СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь «Упражнения по коррекции оптической дисграфии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая тетрадь «Упражнения по коррекции оптической дисграфии» адресована логопедам школьных логопедических пунктов, учителям-логопедам коррекционных школ, учителям начальных классов и родителям для организации работы по оказанию помощи детям в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь «Упражнения по коррекции оптической дисграфии»»










РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ


Фамилия, имя ______________________________________


Класс____________






































  1. БУКВЫ О-А.




1 .Найди и обведи красным цветом букву А

















  1. Допиши букву А








  1. Преврати букву О в колесо, шарик, яблоко








  1. Разгадай ребусы. Запиши полученные слова, подчеркни гласные а-о.


  1. Раскрась те картинки, которые соответствуют схеме ___ О ___ А


(нога – __о__а).





























  1. Помоги рыбаку поймать всех рыбок. Найди одинаковых рыбок, соедини написанные на них слоги таким образом, чтобы получились слова. (Рыбок может быть не только две.)


  1. Вставь пропущенные гласные. Запиши слова в два столбика.


Ст..ловый, д..ры, сл..новый, р..са, с..ды, стр..на, ст..га, тр..ва, в..лна, м..ря, к..льцо, вр..ги, др..зды, м..сты, п..ля, ст..рик.




О


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________



А


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________




  1. Вставь пропущенные буквы о-а в слова. Составь и запиши из двух столбиков словосочетания.



зап…мнил

к…нь

______________________________________

пл…чет

к…шки

______________________________________

ск…чет

ск…зку

______________________________________

ск…рый

п…езд

_______________________________________

сп…ли

пл…кса

______________________________________



  1. Вставь пропущенные буквы о-а и прочитай стихотворение В.И. Жуковского. Подчеркни а- красным карандашом, о- зелёным.



Там к…тик ус…тый


По с…дику бр…дит,


  • к…злик р…г…тый З… к…тик…м х…дит.



И л…п…чк…й к…тик ум…ет св…й р…тик, А к…злик сед…ю трясёт б…р…д…ю.

  1. БУКВЫ И – У.


1.



Допиши букву И








2. Продолжи строку букв.


  • и у и и у и у и и ______________________________________________


  1. Помоги эльфам разделить слова. Запиши их в два столбика.



































И

И


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


У



___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________



  1. Отгадай ребусы и запиши слова – отгадки. Подчеркни и – зелёным кружком, а у- красным кружком.
















  1. Запиши антонимы. Выдели буквы и- у.


Широкий - _________________________________


Твёрдый - __________________________________


Бесполезный - ______________________________


Неряшливый - ______________________________


Умный - ___________________________________


  1. Вспомни и запиши по 5 слов на буквы и, у.


И- _______________________________________________________________


  • - _______________________________________________________________


  1. Вставь буквы -и или -у.


З__мой в лесу выл__ волк__ . У б__льдога с__льные челюст__ .


Х__дожн__к к__п__л тюб__к с краской.


Стар__шка люб__т печь плюшк__ и вар__ть каш__. Нельзя заг__бать в кн__гах л__сты.

  1. БУКВЫ И- Ш.


  1. Найди и обведи букву Ш
















  1. Познакомься с обозначениями букв и – ш.


и – 2

ш- 3

3. Расшифруй слова.


3П2К ______________________

3УТК2 __________________________

3АР2К _____________________

32ЛО ___________________________

323КА _____________________

МАЛЫ32 _______________________


  1. Буквы перепутались. Помоги буквам -и- ш занять своё место в словах.


шзбуика ___________________дедуика __________________________


итаншики _________________

веншк ____________________________

плшта ____________________

меиок ____________________________

икола _____________________

бабуика ___________________________

веиалка ___________________

оислшк ____________________________


5. Помоги гномикам вставить пропущенные буквы и или ш в слова.






л…па

…ок

…ерсть

…убка

ко…ка

кал…тка

кор…дор

пр…бор

…устрый

…умный

    1. БУКВЫ Б - Д


  1. Рассмотри картинки. Какие буквы в них спрятались?















  1. Допиши хвостики буквам б-д и прочитай слова.


