Введение
Главное целью рабочей тетради по русскому языку является учебный материал для самостоятельной работы учащимся по основным темам государственной программы общеобразовательной школы. Ученик работает в тетради самостоятельно.
В качестве заданий используются виды работ:
Исправление грамматических ошибок
фонетический разбор слов
составление мини-сочинений
распознавание орфограмм и др.
Эти и другие виды упражнений помогают учителю выявить уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, выявить пробелы в знаниях с тем, чтобы своевременно оказать помощь.
Материал рабочей тетради могут использовать:
Учителя на уроках в виде проверочных работ; учащиеся дома, как тренировку полученных знаний; Родители дома, как проверку и контроль знаний и умений своего ребенка.
Анализ каждой работы проводится по таблице:
Проверочная работа по русскому языку № _______ По теме: ____________________________________ |
№ п/п | Фамилия, Имя ученика | Оценка по заданиям | Общая оценка | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
1-й класс
Тема. «Предложение»
Подчеркни только предложения.
День был тёплый. Играла в. Коли лейка. На лугу зелёная трава. И ясный. Ночь.
Поставь нужный знак в конце предложения.
В каком классе ты учишься Мы гордимся нашей Родиной Пришла осень
Дополни предложения словами.
Девочка рисует ___________________.
Ребята поют_______________________.
Теплоход плывет ___________________
Составь из слов поговорку.
Ягодка, на, горька, да, красна, вкус.
«Собери» слова. Напиши с одним из них предложение.
Д к е а в и о т ч
Прочитай и раздели текст на предложения.
Зимой птицы голодают Коля повесил в саду кормушку мальчик насыпал туда зёрен и хлебных крошек
Рассмотри рисунок. Составь повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. «Имена собственные»
Выпиши названия городов и рек.
Мурка, чайка, Иртыш, Астана, Тобол, Актау, Или, Караганд.
____________________________________________________________________________________________________________
Напиши по три имени мальчика и девочки.
______________________________________________________________________________________________
Напиши имя, отчество и фамилию твоего папы (мамы).______________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши название улицы, на которой ты живёшь. ______________________________________________________________________________________________
Составь и напиши предложение, включив в него кличку домашнего животного _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши имена, которые нельзя перенести.
Зоя, Андрей, Раиса, Оля, Елена, Илья, Оксана, Тая.
____________________________________________________________________________________________________________
Исправь ошибки в тексте ручкой красного цвета.
Летом Я была в городе. Горьком город горький, расположен на берегу волги. На откосе. Реки стоит памятник. Лётчику Чкалову.
Рассмотри рисунок. Напиши, что делают дети. Дай имена мальчикам.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. «Согласные звуки и буквы»
Подчеркни в словах согласные буквы.
Рыба, ёжик, цветочек, звезда, флаг, щука.
Перечисли звонкие и глухие согласные.
Звонкие Глухие
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
Напиши по одному слову с согласными б, п, м, ж, щ, ф.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Раздели слова на слоги.
Федя, Надя, Лёня, Владимир, Аня, Александр, Маша.
Напиши пять слов, в которых звуков больше, чем букв.
______________________________________________________________________________________________
Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Глаза -___________, хлеба - ______,
грибы -__________, леса - ________,
карандаши -______, берега -_______.
Рассмотри картинку. Напиши, что делают дети.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. «Разделительные мягкий и твёрдый знаки»
Перепиши слова в два столбика.
Льёт, деревья, отъезд, день, гостья, подъезд.
Из данных имён выпиши имена с разделительным мягким знаком.
Лена, Марья, Оксана, Илья, Ольга, Софья, Игорь, Дарья.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из данных слов составь предложение, вставь пропущенные буквы.
Нашему, об, на, экскурсии, кла__у,
стройку, об___явили.
________________________________________________________________________
Выпиши гласные, перед которыми пишутся разделительный мягкий и твёрдый знаки.
ы, о, я, у, э, и, е, а, ё, ю
________________________________________________________________________
Вставь в предложения подходящие по смыслу слова. В словах второго предложения подчеркни твёрдые согласные.
