СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по теме "Информация. Представление информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал «Рабочая тетрадь по теме «Информация. Представления информации» создан на основе УМК Босовой Л.Л. для 8 класса. Я была вынуждена создать данный материал, в связи с тем, что учебники, имеющиеся в наличии в школьной библиотеке, устарели, и плюс ко всему, сложны для восприятия учащимися. Во время моего объяснения учащиеся должны заполнить недостающие слова и записать определения в тетрадь, заполнить схемы, что заставляет их внимательно следить за рассказом учителя. В тетрадь также включены задания и задачи. Данная тетрадь является презентациям «Информация, виды и свойства информации» и «Представление информации».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по теме "Информация. Представление информации"»







Рабочая тетрадь

«Информация. Представление информации»

учени_____ 8 класса ____


_______________________________







2014-15 учебный год

§1. Информация. Виды и свойства информации.

§ 1.1. Информация.


Информация (от лат. informatio – ____________________________________________ ________________________________) – очень широкое понятие, имеющее множество трактовок:

  • информация – _________________________________________________________;

  • информация – это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих а нем процессах;

  • информация – _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


§ 1.2. Свойства информации

Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельности. Информация нужна человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией. Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации.


  1. _____________________________.

Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

  1. _____________________________.

Информация полна, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения.

  1. _____________________________.

Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.

  1. ____________________________.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажения; в результате воздействия помех; при уменьшении или преувеличении значения реального факта.

  1. ___________________________.

Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решать с ее помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого.


  1. ___________________________.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, т.е. непонятна.


§ 1.3. Виды представления информации






§ 1.4. Сигналы

Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации. Эту информацию мы получаем в виде сигналов.

Различают сигналы:

  1. ________________________________

  2. ________________________________

  3. ________________________________

  4. ________________________________

  5. ________________________________

Сигналы могут быть _________________________ или ________________________.

______________________________________ принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.

______________________________________ принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.

Вопросы и задания.

1.


























§ 2. Представление информации

§ 1.1. Знаки и знаковые системы

Знак представляет собой заменитель объекта – предмета, явления, действия, свойства или отношения. Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.

Знак – это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определенного смысла.


Соглашение явное, если форма знака позволяет догадаться о его смысле; знаки в этом случае называют ____________________________.






Если связь между формой и значением знака устанавливается по договоренности (неявное соглашение), то такие знаки называют ______________________.





______________________________________ определяется множеством всех входящих в нее знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.

Примером знаковой системы является язык, который человек пользуется для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми.

Вопросы и задания.

§ 1.2. Язык как знаковая система


Общение между людьми может проходить в устной или письменной форме с использованием соответствующих звуковых или зрительных знаков.

Язык – ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



________________________ – это процесс преобразования одной последовательности символов в другую.



Представление информации с помощью некоторой знаковой системы _______________________(составлено из отдельных значений). Образное представление информации ________________________.


Вопросы и задания.

§ 3. Двоичное кодирование

§ 1.1. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную.


Для решения своих задач человеку часто приходится преобразовывать имеющую информацию из одной формы представления в другую.

Информация, представленная в дискретной форме, значительно проще для передачи, хранения или автоматической обработки. Поэтому в компьютерной технике большое внимание уделяется методам преобразования информации из непрерывной формы в дискретную.

Дискретизация информации – ____________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Вопросы и задания.








§ 1.2. Двоичное кодирование.


В общем случае, чтобы представить информацию в дискретной форме, ее следует выразить с помощью символов какого-нибудь естественного или формального языка. Таких языков тысячи. Каждый язык имеет свой алфавит.

Алфавит - ______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Мощность алфавита - __________________________________________________ _____________________________________________________________________________.

Двоичный алфавит - ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________.

Двоичное кодирование - _________________________________________________ _____________________________________________________________________________.


Рассмотрим в качестве символов двоичного алфавита цифры 0 и 1. Любой алфавит можно заменить двоичным алфавитом. Как это можно сделать?

1 шаг. Присвоим каждому символу рассматриваемого алфавита порядковый номер.

2 шаг. Номер представим с помощью двоичного алфавита.

3 шаг. Полученный двоичный код будем считать кодом исходного символа.


