СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая учебная программа для факультатива по предмету: "Физика": "Методы решения задач"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

факультатив по физике

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая учебная программа для факультатива по предмету: "Физика": "Методы решения задач"»

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


«ЛИСАКОВ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ» КМҚК

КГКП «ЛИСАКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




БЕКІТЕМІН:

«Лисаков техникалық колледжі» КМҚК директоры_______________ Г.Будкевич

20____ж « _____» __________________








Жұмыс оқу бағдарламасы








Рабочая учебная программа


факультатива по физике




«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ»

















Лисаков, 2018 жыл

Келісілді/Согласовано:


Директордың ОЖ жөніндегі орынбасары / Заместитель директора по УР

_______________ (Сачавская Т.Н)



Келісілді/Согласовано:


Әдіскер / Методист:

_______________ (_______________________)



Лисаков техникалық колледжінің

жаратылыстық – ғылыми пәндер

әдістемелік комиссиясының

отырысында 2018 жылғы _28_ 08_

№ 1 хаттамасымен

қараған және қолдануға ұсынылған.


Рассмотрена и рекомендована к применению

на заседании методической комиссии

естественно-научных дисциплин

Лисаковского технического колледжа

от _28_ _08_ 2018 г.

протокол № 1


ЦӘК төрайымы /Председатель ЦМК __________________ (Сайдлер В.А)



Лисаков техникалық колледжінің

жаратылыстық – ғылыми пәндер оқытушысы

Мусиной Г.Т. әзірлеген


Составлена преподавателем

естественно-научных дисциплин

Лисаковского технического колледжа

Мусиной Г.Т.


































Содержание




Стр.

1

Пояснительная записка

4

2

Контроль планируемого результата обучения

5

3

Тематический план и содержание

6

4

Перечень литературы и средств обучения

8















































  1. Пояснительная записка

Факультатив является дополнением к предмету «Физика». Программа факультатива предназначена для повышения и углубления знаний по отдельным темам курса и предполагает совершенствование подготовки обучающихся по освоению основных разделов физики.

Цель курса: развить устойчивый интерес к изучению физики и решению физических задач; совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.

Исходя из этих целей, вытекают следующие задачи.

Образовательные задачи:

- раскрыть и сформировать взаимосвязь между основными типами и методами задач;

- научить объяснять опытные данные на основе имеющихся знаний; уметь работать с учебником;

- раскрыть метод наблюдений научное объяснение фактов и явлений

Развивающие задачи:

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- развивать самостоятельности мышления школьника по применению имеющихся знаний в различных ситуациях;

- формировать познавательный интерес к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;

- работать над формированием умений сравнивать полученные результаты, делать выводы и обобщения;

- работать над формированием умений выделять главную причину, влияющую на результат;

Воспитательные задачи:

- показать значение причинно- следственных связей в познаваемости явлений;

- показать значение опытных фактов и эксперимента в создании модели данной теории;

- воспитывать положительное отношение к труду.

Программа ориентирует преподавателя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит обучающихся с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям.

В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела используются задачи из механики, молекулярной физики то в дальнейшем решаются задачи из разделов электродинамики, оптики и квантовой физики.

При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа преподавателя, выступление обучающихся, подробное объяснение примеров решения задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д.

При решении задач главное внимание обращается на накопление опыта решения задач различной трудности. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде. Предполагается также выполнение домашних и контрольных работ по решению задач. В итоге обучающиеся могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т. д.


На занятиях применяются индивидуальная и коллективная форма работы.

Изучаемый курс интегрирован со следующими дисциплинами:

- Математика

- Химия

- Астрономия

- Биология.

Настоящая программа предусматривает проведение практических занятий, которые способствуют более успешному усвоению учебного материала, приобретению умений и навыков, формированию коммуникативной компетенции.

На изучение факультатива «Методы решения задач» отводится 30 часов (теоретических – 1 час, практических – 29 часов). В конце обучения выполняется контрольная работа.



Контроль планируемого результата обучения.


Инструментом для оценивания результатов предусмотрено проведение контрольной работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Должны

знать:

- основные типы физических задач;

- методы и алгоритмы решения физических задач.

уметь:

- определять типы физических задач, знать алгоритм решения;

- применять полученные знания к решению задач;

- подбирать и составлять задачи по данной теме



































2. Тематический план и содержание

2.1 Тематический план

раздела, темы

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

теоретических

практических

1

2

3

4

5

1

Раздел 1. Основные требования к физической задаче и приемы их решения.

1

1


1.1

Физическая задача. Правила и приемы решения задач.

1

1


2

Раздел 2. Кинематика. Динамика. Статика.

7


7

2.1

Координатный метод решения задач по механике.

