5.1. Власть. Роль политики в жизни общества
Политическая власть -
Власть -
Политика -
Функции политики – её назначение и её роль:
5.2. Понятие и признаки государства
Государство -
Признаки государства:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные теории происхождения государства:
Теологическая | Классовая | Патриархальная | Договорная | Теория насилия |
| | | | |
Функции государства – основные направления деятельности государства:
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти. | Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией. | Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. |
1) 2) | 1) 2) 3) | 1) 2) 3) |
5.3. Разделение властей
| | |
1) 2) | 1) 2) 3) 1) 2) 3) | 1) 2) 3) |
5.5 Политический режим. Демократия.
Авторитарный режим –
Признаки авторитарного режима:
интересы государства ставятся выше интересов определённой личности;
население отстраняется от управления государства;
контроль политической жизни страны, относительная свобода в остальных сферах жизни;
централизованная (командная) экономика;
ограничение либо не соблюдение основных прав и свобод человека.
Тоталитарный режим –
Признаки тоталитарного режима:
Политическая цензура и пропаганда в СМИ.
Культ личности, вождизм.
Единственная общеобязательная государственная идеология.
Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
Однопартийная система, сращивание государственного и партийного аппарата.
Подавление любой оппозиции.
Общая обязательная официальная идеологи.
Чрезвычайно широкие полномочия полиции, преобладание карательных функций поддерживания правопорядка и законности.
Широкое использование принудительных мер, включая массовый террор.
Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод; в некоторых странах мощный государственный сектор может соседствовать с рыночной экономикой.
Правовой принцип: запрещено всё, что не разрешено законом.
Демократический режим -
Признаки демократического режима:
Наличие правового государства, основанного на разделении и взаимном контроле властей, ориентированное на удовлетворение потребностей населения.
Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
Принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства.
Неприкосновенность частной собственности.
Мешанная экономика, доминирование частного сектора.
Отсутствие единой официальной идеологии, разнообразие идейных течений при наличии общенациональных мировоззренческих традиций.
Свобода средств массовой информации.
Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека.
Легитимность государственной власти.
Контроль обществом деятельностью «силовых» структур (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.).
Использование методов убеждения, согласования, компромисса, сужение применения методов насилия, принуждения, пресечения.
Существование гражданского общества с его развитой структурой.
Правовой принцип: разрешено всё, что не запрещено законом.
Реальное осуществление принципов правового государства.
Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.
Свобода вероисповедания.
Принцип разделения властей.
Демократия как власть народа осуществляется в двух формах — представительной и непосредственной.
Непосредственная (прямая) демократия —
Представительная демократия –
Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки:
высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей;
высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.
5.6. Местное самоуправление
Местное самоуправление (МСУ) осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно.
К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.
В исключительном ведении городского собрания находятся: утверждение местного бюджета; управляют муниципальной собственностью; устанавливают местные налоги; осуществляют охрану общественного порядка; принятие планов и программ в развитии города; установление порядка управления и распоряжения городской собственностью; контроль за деятельностью должностных лиц МСУ. |
Уставом города может быть предусмотрена должность главы города, выборного должностного лица, возглавляющего деятельность на территории города.
Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.
5.7. Участие граждан в политической жизни
Гражданин – Гражданство – |
Формы участия граждан в политической жизни страны:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Политические права граждан:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
5.8 Выборы, референдум
Выборы – |
Возрастной ценз: - Депутаты местной власти – с 18 лет; - Депутаты Государственной Думы – с 21 года; - Президент – с 35 лет ( + ценз оседлости – проживать в РФ не менее 10 лет) Не допускаются к участию в выборах: - признанные судом недееспособные; - отбывающие наказание по приговору суда. |
5.9. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
Признаки политической партии:
Типология политических партий:
По составу | |
По отношению к закону | |
По отношению к парламентской деятельности | |
По отношению к власти | |
По территории | |
По шкале политического спектра | |
По способу деятельности | |
По базовой идеологической доктрине | |
Функции партии:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Виды партийных систем:
Однопартийная
Двухпартийная
Многопартийная
Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – |
Отличия политических движений от политических партий:
Направления:
5.10. Гражданское общество и правовое государство
Факторы становления гражданского общества:
Признаки гражданского общества:
В экономической сфере: |
В политической сфере: |
В социальной сфере: |
В духовной сфере: |
Цель правового государства в формирование правовой культуры общества, т.е. создание правосознания и правопонимания каждым гражданином, что позволит обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах.
Функции правового государства:
Признаки правового государства:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Требования, которым должно отвечать правовое государство:
Соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев;
Соответствие текущего законодательства конституционному;
Наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
Учет общественного мнения;
Высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.