта мира, её изменение в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы.

Основные географические понятия и термины.

ПР № 2. Составление систематизирующей таблицы "Государственный строй стран мира". Нанесение на контурную карту государств с монархической формой правления и федеративным устройством.

§ 2, в. с.21, доделать работу в тетради


3

Развитые и развивающиеся страны

Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства.

Знать: Главные развитые и развивающиеся страны мира.

ПР № 3. Обозначение на контурной карте стран "большой восьмёрки", экономически развитых, развивающихся, крупных по численности населения и по площади стран мира.

§ 3, в., тесты с.28-30, индивид. опереж. зад.


 

 

Тема 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (5 часов)

 


4

Численность и динамика населения мира

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост и его типы. Демографическая политика.

Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран.

ПР № 4. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

§ 4, в. с.40


5

Расовый и поло-возрастной состав населения

Сельское и городское население

Знать: крупные народы и языковые семьи.

ПР № 5. Сравнение поло-возрастных пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

§ 5, в. с.45-46, индивид. зад. "Мировые религии"


6

Этнический и религиозный состав населения

Этнический состав населения. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты.

Знать: этногеографическую специфику населения

 

§ 6, в. с.53-54, индивид. зад. "Показатели уровня и качества жизни населения"


7

Размещение населения и его миграции

Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения.

Знать: основные направления миграций

ПР № 6. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

§ 7, в. с.59-60


8

Сельское и городское население

Сельское и городское население. Урбанизация как всемирный процесс. Урбанизация и её формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.

Уметь: оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

ПР № 7. Обозначение на контурной карте стран с разным уровнем и темпами урбанизации. Нанесение на карту крупнейших городских агломераций и мегалополисов мира.

§ 8, в., тесты с. 68-70, индивид. опереж. зад.-презентации "Экология"


 


Тема 4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (10 часов)



9

История взаимоотношений между природой и обществом. Природопользование и экологические проблемы

 

Знать/понимать: основные географические понятия и термины

 

§ 9-10, в. с. 77, 80


10

Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.

Основные виды при родных ресурсов, их классификация. Понятие о природно-ресурсном потенциале. Размещение природных ресурсов, масштабы и особенности их использования. Обеспеченность природными ресурсами

Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

ПР № 8. Оценка обеспеченности человечества в разных регионах и странах основными видами природных ресурсов. Определение ресурсообеспеченности стран мира.

§ 11, в. с. 85-86


11

Минеральные ресурсы.

Особенности использования разных видов природных ресурсов.

Знать: главные месторождения и территориальные сочетания полезных ископаемых

 

§ 12, в. с.98-99


12

Рудные и нерудные полезные ископаемые

Особенности использования разных видов природных ресурсов.

Знать: главные месторождения и территориальные сочетания полезных ископаемых

 

§ 13, в. с.98-99


13

Земельные ресурсы

Земельные ресурсы и структура земельного фонда. Истощение почвенных ресурсов.

Знать: Основные понятия и термины.

 

§ 14, в. с. 100


14

Лесные ресурсы

Лесные ресурсы и их размещение. Проблемы сокращения площади лесов.

Знать: обеспеченность лесными ресурсами различных регионов и стран мира. Основные причины сокращения площади лесов.

 

§ 15, в. с. 104-105, индивид. зад. "Ресурсы мирового океана"


15

Водные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.

Запасы водных ресурсов и объёмы их использования. Проблемы использования. Ресурсы Мирового океана.

Знать: проблемы использования водных ресурсов. Основные ресурсы Мирового океана, главнейшие районы их добычи.

 

§ 16, 17, в. с. 110, 115-116, индивид. зад.- презентации "Альтернативные источники энергии", "Виды рекреационных ресурсов".


16

Другие виды природных ресурсов

 

Уметь: решать географические задачи.

 

§ 18, в. с.122, индивид. зад. "Виды загрязнения окружающей среды"


17

Загрязнение окружающей среды

Причины и последствия загрязнения окружающей среды.

Знать: причины загрязнения окружающей среды и пути их решения

ПР № 9. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

§ 19, в. с.129-130, подготовка к уроку - семинару, тесты с.134-136


18

Урок-семинар. Пути решения экологических проблем

Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

 

Повт. § 9 - 20


 

 

Тема 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (2 часа)



19

Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство

Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства; различия в уровнях экономического развития стран и регионов. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки.

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства; международные организации. Уметь: оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства.

 

§ 21, в. с. 144


20

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

Научно-техническая революция. Изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.

Знать: главные международные организации.

ПР № 10 . Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий.

§ 22, в., тесты с. 151-152


 


Тема 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (10 часов)


21

Топливно-энергетический комплекс

Особенности отраслевой структуры мирового хозяйства. Основные центры мирового хозяйства.

 

 

§ 23, в. с.160


22

Металлургия

Основные прмышленные районы и центры чёрной и цветной металлургии.

