МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ФЕРГАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Регистрация: | «УТВЕРЖДАЮ» |
№__________________ «____» ________2016 г. | _______________ Проректор по учебной работе Аноров Р.А. «___» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине “Экономика капитального строительства”
Область знаний: | 200000 | Социальная сфера, экономика и право |
Область образования: | 230 000 | Экономика |
Направление высшего образования: | 5230100 | Экономика |
Вид занятия | Общее количество часов | VII семестр |
Лекции | 38 | 38 |
Практические занятия | 38 | 38 |
Самообразование | 61 | 61 |
Итого: | 137 | 137 |
Фергана 2016
Рабочая учебная программа разработана на основе ГОСТа и типовой программы, разработанной в Ташкентском государственном экономическом университете, утвержденной Приказом Министра МВССО РУ №32 от 02 февраля 2015 года (регистрация ВД-5230100-3.04 от 02.02.2015 г.) и учебного плана направления высшего образования 5230100 “Экономика”
Составитель: к.э.н., доцент Курпаяниди К.И.
Рецензент: д.э.н., профессор Исманов И.Н.
Рабочая учебная программа рассмотрена и одобрена на на научно методическом семинаре кафедры “Экономика” 26 августа 2016 года Протокол №1.
Заведующая кафедрой: доц. Давлятова Г.М
Рабочая учебная программа одобрена и рекомендована к утверждению Ученым Советом института на Совете факультета “Управление в производстве” от 27 августа 2016 года, Протокол №1.
Председатель совета: доц. Ёрматов И.Т.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник учебно-методической части: Мамажонов А.
Утверждена решением Ученого Совета института 29 августа 2016 г., Протокол №_ .
ВВЕДЕНИЕ
Строительство действует в рамках рыночной системы, и это обстоятельство заставляет по-новому посмотреть на деятельность строительной организации в условиях конкурентной борьбы, которая требует расчета всех имеющихся ресурсов и завоевание достойного места на рынке. Предметом этой научной дисциплины являются экономические отношения, которые возникают между физическими и юридическими субъектами по поводу производства, потребления, обмена и распределения произведенного продукта, экономические заявки, действующие в строительном комплексе и регулирующие его деятельность. Это законы стоимости, спроса, предложения, конкуренции. Успешность изучения экономических отношений и законов зависит от использованных методов исследования
1.Цель и задачи курса «Экономика капитального строительства»
Основная цель изучения курса - привитие знаний студентам в области экономики капитального строительства в увязке с инвестиционной политикой государства и задачами по углублению экономических реформ в строительстве. В необходимых случаях не исключается возможность обеспечения информированности студентов о достижениях передовых зарубежных стран в области инвестирования и строительства.
Основными задачами изучения курса являются:
• усвоение студентами роли и места капитального строительства в преобразовании экономики и развитии производительных сил общества;
• знание современной системы управления капитальным строительством и взаимоотношений участников инвестиционно-строительного процесса;
• владение методикой оценки экономической эффективности инвестиций и проведения экономических расчетов в области экономики и управления строительным производством;
• изучение ресурсного потенциала строительной индустрии и умение определять основные пути его лучшего использования с учетом требований современных реформ и ресурсной ограниченности;
• освоение основ планирования капитального строительства на разных его организационных уровнях управления;
• изучение особенностей ценообразования в строительстве и их влияние на прибыль, рентабельность и другие стороны строительного производства.
2. Семестр обучения и методические пособия
Курс обучается в 7 семестре. В качестве учебно-методических пособий будут служить учебники и учебные пособия по изучаемому курсу, а также и законодательные акты, регулирующие соционально-экономические вопросы, материалы официальной статистики и различных опросов.
3. Связь учебной дисциплины «Экономика капитального строительства» с другими предметами учебного плана и методической приемственности
Дисциплина базируется на знаниях, полученных в рамках учебного плана направления бакалавриата 5230100 «Экономика».
«Экономика капитального строительства» является дисциплиной социального и экономического цикла и входит в перечень дисциплин по выбору студентов соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.
Дисциплина «Экономика капитального строительства» изучается в 7 семестре, она связана со всеми экономическими дисциплинами, включенными в учебный план по подготовке экономистов.
4. Место предмета в производстве
Дисциплина «Экономика капитального строительства» относится к числу экономических дисциплин, изучение которой позволит приобрести знания для понимания сути структурных и институциональных преобразований в национальной строительной индустрии Узбекистана и сформировать экономический способ мышления и практические навыки для интерпритации принятия управленческих решений как на макроэкономическом, так и микроэкономических уровнях. Что играет значительную роль в развитии конкурентспособного строительного сектора экономики Узбекистана.
5. Применение новых информационных и педагогических технологий в процессе изучения предмета
Эффективное преподавание предмета «Экономика капитального строительства» предусматривает использование в учебном процессе новых педагогических технологий, технических средств, раздаточных материалов и наглядных пособий.
При чтении лекции предусматриваются такие интерактивные формы как проблемная, авторская, бинарная, визуальная и т.д., при проведении семинарских (практических) занятий рекомендуется использование таких методов обучения как обучение сообща, кластер, Венн диаграмма и др.