оант оазар оушно оорога


оилет руоашка раоата раоуга


гвозоики орошка загаока оаоушка


  1. Запиши под каждой картинкой букву д или б, которая есть в этом слове.













___________ ________ _________ ________ _________


  1. Вставь пропущенные буквы.


…егемот …рови


за…ор …орога


…илет кори…ор


…ирижёр …упло


  1. Закончи предложения: допиши слова сбуквами б-д.


Ребята набрали в лесу много …. ______________________________ .


  • магазин привезли карандаши и … ___________________________. Боря сделал игрушки из цветной … ___________________________ . У Бори красивая … _____________________________.

6. Прочитай текст. Закрой его и запиши по памяти. Подчеркни б - одной чертой, д – двумя чертами.




В ДЕРЕВНЕ


Летом …ратья …ыли в …еревне у …а…ушки и …е…ушки. Не…алеко от …еревни …ежала …ыстрая речка. Каж…ый …ень …ети лю…или у…ить там ры…у с утра и …о о…е…а. Потом спешили в лес за гри…амии и яго…амии. А вечером …ратья ра…отали в огоро…е вместе с …е…ушкой и …а…ушкой.


  1. Запиши название картинок в два столбика. Раскрась только те картинки, в названии которых записал б.


Д


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


Б



___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________



8. Отгадай кроссворд.



1.




2.




3.









4.




















































5.











1.Раз в театр на балет






















Папа нам купил …



3.Гармошка в руках,




4. Весь я золотистый,













На макушке фуражка,












Мягкий и пушистый.













А рядом с ним важно

2.В дом несётся со всех







Я у курицы – ребёнок,








Сидит Чебурашка.












А зовут меня …

ног.








Портрет у друзей








Нос наморщил и чихнул,








Получился отменный,
















Папе руку он лизнул.
















Я люблю тебя, дружок,








Мягкий и пушистый.

Рыжий, маленький...



















5. Эта маленькая пташка













Я у курицы - ребёнок,






3. Гармошка в руках,


Носит серую рубашку,








А зовут меня …






На макушке фуражка,


Подбирает быстро крошки








5. Эта маленькая пташка






А рядом с ним важно


И спасается от кошки.








Носит серую рубашку,






Сидит Чебурашка.



Подбирает быстро крошки













Портрет у друзей



И СП





















Получился отменный,




Прочи

т

ай, какого цвета снег?

На нём Чебурашка,




А рядом с ним…

  1. БУКВЫ П-Т, п-т


  1. Это буквы п-т.


    • Подумай и скажи, в чём их сходство, а в чём различие. Сравни печатные и рукописные буквы.


п- 2 (II) т- 3 ( III)



  1. Напиши цифру 2 или 3 справа от соответствующей буквы п или т в таблице.


П

Т

п

т

п

П

Т

Т

т

н

Б

Г

К

В

П

Ц

т

П

Ж

Т

Д











  1. Буква п любит цифру 2, потому что у неё две ножки, а буква т – цифру 3, потому что у неё три ножки. Расколдуй слова, прочитай и


запиши их.


3а2ки __________________________

ша2ка _____________________

2аль3о _________________________

бо3инки ___________________

2уховик ________________________

3уфли _____________________

са2оги _________________________

2ла3ье ____________________




  1. Из данных слов составь предложение и запиши его. Посчитай сколько в нем слов.










----------------------------------------------------------------------------------------------------


----------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Собери шарики так, чтобы получились предложения. Запиши их.
































________________________________________________________________


________________________________________________________________


________________________________________________________________


________________________________________________________________



  1. Вставь пропущенные буквы в слова и прочитай текст стихотворения. Перепиши это стихотворение.




На кра…иве, как на …ли…ке, Вски…я…или чай ули…ки. Заходи чайку на…и…ься, Кто кра…ивы не бои..ся.


________________________________________________________


________________________________________________________


________________________________________________________


________________________________________________________


________________________________________________________


  1. БУКВЫ Л-М, л- м


1. Взялись за руки друзья:

М




И сказали: «Ты да я – это мы!»

м






А между тем получилась буква М.











-На что еще походит буква «М», с чем ее можно сравнить?




