Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Стакановская средняя общеобразовательная школа
имени лейтенанта А.С.Сергеева »
Черемисиновского района
Курской области
Принята педагогическим советом Протокол № от « »______ 2017г. | Согласована Руководитель МО ___________(Е.Н.Лопанова ) Протокол № от « »_______ 2017 г. | Утверждена Директор школы _________________ (Позднякова Е.В.) Приказ по школе № от « » ________ 2017 г. |
Рабочая учебная программа
по литературе в 5 классе
основного общего образования
на 2017 - 2018 уч. год
учителя
1квалификационной категории
Грачёвой Ларисы Ивановны
д.Удерево -2017 г.
Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
1)понимание ключевых проблем изученных произведенийрусского фольклораи фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час).
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (10 часов).
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы (2 часа).
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из русской литературы XVIII века (1 часа)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века (43 часа).
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе – 3ч
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (23 часа).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне- 2ч
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе- 2ч
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Писатели улыбаются 4 ч
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Проверка знаний
Из зарубежной литературы - 9 часов.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Итоги года – 2ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол. час | Дата | Примечание |
План | Факт |
Введение 1 ч |
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. | 1 | | | |
Устное народное творчество 10 ч |
2. | Что такое фольклор? Малые жанры фольклора. | 1 | | | |
3 | РР.Обучение сочинению загадок | 1 | | | |
4 | Русские народные сказки. Жанры и художественные особенности сказок. | 1 | | | |
5 | «Царевна-лягушка». Сюжет волшебной сказки. | 1 | | | |
6 | Система образов. Народная мораль в характере и поступках героев. | 1 | | | |
7- | «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания | 1 | | | |
8 | Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | | | |
9 | «Журавль и цапля» | 1 | | | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Жанровые особенности сказок о животных и бытовых сказок. | 1 | | | |
11 | РР Мои любимые русские народные сказки. | 1 | | | |
Из древнерусской литературы 2ч |
12 | Общее представление о древнерусской литературе. | 1 | | | |
13 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претичи». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | | | |
Из русской литературы 18 века - 1ч |
14 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» | 1 | | | |
Из русской литературы 19 века - 43ч |
15 | Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе | 1 | | | |
16 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне» | 1 | | | |
17 | «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Осмеяние человеческих пороков. | 1 | | | |
18 | РР Урок-проект. Мои любимые басни И.А. Крылова | 1 | | | |
19 | В.А. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна». | 1 | | | |
20 | Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. | | | | |
21 | Баллада В.А. Жуковского «Кубок». Сюжет и герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | 1 | | | |
22 | А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне». | 1 | | | |
23 | Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (пролог) | 1 | | | |
24 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. | 1 | | | |
25 | Герои сказки. | 1 | | | |
26 | Сопоставление «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». | 1 | | | |
27 | РР Обучение сочинению-сравнительной характеристике «Царевна и царица: красота истинная и ложная» | 1 | | | |
28 | Внекл. чт. «Что за прелесть эти сказки…». Мои любимые сказки А.С. Пушкина. | 1 | | | |
29 | Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | 1 | | | |
30 | Стихи и проза. Ритм, рифма, проза. | 1 | | | |
31 | Русская литературная сказка. | 1 | | | |
32 | Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители». | 1 | | | |
33 | Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители». | 1 | | | |
34 | Проект «Иллюстрации к сказке Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители». | 1 | | | |
35- | М.Ю. Лермонтов «Бородино». | 1 | | | |
36 | Композиция, особенности повествования. Художественный анализ | 1 | | | |
37 | Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Заколдованное место». | 1 | | | |