Дети________свои завтраки. В ветвях
_________ пели птицы. У дома стоит
большой_______________кран.
Рассмотри рисунок. Составь и напиши предложения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2-й класс
Тема. «Правописание Чк, чн, нч»
Выпиши слова с сочетанием чн.
Обычные, ручка, семечка, коричневый, Олечка, хищный, животные, лисичка, сочный, ночник.
______________________________________________________________________________________________________
Напиши пять слов с сочетанием чк.
____________________________________________________________________________________________
Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание чк или нч.
Птенец -_____________
дочь -________________
белка - _______________
собака - ______________
печь- ________________
сказка -______________
Вставь в слова сочетания чк, чн.
Зино___а, но___а, крыле___о, уто___а,
ре___ой, ули___ый, по___а, ласто___а.
Составь из слов предложение.
Собачка, до, щенок, маленькая, старости.
____________________________________________________________________
Напиши ласково имена девочек.
Лена - _________________________
Лида - ______________________,
Таня - _________________________
валя - __________________________
Оля - __________________________
женя - __________________________
Исправь ошибки ручкой красного цвета.
Бабочьки бывают Ночьные и Дневные. Дневные бабочки - яркие, красочьные. На коньчиках их усиков крошечьные. Шарики ночьные Бабочьки выглядят проще. Их крылышки покрыты Вор-синочками.
Тема. «Предложение»
Напиши два вопросительных предложения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши восклицательное предложение.
______________________________________________________________________________________________________________
Напиши, что делают эти люди.
Врач - ____________________
учитель - ________________________
машинист - __________________
артист -_____________________________
поэт - ______________________________
писатель - __________________________
Составь схему предложения.
Девочка нашла красивый гриб.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь и запиши предложение, подчеркни твёрдые согласные.
Зайка, под, сидит, серый, кустом.
_________________________________________________________________________________________
Напиши недостающие главные члены предложения.
__________________едет по дороге.
В клетке поют _________________.
Опадают жёлтые ________________.
Подели текст на предложения. Подчеркни глав-ные члены предложения.
Уже пришла осень улетели чижи стрижи, и другие птицы весь день идёт дождь в парках и на улицах, города тишина.
Тема. «Согласные буквы и звуки»
Заполни схему.
Согласные
Парные Непарные Звонкие______ Звонкие____
_____________ ___________
Глухие________ Глухие_____
______________ ___________
Всегда мягкие Всегда твёрдые
_______________ __________
Перечисли гласные, которые обозначают мягкость согласных звуков.
______________________________________________
Подчеркни в словах мягкие согласные.
Ребята, линейка, брюки, кирпич, снегирь, кит.
______________________________________________
Подчеркни в словах парные звонкие и глухие согласные на конце слов. Напиши проверочные слова.
Арбуз - __________________________,
голубь -__________________________,
круг -____________________________,
тетрадь -_________________________,
сугроб -__________________________,
площадь -________________________,
шкаф -___________________________,
хлеб -____________________________.
Допиши согласные.
Отря__, фла__, но__, колхо__, медве__,
ры__ка, сосе__ка, лоша__ка, рука__а,
эта__и.
Составь из слов предложение. Подчеркни звонкие согласные.
А, портит, лень, труд, кормит.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исправь ошибки ручкой красного цвета.
Пришла сима. На дворе холот, стужа. Снек покрыл землю. Ударил сильный морос. Реки, озёра покрылись льдом.
Тема. «Ударные и безударные гласные»
В словах поставь ударения. Раздели слова для переноса.
Сом, сегодня, зелёная, деревья, садовые, продукты.
Перепиши слова в три столбика, поставь ударения.
Столб, портфель, крот, морковь, огород, конюшня.
_________ ___________ __________
_________ ___________ __________
_________ ___________ __________
Напиши пять слов с ударными е и и.
______________________________________________________________________________________________
Напиши пять словарных слов по теме «Школьные принадлежности».
