РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Фамилия, имя ______________________________________
Класс____________
БУКВЫ О-А.
1 .Найди и обведи красным цветом букву А
Допиши букву А
Преврати букву О в колесо, шарик, яблоко
Разгадай ребусы. Запиши полученные слова, подчеркни гласные а-о.
Раскрась те картинки, которые соответствуют схеме ___ О ___ А
(нога – __о__а).
Помоги рыбаку поймать всех рыбок. Найди одинаковых рыбок, соедини написанные на них слоги таким образом, чтобы получились слова. (Рыбок может быть не только две.)
Вставь пропущенные гласные. Запиши слова в два столбика.
Ст..ловый, д..ры, сл..новый, р..са, с..ды, стр..на, ст..га, тр..ва, в..лна, м..ря, к..льцо, вр..ги, др..зды, м..сты, п..ля, ст..рик.
О
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
А
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Вставь пропущенные буквы о-а в слова. Составь и запиши из двух столбиков словосочетания.
зап…мнил | к…нь | ______________________________________ |
пл…чет | к…шки | ______________________________________ |
ск…чет | ск…зку | ______________________________________ |
ск…рый | п…езд | _______________________________________ |
сп…ли | пл…кса | ______________________________________ |
Вставь пропущенные буквы о-а и прочитай стихотворение В.И. Жуковского. Подчеркни а- красным карандашом, о- зелёным.
Там к…тик ус…тый
По с…дику бр…дит,
И л…п…чк…й к…тик ум…ет св…й р…тик, А к…злик сед…ю трясёт б…р…д…ю.
БУКВЫ И – У.
1.
Допиши букву И
2. Продолжи строку букв.
Помоги эльфам разделить слова. Запиши их в два столбика.
И
И
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
У
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Отгадай ребусы и запиши слова – отгадки. Подчеркни и – зелёным кружком, а у- красным кружком.
Запиши антонимы. Выдели буквы и- у.
Широкий - _________________________________
Твёрдый - __________________________________
Бесполезный - ______________________________
Неряшливый - ______________________________
Умный - ___________________________________
Вспомни и запиши по 5 слов на буквы и, у.
И- _______________________________________________________________
Вставь буквы -и или -у.
З__мой в лесу выл__ волк__ . У б__льдога с__льные челюст__ .
Х__дожн__к к__п__л тюб__к с краской.
Стар__шка люб__т печь плюшк__ и вар__ть каш__. Нельзя заг__бать в кн__гах л__сты.
БУКВЫ И- Ш.
Найди и обведи букву Ш
Познакомься с обозначениями букв и – ш.
и – 2 | ш- 3 |
3. Расшифруй слова. | |
3П2К ______________________ | 3УТК2 __________________________ |
3АР2К _____________________ | 32ЛО ___________________________ |
323КА _____________________ | МАЛЫ32 _______________________ |
Буквы перепутались. Помоги буквам -и- ш занять своё место в словах.
шзбуика ___________________дедуика __________________________
итаншики _________________ | веншк ____________________________ |
плшта ____________________ | меиок ____________________________ |
икола _____________________ | бабуика ___________________________ |
веиалка ___________________ | оислшк ____________________________ |
5. Помоги гномикам вставить пропущенные буквы и или ш в слова.
л…па | …ок |
…ерсть | …убка |
ко…ка | кал…тка |
кор…дор | пр…бор |
…устрый | …умный |
БУКВЫ Б - Д
Рассмотри картинки. Какие буквы в них спрятались?
Допиши хвостики буквам б-д и прочитай слова.
оант оазар оушно оорога
оилет руоашка раоата раоуга
гвозоики орошка загаока оаоушка
Запиши под каждой картинкой букву д или б, которая есть в этом слове.
___________ ________ _________ ________ _________
Вставь пропущенные буквы.
…егемот …рови
за…ор …орога
…илет кори…ор
…ирижёр …упло
Закончи предложения: допиши слова сбуквами б-д.
Ребята набрали в лесу много …. ______________________________ .
магазин привезли карандаши и … ___________________________. Боря сделал игрушки из цветной … ___________________________ . У Бори красивая … _____________________________.
6. Прочитай текст. Закрой его и запиши по памяти. Подчеркни б - одной чертой, д – двумя чертами.
В ДЕРЕВНЕ
Летом …ратья …ыли в …еревне у …а…ушки и …е…ушки. Не…алеко от …еревни …ежала …ыстрая речка. Каж…ый …ень …ети лю…или у…ить там ры…у с утра и …о о…е…а. Потом спешили в лес за гри…амии и яго…амии. А вечером …ратья ра…отали в огоро…е вместе с …е…ушкой и …а…ушкой.