Алфавит продолжит наш буква «Л» - лесной шалаш.


-С чем бы вы еще, ребята, сравнили букву «Л»?






Л л



  1. Раскрась буквы Л, М карандашами разного цвета.









  1. Найди и обведи букву М
















  1. Найди и обведи букву Л












  1. Вставь буквы Л – М в слова.


…е…кий …ет…а


с…о…а …о…око


с…е…о ш…е…ь


…ы…о со…о…а


…а…ьчик …а…ина

  1. Раздели подарки между двумя Дедами Морозами










































  1. Составь предложения по картинкам. Запиши их по образцу.










________________________________________


____________________________________________________________


______________________________________________________________

  1. Составь слово из названий картинок в каждом ряду. Запиши новые слова, выделяя в них первые звуки.









_______________________________









_______________________________________



  1. Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы Л-М и слова из правого столбика. Запиши эти предложения и выдели в словах буквы занятия.



…юди ш…и по ________________ .


…иша бежа… по …есу на __________________.


Га…ки и го…уби у…ете…и на соседнюю

______________ .


Под ё…кой постави…и деда _________________.


…а…ьчики сде…а…и д…я птиц ______________.


…а…а постави…а чайник на ________________.



кормушка


мороз


аллея


плита


клетка


лыжи




10. Обведи имена мальчиков – синим цветом, а девочек – розовым


цветом.



Марина Леонид Михаил


Милана Алёна Илья


Лилия Лариса Мария


Лев Василий Ольга


Елена Коля Александр

  1. БУКВЫ К-Н, к-н
















  1. Это буквы к и н. Подумай и скажи, в чём их сходство и различие. Сравни печатные и рукописные буквы.



  1. Рассмотри знакомые тебе буквы. Зачеркни те из них, которые записаны неверно. Объясни свой выбор.















  1. Переставь в каждом слове буквы так, чтобы получились новые слова.


накат __________________________

носик _____________________

ночка __________________________

накал ______________________

никель _________________________

немота ____________________

крона __________________________

весна _____________________





  1. Заполни таблицу, используя слова с буквами к-н.




животные




цветы





имена




города

  1. Помоги Наде и Кате разгадать ребусы и поделить их между собой.







































НАДЯ






  1. Вставь пропущенные буквы к-н. прочитай стихотворение.


Рыб…а плавает в водице.



Рыб…е весело играть.


Рыб…а, рыб…а- балов…ица,


Я хочу тебя поймать.


Рыб…а хвости…ом мах…ула,


…рош…у хлеб…ую взяла.


Рыб…а хвости…ом мах…ула.


Рыб…а – раз, и уплыла!


  1. Найди и прочитай предложения. Возьми маркер и отдели предложения друг от друга.





















































_____________________________________________________________


_____________________________________________________________


_____________________________________________________________


_____________________________________________________________


_____________________________________________________________


_____________________________________________________________


_____________________________________________________________

  1. БУКВЫ Ш-Щ, ш-щ.
















  1. Сравни буквы по написанию. Чем они похожи? Чем отличаются? Обрати внимание на то, как выглядят буквы ш-щ в рукописном и печатном шрифтах.


  1. Рассмотри таблицу. Обведи все буквы ш – синей ручкой, а щ – зелёной.



    • ЩИП РЦ УШНЩБ Щ ЦИ ПН


        • ШЩЦЫЙЧШЦ ЩШ ЩЦ ИД


      • Э Щ ОШЦ ШЦ ЦЩ ЩИПНЦ



  1. Соедини картинки с санями, где обозначен тот звук, который есть в словах.


  1. Рассмотри картинки. Раскрась только те, которые обозначают слова, где слышится звук [щ’]. Запиши слова в два столбика.






































Ш


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________






































Щ


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________




  1. Замени подчеркнутые буквы в слове буквами ш или щ. Запиши полученные слова, распределяя их по двум столбикам.


Лапка, каска, мука, река, плач, мель, миска, чёлка, даль, помочь, зов, мелок, ялик, коврик, роза.


Ш


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________



Щ



___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________




  1. Прочитай рассказ. Ответь письменно на вопросы.