38 | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». | 1 | | | |
39. | Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | 1 | | | |
40 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». | 1 | | | |
41. | Изображение мира детства в стихотворении. Картины природы и жизнь народа. | 1 | | | |
42 | Вн.чт. Н.А. Некрасов «На Волге» | 1 | | | |
43 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | 1 | | | |
44 | Высот прозрения | 1 | | | |
45 | Герасим и его окружение | 1 | 22 | | |
46 | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | 26 | | |
47 | Бунт Герасима | 1 | 27 | | |
48 | РР Сочинение «Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие». | 1 | 29 | | |
49 | Анализ сочинений по рассказу «Муму» Тест по творчеству Тургенева. | 1 | | | |
50 | Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Тургенева. | 1 | | | |
51 | А.А. Фет «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облета…». Изоб-ражение природы в стихотворениях поэта. | 1 | | | |
52 | Л.Н. Толстой «Кав-казский пленник» как протест национальной вражды. | 1 | | | |
53 | Жилин и Костылин | 1 | | | |
54 | Жилин и горцы | 1 | | | |
55 | РР Подготовка к домашнему сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы». | 1 | | | |
56 | Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия» | 1 | | | |
57 | Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | | | |
Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе - 3 ч |
58 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны и лета. | 1 | | | |
59 | Образ осени и зимы в русской поэзии. | 1 | | | |
60. | РР Обучение анализу лирического произведения | 1 | | | |
Из русской литературы 20 века - 23 ч |
61. | И.А. Бунин «Косцы» – поэтическое воспоминание о родине. | 1 | | | |
62 | В.Г. Короленко «В дурном обществе». | 1 | | | |
63 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек. Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 1 | | | |
64 | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | 1 | | | |
65 | Рр. Подготовка к сочинение «Васина дорога к правде и добру» | 1 | | | |
66. | Рр. Сочинение «Васина дорога к правде и добру» | 1 | | | |
67 | Проект «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 1 | | | |
68 | С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | | | |
69 | П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». | 1 | | | |
70 | П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». | 1 | | | |
71- | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фильки | 1 | | | |
72 | Герои сказки. Экспозиция. Завязка. Судьба | 1 | | | |
73 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | | | |
74 | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Пьеса-сказка и ее народная основа. | 1 | | | |
75. | Положительные и отрицательные герои сказки. | 1 | | | |
76 | А.П. Платонов «Никита». Душевный мир главного героя. | 1 | | | |
77 | Быль и фантастика в рассказе | 1 | | | |
78 | Контрольная работа по изученным произведениям. Итоги 3 четверти | 1 | | | |
79 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». | 1 | | | |
80 | Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | | | |
81 | Человек и природа в рассказе | 1 | | | |
82 | РР. Подготовка к сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» | 1 | | | |
83 | РР. Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» | 1 | | | |
Поэты о Великой Отечественной войне – 2 ч |
84 | Дети и война. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». | 1 | | | |
85 | К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». | 1 | | | |
Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе – 2ч |
86 | Поэты ХХ века о родине и родной природе. | 1 | | | |
87 | Стихотворения Д.Б. Кедрина и А.Прокофьева «Алёнушка» | 1 | | | |
Писатели улыбаются – 4 ч |
88- | Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». | 1 | | | |
89 | Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». | 1 | | | |
90 | Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит» как юмористическое произведение | 1 | | | |
91 | Контрольная работа по русской литературе | 1 | | | |
Из зарубежной литературы – 9 ч |
92. | Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков. | 1 | | | |
93 | Д.Дефо «Робинзон Крузо» | 1 | | | |
94 | Х.-К. Андерсен «Снежная королева». | 1 | | | |
95 | Реальность и фантастика. | 1 | | | |
96 | Сказка о великой любви и настоящей красоте. | 1 | | | |
97 | Урок –проект «Сказки Андерсена» | 1 | | | |
98 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | | | |
99 | Д. Лондон «Сказание о Кише» | 1 | | | |
100 | Д. Лондон «Сказание о Кише» | 1 | | | |
Итоги года – 2 ч |
101- | Итоговое тестирование | 1 | | | |
102. | Итоговый урок | 1 | | | |
17