Взаимодействие преподавателя с обучающимися (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность обучающихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий - дидактических систем:
1) классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;
8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
традиционная классическая аудиторно-урочная (позанятийная) система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным студентам в качестве репетитора;
программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
6. Содержание курса и распределение учебного времени по видам аудиторных занятий
№ | Наименование модуля | Всего ауди-торных часов | В том числе |
Лекций | Практи ческих занятий | Само образования |
| Строительство - важная отрасль национальной экономики | 8 | 4 | 4 | 3 |
| Рыночная экономика и проблемы реформирования инвестиционно-строительной деятельности | 8 | 4 | 4 | 4 |
| Инвестиционная политика, инвестиционные проекты и модернизация экономики | 8 | 4 | 4 | 6 |
| Методика оценки экономической эффективности инвестиций | 8 | 4 | 4 | 6 |
| Современная система управления строительством | 8 | 4 | 4 | 6 |
| Научно-технический прогресс в строительстве и его экономическая эффективность | 8 | 4 | 4 | 6 |
| Основы планирования строительной деятельности | 8 | 4 | 4 | 10 |
| Производственный и ресурсный потенциал строительной индустрии и пути его лучшего использования | 8 | 4 | 4 | 10 |
| Формирование стоимости строительной продукции | 4 | 2 | 2 | 6 |
| Прибыль и рентабельность | 4 | 2 | 2 | 2 |
| Маркетинг в системе капитального строительства | 4 | 2 | 2 | 2 |
Итого по курсу | 76 | 38 | 38 | 61 |
6.1. Структура и содержание лекционных и практических занятий
№ | Наименование модуля | Структура и содержание модуля | Лек-ция | Прак-тика | Методы педагогических и информационных технологий |
| Строительство - важная отрасль национальной экономики | Часть 1 1.1. Роль и значение экономической науки 1.2.Предмет экономики капитального строительства 1.3.Основные направления развития научной дисциплины — экономики капитального строительства Часть 2 1.4.Особенности и роль строительства в развитии национальной экономики 1.5.Организационные формы строительства 1.6.Современное состояние и перспективы развития строительства | 2 2 | 2 2 | Лекция – визуализация, техники: блиц-опрос, фокусирующие вопросы, «думай – работай в паре- делись», техника «да - нет». |
| Рыночная экономика и проблемы реформирования инвестиционно-строительной деятельности | Часть 1 2.1. Основные принципы перехода к рынку, их значение и применение в сфере капитального строительства 2.2. Основные принципы рыночной экономики и их учет в инвестиционно-строительной деятельности 2.3. Основные направления реформирования экономики капитального строительства Часть 2 2.4. Организация строительства на контрактной основе 2.5. Порядок определения договорных цен в строительстве 2.6. Особенности разгосударствления и приватизации предприятий в сфере строительства 2.7. Основные направления и возможности развития предпринимательства в строительстве | 2 2 | 2 2 | Лекция - визуализация, прямой мозговой штурм, техники: блиц-опрос, «думай - работай в паре – делись», графические органайзеры: концептуальная таблица, кластер. |
| Инвестиционная политика, инвестиционные проекты и модернизация экономики | Часть 1 3.1. Сущность инвестиционной политики 3.2. Инвестиционно-строительный процесс, его организация и эффективность 3.3. Инвестиционные проекты и инвестиционные программы и их роль в модернизации экономики Часть 2 3.4. Инвестиции и их структура 3.5. Особенности современной инвестиционной политики и их влияние на структурные преобразования в экономике 3.6. Приоритетные направления инвестиционной политики и модернизация национальной экономики 3.7. Динамика инвестиционных обязательств за 2014-2016 гг. | 2 2 | 2 2 | Лекция, метод «обучение сообща», техники: инсерт, презентация, блиц-опрос, графические органайзеры: таблицы, структурно-логические схемы |
| Методика оценки экономической эффективности инвестиций | Часть 1 4.1. Сущность проблемы повышения экономической эффективности инвестиций 4.2. Определение общей экономической эффективности капитальных вложений 4.3. Определение сравнительной экономической эффективности капитальных вложений Часть 2 4.4. Особенности определения эффективности капитальных вложений в непроизводственную сферу 4.5. Пути повышения экономической эффективности капитальных вложений 4.6. Коммерческая, бюджетная и экономическая эффективность инвестиций 4.7. Срок окупаемости инвестиций: сущность и методика расчета 4.8. Особенности оценки эффективности проектов с учетом факторов риска и неопределенности | 2 2 | 2 2 | Лекция-визуализация, мозговой штурм, дискуссия, обучение сообща, техники: блиц-опрос, беседа, презентация. |