1


1

2.2

На основные законы динамики. Законы Ньютона.

1


1

2.3

На законы сил тяготения, упругости, трения, сопротивления

1


1

2.4

На движение материальной точки, системы точек.

1


1

2.5

На движение твердого тела под действием нескольких сил

1


1

2.6

На определение характеристик равновесия физических систем.

1


1

2.7

Задачи на принцип относительности.

1


1

3

Раздел 3. Законы сохранения.

6


6

3.1

Задачи по механике с помощью законов сохранения.

1


1

3.2

На закон сохранения импульса и реактивное движение.

1


1

3.3

На определение работы и мощности

1


1

3.4

На закон сохранения энергии

1


1

3.5

Решение задач несколькими способами

1


1

3.6

На принцип относительности.

1


1

4

Раздел 4. Строение и свойства газов и жидкостей и твердых тел.

6


6

4.1

Качественные задачи на основные положения МКТ.

1


1

4.2

Задачи на описание поведения идеального газа.

1


1

4.3

На описание явлений поверхностного слоя, на определение характеристик влажности.

1


1

4.4

Качественные и количественные задачи.

1


1

4.5

Графические и экспериментальные задачи.

1


1

4.6

На определение характеристик твердого тела.

1


1

5

Раздел 5. Основы термодинамики.

2


2

5.1

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.

1


1

5.2

Задачи на тепловые двигатели.

1


1

6

Раздел 6. Электрическое и магнитное поля.

2


2

6.1

На законы сохранения заряда и закона Кулона, силовые линии, напряженность, разность потенциалов, энергию.

1


1

6.2

На описание магнитного тока и его действия.

1


1

7

Раздел 7. Постоянный электрический ток в различных средах.

2


2

7.1

На переменный эл. ток: характеристики переменного тока, эл. машины, трансформатор.

1


1

7.2

Задачи на конденсаторы.

1


1

8

Раздел 8. Электромагнитные колебания и волны. Оптика.

4


4

8.1

На описание свойств электромагнитных волн.

1


1

8.2

На закон отражения и преломления света.

1


1

8.3

На геометрическую оптику: зеркала, линзы.

1


1

8.4

На геометрическую оптика, интерференцию и дифракцию.

1


1


Всего

30

1

28



2.2 Содержание факультатива


1. Раздел 1. Основные требования к физической задаче и приемы их решения.

1.1 Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.

Что такое физическая задача ее состав. Физическая теория решение задач. Классификация задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры решения задач всех видов. Основные требования к составлению задач

Общие требования при решении задач. Этапы решения. Работа с текстом задачи: формулировка идеи решения, выполнение плана решения, числовой расчет, анализ решения. Типичные недостатки при решении и оформлении задачи. Различные приемы и способы решения.


2. Раздел 2. Кинематика. Динамика. Статика.

2.1 Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.


3. Раздел 3. Законы сохранения.

3.1 Решение задач по механике с помощью законов сохранения. Реактивное движение. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты и явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами задач по механике республиканских олимпиад.


4. Раздел 4. Строение и свойства газов и жидкостей и твердых тел.

4.1 Качественные задачи на основные положения МКТ. Задачи на описание поведения идеального газа. Задачи на описание явлений поверхностного слоя, на определение характеристик влажности. Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.


5. Раздел 5. Основы термодинамики.

5.1 Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель предохранительного клапана, модель термометра, модель тепловой машины, проекты практического определения радиуса тонких капилляров.


6. Раздел 6. Электрическое и магнитное поля.

6.1 Характеристика задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решении, задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Задачи разных видов на описание магнитного тока и его действия. Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрических приборов.


7. Раздел 7. Постоянный электрический ток в различных средах.

7.1 Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Ознакомление с правилами Кирхгофа. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показания приборов при измерении сопротивления участков цепи. Качественные, экспериментальные, занимательные, комбинированные задачи на описание постоянного тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, проекты и модели освещения, модели измерительных приборов и т. д.


8. Раздел 8. Электромагнитные колебания и волны. Оптика.

8.1 Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции. Задачи на переменный электр. ток: характеристики переменного тока, электр. машины, трансформатор. Задачи на описание свойств электромагнитных волн: Скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике. Классификация задач по СТО и примеры их решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с и использованием имеющегося оборудования. Конструкторские задачи и задачи на проекты: конденсатор заданной емкости, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.


Перечень литературы и средств обучения:

- Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

- Всероссийские олимпиады по физике.1992- 2001/ Под ред. С.М. Козелла.М.: Вербум, 2002.

- Кабардин О.Ф.., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М.,Дрофа, 2002.

- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.,Наука, 1985.

- Черноуцан А.И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М., Высшая школа, 2003.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!