______________________________________________________________________________________________
Напиши проверочные слова, вставь в слова пропущенные гласные.
Ц_на - ____________________________,
хл_ба -___________________________,
м_ста -___________________________,
н_жи - ___________________________,
ст_лбы -__________________________,
вр_чи -___________________________,
гр_чи -___________________________,
тр_ва - ___________________________.
Вставь пропущенные гласные, составь и запиши скороговорку.
Дв_ре, на, тр_ве, на, тр_ва, др_ва.
__________________________________
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.
Вдру__пот__мнело небо. Крупные капли д__ждя застуч__ли по крышам. Все
рады д__ждю. Ож__ли л__га, п__ля,
с__ды, л__са.
Тема. «Правописание слов с двойными согласными»
Напиши пять словарных слов по теме «Животные».
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши шесть словарных слов с двойными согласными.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши пять имён с двойными согласными.
______________________________________________________________________________________________
Перепиши слова в три столбика.
Бассейн, жужжали, телеграмма, вожжи, программа, ссора, пассажир, грамматика, можжевельник.
_______ _________ ________
_______ _________ ________
_______ _________ ________
Раздели слова для переноса.
Антенна, металл, миллион, терраса, хобби.
Составь поговорку. Раздели слова на слоги.
Приходит, во, еды, аппетит, время.
___________________________________________________________________
Исправь ошибки ручкой красного цвета.
Ина Муравьёва и коля суботин ходили в парк. Красиф осений парк! вот липовая алея. Деревья стоят жёлтые, красные, бурые.
Тема. «Слова, обозначающие предметы»
Выпиши слова, обозначающие предметы. Поставь ударения.
Ящик, аист, земля, прыжок, морской, краски, человек, день, вопрос, красный, рисовал, разный, дом, мост.
____________________________________________________________________________________________________________
Перепиши слова в два столбика.
Ёрш, мыло, сарай, ягода, лён, воробей, Ольга.
кто? что?
Напиши шесть слов, обозначающих явления природы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни слова, обозначающие действия.
Стрельба, бег, война, летит, прыжок, стакан, радость, ходьба.
Напиши пять слов, отвечающих на вопрос кто?, с сочетаниями жи-ши.
______________________________________________________________________________________________
Составь предложение. Подчеркни слова, отвечающие на вопрос что?
Лесу, в, чечётки, большие, самые, в, суетливые, даже, холода, прыгают.
________________________________________________________________________
Напиши рассказ на тему «День рождения».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. «Слова, обозначающие действия предметов»
Выпиши слова, обозначающие действия предметов.
Идёт, клюв, след, зовут, улица, перелёт, сельский, вьют.
_______________________________________________________________________
Образуй от данных слов слова, отвечающие на вопрос что делает?
Работа -_________________________,
крик -___________________________,
зелень -__________________________,
пила - ___________________________,
звон -____________________________,
свист -___________________________,
смех - ___________________________,
дрожь -__________________________.
Напиши, что делают птицы.
Ворона - _________________________,
воробей -_________________________ ,
соловей -_________________________,
кукушка -_________________________.
Допиши подходящие по смыслу слова.
Дождь - идёт,_______________
Ученик - пишет,_____________
Вставь слова в стихотворение.
Уж___________снег,__________ручьи,
В окно | | весною... |
| | скоро соловьи, |
И лес | | листвою. |
Измени слова по | | вопросам. |
Что | делать? что делают? |
Песня _______________________________________
Рисунок______________________________________
Сон__________________________________________
Составь предложение. Подчеркни главные члены предложения.
Ещё, весну, хлопочет, зима, и, на, ворчит.
______________________________________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.
В т_тради леж_т л_сток рыхлой бумаги. Он быстро впитывает, промокает ч_рнила. Это промокашка. Она помогает содержать т_традь в ч_стоте.
Тема. «Слова, обозначающие признаки предметов»
Перепиши слова в три столбика. Вставь пропущенные буквы.