Запиши название картинок в два столбика. Раскрась только те картинки, в названии которых записал б.
Д
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Б
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
8. Отгадай кроссворд.
1.
2.
3.
| | | | | | 4. | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5. | | | | | | | | | | | 1.Раз в театр на балет | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Папа нам купил … | |
| 3.Гармошка в руках, | | | |
4. Весь я золотистый, | | | | | | | | | | | |
| На макушке фуражка, | | | | | | | | | | | |
Мягкий и пушистый. | | | | | | | | | | | |
| А рядом с ним важно | 2.В дом несётся со всех | | | | | | |
Я у курицы – ребёнок, | | | | | | |
| Сидит Чебурашка. | | | | | | | | | | | |
А зовут меня … | ног. | | | | | | |
| Портрет у друзей | | | | | | |
| Нос наморщил и чихнул, | | | | | | |
| Получился отменный, | | | | | | |
| | | | | | | | | Папе руку он лизнул. | | | | | | |
| | | | | | | | | Я люблю тебя, дружок, | | | | | | |
| Мягкий и пушистый. | Рыжий, маленький... | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
5. Эта маленькая пташка | | | | | | | | | | | |
| Я у курицы - ребёнок, | | | | | | 3. Гармошка в руках, | |
Носит серую рубашку, | | | | | | |
| А зовут меня … | | | | | | На макушке фуражка, | |
Подбирает быстро крошки | | | | | | |
| 5. Эта маленькая пташка | | | | | | А рядом с ним важно | |
И спасается от кошки. | | | | | | |
| Носит серую рубашку, | | | | | | Сидит Чебурашка. | |
| Подбирает быстро крошки | | | | | | |
| | | | | | Портрет у друзей | |
| И СП | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | Получился отменный, | |
| | Прочи | т | ай, какого цвета снег? | На нём Чебурашка, | |
А рядом с ним…
БУКВЫ П-Т, п-т
Это буквы п-т.
Подумай и скажи, в чём их сходство, а в чём различие. Сравни печатные и рукописные буквы.
п- 2 (II) т- 3 ( III)
Напиши цифру 2 или 3 справа от соответствующей буквы п или т в таблице.
П | Т | п | т | п | П | Т |
Т | т | н | Б | Г | К | В |
П | Ц | т | П | Ж | Т | Д |
| | | | | | |
Буква п любит цифру 2, потому что у неё две ножки, а буква т – цифру 3, потому что у неё три ножки. Расколдуй слова, прочитай и
запиши их. | |
3а2ки __________________________ | ша2ка _____________________ |
2аль3о _________________________ | бо3инки ___________________ |
2уховик ________________________ | 3уфли _____________________ |
са2оги _________________________ | 2ла3ье ____________________ |
Из данных слов составь предложение и запиши его. Посчитай сколько в нем слов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Собери шарики так, чтобы получились предложения. Запиши их.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы в слова и прочитай текст стихотворения. Перепиши это стихотворение.
На кра…иве, как на …ли…ке, Вски…я…или чай ули…ки. Заходи чайку на…и…ься, Кто кра…ивы не бои..ся.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
БУКВЫ Л-М, л- м
1. Взялись за руки друзья: | М | | | |
И сказали: «Ты да я – это мы!» | м | |
| | | |
А между тем получилась буква М. | | | | | |
| | | | |
-На что еще походит буква «М», с чем ее можно сравнить? | |
Алфавит продолжит наш буква «Л» - лесной шалаш.
-С чем бы вы еще, ребята, сравнили букву «Л»?
Л л
Раскрась буквы Л, М карандашами разного цвета.
Найди и обведи букву М
Найди и обведи букву Л
Вставь буквы Л – М в слова.
…е…кий …ет…а
с…о…а …о…око
с…е…о ш…е…ь
…ы…о со…о…а
…а…ьчик …а…ина
Раздели подарки между двумя Дедами Морозами
Составь предложения по картинкам. Запиши их по образцу.
________________________________________
____________________________________________________________
______________________________________________________________
Составь слово из названий картинок в каждом ряду. Запиши новые слова, выделяя в них первые звуки.
_______________________________
_______________________________________
Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы Л-М и слова из правого столбика. Запиши эти предложения и выдели в словах буквы занятия.
…юди ш…и по ________________ .
