СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа индивидуально-групповых занятий по биологии "Алгоритм решения задач по генетике" 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная  программа индивидуально-групповых занятий по биологии "Алгоритм решения задач по генетике" предназначена для учащихся 9 класса. интересующимся знаниями по генетике

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа индивидуально-групповых занятий по биологии "Алгоритм решения задач по генетике" 9 класса»


Починковский муниципальный район Нижегородской области

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Дивеев-Усадской средней школы – Маресевская основная школа

(полное наименование образовательной организации)


ПРИНЯТО

решением педагогического совета

от 30.08.2018 года протокол № 1

председатель ________ М.А.Стешина

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы

от 30.08. 2018г. № 265






Рабочая учебная программа

индивидуально-групповых занятий

по биологии

"Решение генетических задач"


9 класс

1 час в неделю, 34 часа в год




Составитель Логункова Надежда Александровна , учитель биологии .





Рабочая учебная программа разработана на основе программы предпрофильного спецкурса "Алгоритм решения задач по генетике" автор М.В.Горелова ( Сборник элективных курсов образовательной деятьельности "Естествознание". Биология. Часть 2. ГБОУ НИРО-Н.Новгород.2008.-344 с.)

2018



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы. Программа курса «Алгоритм решения задач по генетике» предназначена для учащихся 9 класса, и рассчитана на 34часа (1 час в неделю). Программа курса разработана на основе курса по выбору «Основы генетики», автор-составитель М.В Горелова.

Данная программа индивидуально-групповых занятий по биологии «Алгоритм решения задач по генетике» разработана на основе авторской учебной программыв соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии и предназначена для реализации на уровне основного образования (9 класс).

Целью элективного курса по биологии «Алгоритм решения задач по генетике» является:

  • развитие умений у обучающихся анализировать содержание задачи, выстраивать алгоритм решения,

  • развитие общих интеллектуальных умений, а именно: логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления.

  • осознание учащимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности обучающихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях.

Основные задачи элективного курса по биологии «Алгоритм решения задач по генетике» заключаются в том, чтобы:

  1. Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач, формировать умения и навыки здорового образа жизни, необходимые в повседневной жизни.

  2. При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях наследования признаков.

  3. Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.

  4. Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ


Содержание

Введение

Предмет, задачи и методы генетики. Генетика как фундаментальная и прикладная наука. Значение генетики для понимания научной картины мира и решения генетических задач. История развития генетики. Современное представление о гене. Основные понятия генетики. Связь между генами и признаками. Гибридологический метод изучения наследственности.

Тема I. Моногибридноескрещивание

Моногибридное скрещивание. Законы наследования, установленные Г. Менделем. Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя -закон расщепления признаков во втором поколении.

Цитоплазматические основы моногибридного скрещивания. Независимое комбинирование гамет. Равновероятное слияние гамет при оплодотворении. Гипотеза «чистоты» гамет.

Анализирующее скрещивание.

Тема 2. Взаимодействие аллельных генов

Взаимодействие аллельных генов. Полное и неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование. Множественное действие гена. Плейотропия. Летальные гены. Наследование группы крови, резус-фактора человека.

Решение задач по теме.

Тема 3. Дигибридное и полигибридное скрещивание

Определение дигибридного скрещивания. Третий закон Г. Менделя — закон независимого наследования признаков. Цитологические основы третьего закона Менделя. Формула расщепления по генотипу и фенотипу. Условия выполнения третьего закона.

Полигибридное скрещивание. Закономерности наследования признаков при полигибридном скрещивании.

Решение задач по теме.

Тема 4. Взаимодействие неаллельных генов

Комплементарность. Рецессивный и доминантный эпистаз. Полимерия. Основные формулы расщепления по генотипу и фенотипу при взаимодействии неаллельных генов.

Решение задач по теме.

Тема 5. Сцепленное наследование признаков

Локализация генов в клетке. Линейное расположение генов в хромосоме. Особенности поведения генов и хромосом при образовании гамет. Перекомбинация генов, лежащих в одной хромосоме. Генетические карты.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Полное и неполное сцепление генов. Расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме. Биологический смысл кроссинговера.