| Современная система управления строительством | Часть 1 5.1. Управление как объективная необходимость и целенаправленный процесс 5.2. Цель, задачи и особенности управления в строительстве 5.3. Современная система и органы управления строительством Часть 2 5.4. Сущность, значение и принципы управления в условиях перехода отраслевой и национальной экономики на рыночные отношения 5.5. Основные принципы управления в строительстве 5.6. Организационная структура управления строительством 5.7. Органы управления строительством в Узбекистане | 2 2 | 2 2 | Лекция – визуализация, техники: блиц-опрос, техника «да-нет», фокусирующие вопросы. |
| Научно-технический прогресс в строительстве и его экономическая эффективность | Часть 1 6.1. Научно-технический прогресс как «двигатель» развития экономики и общества 6.2. Сущность, значение и основные направления научно-технического прогресса в строительстве 6.3 Влияние строительства на научно-технический и социально-экономический прогресс общества 6.4. Новые строительные материалы и конструкции и их роль в техническом прогрессе строительства Часть 2 6.5. Механизация, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов и сокращение ручного труда в строительстве 6.6. Внедрение прогрессивной технологии и организации строительства: узловой, комплектно-блочной и поточной методы строительства 6.7. Прогнозирование и планирование научно-технического прогресса в строительстве 6.8. Экономическая оценка и показатели эффективности научно-технического прогресса в строительстве | 2 2 | 2 2 | Лекция, конференция, дискуссия, техника презентации. |
| Основы планирования строительной деятельности | Часть 1 7.1. Основные задачи, принципы и особенности планирования в строительстве 7.2. Планирование — главное звено в управлении строительным производством Часть 2 7.3. Структура плана строительной организации 7.4. Назначение и содержание финансового плана строительной организации 7.5. Бизнес-план в строительстве | 2 2 | 2 2 | Лекция, конференция, дискуссия, техника презентации. |
| Производственный и ресурсный потенциал строительной индустрии и пути его лучшего использования | Часть 1 8.1. Понятие производственного потенциала в рыночной экономике: сущность, содержание, формы проявления 8.2. Лизинг и его использование организациями строительного комплекса 8.3. Основные фонды в строительной организации Часть 2. 8.6. Показатели эффективности использования основного капитала 8.7. Оборотные средства в капитальном строительстве 8.7.1. Состав оборотных средств 8.7.2. Источники формирования оборотных средств 8.7.3.Показатели эффективности использования оборотных средств 8.7.4.Пути повышения эффективности использования оборотных средств 8.8. Производительность труда и заработная плата | 2 2 | 2 2 | Лекция, дискуссия, техника презентаций |
| Формирование стоимости строительной продукции | 9.1. Механизм ценообразования в строительстве 9.2. Формирование сметной стоимости в строительстве 9.3. Методы определения сметной стоимости в строительстве 9.4. Система сметных норм | 2 | 2 | визуализация, мозговой штурм, дискуссия, обучение сообща, техники: блиц-опрос, беседа, презентация |
| Прибыль и рентабельность | 10.1 Понятие и виды прибыли 10.2. Резервы роста прибыли 10.3 Рентабельность в строительном производстве | 2 | 2 | Лекция, «опрос экспертов», техники: инсерт, блиц-опрос. |
| Маркетинг в системе капитального строительства | 11.1. Строительная продукция в системе маркетинга 11.2. Маркетинговые исследования рынка строительной продукции 11.3. Маркетинговая стратегия строительной организации 11.4. Позиционирование строительной продукции на рынке 11.5. Особенности сбыта строительной продукции 11.6. Маркетинговые коммуникации в строительстве | 2 | 2 | Лекция - визуализация, прямой мозговой штурм, техники: блиц-опрос, «думай - работай в паре – делись», «Перепутанные термины» |
ИТОГО ПО 7 СЕМЕСТРУ | 38 | 38 | |
7. Тематика докладов, презентаций, эссе для самообразования
На самостоятельную работу студентов отводится 61 час.
Организационными формами проведения самостоятельной работы являются:
самостоятельное освоение некоторых тем на основе изучения новых источников (учебников, учебных пособий, монографий, авторефератов диссертаций, научных статей, материалов сети Интернет);
подготовка научно-исследовательских работ по заданной теме;
подготовка к практическим занятиям;
подготовка и защита перед аудиторией презентации по теме;
подготовка и написание эссе по заданной теме;
подготовка и защита доклада;
подготовка, написание и опубликование в открытой печати научных статей, тезисов докладов для научно-практических конференций;
другие формы самостоятельного образования.
ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Тематика докладов, эссе для самообразования | Объем (в часах) |
Основные направления разгосударствления и приватизации предприятий и организаций строительной индустрии. | 2 |
Частные строительные фирмы и стимулирование их создания в условиях рыночных отношений. | 2 |
Сущность, необходимость и основные направления формирования рынка подрядных работ. | 2 |
Система конкурсного (тендерного) размещения заказов на строительство объектов – важное направление эффективности функционирования строительного комплекса. | 2 |
Приоритетные направления инвестиционной политики и модернизация национальной экономики. | 2 |
Особенности предпринимательской деятельности в сфере строительного комплекса. | 2 |
Разработка и утверждение технико-экономических обоснований инвестиционных проектов. | 2 |
Переход на одно-двухзвенную систему управления – важное направление совершенствования структуры управления строительным комплексом. | 2 |
Порядок и содержание договорных отношений в строительстве. | 2 |
Совершенствование механизма ценообразования в строительстве. | 2 |
Направления совершенствования и внедрения перспективных строительных материалов в строительном производстве. | 2 |
Фактор времени в строительстве. | 2 |
Бизнес-планирование в строительстве | 2 |
Особенности организации оплаты труда в строительстве. | 2 |
Разгосударствление и приватизация в строительстве. | 2 |
Содержание и порядок организации строительства на конкурсной основе. | 2 |
Проблемы и пути улучшения использования производственного потенциала в строительстве. | 2 |
Строительное предприятие в нестабильной экономической среде. | 2 |
Пути обеспечения финансовой устойчивости строительных предприятий (организаций). | 2 |
Механизм государственного воздействия на финансовую устойчивость строительных предприятий (организаций). | 2 |
Порядок формирования оборотных средств в строительстве. | 2 |
Кадровый потенциал строительной индустрии и проблемы его формирования в условиях рыночных отношений. | 2 |
Особенности менеджментов в строительстве. | 2 |
Разгосударствление и приватизация в строительстве. | 2 |
Разгосударствление и приватизация в строительстве. | 2 |
Стратегическое планирование в строительстве. | 4 |
Основные направления технического прогресса в строительстве. | 4 |
Методика определения производственной мощности строительной организации. | 3 |
ИТОГО | 61 |
Индивидуальное задание для самообразования
Цель выполнения индивидуального задания написание научно-исследовательской работы - обучение студентов применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, самостоятельному формулированию выводов и рекомендаций по их реализации, а также выработке навыков подбора и анализа необходимой специальной и научной информации. Кроме того научно-исследовательская работа позволяет оценить уровень подготовки студента по данной учебной дисциплине, а также определить, насколько глубоки знания рассматриваемой темы.
Научно - исследовательская работа оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке и оформлению рефератов,контрольных, курсовых работ.
В случае, когда студент :
участвует в Республиканских научно-практических конференциях и опубликовывает в соответствующих сборниках две и более статей или тезисов по разделам настоящего курса;
участвует в Международных научно-практических конференциях и публикует в соответствующих сборниках одной и более статей или тезисов по разделам настоящего курса;
публикует научную статью или тезисы в научных периодических изданиях (журналы, вестники, Интернет ресурсы и др.);
участвует с проектом в региональном отборочном туре конкурса “Юрт келажаги”
то он полностью освобождается от выполнения всех заданий по самообразованию и получает максимальный балл .
В случае выполнения пункта III и IV- студент получает максимальный балл по сумме текущего контроля.
8. Рейтинговая таблица по оценке знаний студентов по дисциплине Экономика капитального строительства
8.1.Порядок определения общего рейтингового балла
№ | Виды оценок | | Количество учебных недель | |
| | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | | |
ТK | 40 | Практика | | | | | | 10 | | | | | | 10 | | | | | | 10 | | | |
| Самостоятельная работа | | | | | | | | | | | | | | | | | 10 | | | | |
ПК | 30 | лекция | | | | | | | | | 10 | | | | | | | | | 10 | | | |
| Самостоятельная работа | | | | | | | | | | | | | 10 | | | | | | | | |
ИК | 30 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 30 | | |
Виды проведения контроля | | | | | | Устный опрос | | Устный опрос | Устный опрос Коллоквиум-тест* | | | Устный опрос | НИР* | | | | НИР* | Устный опрос Тест | Письменная работа | |
*НИР- научно исследовательская работа
*Вопросы тестов представлены в специальном пособии по проведению практических занятий
Критерии оценки знаний студентов по видам контроля1
Максимальный балл - 162 Всего часов - 137
Лекций – 38
Практика – 38
Самообразование 61
Максимальный балл по предмету -100 баллов В том числе: Текущий контроль-40 Промежуточный контроль-30 Самообразование-20 Итоговая работа-30 Проходной балл- 55 |
8.2. Формирование и оценивание результатов обучения
Лекции по дисциплине «Экономика капитального строительства» с элементами активного обучения, с видео презентациями теоретических материалов. Использование современного оборудования, мультимедийных презентационных материалов при проведении занятий.
Практические занятия: решение типовых и комплексных задач; разбор конкретных ситуаций по темам курса.
Самостоятельная работа: выполнение домашних работ, подготовка к контрольным работам.
Мониторинг учебных достижений студентов: размещение методических ресурсов в обучающей системе (контрольные теоретические вопросы, тесты).
Консультирование по выполнению домашних работ.
Результаты обучения по дисциплине «Экономика капитального строительства» оцениваются путем:
проведения текущего тестового контроля;
выполнения домашних и контрольных заданий на умение использовать знания по дисциплине;
выполнение практических работ на аудиторных практических занятиях по дисциплине;
промежуточной аттестации в форме дифференцированного контроля.
Критерии оценки знаний студентов по видам контроля
По курсу «Экономика капитального строительства» оценка знаний студентов происходит по рейтинговой системе и утвержденной рабочей программой, разработанной на основе Государственного образовательного стандарта высшего образования.
