УДК 373.167.1:336+336(075.3) ББК 65.26я72
В24
Авторский коллектив:
Елена Лазаревна Рутковская – руководитель коллектива
Анастасия Владимировна Половникова Анна Александровна Козлова Ольга Николаевна Исупова
Мария Александровна Лангер Галина Владимировна Рыченкова Стихи:
Мария Александровна Лангер
В24 Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 1 для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова; стихи М.А. Лангер]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 20 с.
ISBN 978-5-907157-27-9
Рабочая тетрадь адресована младшим школьникам. Она является частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности, подготовленно- го по заказу Банка России. Тетрадь включает в себя задания, способствую- щие формированию разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.
УДК 373.167.1:336+336(075.3) ББК 65.26я72
Генеральный директор М.Б. Миндюк
Редактор Д.П. Локтионов Художественный редактор Е.Ю. Воробьёва
Компьютерная вёрстка и макет В.С. Торгашова Художник А.С. Хабибова
Подписано в печать 22.06.2020 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,5.
Тираж 130 экз. Заказ №
ООО «Издательство «Интеллект-Центр»
125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14
SBN 978-5-907157-27-9
© Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др., 2019
© Оформление – ООО «Издательство
«Интеллект-Центр», 2020
ЗанЯтие 1
Что нужно семье
1. где расходов больше?
1.
2.
3.
П о д с ч и т а й т е и запиш и т е к о л и че с т во членов в каждой семье.
Семья 1
Семья 2
Семья 3
У к а к ой с емьи с амые б о льшие ра с х о ды? Ответ:
2. По к упки д л я с емьи
Найд и т е ра с х о ды , к о т оры е я в л я ю т с я наименее важными для семьи.
Красным карандашом подчеркните
р а с х о д ы , о т к о т оры х м о жн о о т каз а т ь с я, если денег не хватает.
ЗУБНАЯ ПАСТА
КОРМ ДЛЯ СОБАКИ
ПОЕЗДКА НА КУРОРТ
НОВАЯ МОДНАЯ КУРТКА
ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ НА МЕТРО
ОБЕД В КАФЕ
Х ЛЕБ
3. вредные покупки
Есть покупки, которые не только не являются важными, но и наносят вред здоровью всех членов семьи.
Дорисуйте плакат, который убедит человека не тратить семейные деньги на вредные покупки.
4. расходы Зайчихи
Мама Зайчиха потратила:
3 монетки на покупку продуктов для ужина;
- мон е т к у н а т о , ч т об ы п о чин и т ь сломанны е часы;
- монетки на оплату телефона за месяц.
Подсчитайте сумму расходов Зайчихи.
Р ешение:
О т в е т:
ЗанЯтие 2
к а к р а с П о р Я ж а т ь с Я ка р м анными деньгами
1. список покупок
Мама попросила Марусю сделать несколько покупок для дома. Маруся решила, что если уж она идёт в магазин, то потратит часть своих карманных денег на себя.
Вот список покупок, который составила Маруся.
П о д черкн и т е в спис к е т е по к упки, к о т орые Маруся приобретёт для всей семьи.
2. Белочка в магазине
Белочка постоянно откладывает часть карманных денег в копилку. В итоге она накопила 8 монет.
Ч т о Б е л о ч к а см о ж е т к уп и т ь в ма г азине из того, что она хочет приобрести?
О т в е т:
3. деньги на игрушку
Пете мама даёт 20 рублей в неделю в качестве карманных денег. Он решил, что 10 рублей из этих денег будет складывать в копилку, чтобы приобрести игрушку за 80 рублей, которую присмотрел в магазине.
Чер е з с к о ль к о н е д е л ь о н см о ж е т к уп и т ь игрушку?
Р ешение:
О т в е т:
4. о т в е т – ри с унок
Отгадайте загадку и нарисуйте ответ.
Игрушка свинка или кошка, Лисичка, зайчик и матрёшка Есть в форме домика, ракет, А сверху прорезь для монет. Туда ты денежки клади
И на мечту свою копи.
ЗанЯтие 3
с к о ль к о с т ои т а в т о м о Б иль
1. Загадки в стихах
Отгадайте загадки и впишите ответы.
Быстро ездить помогает,
В нужный пункт всех доставляет, Инженеры, балерины
Жить не могут без
Если ты в автобус сел, Оплатить проезд успел, Лишь тогда вопросов нет,
Если ты купил
2. Бензин д л я машин
Выполните задание и запишите ответ.
Велосипед из города на дачу можно довести на легковой машине или на грузовике. Бензин, который необходим легковой машине, – в жёлтой канистре, грузовику - в синей канистре.
По е зд к а н а д а ч у н а к а к о й машин е обой д ё т с я дороже?
Р ешение:
О т в е т:
3. р е м о н т шин
Бар с ук на своей машине на е х а л на г возди и повредил шины на двух колёсах.
Р емо н т о дной шины с т о и т 3 мон е т ы.
С к о ль к о д енег при д ё т с я п о т р а т и т ь бар с у к у , чтобы отремонтировать повреждённые шины?
Р ешение:
О т в е т:
4. « а в т о м об и льные» профе ссии
Выполните задание с картинками.
Автослесарь
А р т и с т
Повар
Автозаправщик
Мойщик машин
У ч и т е ль
Х у д о жник нари с ов а л л ю д ей, у к о т орых разные профессии.
Кому из представителей этих профессий
платят деньги за обслуживание автомобиля? Подчеркните названия этих профессий.
ЗанЯтие 4
Что такое «своё дело»
1. Поможем мишке
Мишке нужно помочь придумать яркую этикетку на бан о ч к у « К люква в м е д у». Нари с у й т е э т и к е т к у .
2. кто нарисован?
Р а с см о т р и т е к а р тинки.
К к а ж д ой к а р т ин к е
п о д бер и т е название. С о е дин и т е к а р т ин к у и название.
3. р асшиф р у й т е надпись
Решите примеры.
8 – 5 = (О)
9 – 4 = (Д)
10 – 6 = (С)
10 – 2 = (Е)
6 + 3 = (Л)
3 + 4 = (В)
4 + 2 = (Ё)
Запиш и т е п о д к а ж д ой цифрой т у б ук в у , к о т ор а я за ней прячется.
4
7
3
6
5
8
9
3
надпись,
к о т о р ую
удалось
Запишите расшифров а т ь.
4. монеты за клюкву
Мишка продал 3 банки клюквы в меду, а Белочка продала 2 коробки замороженной клюквы. Баночка клюквы в меду стоит 3 монеты, а коробочка замороженной клюквы – 2 монеты.
С к о ль к о мон е т зараб о т а ли Миш к а и Б е л о ч к а вместе?
Р ешение:
О т в е т:
5. Производим товар
Пр е д с т ав ь т е, ч т о вы реш и ли ор г анизов а т ь своё дело.
Нари с у й т е в ц е н т ре т о, ч т о вы реш и ли производить.
Запишите, что вам понадобится для
создания вашего товара.
содержание
ЗанЯтие 1
Чт о н у жн о семь е ............................... . 3
ЗанЯтие 2
как расПорЯжатьсЯ карманными
день г ам и ......................................... . 8
ЗанЯтие 3
с к о ль к о с т ои т а в т о м о Б ил ь ................. . 12
ЗанЯтие 4
Чт о т а к о е «с в о ё д е ло » ....................... . 16