Тема 6. Сцепленное с полом наследование

Генетическое определение пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование, ограниченное полом.

Решение задач по теме.

Тема 7. Закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций в эволюции. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Вклад Н. И. Вавилова в развитие биологической науки.

Фенотипическая изменчивость. Роль среды в развитии и проявлении признаков. Норма реакции. Статистические закономерности фенотипической изменчивости. Зависимость от генотипа. Управление доминированием.

Лабораторная работа «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой».

Тема 8. Генетические основы эволюционной теории

Генетическое обоснование положений теории эволюции.

Роль наследственной и модификационной изменчивости в эволюции. Популяция — элементарная единица эволюции. Генетический критерий вида и его связь с другими критериями. Отбор как движущая сила эволюции.

Самостоятельная работа в группах по заданиям с последующим их обсуждением.

Семинар-обобщение по теме.

Тема 9. Генетика человека

Особенности изучения генетики человека. Методы изучения генетики человека. Генеалогический и близнецовый методы исследований. Закономерности наследования признаков, расположенных в аутосомах и половых хромосомах. Генетические основы здоровья человека. Медико-генетическое консультирование. Лечение и профилактика наследственных заболеваний.

Лабораторная работа «Составление родословной».

Решение задач по теме.

Семинар-обобщение но теме «Генетика человека».



Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Введение

Предмет, задачи и методы генетики

1

1



2

История развития генетики

1

1



3

Современное представление о гене

1

1



4

Моногибридное скрещивание

3

1

2


5

Взаимодействие аллельных генов

2

1

1


6

Дигибридное и полигибридное скрещивание

2

1

1

Тестирование

7

Взаимодействие неаллельных генов

3

1

2


8

Локализация генов в клетке

1

1



9

Генетические карты

1


1


10

Хромосомная теория

1

1



11

Сцепленное наследование

1


1

Тестирование

12

Сцепленное с полом наследование

2

1

1


13

Решение комбинированных задач

2


2

Контрольная работа

14

Закономерности изменчивости

3

2

1


15

Семинар по теме «Закономерности изменчивости»

1


1


16

Генетические основы эволюционной теории

1

1



17

Семинар по теме «Генетические основы эволюционной теории»

1


1


18

Генетика человека

1

1



19

Методы изучения генетики человека

1

1



20

Генеалогический исследований

1


1


21

Лечение и профилактика наследственных заболеваний

1

1



22

Решение задач по теме «Генетика человека»

1


1

Контрольная работа

23

Семинар по теме «Генетика человека»

1


1


24

Итоговое занятие

1

1


Тестирование


Итого:

34

17

17



Требования к учащимся


Учащиеся должны знать: основные законы генетики; закономерности наследственности и изменчивости; алгоритм решения задач;

Учащиеся должны уметь:работать с дополнительной литературой и другими информационными источниками, делать выводы из полученной информации; оформлять решение задачи, составлять план и конспект, владеть языком предмета


Методы и формы обучения

Обучение обучающихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. В ходе работы предусматриваются традиционные методы обучения: словесные (объяснение,информирование, обсуждение); работа с упражнениями и задачами, текстом. Учащиеся работают индивидуально, в группах, коллективно.Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Формы контроля достижений учащихся:

Тематическая проверка проводится в форме семинарских занятий по крупным темам. Это обеспечивает систематичность и полноту контроля знаний. Текущие проверочные работы включают различные типы задач и практические задания


Учебно-методический комплекс

1.Учебник С.Г.Мамонтова. В.Б.Захарова, И.Б.Агафонова. Биология.Общие закономерности 9 кл.:-М.: Дрофа, 2013.

2.Вайнер А.И. Сборник задач по генетике

3. Биология. Сборник программ элективных курсов образовательной области «Естествознание» ч.2.-Н.Новгород, НИРО,2008

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!