ый Текущий контроль знаний студентов (10 баллов) | 1-ый Промежуточный(рубежный) контроль (10 баллов) |
Строительство - важная отрасль национальной экономики Рыночная экономика и проблемы реформирования инвестиционно-строительной деятельности Инвестиционная политика, инвестиционные проекты и модернизация экономики | Строительство - важная отрасль национальной экономики Рыночная экономика и проблемы реформирования инвестиционно-строительной деятельности Инвестиционная политика, инвестиционные проекты и модернизация экономики Методика оценки экономической эффективности инвестиций Современная система управления строительством |
Текущий контроль знаний студентов (10 баллов) - | 2 Промежуточный(рубежный) контроль (10 баллов) 20 тестовых вопроса Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 баллов |
Методика оценки экономической эффективности инвестиций Современная система управления строительство 3.НТП в строительстве и его экономическая эффективность | НТП в строительстве и его экономическая эффективность Основы планирования строительной деятельности Производственный и ресурсный потенциал предприятий строительной индустрии и пути его лучшего использования Ценообразование, прибыль и рентабельность в строительстве Маркетинг в системе капитального строительства |
Текущий контроль знаний студентов (10 баллов) | |
Основы планирования строительной деятельности Производственный и ресурсный потенциал предприятий строительной индустрии и пути его лучшего использования Ценообразование, прибыль и рентабельность в строительстве Маркетинг в системе капитального строительства |
Критерии рейтинговой оценки знаний студентов по видам контроля
Показатели качества знаний студента | Рейтинговая оценка |
Поставленные вопросы имеют ответы в полном соответствии с современной парадигмой модернизации национальной экономики Узбекистана. Содержание письменной работы включает наиболее сложные вопросы,предусмотренные программой.Принятые решения и полученные выводы базируются на научных достижениях и накопленном опыте практической науки, носят оригинальный характер, глубоко продуманы и обоснованы, соответствуют требованиям к уровню знаний бакалавра. Объем соответствует требованиям.Материал изложен грамотно, логически последовательно, текст работы и иллюстрационный материал оформлены в соответствии с требованиями нормативных документов. Работа выполнена самостоятельно, с элементами творчества, продуманным использованием полученных теоретических и практических навыков, рекомендованных литературных источников. Материал излагается свободно, грамотно,уверенно,методически последовательно.Студент показал твердые знания, полученные в процессе обучения. Если контроль принимается в виде теста, за каждый правильный ответ начисляется балл, исходя из формулы: (количество правильных ответов/количество тестов)*максимальный балл по контролю | 86-100% или 8,6-10 баллов (отлично) |
То же, что и при “отлично”, за исключением того, что не все рассматриваемые в контрольной работе вопросы исследованы достаточно глубоко. Контрольная работа выполнена достаточно самостоятельно, однако не все выводы глубоко обоснованы. Отдельные предложения и рекомендации не представляют практического интереса. Студент отвечает не на все поставленные вопросы. Имеются отдельные, несущественные нарушения требований нормативных документов. | 71-85% или 7,1-8,5 баллов (хорошо) |
Содержание контрольной работы в основном отвечает требованиям программы курса. Однако рассматриваемые вопросы изучены достаточно поверхностно. Научное содержание и тематика не соответствуют заданию и не отвечают требованиям курса Работа не достаточно самостоятельна.Тема раскрыта не полностью, выводы и предложения не обоснованы, не конкретны, носят общий характер и слабо подкреплены лично полученными результатами. Объем контрольной работы не в полной мере соответствует нормам. Материал изложен логически недостаточно последовательно. | 55-70% или 5,5-7,0 баллов (удовлетворительно) |
Работа выполнена не в полном соответствии с заданием, не носит самостоятельного характера, а представляет собой комбинацию литературных источников, т.е плагиат.Выводы не отражают содержания материала, предложения по их реализации не конкретны. Объем работы не соответствует установленным нормам . | 0-54% или 0-5,4 баллов (неудовлетворительно) |
Критерии рейтинговой оценки научно-исследовательской работы
Наименованние критерий | Показатели качества | Рейтинговая оценка (в % от максимального балла) |
Научная и теоретическая подготовленность студента | Тема разработана в полном соответствии с современной парадигмой модернизации национальной экономики Узбекистана.Содержание работы включает наиболее сложные вопросы,предусмотренные программой образовательного учреждения.Принятые решения и полученные выводы базируются на научных достижениях и накопленном опыте практической науки,носят оригинальный характер, глубоко продуманы и обоснованы, соответствуют требованиям к уровню знаний бакалавра. | 86-100 (отлично) |
То же, что и при “отлично”,за исключением того, что не все рассматриваемые в работе вопросы исследованы достаточно глубоко | 71-85 (хорошо) |
Научное содержание работы в основном отвечает требованиям программы курса в рамках выбранной темы, однако рассматриваемые вопросы изучены достаточно поверхностно | 55-70 (удовлетворительно) |
Научное содержание и тематика не соответствуют заданию и не отвечают требованиям курса | 0-54 (неудовлетворительно) |