Мокрый щенок


Кончился дождь, и Костя вышел на крыльцо. Под крыльцом кто – то жалобно пищал. Между стеной дома и крыльцом была большая щель. Костя просунул руку в щель


  • нащупал мокрого щенка. Костя вытащил щенка из – под крыльца. Щенок был испуган, продрог и сильно дрожал. Костя прижал щенка к себе. Скоро щенок успокоился, согрелся и уснул.


  • Когда Костя вышел на крыльцо?


  • Что услышал Костя?


  • Что было между стеной дома и крыльцом?


  • Куда просунул Костя руку?


  • Кого нащупал Костя под крыльцом?


  • Почему щенок дрожал?


  • Что сделал Костя с мокрым щенком?


_________________________________________________


_________________________________________________


_________________________________________________


_________________________________________________


_________________________________________________


_________________________________________________


_________________________________________________


_________________________________________________


_________________________________________________


_________________________________________________

  1. БУКВЫ И-Ц, и-ц













  1. Сравни буквы по написанию. Чем похожи? Чем отличаются?


  1. Найди и обведи букву Ц














  1. Рассмотри таблицу. Обведи все буквы ш – синей ручкой, а щ – зелёной.


    • ЦШЩИПРЦУШИБЩЦИПНПЩ



ЩШИЦЮЧЙШЦИЦИИПУЖПО ЩЦШЩЦЦШЩИПНЦШЦИЦИИ




  1. Вставь пропущенные буквы и-ц в слова.


ЛИ…О

КОНН… … А

Л…С…ЧКА

СТОЛ… …А

СТРАН… …А

…ЕПОЧК…

…ПЛ…

Л…СТВЕНН… … А

…ЫПОЧК…


  1. Помоги Царевне- Лягушке образовать новые слова при помощи


суффикса – ниц.


сухарь


___________________


мыло ____________________


сахар


__________________


суп _______________________


конфеты


_______________


соус ____________________



селёдка



________________


чернила _________________


  1. Запиши названия картинок в два столбика.


































И


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


































Ц


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________


___________________________



  1. Составь и запиши предложения из данных слов.


    • Цапля, птенцов, на, вывела, болоте.


    • Курица, цыплят, пушистых, зовёт.


    • Бедным, лисица, курицам, снится.


    • Нина, воду, колодца, набирает, из.


______________________________________________________


______________________________________________________


______________________________________________________


______________________________________________________

10.БУКВЫ Ц- Щ, ц-щ


  • Рассмотри буквы ц-щ. Запиши, чем они похожи и чем отличаются.


  • Рассмотри символические изображения букв.


  • Как ты думаешь, почему выбраны эти символы?


ц – 2

щ- 3


  1. Найди и обведи букву Ц

















  1. Найди и обведи букву Щ


















  1. Поменяй местами буквы и узнай, кто живёт в домиках.












ЛЫЧЁП ИТПЫЦ ЙОЩЕК АЦНИИС


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________










УКРИЦА ЕЩЛ РЕЦВОКС ЕНКОЩ








  1. Образуй слова при помощи суффикса ИЦ. Какое слово лишне? Почему?


Волк - ______________________________


Медведь - ___________________________


Тигр - ______________________________


Орёл - ______________________________


Лев - _______________________________



6. Вставь пропущенные буквы. Прочитай предложения. Переставь предложения так, чтобы получился рассказ. Запиши его в тетрадь и выдели все буквы занятия: обведи все буквы Ц – синим кружком, а буквы


  • зелёным кружком.



    • Когда мальчик уходил в школу, …енок шалил со …ёткой.


    • У Бори жил маленький …енок.


    • Боря и …енок были настоя…ими друзьями.


    • Боря кормил …енка молоком.



__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________

7.Прочитай загадки. Запиши отгадки и выдели в них буквы занятия:


Ц- синим кружком, а Щ- зелёным кружком.



Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает.

___________________


_



Нарядные сестрёнки


Весь день гостей встречают, Мёдом угощают.


__________________________



  • меня пропал носок, Утащил его …


___________________






На одной ноге стоит.


  • воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат.

______________________



  1. Какие предметы ты видишь на


картинках? Запиши названия этих предметов, выделяя в них буквы занятия.





