Дубовый, ж_рная, жаркий, ч_десное, ру_ая, ш_рокая, чувствительный, белое, сладкое
какой? какая? какое?
_________ ___________ ___________
_________ ___________ ___________
_________ ___________ ___________
Напиши пять слов, отвечающих на вопрос какие?
______________________________________________________________________________________________________
Измени слова по вопросам.
какая? какой? какое?
Сила_________ ___________ ___________
роза _________ ___________ ___________
рыба_________ ___________ ___________
Напиши признаки животных.
Лиса {какая?) - _____________________________
СЛОН {какой?) _____________________________
дятел (какой?) ___________________
Напиши шесть слов, обозначающих вкус.
______________________________________________________________________________________________
Напиши словосочетания.
Белый (день, ткань, окно) -________________________________
Красный (цветок, кофта, дерево) -________________________________
Железный (гараж, крыша, блюдо) -________________________________
Составь предложение. Подчеркни главные члены предложения.
Ёлочка, ветки, зелёная, стройная, выгибает.
________________________________________________________________________
Вставь подходящие по смыслу слова.
Кедр - дерево_________и__________ .
Ствол у кедра_________и__________.
Ветки__________от иголок. И весной,
и летом, и зимой, и осенью ветки кедра_____________________________
Тема. «Предлоги»
Подчеркни предлоги.
Но, с, в, пере, и, он, к, при, без, а, из, от, по, у.
Допиши слова к предлогам.
За_____________, в_______________,
из_____________, о_______________,
об_____________, под_____________.
Вставь подходящие по смыслу слова с предлогами.
Учитель вошел ______________________.
Кошка сидела ___________________.
Лисица смотрела__________________.
Спиши, правильно раскрывая скобки.
(На)ступила (на)стоящая зима. (На) стёклах мороз (на)рисовал (пре)красные картины. Землю (по)крыл глубокий снег.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши ответы на вопросы. Подчеркни предлоги.
Где ты учишься?___________________
О чём ты прочитал книгу?___________
Вставь предлоги.
Осторожно ветер________калитки вышел, постучал______окошко, пробежал _____крыше.
Составь предложение. Подчеркни главные члены предложения.
Молодые, в, воробушки, по, дороге, саду, прыгали.
Рассмотри рисунок. Напиши рассказ. Озаглавь его.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________
Тема. «Однокоренные слова»
Подчеркни однокоренные слова.
Водичка, мороз, медведь, дом, морозный, столовая, заморозки, школьник, лист, заморозил.
Выдели корни.
Котик, свистеть, горка, беленький, больной, пoвар, хвосты.
Напиши однокоренные слова. Выдели корни.
Весело - ______________,
зелень - ______,
весна- ________________
Подбери однокоренные слова. Выдели корни.
какой какая? какое?
Сад - _____________________________ вода - _____________________________
лето- _____________________________
Напиши согласные на конце слов. Подбери проверочные слова.
эта_ ______________________________
Са_ ______________________________
горо_ - _______________________,
лебе_-_______________________,
утю_-__________________________,
шка_-__________________________.
Напиши шесть однокоренных слов с корнем ход.
______________________________________________________________________________________
Подбери проверочные слова. Выдели корни.
Р_ка - __________________________,
rp_зa - __________________________
ств_лы - _________________________,
цв_тной - _______________________
стр_на - _________________________,
с_лить - ________ _________________.
Прочитай текст. Выдели корни в однокоренных словах.
После дождя
Дождь перестал. П_сок стал мокрым. Мальчики из п_ска строят мост. Юра и Петя прин_сли щепки, стали м_стить м_стовую. Маленький Боря тоже по-строил мостик, который скоро рассы-пался.
Список использованной литературы:
Матвеева А.Н. / Тематические контрольные работы по русскому языку/ 1997 г.
Журжина Ш.В./ Дидактический материал по русскому языку/ 1992 г.
Махмель И.О. / Тесты по русскому языку/ 2000 г.
http://pandia.ru/text/77/448/14307.php