Приложение к ООП ООО МБОУ «СОШ №4» г.о. Реутов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа
Реутов
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Согласовано Протокол №1 от «__» августа 2020 г. Руководитель ШМО _________Бабенко В.В. | | Утверждено Приказом № От «___» августа 2020 г _____________Щапова Н.А. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по русскому родному языку
для учащихся 5 классов
Пояснительная записка
Примерная программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»; программы «Русский родной язык», авторы Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020; учебного пособия «Русский родной язык» для 5-го класса (авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых). – М.: Просвещение, 2020. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Место курса в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом образовательных учреждений РФ на изучение русского родного языка в _5_ классе отводится _17__часов.
Рабочая программа предусматривает обучение русскому родному языку в объёме 0, 5 часа в неделю в течение учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
1) проверочных работ ___3___
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осознавать национальное своеобразие русского языка;
проявлять познавательный интерес, любовь, уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре;
ответственному отношению к сохранению и развитию родного языка,
уважительному отношению к культурам и языкам народов России.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
развивать проектное и исследовательское мышление,
приобретать практический опыт исследовательской работы по русскому языку,
воспитывать самостоятельность в приобретении знаний.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
свободно владеть русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
речевому взаимодействию и взаимопониманию,
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура
Обучающийся научится:
объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;
понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;
понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;
объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;
распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи;
объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки;
распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их;
распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску;
понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;
понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка.
Раздел 2. Культура речи
Обучающийся научится:
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка
определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и) различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;
соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления; использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания;
использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Обучающийся научится:
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение понятия, собственно описание;
создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);
участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
владеть приёмами работы с заголовком текста;
создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);
владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Обучающийся получит возможность научиться:
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме
Тематическое планирование
№ | Темы программы | Кол-во часов | ПР | Характеристика учебной деятельности |
1 | Язык и культура | 6 | 1 | Введение понятий: русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык, язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Краткая история русской письменности. слов азбука, алфавит Создание славянского алфавита; общие сведения о кириллице и глаголице. Реформы русского письма. Памятники письменности. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Национальная специфика терминов родства Слова с национально-культурным компонентом значения в словарном составе языка. Национально-культурная специфика фразеологизмов. Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы русского традиционного мужского и женского костюма. Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (жилище). Загадки. Метафоричность русской загадки. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Устойчивые обороты в произведениях фольклора, народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох Сравнения, прецедентные имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения). Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение. Ознакомление с историей и этимологией Орфографический и пунктуационный практикум. Проектные, исследовательские работы. |
2 | Культура речи | 4 | 1 | Понятие о литературном языке как высшей форме национального языка. Основные показатели культурной речи. Правильность речи – соблюдение норм литературного языка. Значение родного языка в жизни человека Роль А. С. Пушкина в создании современного русского литературного языка. Структура русского национального языка. Чистота речи. Нарушение чистоты речи: слова-паразиты. Культура речи и нормы литературного языка. Краткие сведения об истории формирования норм произношения в современном русском языке Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях Нормы произношения сочетания чн, твёрдого и мягкого согласного в сочетаниях с [э] в заимствованных словах. Произносительные варианты орфоэпической нормы Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова. Орфографический практикум Понятие о лексикологии, лексической норме, основных нарушениях лексической нормы Толковый словарь и стилистические пометы в толковом словаре. Наиболее популярные толковые словари С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и В.И. Даля Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексическая сочетаемость слов. Речевые ошибки Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистическая окраска слова и стилистические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи Стилистические синонимы: книжные и нейтральные Стилистические синонимы: разговорные и нейтральные Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имён существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и‚ различающиеся по смыслу Род несклоняемых географических названий, аббревиатур Формы родительного падежа множественного числа имён существительных Ошибки в построении предложений, связанные с нарушениями грамматической нормы. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он». Орфографический и пунктуационный практикум Проектные, исследовательские работы |
3 | Речь. Текст | 7 | 1 | Соотношение понятий «язык» и «речь»: владение языком; правильная и выразительная речь. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Выразительность речи. Понятие об интонации: громкость, тон, тембр, темп, паузы. Интонация как средство выражения эмоций Средства выразительной устной речи: логическое ударение, движение тона. Скороговорки как средство тренировки чёткого произношения. Признаки монолога и диалога. Составление монологического высказывания на выбранную тему. Разыгрывание диалогов в разных ситуациях общения. Текст и его основные признаки. Смысловая часть, микротема, ключевые слова. Композиция текста: вступление, основная часть, заключение. Смысловая часть и абзац. Общая характеристика содержания и композиции основных типов речи: описания, повествования, рассуждения Композиционные особенности описания: описание природы, описание помещения, описание человека, описание животного, описание состояния (природы, человека) Повествование как тип речи. Средства связи предложений в повествовании. Рассуждение как тип речи. Виды рассуждения по коммуникативной задаче: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление. Средства связи предложений и частей текста: связь предложений с помощью союзов, местоимений, форм слов, однокоренных слов, языковых и контекстных синонимов, антонимов, лексического повтора Последовательный, параллельный и комбинированный способы связи предложений. Сферы и ситуации общения и функциональные разновидности языка. Общая характеристика научного, официально-делового, публицистического стилей, разговорной речи, языка художественной литературы Определение стилевой принадлежности текста: стилевые черты и языковые средства. Разговорная речь: пословицы, характеризующие устное общение. Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Объявление как жанр официально-делового стиля речи. Устная и письменная формы объявления. План устного ответа на уроке, план прочитанного текста. Виды плана: на основе назывных предложений, вопросный, тезисный. Стилевые черты и языковые средства публицистического стиля. Устное выступление. Девиз, слоган. Литературная сказка как жанр художественной литературы: образная система и сочетание типов речи; тема и главная мысль Рассказ как жанр художественной литературы: завязка, кульминация, развязка Особенности языка фольклорных текстов. Орфографический и пунктуационный практикум Проектные, исследовательские работы |
| Итого | 17 | 3 | |
Календарно-тематическое планирование по родной речи по программе
под ред. О. М. Александровой в 5 «Г» классе (0,5х34=17 часов).
Учитель: Малашенко Е.В.
№ п/п | Тема урока | Дата план | Дата факт |
| Наш родной русский язык. Из истории русской письменности. | 01.09 | |
| Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры . | 08.09 | |
| История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды. История в слове: наименования предметов традиционного русского быта. | 15.09 | |
| Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи : крылатые слова, пословицы, поговорки. | 22.09 | |
| О чем могут рассказать имена людей и названия городов. | 29.09 | |
| Проверочная работа №1 | 06.10 | |
| Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. | 13.10 | |
| Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. Стилистическая окраска слова. | 20.10 | |
| Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции. | 27.10 | |
| Проверочная работа №2 | 03.11 | |
| Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение. | 10.11 | |
| Композиционные особенности повествования, описания, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста. | 24.11 | |
| Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. | 01.12 | |
| Официально-деловой стиль. Объявление. Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке. План текста. Публицистический стиль. Устное выступление. | 08.12 | |
| Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. | 15.12 | |
| Особенности языка фольклорных текстов. | 22.12 | |
| Проверочная работа №3 | 29.12 | |
9