СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа элективного курса «Родное слово.» для 9 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Учебный курс  «Родное слово »  тесно связан с предметом «Родной язык».. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа элективного курса «Родное слово.» для 9 класса»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа элективного курса «Родное слово.» для 9 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г., федерального базисного учебного плана и учебного плана МБОУ Дубравненской ООШ на 2020-2021 учебный год, на основе примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений.

Государственный образовательный стандарт предполагает получение обучающимися разной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, орфографии и, конечно же, пунктуации. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической и пунктуационной зоркости.

Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 8 и 9 классах вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна пунктуация вставных конструкций, обособленных членов простого предложения, сложного (особенно сложного бессоюзного) предложения, предложений с прямой речью и т.д. Программа элективного курса «Родное слово.» призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее изученному материалу с целью обработки умений и навыков.

Программа элективного курса актуальна для обучающихся, так как формирование орфографической и пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности обучающихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, формируемые на занятиях элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации», помогут обучающимся в дальнейшей жизни, в процессе социализации, выбора будущей профессии, независимо от предпочитаемого профиля.


Цели изучения курса :

  • углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации;

  • активизировать работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и умениях у некоторых обучающихся;

  • познакомить обучающихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;

  • систематизировать имеющиеся знания, новые сведения, обобщить их в форме таблиц, опорных схем;

  • организовать деятельность по повышению интереса к изучению русского языка;

  • организовать работу по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы;

  • обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

  • способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе.


Задачи организации учебной деятельности:


  • создание условий для овладения основными нормами русского литературного языка;

  • создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков;

  • формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций;

  • совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие ассоциативного мышления обучающихся.


Основные учебные цели:


  • систематизировать УУД, необходимые при подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы;

  • совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;

  • развивать умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных ранее;

  • совершенствовать навыки анализа структуры предложения;

  • Совершенствовать умения излагать учебный текст;

  • Совершенствовать умение создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему;

  • Создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.


Общая характеристика учебного предмета:



Владение орфографической и пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим грамотно выражать свои мысли, расставлять знаки препинания в созданных текстах свидетельствует об осознанности речевой деятельности. Школа призвана создавать условия для овладения детьми нормами литературного языка, для свободного использования орфографических и пунктуационных правил при создании ими своих письменных высказываний.

Конечная цель обучения детей орфографии и пунктуации в школе – сформировать у них орфографическую и пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно записывать слова, употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное. Особое внимание предполагается уделить развитию речи обучающихся, так как формировать орфографическую и пунктуационную грамотность в отрыве от творческого процесса создания текста либо без глубокого анализа предложенного авторского текста не имеет смысла.

Данный элективный курс предлагает решить проблему формирования орфографической и пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизацию материала.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  • теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

  • практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.


Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы обучающихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), работа по опорным таблицам и алгоритмам; словарно-орфографическая работа; морфологический, словообразовательный и орфографический разборы; этимологический анализ слова; различные виды диктантов; работа с текстом (подготовка к ОГЭ); задания с кратким ответом (формат ОГЭ).


Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность.


С целью успешной подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы предполагается реализовать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку УУД обучающихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;

  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота

  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

  • умение применять знания по лексике, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

  • умение последовательно излагать собственные мысли;

  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

В ходе занятий обучающиеся научатся:

  • обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;

  • применять теоретические знания на практике;

  • работать с тестами по русскому языку;

  • владеть орфографическими и пунктуационными нормами;

  • владеть способами действий при применении изученных правил;

  • исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • осознавать значимость правильной письменной речи;

  • работать с заданиями с кратким ответом (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл);

  • четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы заданий с кратким ответом;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;


узнают и повторят:

  • определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий;

  • орфографические и пунктуационные правила;

  • пунктуационные нормы постановки знаков препинания, которые регулируются пунктуационными правилами

Место учебного курса «Родное слово»

Учебный курс «Родное слово » тесно связан с предметом «Родной язык».. Согласно ФГОС НОО (ООО) и учебному плану МБОУ Дубравненской ООШ на 2020-2021 учебный год на изучение учебного курса «Родное слово» в 9 классе отводится 1 час в неделю. В связи с особенностями календарного графика МБОУ Дубравненской ООШ и действующим расписанием уроков на 2020--2021 учебном году будет проведено 34 часа за учебный год. Содержание материала рабочей программы выполнится в полном объеме.




Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:


Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основ­ных национально-культурных ценностей русского на­рода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и мораль­ных качеств личности; его значения в процессе полу­чения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского язы­ка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к ре­чевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усво­енных грамматических средств для свободного выра­жения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение;

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой инфор­мации, компакт-диски учебного назначения, ре­сурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые вы­сказывания с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств;

  • умение воспроизводить прослушанный или про­читанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения ос­новных орфоэпических, лексических, грамма­тических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение ос­новных правил орфографии и пунктуации в про­цессе письменного общения;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, не­дочеты, исправлять их; умение совершенство­вать и редактировать собственные тексты.




Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка рус­ского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о свя­зи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: линг­вистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; функционально-смысло­вые типы речи (повествование, описание, рассужде­ние); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпиче­скими, лексическими, грамматическими, орфографи­ческими, пунктуационными), нормами речевого эти­кета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб­ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фо­нетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект­ного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ­циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических воз­можностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речево­го высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание программы


Тема 1. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.


Тема 2. Знаки препинания в конце предложения. Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.


Тема 3. Знаки препинания внутри простого предложения.

Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Тема 4. Знаки препинания между частями сложного предложения.

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложных предложений.


Тема 5. Знаки препинания при передаче чужой речи.

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.


Тема 6. Знаки препинания в связном тексте.

Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.


Тема 7. Повторение изученного.


Повторение и систематизация изученного в 8-9 классе. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Подготовка к ОГЭ


















Календарно-тематическое планирование:



№ п/п

Дата


Дата факт.

Темы занятий

Кол-во часов

Содержание

Планируемые результаты

1

04.09


Фонетика и графика.

1

Повторить звуковой состав русского языка.

Звуковой состав языка. Выполнять фонетический анализ слова.

2

11.09


Лексика и фразеология.

1

Систематизировать знания о лексическом значении слова.

Знать о прямом и переносном значении слова. Определять лексическое значение слова.

3

18.09


Словообразование.

1

Систематизировать знания о способах образования слов.

Знать способы образования слов. Определять способ словообразования, выполнять словообразовательный анализ слова.

4

25.09


Морфология.

1

Систематизировать знания о частях речи.

Знать части речи. Уметь определять морфологические признаки разных частей речи.

5

02.10


Строение словосочетаний. Связь слов в словосочетании.

1

Повторить виды словосочетаний.

Знать виды словосочетаний, типы подчинительной связи слов в составе словосочетания. Определять виды словосочетаний.

6

09.10


Словосочетание и предложение.

1

Повторить виды словосочетаний, предложений.

Знать виды словосочетаний, предложений. Определять виды словосочетаний, предложений.

7

16.10


Предложения двусоставные и односоставные.

1

Повторить виды предложений.

Знать виды предложений по наличию главных членов предложения. Определять вид предложения.

8

23.10


Изложение публицистического текста.

1

Контроль знаний.

Знать типы речи, способы сжатия текста. Сжимать текст публицистического стиля.

9

06.11


Главные члены предложения. Простое глагольное сказуемое.

1

Систематизировать знания о главных членах предложения: подлежащем и сказуемом, видах сказуемых.

Знать виды подлежащего и сказуемого. Определять грамматическую основу предложения, виды сказуемых.

10

13.11


Составное глагольное сказуемое.

1

Повторить главные члены предложения, виды сказуемых.

Знать виды сказуемого. Определять грамматическую основу предложения, виды сказуемых.