…иша бежа… по …есу на __________________.
Га…ки и го…уби у…ете…и на соседнюю
______________ .
Под ё…кой постави…и деда _________________.
…а…ьчики сде…а…и д…я птиц ______________.
…а…а постави…а чайник на ________________.
кормушка
мороз
аллея
плита
клетка
лыжи
10. Обведи имена мальчиков – синим цветом, а девочек – розовым
цветом.
Марина Леонид Михаил
Милана Алёна Илья
Лилия Лариса Мария
Лев Василий Ольга
Елена Коля Александр
БУКВЫ К-Н, к-н
Это буквы к и н. Подумай и скажи, в чём их сходство и различие. Сравни печатные и рукописные буквы.
Рассмотри знакомые тебе буквы. Зачеркни те из них, которые записаны неверно. Объясни свой выбор.
Переставь в каждом слове буквы так, чтобы получились новые слова.
накат __________________________ | носик _____________________ |
ночка __________________________ | накал ______________________ |
никель _________________________ | немота ____________________ |
крона __________________________ | весна _____________________ |
Заполни таблицу, используя слова с буквами к-н.
животные
цветы
имена
города
Помоги Наде и Кате разгадать ребусы и поделить их между собой.
НАДЯ
Вставь пропущенные буквы к-н. прочитай стихотворение.
Рыб…а плавает в водице.
Рыб…е весело играть.
Рыб…а, рыб…а- балов…ица,
Я хочу тебя поймать.
Рыб…а хвости…ом мах…ула,
…рош…у хлеб…ую взяла.
Рыб…а хвости…ом мах…ула.
Рыб…а – раз, и уплыла!
Найди и прочитай предложения. Возьми маркер и отдели предложения друг от друга.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
БУКВЫ Ш-Щ, ш-щ.
Сравни буквы по написанию. Чем они похожи? Чем отличаются? Обрати внимание на то, как выглядят буквы ш-щ в рукописном и печатном шрифтах.
Рассмотри таблицу. Обведи все буквы ш – синей ручкой, а щ – зелёной.
Соедини картинки с санями, где обозначен тот звук, который есть в словах.
Рассмотри картинки. Раскрась только те, которые обозначают слова, где слышится звук [щ’]. Запиши слова в два столбика.
Ш
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Щ
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Замени подчеркнутые буквы в слове буквами ш или щ. Запиши полученные слова, распределяя их по двум столбикам.
Лапка, каска, мука, река, плач, мель, миска, чёлка, даль, помочь, зов, мелок, ялик, коврик, роза.
Ш
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Щ
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Прочитай рассказ. Ответь письменно на вопросы.
Мокрый щенок
Кончился дождь, и Костя вышел на крыльцо. Под крыльцом кто – то жалобно пищал. Между стеной дома и крыльцом была большая щель. Костя просунул руку в щель
нащупал мокрого щенка. Костя вытащил щенка из – под крыльца. Щенок был испуган, продрог и сильно дрожал. Костя прижал щенка к себе. Скоро щенок успокоился, согрелся и уснул.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
БУКВЫ И-Ц, и-ц
Сравни буквы по написанию. Чем похожи? Чем отличаются?
Найди и обведи букву Ц
Рассмотри таблицу. Обведи все буквы ш – синей ручкой, а щ – зелёной.
ЩШИЦЮЧЙШЦИЦИИПУЖПО ЩЦШЩЦЦШЩИПНЦШЦИЦИИ
Вставь пропущенные буквы и-ц в слова.
ЛИ…О | КОНН… … А | Л…С…ЧКА |
СТОЛ… …А | СТРАН… …А | …ЕПОЧК… |
…ПЛ… | Л…СТВЕНН… … А | …ЫПОЧК… |
Помоги Царевне- Лягушке образовать новые слова при помощи
суффикса – ниц.
сухарь
___________________
мыло ____________________
сахар
__________________
суп _______________________
конфеты
_______________
соус ____________________
селёдка
________________
чернила _________________
Запиши названия картинок в два столбика.
И
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Ц
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Составь и запиши предложения из данных слов.
Цапля, птенцов, на, вывела, болоте.
Курица, цыплят, пушистых, зовёт.
Бедным, лисица, курицам, снится.
Нина, воду, колодца, набирает, из.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
10.БУКВЫ Ц- Щ, ц-щ
Рассмотри буквы ц-щ. Запиши, чем они похожи и чем отличаются.
Как ты думаешь, почему выбраны эти символы?
