МБОУ "Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №1"
Утверждаю:
__________________
зам. директора по УВР
Ю.А. Шаяхматова
«__» ________ 20___ г.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании МО точных наук
Протокол № __
от «__» _______ 20___ г.
Руководитель МО
_______/Альмашова М.А. /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «АЛГЕБРА»
для обучающихся 8 классов
Составитель:
Алексеева Наталья Фёдоровна
с. Мухоршибирь 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» 8 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа отвечает требованиям ФГОС ООО, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по математике (алгебре), соотносится с действующей примерной программой обучения по математике в основной общеобразовательной школе.
Данная программа разработана на основе примерного планирования учебного материала по алгебре к учебнику Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2018.- 256 с.: ил. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха».
Рабочая программа разработана в соответствии со статьей 12, п. 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Учебник Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир состоит из одного учебника, имеет повествовательный стиль, легкий и доступный для всех учащихся.
В нем предусмотрена уровневая дифференциация, позволяющая формировать у школьников познавательный интерес к математике. Основан на принципах проблемного, развивающего и опережающего обучения. Содержит разнообразные системы упражнений, тщательно выстроенные – по степени нарастания трудности, содержит цветные иллюстрации.
Общие цели и задачи учебного предмета «Алгебра»
Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Описание места учебного предмета «Алгебра» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Алгебра» изучается с 7-го по 11-й класс. Согласно федеральному базисному учебному плану, на изучение алгебры в 8-м классе отводится не менее 102 часов, из расчета 3 часа в неделю. Таким образом, учебный план МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1» содержит в 8-ом классе 3 часа * 34 недели = 102 часа в год.
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного образования:
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации
Умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки.
Предметные результаты:
Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
Развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; систематические знания о функциях и их свойствах;
Математические умения и навыки: выполнять вычисления с действительными числами: решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств: решать текстовые задачи арифметическим способом, способом составления и решения уравнений; проводить практические расчёты; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; выполнять операции над множествами; исследовать функции и строить их графики; решать простейшие комбинаторные задачи.
Планируемые результаты изучения алгебры в 8 классе
Алгебраические выражения
Ученик научится: оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами; оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях; выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители.
Ученик получит возможность: выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов; применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Ученик научится: решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными; понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Ученик получит возможность: овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики; применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять и решать квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, при решении задач других учебных предметов;
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении квадратных уравнений при решении задач других учебных предметов;
выбирать соответствующие уравнения, для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;
уметь интерпретировать полученный при решении уравнения результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи
Числовые множества
Ученик научится: понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами; использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
Ученик получит возможность: развивать представление о множествах; развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике; развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов
Функции
Ученик научится: понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения); строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков; понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
Ученик получит возможность: проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.); использовать функциональные представления и свойства функций решения математических задач из различных разделов курса.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.); использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.
Содержание учебного предмета
1. Повторение курса алгебры 7 класса (4 часа)
Степень с натуральным показателем. Разложение многочлена на множители. Преобразование выражений¸ содержащих формулы сокращенного умножения.
2. Рациональные выражения (44 часа)
Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем. Функция и её график.
3. Квадратные корни. Действительные числа (25 часов)
Функция y = x2 и её график. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами. Числовые
множества. Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция
и её график.
