СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому родному языку для учащихся 5 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому родному языку для учащихся 5 классов

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому родному языку для учащихся 5 классов»



Приложение к ООП ООО МБОУ «СОШ №4» г.о. Реутов




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа

Реутов

«Средняя общеобразовательная школа №4»






Согласовано

Протокол №1 от

«__» августа 2020 г.

Руководитель ШМО

_________Бабенко В.В.


Утверждено

Приказом №

От «___» августа 2020 г _____________Щапова Н.А.












РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по русскому родному языку

для учащихся 5 классов










Пояснительная записка

Примерная программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»; программы «Русский родной язык», авторы Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020; учебного пособия «Русский родной язык» для 5-го класса (авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых). – М.: Просвещение, 2020. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.


Место курса в базисном учебном плане.

В соответствии с учебным планом образовательных учреждений РФ на изучение русского родного языка в _5_ классе отводится _17__часов.

Рабочая программа предусматривает обучение русскому родному языку в объёме 0, 5 часа в неделю в течение учебного года на базовом уровне.

Программой предусмотрено проведение:

1) проверочных работ ___3___


Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осознавать национальное своеобразие русского языка;

  • проявлять познавательный интерес, любовь, уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре;

  • ответственному отношению к сохранению и развитию родного языка,

  • уважительному отношению к культурам и языкам народов России.

Обучающийся получит возможность научиться:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • формированию волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

  • работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • развивать проектное и исследовательское мышление,

  • приобретать практический опыт исследовательской работы по русскому языку,

  • воспитывать самостоятельность в приобретении знаний.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • свободно владеть русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • речевому взаимодействию и взаимопониманию,

  • культуре межнационального общения;

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;


Содержание учебного предмета


Раздел 1. Язык и культура

Обучающийся научится:

  • объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;

  • понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;

  • понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;

  • объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;

  • распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;

  • распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи;

  • объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки;

  • распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их;

  • распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску;

  • понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;

  • понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка.

Раздел 2. Культура речи

Обучающийся научится:

  • различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);

  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

  • анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

  • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка

  • определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

  • различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и) различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

  • соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;

  • соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;

  • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления; использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания;

  • использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;

  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

  • различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Обучающийся научится:

  • анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение понятия, собственно описание;

  • создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);

  • участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

  • владеть приёмами работы с заголовком текста;

  • создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;

  • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

  • анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);

  • владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы;

  • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;

  • знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме


Тематическое планирование

Темы программы

Кол-во часов

ПР

Характеристика учебной деятельности

1

Язык и культура

6

1

Введение понятий: русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык, язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Краткая история русской письменности. слов азбука, алфавит Создание славянского алфавита; общие сведения о кириллице и глаголице. Реформы русского письма. Памятники письменности. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа

Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Национальная специфика терминов родства Слова с национально-культурным компонентом значения в словарном составе языка. Национально-культурная специфика фразеологизмов. Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы русского традиционного мужского и женского костюма. Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (жилище). Загадки. Метафоричность русской загадки. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Устойчивые обороты в произведениях фольклора, народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох Сравнения, прецедентные имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения). Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение. Ознакомление с историей и этимологией Орфографический и пунктуационный практикум. Проектные, исследовательские работы.

2

Культура речи

4

1

Понятие о литературном языке как высшей форме национального языка. Основные показатели культурной речи. Правильность речи – соблюдение норм литературного языка. Значение родного языка в жизни человека Роль А. С. Пушкина в создании современного русского литературного языка. Структура русского национального языка. Чистота речи. Нарушение чистоты речи: слова-паразиты. Культура речи и нормы литературного языка. Краткие сведения об истории формирования норм произношения в современном русском языке Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях Нормы произношения сочетания чн, твёрдого и мягкого согласного в сочетаниях с [э] в заимствованных словах. Произносительные варианты орфоэпической нормы Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова. Орфографический практикум Понятие о лексикологии, лексической норме, основных нарушениях лексической нормы Толковый словарь и стилистические пометы в толковом словаре. Наиболее популярные толковые словари С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и В.И. Даля Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексическая сочетаемость слов. Речевые ошибки Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистическая окраска слова и стилистические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи Стилистические синонимы: книжные и нейтральные Стилистические синонимы: разговорные и нейтральные Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имён существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и‚ различающиеся по смыслу Род несклоняемых географических названий, аббревиатур Формы родительного падежа множественного числа имён существительных Ошибки в построении предложений, связанные с нарушениями грамматической нормы. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он». Орфографический и пунктуационный практикум Проектные, исследовательские работы

3

Речь. Текст

7

1

Соотношение понятий «язык» и «речь»: владение языком; правильная и выразительная речь. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Выразительность речи. Понятие об интонации: громкость, тон, тембр, темп, паузы. Интонация как средство выражения эмоций Средства выразительной устной речи: логическое ударение, движение тона. Скороговорки как средство тренировки чёткого произношения.

Признаки монолога и диалога. Составление монологического высказывания на выбранную тему. Разыгрывание диалогов в разных ситуациях общения. Текст и его основные признаки. Смысловая часть, микротема, ключевые слова. Композиция текста: вступление, основная часть, заключение. Смысловая часть и абзац. Общая характеристика содержания и композиции основных типов речи: описания, повествования, рассуждения Композиционные особенности описания: описание природы, описание помещения, описание человека, описание животного, описание состояния (природы, человека) Повествование как тип речи. Средства связи предложений в повествовании. Рассуждение как тип речи. Виды рассуждения по коммуникативной задаче: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление. Средства связи предложений и частей текста: связь предложений с помощью союзов, местоимений, форм слов, однокоренных слов, языковых и контекстных синонимов, антонимов, лексического повтора Последовательный, параллельный и комбинированный способы связи предложений. Сферы и ситуации общения и функциональные разновидности языка. Общая характеристика научного, официально-делового, публицистического стилей, разговорной речи, языка художественной литературы Определение стилевой принадлежности текста: стилевые черты и языковые средства. Разговорная речь: пословицы, характеризующие устное общение. Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Объявление как жанр официально-делового стиля речи. Устная и письменная формы объявления. План устного ответа на уроке, план прочитанного текста. Виды плана: на основе назывных предложений, вопросный, тезисный. Стилевые черты и языковые средства публицистического стиля. Устное выступление. Девиз, слоган. Литературная сказка как жанр художественной литературы: образная система и сочетание типов речи; тема и главная мысль Рассказ как жанр художественной литературы: завязка, кульминация, развязка Особенности языка фольклорных текстов. Орфографический и пунктуационный практикум Проектные, исследовательские работы


Итого

17

3



Календарно-тематическое планирование по родной речи по программе

под ред. О. М. Александровой в 5 «Г» классе (0,5х34=17 часов).

Учитель: Малашенко Е.В.



п/п

Тема урока

Дата план


Дата факт


Наш родной русский язык. Из истории русской письменности.

01.09


Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры .

08.09


История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды. История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

15.09


Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи : крылатые слова, пословицы, поговорки.

22.09


О чем могут рассказать имена людей и названия городов.

29.09


Проверочная работа №1

06.10


Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

13.10


Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. Стилистическая окраска слова.

20.10


Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции.

27.10


Проверочная работа №2

03.11


Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение.

10.11


Композиционные особенности повествования, описания, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста.

24.11


Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение.

01.12


Официально-деловой стиль. Объявление. Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке. План текста. Публицистический стиль. Устное выступление.

08.12


Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

15.12


Особенности языка фольклорных текстов.

22.12


Проверочная работа №3

29.12




9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!