Личный вклад студента в разработку темы | Работа выполнена самостоятельно, с элементами творчества, продуманным использованием полученных теоретических и практических навыков, рекомендованных литературных источников. | 86-100 (отлично) |
Работа выполнена достаточно самостоятельно,однако не все выводы глубоко обоснованы.Отдельные предложения и рекомендации не представляют практического интереса | 71-85 (хорошо) |
Работа не достаточно самостоятельна.Тема раскрыта не полностью,выводы и предложения не обоснованы, не конкретны, носят общий характер и слабо подкреплены лично полученными результатами. | 55-70 (удовлетворительно) |
Работа выполнена не в полном соответствии с заданием, не носит самостоятельного характера, а представляет собой компиляцию литературных источников.Выводы не отражают содержания материала, предложения по их реализации не конкретны. | 0-54 (неудовлетворительно) |
Качество оформления НИР | Объем соответствует требованиям.Материал изложен грамотно, логически последовательно, текст работы и иллюстрационный материал оформлены в соответствии с требованиями нормативных документов. | 86-100 (отлично) |
То же, что и “отлично”, за исключением что имеются отдельные, несущественные нарушения требований нормативных документов по оформлению | 71-85 (хорошо) |
Объем работы не в полной мере соответствует нормам. Материал изложен логически недостаточно последовательно. | 55-70 (удовлетворительно) |
Объем работы не соответствует установленным нормам | 0-54 (неудовлетворительно) |
Качество защиты НИР | Защита содержательная, ответы на вопросы глубоко аргументированы и продуманы.Материал излагается свободно, грамотно,уверенно,методически последовательно. Студент показал твердые знания, полученные в процессе обучения. | 86-100 (отлично) |
То же что и “отлично”,за исключением того, что студент отвечает не на все поставленные вопросы | 71-85 (хорошо) |
Ответ не достаточно аргументирован,на поставленные вопросы дан не исчерпывающий ответ | 55-70 (удовлетворительно) |
Слабо раскрыто содержание работы, материалом и источниками пользуется непродуманно,на большинство вопросов правильных ответов не дано. Студент слабо ориентируeтся в ранее пройденном материале. | 0-54 (неудовлетворительно) |
Порядок определения рейтингового балла итогового контроля по семестрам
Балл | Оценка | Уровень знания студента |
26-30 | Отлично | Если студент ясно может дать оценку показателям развития экономики строительства, финансово-кредитным отношениям в в строительстве, может рассчитать основные показатели эффективности капитальнқх вложений в строительство, имеет представление о проблемах строительной отрасли и может дать рекомендации по их преодолению и т.д. |
22-25 | Хорошо | Имеет хорошие познания о капитальном строительстве, строительной политике государства, владеет методикой оценки экономической эффективности.. |
17-21 | Удовлетворительно | Если студент имеет основные знания по курсу, имеет представления о основных понятиях курса. |
0-17 | Неудовлетворительно | Если студент не имеет представления о предмете и основных задачах курса. |
Критерии оценки знаний студентов по видам контроля
По курсу оценка знаний студентов происходит по рейтинговой системе и утвержденной рабочей программой, разработанной на основе Государственного образовательного стандарта по экономическому направлению.
Балл | Оценка | Уровень знания студента |
86-100 | Отлично | Ставится в том случае, когда студент набрал высокие баллы по текущему, рубежному и итоговому контролям. |
71-85 | Хорошо | Если студент набрал по текущему, рубежному и итоговому контролям от 71 до 85 баллов, имеет хорошие познания о капитальном строительстве, строительной политике государства, владеет методикой оценки экономической эффективности. |
55-70 | Удовлетвори-тельно | Если студент по текущему, рубежному и итоговому контролям набрал баллы в пределах от 55-70 основные знания о капитальном строительстве, имеет представления об основных понятиях в строительной политике. |
0-54 | Неудовлетворительно | Если студент не набрал проходные баллы по текущему, рубежному контролям. Не имеет представления о предмете и основных задачах курса. |
9. Материально-техническое обеспечение
Специализированная аудитория для проведения лекционных занятий 407, оснащенные: персональным компьютером, проектором, экраном, доской.
Аудитория для проведения практических и лекционных занятий (407), оснащенная: персональными компьютерами 10 шт., программным обеспечением в соответствии с тематикой изучаемого материала, проектором, экраном, маркерной доской и подключением к сети Интернет.
Программное обеспечение
Microsoft Windows 10
Microsoft Office 2016
10. Перечень рекомендуемых источников
Основная литература
Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы. – М.: ИКЦ" Маркетинг", 2002.
Гафарова Г.Ф., Гуськов С.В. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие. М.: ДАШКОВ и К., 2008.
Исаков М.Ю. Экономика капитального строительства. Учебное пособие–Т.: Издательство Литературного фонда Союза писателей Узбекистана, 2004.
Исманов И.Н., Курпаяниди К.И., Экономика капитального строительства. Учебное пособие. Издание второе дополненное. LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany,2016.- 400 с. ISBN 978-3-659-82714-3
Лапыгин Ю. Н., Балакирев А. А. Инвестиционная политика: учебное пособие. – 2004.
Нешитой А. С. Инвестиции. – М.: Дашков и К, 2006.
Степанов И. С. Экономика строительства. – М.: Юрайт, 2007.