 

 

§ 24, в. с. 165


23

Машиностроение

Основные прмышленные районы и центры машиностроения. Основные отрасли.

 

 

§ 25, в. с.170-171


24

Химическая, лесная и лёгкая промышленность

Особенности отраслевой структуры химической, лесной и лёгкой промышленности.

 

 

§ 26, в. с.177, индивид. опереж. зад. "Выращивание разных сельхозкультур".


25

Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство

География сельского хозяйства мира. Основные сельскохозяйственные районы мира.

 

 

§ 27, в. с.185-186


26

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

Товарное и потребительское сельское хозяйство. "Зелёная революция".

Знать: основные понятия темы.

 

§ 28, в. с.189-190, индивид. опереж. презентации "Виды транспорта"


27

Виды транспорта

Виды транспорта. География мирового транспорта.

Знать: достоинства и недостатки различных видов транспорта

 

§ 29, в. с. 197


28

Транспорт и мировое хозяйство

 

 

 

§ 30, в. с. 203, тесты с. 211-214, индивид. опереж. презентации "Формы международных экономических отношений"


29

Международные экономические отношения

 

 

ПР № 11. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в МГРТ. Определение основных направлений международной торговли, факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

§ 31, вопросы, тесты с. 211-214


30

Обобщающее повторение по теме "Характеристика мирового хозяйства"

 

 

ПР № 12. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Определение стран - экспортёров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья. Определение районов международного туризма и отдыха; стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Повт. § 31, индивидуальные опережающие задания и презентации "Глобальные проблемы человечества"


 

 

Тема 7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (3 часа)

 


31

Глобальные проблемы и их взаимосвязь

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Проблема сохранения мира на земле. Экологическая, энергетическая, сырьевая. Проблема отсталости развивающихся стран.

Знать: глобальные проблемы человечества и пути их решения.

ПР № 13. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

§ 32, составление таблицы


32

Демографическая, продовольственная и другие виды глобальных проблем.


Уметь: разрабатывать проекты решения глобальных проблем.

 

§ 32, составление таблицы


33

Обобщающее повторение по всему курсу

 

 

 

Повт. § 2 - 3 "Типы стран"


34-35

Резерв – 2 часа

Повторение на тему "Типы стран современного мира

"








Тематическое планирование по географии 11класс на 2018-2019 уч. год.

п/п

Тема урока

Содержание программного материала

Основные понятия темы, персоналии

Практические работы

Домашнее задание



Тема 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (2 часа)




1

Этапы формирования политической карты мира. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Политическая карта мира, её изменение в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Геополитика и политическая география.

Знать: основные географические понятия и термины, основные этапы формирования политической карты мира.

§ 1, вопросы с. 11, конспект в тетради

2

Регионы мира и международные организации

Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.

ПР № 1. Нанесение на контурную карту международных и региональных организаций.

§ 2, вопросы, тесты с.17-18. Работа с политической картой мира.



Тема 2. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА (3 часа)




3

Состав и географическое положение Зарубежной Европы.

Характеристика ЭГП стран на территории Зарубежной Европы. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов.

Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран Европы.

§ 3, вопр. с. 23-24

4

Природа и люди

Комплексная географическая характеристика населения стран Европы.

Оценивать и объяснять: демографическую ситуацию стран Европы, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

§ 4, вопр. с.30-31, рис. 8

5

Хозяйство и внутренние различия

Комплексная географическая характеристика хозяйства зарубежной Европы.

Оценивать и объяснять: уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§ 5, вопр. с.40, индивидуальные опережающие задания, презентации по странам.



Тема 3. СТРАНЫ ЕВРОПЫ (3 часа)




6

Федеративная республика Германия

Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия страны.

Составлять: комплексную географическую характеристику страны.

§ 6, вопр. с. 49-50, составление визитной карточки страны

7

Республика Польша

Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия страны.

Составлять: комплексную географическую характеристику страны.

§ 7, вопросы, тесты с. 55-56, составление визитной карточки страны



Тема 4. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ (3 часа)




8

Географическое положение и ресурсы Зарубежной Азии

Характеристика ЭГП стран на территории Зарубежной Азии. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов.

Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран Азии.

§ 8, вопр. с.64

9

Население и хозяйство

Комплексная географическая характеристика населения стран Азии, хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия стран.

Оценивать и объяснять: демографическую ситуацию стран Азии, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения, производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§ 9, вопр. с.72, индивидуальные опережающие задания, презентации по странам.



Тема 5. СТРАНЫ АЗИИ (6 часов)




10

Япония. Географическое положение, ресурсы и население

Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения страны.

Составлять: комплексную географическую характеристику страны.

§ 10, вопр. с. 79-80, составление визитной карточки страны

11

Хозяйство Японии

Особенности хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия страны.