11

20.11


Составное именное сказуемое.

1

Повторить главные члены предложения, виды сказуемых.

Знать виды сказуемого. Определять грамматическую основу предложения, виды сказуемых.

12

27.11


Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Применять знания на практике.

13

04.12


Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

Повторить второстепенные члены предложения.

Знать второстепенные члены предложения, виды дополнений. Различать второстепенные члены предложения, определять виды дополнений.

14

11.12


Определение. Приложение.

1

Повторить виды определений.

Знать второстепенные члены предложения, виды определений. Различать второстепенные члены предложения, определять виды определений.

15

18.12


Обстоятельство.

1

Повторить виды обстоятельств.

Знать второстепенные члены предложения, виды обстоятельств. Различать второстепенные члены предложения, определять виды обстоятельств.

16

25.12


Изложение художественного текста.


Контроль знаний.

Знать типы речи, способы сжатия текста. Сжимать текст художественного стиля.

17

15.01


Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Определенно-личные предложения.

1

Систематизировать сведения об односоставных предложениях.

Знать виды односоставных предложений. Различать виды односоставных предложений.

18

22.01


Неопределенно-личные предложения.

1

Повторить виды односоставных предложений.

Знать виды односоставных предложений. Различать виды односоставных предложений.

19

29.01


Безличные предложения.

1

Повторить виды односоставных предложений.

Знать виды односоставных предложений. Различать виды односоставных предложений.

20

05.02


Назывные предложения.

1

Повторить виды односоставных предложений.

Знать виды односоставных предложений. Различать виды односоставных предложений.

21

12.02


Понятие о неполных предложениях.

1

Повторить неполные предложения.

Знать признаки неполных предложений. Различать односоставные и неполные предложения.

22

19.02


Сочинение рассуждение- объяснение.


Контроль знаний.

Знать структуру текста типа рассуждения-объяснения. Писать сочинение-рассуждение.

23

26.02


Понятие об однородных членах предложения.

1

Систематизировать сведения об однородных членах предложениях.

Знать признаки однородности членов предложения. Находить однородные члены предложения.

24

05.03


Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией.

1

Повторить способы связи однородных членов предложения.

Знать признаки однородности членов предложения. Находить однородные члены предложения.

25

12.03


Разделительные знаки препинания между однородными членами.

1

Формировать навык употребления разделительных знаков препинания между однородными членами.

Знать признаки однородности членов предложения. Находить однородные члены предложения.

26

19.03


Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

Систематизировать сведения об употреблении обобщающего слова при однородных членах предложениях.

Знать правила употребления обобщающего слова при однородных членах препинания. Верно употреблять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом.

27

02.04


Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения.

1

Систематизировать сведения об обособленных членах предложениях.

Знать условия обособления членов предложения. Верно использовать правило.

28

09.04


Обособленные определения и приложения.

1

Систематизировать сведения об обособленных членах предложениях.

Знать условия обособления определений и приложений. Обособлять определения и приложения.

29

16.04


Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения.

1

Систематизировать сведения об обособленных и уточняющих членах предложениях.

Знать условия обособления обстоятельств, уточняющих членов предложения. Обособлять обстоятельства, определять уточняющие члены предложения.

30

23.04


Обращения.

1

Систематизировать знания об употреблении обращений.

Знать условия обособления обращений. Обособлять обращения.

31

30.04


Вводные слова и предложения.

1

Систематизировать сведения о вводных словах и предложениях.

Знать условия употребления вводных слов и предложений. Обособлять вводные слова и предложения.

32

07.05


Сочинение рассуждение- доказательство.

1

Контроль знаний.

Знать структуру текста типа рассуждения-доказательства. Писать сочинение-рассуждение.

33

14.05


Междометия в предложении.

1

Систематизировать сведения об употреблении междометий в предложении.

Знать условия употребления междометий в предложении. Употреблять междометья и различать их от омонимичных конструкций.

34

21.05


Зачетная работа.

1

Контроль знаний.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!