Дополнительная литература
Растова Ю. И., Малахов Р. Г., Горянинская О. А. Экономика организаций (предприятий) в схемах: учеб. пособие //М.: Эксмо. – 2009.
Махмудов Э.Х Экономика предприятия: учеб. пособ. –Т.: Издательство Литературного фонда Союза писателей Узбекистана, 2004. –207 с.
Экономика предприятия. Учебник для ВУЗов. 3-е издание /Под. ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. - М.: Юнити-Дана, 2003.
Другие источники
Конституция Республики Узбекистан. – Т.: Узбекистан, 2016.
Градостроительный кодекс Республики Узбекистан. – Т.:Адолат, 2016.
Гражданский Кодекс Республики Узбекистан. Т.: Адолат, 2016.
Земельный кодекс Республики Узбекистан- Т.: NORMA, 2016.
Налоговый кодекс Республики Узбекистан. – Т.: NORMA, 2016.
Градостроительный кодекс Республики Узбекистан. Т.: NORMA, 2016.
Об иностранных инвестициях. Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г., № 609-i /Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 91; 1999 г., № 9, ст. 229; Собрание Законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 14-15, ст. 86; 2008 г., № 52, ст. 513; 2012 г., № 52, ст. 584.
Об инвестиционной деятельности. Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 1998 года, № 719-i /Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 1, ст. 10; 2004 г., № 1-2, ст. 18; собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 41, ст. 405; 2008 г., № 52, ст. 513; 2013 г., № 1, ст. 1.
О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов. Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г.,№ 611-i /Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 93; 2004 г., № 1-2, ст. 18; Собрание Законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 278; 2008 г., № 52, ст. 513.
О программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их устойчивой работы и увеличению экспортного потенциала. Указ Президента Республики Узбекистан. 28 ноября 2008 года, УП-№4058.
Об инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2013 год. № ПП-1855 от 21 ноября 2012 г. Постановление Президента Республики Узбекистан. //Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2012 г., № 11, ст. 326; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 23, ст. 300.
О дополнительных мерах по дальнейшему развитию производственной и социальной инфраструктуры. Постановление Президента Республики Узбекистан. 20 января 2009 года, ПП-№1041.
О дополнительных мерах по стимулированию расширения подрядных работ по реконструкции и ремонту жилищного фонда на условиях “под ключ”.Постановление Президента Республики Узбекистан. 29 января 2009 года, ПП-№1051.
О Государственной программе “Год гармонично развитого поколения”.Постановление Президента Республики Узбекистан. 27 января 2010 года, ПП-№1271.
О первоочередных мерах по реализации программы многотраншевого финансирования проекта «Развитие жилищного строительства в сельской местности» с участием Азиатского Банка развития. Постановление Президента Республики Узбекистан. 11 января 2012 г., № ПП-1683 //Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 5, ст. 41.
Об утверждении порядка реализации экономически несостоятельных предприятий коммерческим банкам. Распоряжение Президента Республики Узбекистан. 19 ноября 2008 года, Р-№4010.
О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка лицензирования деятельности по разработке архитектурно-градостроительной документации. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан 30 апреля 2009 года, ПКМ- №126
Об утверждении положения о порядке разработки генеральных планов и застройки городов, районных центров и поселков городского типа. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан. 14 августа 2000 года, ПКМ- №320.
О мерах по совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан. 02 февраля 2003 года, ПКМ -№538.
Указатель действующих нормативных документов в области строительства КМК и другие нормативные документы Подсистема №1. Организационно – методические нормы (по состоянию на 1 января 2013 года). Государственный комитет Республики Узбекистан по архитектуре и строительству. Ташкент – 2013.
Каримов И.А. Наша главная цель – несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год //Народное слово. 16 января 2016 г.
Каримов И.А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. //Народное слово, 18 января 2013 г.
Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет. – доклад Прeзидeнта Ислама Кaримoва на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. // Народное слово, 28 января 2010 года.
Абрамов С.И. Организация инвестиционно-строительной деятельности - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009
Асаул, А.Н. Управление затратами в строительстве. СПб: ИПЭВ, 2009. -392с.
Бегалов Б. Основные тенденции развития инновационной экономики //O'zbekiston iqtisodiy axborotnomasi – Экономический вестник Узбекистана. 2013.№3-4. С107-110.
Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб: Питер, 2009.
Бизнес – план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Учеб. Пособие. 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.М.Попова. - М.: Финансы и статистика, 2010
Богатин Ю.В. Швандар В.А. Инвестиционный анализ. Учеб пос. - М.: ЮНИТИ, 2011
Вахрин П.И. Инвестиции: Практический задачи и конкретные ситуациии. Учеб. пос. –М.: «Дашков и К», 2008.
Валдайцев С.В., П.П. Воробьев и др. Инвестиции. Учебник /Под ред. В.В. Ковалёва, В.В. Иванова, В.А. Лялина - М.: ТК Венби, Изд-во Проспект, 2009.
Гуртов В.К. Инвестиционные ресурсы. – Москва.: Экзамен, 2007
Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развития 333 российских предприятий. – М.: ТЕИС, 2008.
Гиляровская Л.Т., Вехорова А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. – СПб: Питер, 2009. –249 с.