4. Квадратные уравнения (27 часов)
Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
5. Повторение и систематизация учебного материала (2 часа)
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | К-во часов |
| Повторение курса алгебры 7 класса (4 часа) | 4 |
| Рациональные выражения (44 часа) | 44 |
| Квадратные корни. Действительные числа (25 часов) | 25 |
| Квадратные уравнения (27 часов) | 27 |
| Повторение и систематизация учебного материала (2часа) | 2 |
| Итого | 102 |
Воспитательный потенциал уроков
Гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.). Патриотическое воспитание: проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Духовно-нравственное воспитание: готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание: способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Физическое воспитание: формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: сформировывать навыки рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Экологическое воспитание: экологическое мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике Ценности научного познания: познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Календарно-тематическое планирование учебного материала 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
| | | | |
Повторение курса алгебры 7 класса (4 часа) |
1 | Степень с натуральным показателем. | 1 | | |
2 | Разложение многочлена на множители. | 1 | | |
3 | Преобразование выражений, содержащих формулы сокращенного умножения. | 1 | | |
4 | Входная контрольная работа | 1 | | |
Рациональные выражения (44 часа) |
5 | Работа над ошибками. Урок-лекция. Рациональные дроби. Основные понятия | 1 | | |
6 | Рациональные дроби. | 1 | | |
7 | Урок-исследование. Основное свойство рациональной дроби. | 1 | | |
8 | Основное свойство рациональной дроби. | 1 | | |
9 | Урок-практикум на основное свойство рациональной дроби. | 1 | | |
10 | Урок-исследование. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | |
11 | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | |
12 | Урок-практикум на сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
13 | Урок-лекция. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. | 1 | | |
14 | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. | 1 | | |
15 | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Практикум | 1 | | |
16 | Урок-практикум на сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. | 1 | | |
17 | Сложение и вычитание рациональных дробей. | 1 | | |
18 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
19 | Контрольная работа №1 по теме: «Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей» | 1 | | |
20 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
21 | Урок-исследование. Умножение и деление рациональных дробей. | 1 | | |
22 | Умножение и деление рациональных дробей. | 1 | | |
23 | Урок-практикум на умножение и деление рациональных дробей. | 1 | | |
24 | Урок-лекция. Тождественные преобразования рациональных выражений. | 1 | | |
25 | Тождественные преобразования рациональных выражений. | 1 | | |
26 | Урок-практикум. Тождественные преобразования рациональных выражений | 1 | | |
27 | Тождественные преобразования рациональных выражений | 1 | | |
28 | Тождественные преобразования рациональных выражений. Урок-практикум | 1 | | |
29 | Тождественные преобразования рациональных выражений | 1 | | |
30 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
31 | Контрольная работа №2по теме: «Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений» | 1 | | |
32 | Анализ контрольной работы. Урок-лекция. Равносильные уравнения. | 1 | | |
33 | Рациональные уравнения. | 1 | | |
34 | Урок-практикум по решению рациональных уравнений. | 1 | | |
35 | Урок-лекция. Степень с целым отрицательным показателем. | 1 | | |
36 | Степень с целым отрицательным показателем. | 1 | | |
37 | Степень с целым отрицательным показателем. Урок-практикум. | 1 | | |
38 | Степень с целым отрицательным показателем. | 1 | | |
39 | Урок-лекция. Свойства степени с целым показателем. | 1 | | |
40 | Свойства степени с целым показателем. | 1 | | |
41 | Урок-практикум на применение свойств степени с целым показателем. | 1 | | |
42 | Свойства степени с целым показателем. | 1 | | |
43 | Свойства степени с целым показателем. Урок-практикум | 1 | | |
44 | Урок-лекция. Функция у = и её график. | 1 | | |
45 | Функция у = и её график | 1 | | |
46 | Урок-практикум на построение графиков функции у = . | 1 | | |
47 | Систематизация учебного материала | 1 | | |
48 | Контрольная работа №3по теме: «Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Функция y k x = и её график» | 1 | | |
Квадратные корни. Действительные числа (25 часов) |
49 | Работа над ошибками. Урок-лекция. Функция y = x2 и её график | 1 | | |
50 | Функция y = x2 и её график | 1 | | |
51 | Урок-практикум на построение графиков функции y = x2 | 1 | | |
52 | Урок-лекция. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 1 | | |
53 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 1 | | |
54 | Урок-практикум. Квадратные корни. | 1 | | |
55 | Урок-лекция. Множество и его элементы. | 1 | | |
56 | Множество и его элементы. | 1 | | |