Если мощность исходного алфавита больше двух, то для кодирования символа этого алфавита потребуется не один, а несколько двоичных символов. Другими словами, порядковому номеру каждого символа исходного алфавита будет поставлена в соответствие цепочка (последовательность) из нескольких двоичных символов.


Схема перевода символа произвольного алфавита в двоичный код


Правило двоичного кодирования символов алфавита мощности больше двух можно представить в виде схемы.


Схематическое представление получения двоичных кодов



Двоичные символы (0, 1) берутся в заданном алфавитном порядке и размещаются слева направо. Двоичные коды читаются сверху вниз.

Все цепочки из двух двоичных символов позволяют представить четыре различных символов произвольного алфавита:



Порядковый номер символа

1

2

3

4

Двузначный двоичный код






Цепочкой из трех двоичных символов можно закодировать 8 символов:


Порядковый номер символа

1

2

3

4

5

6

7

8

Двузначный двоичный код










Соответственно, четырехзначный двоичный код позволяет получить ____ кодовых комбинаций, пятиразрядный____, шестизначный____ и т.д.

Разрядность двоичного кода - ____________________________________________ _____________________________________________________________________________.


Разрядность двоичного кода

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество кодовых комбинаций

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024


Обратите внимание на следующую закономерность: 2=21, 4=22, 8=23, 16=24, 32=25 и т.д. В общем виде эта закономерность выглядит так

__________________________, где

Nколичество кодовых комбинаций;

i – разрядность двоичного кода.


Задача. Вождь племени Мульти получил своему министру разработать двоичный код и перевести в него всю важную информацию. Какой разрядности потребуется двоичный код, если алфавит, используемый племенем Мульти, содержит 16 символов? Выпишите все кодовые комбинации.

Решение.



















































































































































































































































































































































































































































































§ 1.3. Универсальность двоичного кодирования.


Мы уже знаем, что информация, представленная в непрерывной форме, может быть выражена с помощью символов некоторого естественного или формального языка. В свою очередь, символы произвольного алфавита могут быть преобразованы в двоичный код. Таким образом, с помощью двоичного кода может быть представлена любая информация на естественных и формальных языках, а также изображения и звуки. Это означает _____________________________________________________________________________.



§ 1.4. Равномерные и неравномерные коды


Различают равномерные и неравномерные коды. ______________________ коды в кодовых комбинациях содержат одинаковое число символов, _____________________ – разное.

Пример неравномерного кода – азбука Морзе.


Задача. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

. . – . . – – . . – – – – .

При передаче радиограмме было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

И

А

Н

Г

Ч

. .

. –

.

– – .

– – – .

Определите текст радиограммы.

Решение.






















































































































Вопросы и задания.




§ 4. Единицы измерения информации


Минимальная единица измерения информации называется ________ (англ. binary digit – двоичное число). В вычислительной технике битом называют наименьшую порцию памяти необходимую для хранения одного из двух знаков – ___ или ___, используемых для представления информации в компьютере.

Бит – очень маленькая единица информации, поэтому существует величина ____________, представляющая собой последовательность из 8 бит.


Производные единицы измерения количества информации:


1 байт = _____бит

1 килобайт (Кб) = ________ байта

1 мегабайт (Мб) = ________ Кб

1 гигабайт (Гб) = ________ Мб

1 терабайт (Тб) = _______ Гб


Памятка для перевода:


Вопросы и задания.

1. Перевести в байты.

  1. 15 Кбайт = __________________________________________________

  2. 256 Кбайт = _________________________________________________

  3. 340 Мбайт = _________________________________________________

  4. 1216 бит = ___________________________________________________


2. Переведите в Кбайты.

  1. 7168 байт = __________________________________________________

  2. 2 Мбайт = ___________________________________________________

  3. 5 Гбайт = ___________________________________________________

  4. 147 456 бит = ________________________________________________


3.














4.






5.





6.








Таблица степеней числа 2


20=1

29=512

21=2

210=1024

22=4

211=2048

23=8

212=4096

24=16

213=8192

25=32

214= 16384

26=64

215= 32768

27=128

216=65536

28=256

217=131072


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!