Оценивать и объяснять: уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

ПР № 2. Установление взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных террирориях

§ 11, вопр. с.85-86

12

Китайская народная республика

Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения страны.

Составлять: комплексную географическую характеристику страны.

§ 12, вопр. с.93, составление визитной карточки страны

13

Хозяйство Китая

Особенности хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия страны.

Оценивать и объяснять: уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§ 13, вопр. с.99-100

14

Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население

Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения страны.

Составлять: комплексную географическую характеристику страны.

§ 14, вопр. с.106, составление визитной карточки страны

15

Хозяйство и внутренние различия республики Индия

Особенности хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия страны.

Оценивать и объяснять: уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§ 15, вопросы, тесты с.112-114

16

Обобщающее повторение тем "Страны Зарубежной Европы и Азии"



Повт. § 3 -7, тесты с.56; § 8-15




Тема 6. АМЕРИКА. СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ (3 часа)

17

Соединённые Штаты Америки. Географическое положение, ресурсы и население

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения США.

Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность, демографическую ситуацию,уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.Составлять: комплексную географическую характеристику страны.

§ 16, вопр. с.125, составление визитной карточки страны

18

Хозяйство США и внутренние различия

Особенности хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия страны.

Оценивать и объяснять: уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§ 17, вопр. с.134-135, индивидуальные опережающие задания, презентации

19

Канада. Географическое положение, ресурсы, население, хозяйство. Внутренние различия

Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия страны.

Составлять: комплексную географическую характеристику страны.

ПР № 3. Составление комплексной географической характеристики стран и регионов мира.

§ 18, вопр. с.142, составление визитной карточки страны



Тема 7. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА (4 часа)




20

Географическое положение, ресурсы и население

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения.

Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность, демографическую ситуацию,уровни урбанизации и территориальной концентрации населения стран.

§ 19, вопр. с.148

21

Хозяйство и внутренние различия

Особенности хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран.

Оценивать и объяснять: уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§ 20, вопр. с.154, индивидуальные опережающие задания, презентации

22

Федеративная республика Бразилия

Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия страны.

Составлять: комплексную географическую характеристику страны.

§ 21 - 22, вопросы с.159-160, тесты с. 165-167

23

Обобщающее повторение по теме "Америка"


ПР № 4. Сравнительная географическая характеристика стран разных типов.

§ 16 - 22,тесты с. 165-167



Тема 8. АФРИКА (4 часа)




24

Географическое положение и природные ресурсы

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала.

Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран Африки.

§ 23, вопр. с.174

25

Население и хозяйство Африки

Особенности населения и хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран.

Оценивать и объяснять: демографическую ситуацию,уровни урбанизации и территориальной концентрации населения стран; уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§ 24, вопр. с.183

26

Южно-Африканская республика.Географическое положение, ресурсы, население и хозяйство

Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия страны.

Оценивать и объяснять: демографическую ситуацию,уровни урбанизации и территориальной концентрации населения страны; уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§ 25, вопр. с.190

27

Республика Кения.Географическое положение, ресурсы, население и хозяйство

Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия страны.

§ 26, вопросы, тесты с.197-198



Тема 8. АВСТРАЛИЯ и ОКЕАНИЯ (3 часа)




28

Австралия

Особенности географического положения Австралии, природно-ресурсного потенциала.Особенности населения и хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия.

Оценивать и объяснять: демографическую ситуацию,уровни урбанизации и территориальной концентрации населения страны; уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§ 27, вопр. с.208

29

Океания

Особенности географического положения Океании, природно-ресурсного потенциала.Особенности населения и хозяйства, культуры, современные проблемы развития. Внутренние географические различия.

Оценивать и объяснять: демографическую ситуацию,уровни урбанизации и территориальной концентрации населения; уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§ 28 вопросы, тесты с.213 - 214

30

Обобщающее повторение по теме "Африка" и "Австралия"



повт. тесты с. 213-214



Тема 9. РОССИЯ и СОВРЕМЕННЫЙ МИР (3 часа)




31

Экономико-географическая история России

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения россии во времени.

Оценивать и объяснять: демографическую ситуацию,уровни урбанизации и территориальной концентрации населения; уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§ 29, вопр. с.219

32

Современная Россия

Характеристика современных границ России. современное геополитическое положение страны.

Оценивать и объяснять: демографическую ситуацию,уровни урбанизации и территориальной концентрации населения; уровни территориальной концентрации производства, степень антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

ПР № 5. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития.

§ 30, вопр. с. 223

33

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей её международной специализации

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей её международной специализации. Характеристика современного этапа экономики страны. Крупнейшие торговые партнёры России.Основные формы внешних экономических связей. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологичеких проектах.

ПР № 6. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Повт. § 29-30



Тема 9. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 час)




34

Обобщающее повторение по всему курсу "Экономическая и социальная география мира"







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!