57 | Урок-лекция. Подмножество. Операции над множествами | 1 | | |
58 | Подмножество. Операции над множествами | 1 | | |
59 | Урок-лекция. Числовые множества | 1 | | |
60 | Числовые множества. Урок-практикум | 1 | | |
61 | Урок-лекция. Свойства арифметического квадратного корня. | 1 | | |
62 | Свойства арифметического квадратного корня. | 1 | | |
63 | Применение свойств арифметического квадратного корня. | 1 | | |
64 | Урок-практикум на применение свойств арифметического квадратного корня. | 1 | | |
65 | Урок-лекция. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | | |
66 | Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | | |
67 | Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Практикум | 1 | | |
68 | Урок-практикум на тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | | |
69 | Урок-практикум на тождественные преобразования выражений | 1 | | |
70 | Урок-лекция. Функция у = и её график. | 1 | | |
71 | Функция у = и её график. | 1 | | |
72 | Урок-практикум на построение графиков функции у = | 1 | | |
73 | Контрольная работа № 4 по теме: «Квадратные корни» | 1 | | |
Квадратные уравнения (27 часов) |
74 | Анализ контрольной работы. Урок-лекция. Квадратные уравнения. | 1 | | |
75 | Неполные квадратные уравнения | 1 | | |
76 | Урок-практикум по решению неполных квадратных уравнений | 1 | | |
77 | Урок-лекция. Формула корней квадратного уравнения | 1 | | |
78 | Квадратные уравнения. Формула корней квадратного уравнения. | 1 | | |
79 | Урок-практикум по нахождению корней квадратного уравнения | 1 | | |
80 | Урок-практикум по решению квадратных уравнений | 1 | | |
81 | Урок-исследование. Теорема Виета | 1 | | |
82 | Урок-практикум на применение теоремы Виета | 1 | | |
83 | Теорема Виета. Систематизация учебного материала | 1 | | |
84 | Контрольная работа № 5по теме: «Квадратные уравнения. Теорема Виета» | 1 | | |
85 | Анализ контрольной работы. Урок-лекция. Квадратный трёхчлен | 1 | | |
86 | Квадратный трёхчлен | 1 | | |
87 | Квадратный трёхчлен. Урок-практикум | 1 | | |
88 | Урок-исследование. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям | 1 | | |
89 | Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям | 1 | | |
90 | Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Урок-практикум. | 1 | | |
91 | Урок-практикум по решению уравнений, сводящихся к квадратным | 1 | | |
92 | Урок-практикум по решению уравнений | 1 | | |
93 | Промежуточная аттестация | 1 | | |
94 | Работа над ошибками. Урок-лекция. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 1 | | |
95 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 1 | | |
96 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Практикум | 1 | | |
97 | Урок-практикум по решению рациональных уравнений как математических моделей реальных ситуаций | 1 | | |
98 | Урок-практикум по решению рациональных уравнений | 1 | | |
99 | Систематизация учебного материала | 1 | | |
100 | Контрольная работа № 6 по теме: «Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Решение задач с помощью рациональных уравнений» | 1 | | |
Повторение и систематизация учебного материала (2часа) |
101 | Работа над ошибками. Повторение. Рациональные выражения | 1 | | |
102 | Повторение. Квадратные уравнения | 1 | | |
| Всего 102 часа | | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, технологий проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, технологии использования в обучении игровых методов, проектные методы обучения, технология уровневой дифференциации. Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК:
Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф, 2018.
Алгебра: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф, 2018.
Алгебра : 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф, 2018
Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература:
Агаханов Н.Х., Подлипский O.K. Математика: районные олимпиады: 6-11 классы. — М.: Просвещение, 1990.
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика: 5-11 классы. — Волгоград: Учитель, 2008.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. — М.: ИЛЕКСА, 2007.
Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Пичугин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. — М.: Просвещение, 2010.
Пойа Дж. Как решать задачу? — М.: Просвещение, 1975,-
Произволов В.В. Задачи на вырост. — М.: МИРОС, 1995,
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе : 5- 11 классы. — М. : Айрис-Пресс, 2005.
Энциклопедия для детей. Т. 11: Математика. — М.: Аванта-+, 2003.
http://www.kvant.info/ Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».
Материально-технические
Печатные пособия
1.Таблицы по алгебре для 7-9 классов.
2.Портреты выдающихся деятелей в области математики.
Информационные средства
1.Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных.
2.Интернет.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы об истории развития математики, математических идей и методов.
Технические средства обучения
1.Компьютер.
2.Мультимедиапроектор.
3.Интерактивная доска.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Доска магнитная.
2.Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
3.Наборы для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).