Гумба Х.М. Экономика строительных организаций - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009.
Ендовицкий Д.А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: Учеб.пос.– М: Финансы и статистика, 2009.
Ендовский Д.Л. и др. Практикум по инвестиционному анализу. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008
Евсанко О.С. Шпаргалка по инвестициям. Учеб, пособие. - М.: ТК. Велби, 2008.
Икрамов М.А., Махкамова М.А., Саматов Г.А. Менеджмент. Ташкент: Iqtisodiyot, 2014.
Икрамов М.А., Салимов С.А. Международный маркетинг. Учебник. -Т.: А.Навои, 2010.
Исаков М.Ю. Экономика капитального строительства. Учебное пособие–Т.: Издательство Литературного фонда Союза писателей Узбекистана, 2004.
Инвестиционные процессы в условиях глобализации. - М.: ТЕИС, 2007
Казанский И.В.. Опыт организации и управления строительными фирмами США. М., Стройиздат, 2010
Ковалев В. В. Финансы. Учебник-3-е издание. –М.: Проспект, 2013.
Крылов Э.И., Власова В.М., Жураева И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. Учебное пособие – 2-е издание. – М.: Фин. и статистика, 2008.
Коэнухар В.М. Практикум по оценке инвестиций. Учеб. пособ. М.: - Изд. Торговая корпорация Дашков и К., 2010
Котаюпов В.Ю. Инвестиционный потенциал хозяйственной деятельности: макроэкономический и финансово-кредитный аспекты. Учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет, 2007
Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.: Финансы и статистика, 2009/
Курпаяниди К.И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект. Т.: Иктисодиёт, 2010.
Лещенко М.И. Основы лизинга. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика,2009
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Издание официальное - М.: ОАО «НПО», издательство «Экономика», 2010
Расулов Н.Н. Стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистан. –Т.: Фан, 2003.
Узбекистан – на пути нового и высшего этапа модернизации экономики и углубления реформ. (Бекмуродов А.Ш., Гафуров У.В.) Т.: Иктисодиёт, 2008. – 126 с.
Узбекистан на пути либерализации и модернизации экономики. Экспресс-проспект. (Бекмуродов А.Ш., Беркинов Б.Б., Усмонов Б.Б., Хамидов О.М., Гафуров У.В. и Неъматов И.У.). - Т.: Иктисодиёт, 2009.
Чернов В.А. Инвестиционная стратегия. Учебное пособие. – М.: ФНИТИ-ДАНА, 2008..
Черняк В.З. Управление инвестиционным проектом в строительстве. – М.: Русская Деловая Литература, 2009
Литература на английском языке
Ehrenberg R. G. et al. Modern labor economics: Theory and public policy. – Routledge, 2016.
International Economics, Fifteenth Edition.Robert J. Carbaugh, 2015.
Cambell R. McConnell, Stenley L.Brue, Sean M. Flynn ECONOMICS: PRINCIPLES,PROBLEMS,AND POLICIES. 2009.
Principles of Economics, 7e N. Gregory Mankiw 2015.
Paul A. Samuelson, William D. Nordhaus ECONOMICS Nineteenth Edition 2010.
Периодические научно и научно-практические издания
Вопросы экономики (http://vopreco.ru)
Рынок, деньги кредит
Экономическое обозрение
Экономический вестник Узбекистана
Экономика и финансы
Экономист.
The Economist.
Financial Times,
International Financial Statistics.
World Economic Ontlook.
Сборники статистических данных
Основные показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2015 году. Т.: Госкомстат, 2016.
Промышленность Республики Узбекистан 2015. Статистический сборник. – Т.: Госкомитет РУ по статистике, 2016.
Инвестиции Республики Узбекистан 2015. Статистический сборник. – Т.: Госкомитет РУ по статистике, 2016.
Республика Узбекистан. Альманах 2015. Ташкент, ЦЭИ, 2016.
Интернет ресурсы
www.press-service.uz – Официальный сайт пресс- службы Президента Узбекистана
www.parliament.gov.uz - Официальный сайт Олий Мажлиса Республики Узбекистан
www.gov.uz – Официальный сайт правительства Республики Узбекистан
www.edu.uz – официальный сайт МВ и ССО Республики Узбекистан
www.cbu.uz – Официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистан
www.soliq.uz - Официальный сайт Государственного налогового комитета Республики Узбекистан
www.uzreport.com – портал бизнес информации
www.uzsm.uz – Официальный сайт акционерной компани «Узстройматериалы».
www.ziyonet.uz –информационно образовательный портал Узбекистана
www.ziyonet.uz –информационно образовательный портал Узбекистана
www.ferpi.uz – сайт Ферганского политехнического института
www.libertarium.ru/library - Библиотека материалов по экономической тематике
www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery - Галерея экономистов
www.nobel.se/economics/laureates - Лауреаты Нобелевской премии по экономике
www.worldbank.ru - Сайт Всемирного банка
1 В соответствии с основными положениями рейтинговой оценки знаний студентов пункт 27. итоговые оценки по видам контроля выставляются в целых числах.
24