________________________________________________________________


________________________________________________________________


________________________________________________________________

10.БУКВЫ З-Е.


  1. Найди и обведи букву З













Найди и обведи букву Е














  1. Допиши букву Е






  1. Назови имена сказочных героев. Запиши их имена. С каких букв они начинаются?


















________________ ___________________



  1. Помоги Золушке и Емеле записать имена их знакомых. В этих именах обязательно встречаются буквы Е-З.


…катерина …лата


…ахар …инаида


…лена …вгения

  1. Составь и запиши имена, отчества и фамилии по


образцу.


Образец: Зинаида Захаровна Егорова.



ИМЕНА

ОТЧЕСТВА

ФАМИЛИИ




Егор

Захар

Емельян

Захар

Емельян

Захар

Зоя

Евгений

Егор

________________________________________________________________


________________________________________________________________


________________________________________________________________


________________________________________________________________


6.Вставь пропущенные буквы в стихотворения. Выдели букву Е – красной ручкой, а З – синей ручкой. Спиши одно стихотворение в тетрадь.


…горушка - …гор

Полез через забор,


За гвоздь зацепился,

Висит – голосит:


  • Снимите с забора Бедного …гора.



Резиновую …ину

Купили в магазине,

Резиновую …ину


  • корзине принесли. Она была разиней Резиновая …ина. Упала из корзины Испачкалась в грязи.


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


  1. Отгадай имена. Запиши их, выделяя буквы занятия.


11.БУКВЫ Ч -У.


  1. На что похожа буква?












Да, вы правильно решили:


  • мы пишем, как четыре, Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.


В. Степанов















  • – сучок. В любом лесу



Ты увидишь букву У.

В. Степанов



  1. Обведи букву У- красным кружком, а букву Ч – синим кружком.



ЧМПУИИМЧИУУЧНРТЧУЫЧТУТЧУУ ИЕРИУЧАУТЧГЧУЦЧУИУУИЧТУЧ П ГЧУИ ЧТПУУЬЧУИЧИПРУЬУЧ УОЧУ



  1. Запиши имена сказочных героев.















________________________ ___________________________



  1. Помоги героям отгадать загадки, отгадку запиши с заглавной буквы в тетрадь.



Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка,

  • петь не может …


_________________________



  • них усы не для красы – Они показывают время, И называются …


____________________


Живёт спокойно – не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет…


_________________________


На дорожку вышли рожки.


Вы не будете бодать?


  • потрогал их немножко, Рожки спрятались опять.


_________________________



  1. Вставь пропущенные буквы. Напиши пословицы в тетрадь.


…ченье – путь к уменью.


…мелые руки не знают скуки.


…меый себя винит, а глупый – своего товарища.


…его себе не хочешь, того и другим не желай.


…то в воду упало, то и пропало.


…тение – вот лучшее учение.


________________________________________________________


________________________________________________________


________________________________________________________


________________________________________________________


________________________________________________________


________________________________________________________


________________________________________________________


6.Разгадай названия городов и запиши их в тетрадь.


























7.Вставь пропущенные буквы.



…ченик …чил …роки –


… него в …ернилах щёки.

12.БУКВЫ С- Э.


1. На что похожа буква?














Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится, Сходство есть наверняка, Только нету языка.



  1. Найди и обведи красным цветом букву Э



















Найди и обведи букву С















  1. Вставь пропущенные буквы Э - С в слова.


…кворец


…кран


…кспре… …


…кскур…ия



…лон


…тажерка


…хо


…ветлячок

  1. Отгадай загадки. Отгадки напиши в тетрадь.




Целый день он спать не


прочь,

Но едва настанет ночь,


Запоёт его смычок, Музыканта звать…

____________________



На лучинке, на бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само, Вещунья,

Что же это? Белобока,


____________________ А зовут её …


________________





  • дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество, Это …


___________________




Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождей я не


размокла,

Крупна, кругла, сладка

на вкус,

Узнали вы? Я …

_____________________







  1. Напиши предложения по образцу.


Образец: Это солнце.




















________________________________________________________________


________________________________________________________________


________________________________________________________________


________________________________________________________________


________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!