Найди и обведи букву Ц
Найди и обведи букву Щ
Поменяй местами буквы и узнай, кто живёт в домиках.
ЛЫЧЁП ИТПЫЦ ЙОЩЕК АЦНИИС
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
УКРИЦА ЕЩЛ РЕЦВОКС ЕНКОЩ
Образуй слова при помощи суффикса ИЦ. Какое слово лишне? Почему?
Волк - ______________________________
Медведь - ___________________________
Тигр - ______________________________
Орёл - ______________________________
Лев - _______________________________
6. Вставь пропущенные буквы. Прочитай предложения. Переставь предложения так, чтобы получился рассказ. Запиши его в тетрадь и выдели все буквы занятия: обведи все буквы Ц – синим кружком, а буквы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.Прочитай загадки. Запиши отгадки и выдели в них буквы занятия:
Ц- синим кружком, а Щ- зелёным кружком.
Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает.
___________________
_
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают, Мёдом угощают.
__________________________
меня пропал носок, Утащил его …
___________________
На одной ноге стоит.
______________________
Какие предметы ты видишь на
картинках? Запиши названия этих предметов, выделяя в них буквы занятия.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
10.БУКВЫ З-Е.
Найди и обведи букву З
Найди и обведи букву Е
Допиши букву Е
Назови имена сказочных героев. Запиши их имена. С каких букв они начинаются?
________________ ___________________
Помоги Золушке и Емеле записать имена их знакомых. В этих именах обязательно встречаются буквы Е-З.
…катерина …лата
…ахар …инаида
…лена …вгения
Составь и запиши имена, отчества и фамилии по
образцу.
Образец: Зинаида Захаровна Егорова.
ИМЕНА | ОТЧЕСТВА | ФАМИЛИИ |
| | |
Егор | Захар | Емельян |
Захар | Емельян | Захар |
Зоя | Евгений | Егор |
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6.Вставь пропущенные буквы в стихотворения. Выдели букву Е – красной ручкой, а З – синей ручкой. Спиши одно стихотворение в тетрадь.
…горушка - …гор
Полез через забор,
За гвоздь зацепился,
Висит – голосит:
Резиновую …ину
Купили в магазине,
Резиновую …ину
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Отгадай имена. Запиши их, выделяя буквы занятия.
11.БУКВЫ Ч -У.
На что похожа буква?
Да, вы правильно решили:
мы пишем, как четыре, Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.
В. Степанов
Ты увидишь букву У.
В. Степанов
Обведи букву У- красным кружком, а букву Ч – синим кружком.
ЧМПУИИМЧИУУЧНРТЧУЫЧТУТЧУУ ИЕРИУЧАУТЧГЧУЦЧУИУУИЧТУЧ П ГЧУИ ЧТПУУЬЧУИЧИПРУЬУЧ УОЧУ
Запиши имена сказочных героев.
________________________ ___________________________
Помоги героям отгадать загадки, отгадку запиши с заглавной буквы в тетрадь.
Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка,
_________________________
них усы не для красы – Они показывают время, И называются …
____________________
Живёт спокойно – не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет…
_________________________
На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
потрогал их немножко, Рожки спрятались опять.
_________________________
Вставь пропущенные буквы. Напиши пословицы в тетрадь.
…ченье – путь к уменью.
…мелые руки не знают скуки.
…меый себя винит, а глупый – своего товарища.
…его себе не хочешь, того и другим не желай.
…то в воду упало, то и пропало.
…тение – вот лучшее учение.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
6.Разгадай названия городов и запиши их в тетрадь.
7.Вставь пропущенные буквы.
…ченик …чил …роки –
… него в …ернилах щёки.
12.БУКВЫ С- Э.
1. На что похожа буква?
Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится, Сходство есть наверняка, Только нету языка.
Найди и обведи красным цветом букву Э
Найди и обведи букву С
Вставь пропущенные буквы Э - С в слова.
…кворец
…кран
…кспре… …
…кскур…ия
…лон
…тажерка
…хо
…ветлячок
Отгадай загадки. Отгадки напиши в тетрадь.
Целый день он спать не
прочь,
Но едва настанет ночь,
Запоёт его смычок, Музыканта звать…
____________________
На лучинке, на бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само, Вещунья,
Что же это? Белобока,
____________________ А зовут её …
________________
дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество, Это …
___________________
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождей я не
размокла,
Крупна, кругла, сладка
на вкус,
Узнали вы? Я …
_____________________
Напиши предложения по образцу.
Образец: Это солнце.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________