СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь с методическими рекомендациями по выполнению аудиторных и домашних работ выполнена для студентов 1 курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку»

Министерство образования Пензенской области

ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение «Архитектура»












И.Ю. Сорокина

Русский язык

Лексика

Рабочая тетрадь

с методическими указаниями

для выполнения аудиторных и домашних работ

для студентов 1 курса для специальностей

250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», 270802.51 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 230701. 51 «Прикладная информатика»





Группа:

Ф.И.О. студента:




Пенза 2013

Автор-составитель: Ю.А. Мокрушина, преподаватель гуманитарных дисциплин ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделения «Архитектура».





Рабочая тетрадь для выполнения аудиторных и домашних работ по дисциплине «Русский язык. Лексика»:/Рабочая тетрадь/Авт.-сост. И.Ю. Сорокина; ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение «Архитектура». – Пенза: ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение «Архитектура», 2013. - 30 с.




Данная рабочая тетрадь предназначена для помощи студентам 1 курса для специальностей 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», 270802.51 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 230701. 51 «Прикладная информатика» по дисциплине «Русский язык». В учебной рабочей тетради собраны упражнения по разделу «Лексика русского языка» дисциплины: «Лексическая система русского языка», «Русская лексика с точки зрения употребления и происхождения», «Межстилевая лексика русского языка».


Рекомендации подготовлены на основе учебников и методических пособий, рекомендованных рабочей программой по дисциплине «Русский язык».

Рабочая тетрадь одобрена и рекомендована ЦМК ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение «Архитектура» гуманитарных дисциплин для использования в учебном процессе.



ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение «Архитектура», 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………..………………………………………….4

РАЗДЕЛ 1. Лексическое значение слова…………………………………….6

Тема 1.1. Однозначные и многозначные лексемы русского языка…………..6

Тема 1.2. Прямое и переносное значение лексем………………………...…..11

РАЗДЕЛ 2. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы………...……..13

РАЗДЕЛ 3. Лексика с точки зрения происхождения и употребления....18

Тема3.1. Исконно русские и заимствованные слова в русском языке….…..18

Тема 3.2. Группы слов по употреблению в русском языке…………….……23

Итоговый тест по разделу: «Лексика русского языка»………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………30

ВВЕДЕНИЕ


Рабочая тетрадь с методическими рекомендациями по выполнению аудиторных и домашних работ выполнена для студентов 1 курса специальностей 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», 270802.51 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 230701. 51 «Прикладная информатика» по дисциплине «Русский язык» в соответствии с рабочей программой по дисциплине. Методические рекомендации содержат разъяснения по методике самостоятельного выполнения работ по основным темам дисциплины «Русский язык» раздела «Лексика», включают таблицы для заполнения, упражнения для выполнения. Аудиторные и домашние задания способствуют закреплению теоретических знаний, развитию умений определять типы лексем по принадлежности к определенному языку, от которого происходит слово и правильно употреблять слова. Упражнения помогают студентам овладеть навыками самостоятельной работы со справочной и нормативной литературой.

Домашние упражнения по разделу «Лексика» по дисциплине «Русский язык» являются самостоятельной работой студента, охватывающей основные вопросы данной гуманитарной дисциплины Государственного образовательного стандарта в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по специальностям: 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», 270802.51 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 230701. 51 «Прикладная информатика»


Приступая к выполнению задания, студент должен:

а) иметь представление:

- об основных принципах работы с методическими пособиями подобного типа;


б) знать:

- виды лексем русского языка;

- классификацию слов по употреблению и происхождению;

- лексические нормы современного русского литературного языка;


в) уметь:

- определять по внешним признакам и лексическим особенностям принадлежность слов к определенному языку, от которого происходит;

- понимать значение слов и уместно их использовать в речи;

- осуществлять речевой самоконтроль;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.























РАЗДЕЛ 1. Лексическое значение слова

Тема 1.1. Однозначные и многозначные лексемы русского языка

Основные определения по теме:

Лексикология – раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка.

Лексикография – теория и практика составления словарей.

Слово – это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств).

Однозначные слова- лексемы, имеющие одно лексическое значение.

Многозначные – слова, имеющие несколько значений.


Упражнение 1. Соотнесите лексемы и их значение.


Хобби



Бизнес



Интрига



Репортаж



Инструктаж



Алгоритм




Амбиция



Номинация



Коммуникация



Авангард



Вид человеческой деятельности, некое занятие,  которым регулярно занимаются на досуге, для души.


 Самостоятельная предпринимательская деятельность; занятие, приносящее постоянный доход, прибыль.


Путь сообщения, связь одного места с другим. 


Порядок действий, правила, используемые в процессе какой-л. деятельности. 


Стилевое направление, связанное с поиском новых творческих приёмов, выразительных средств и т.п.


Обострённое самолюбие, чрезмерное самомнение.


Сообщение или рассказ о текущих событиях, комментарий к происходящему (в печати, по телевидению, радио).


Выдвижение кандидатур для участия в каком-л. творческом конкурсе.


Скрытые действия неблаговидного характера для достижения какой-л. цели.



Руководящие указания, инструкции.


Упражнение 2. Определите слова по их лексическому значению и запишите их.


Раздел лингвистики, изучающий лексику, - (_________________).

Слова, имеющие несколько лексических значений, - (_______________).

Слова, имеющие одно лексическое значение,-(__________________).

Стеклянная «квартира» для рыб – (__________________).

Цитрусовый плод оранжевого цвета – (___________________).

Небольшая гармоника с клавишами, как у пианино - (________________).

Очень легкий металл, из которого делают самолёты - (_______________).


Упражнение 3.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?


  1. Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.

  2. Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.

  3. Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.

  4. Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.


Упражнение 4.  Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.

1. Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет молодёжь на земле свой зелёный автограф.____________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Во всю длину газеты дан аншлаг: «Пусть горит земля под ногами хулиганов»._________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Планктон – армада загадок. ___________________________________________

4. Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Если первый матч складывался напряжённо и драматично, волнующих коллизий было хоть отбавляй, то во втором, наоборот, победителя можно было предсказать уже в середине первого тайма. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________8. Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства. Среди них и ветераны, и дебютанты мирового кворума. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­_______ 9. После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет динамовских команд. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________10. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 5. Распределите слова на два столбика по наличию количества значений в них. Выполняя упражнение, используйте данную схему:


Слова: золотой, свекла, ключ, коса, телевизор, кран, телефон, путь, шофер, слово, ночь, сладости, ручка, дверь, голова, тайна, звезда.


Однозначные слова

Многозначные слова












Упражнение 6. Привести минимум пять существительных, образованных при помощи суффикса -щик в ХХ веке. Указать, есть ли в словаре словообразовательные варианты. Дать общую семантическую характеристику слов этой группы.

Образец выполнения:
Существительное фрезеровщик – «рабочий, работающий на фрезерном станке» впервые зафиксировано в ХХ веке, образовалось при помощи суффикса -щик и интерфикса -ов-. Словообразовательных вариантов у слова в словаре нет. Общее значение слов этой группы – «наименование лица по профессии, по роду занятий».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Оценка________________________________

Подпись преподавателя _________________

Тема 1.2. Прямое и переносное значение лексем

Основные определения по теме:

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Метони́мия (букв. переименование) — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом.

Сине́кдоха (др.-греч. συνεκδοχή) — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. 


Упражнение 1. Определите использованный прием переноса значения слов в данных словосочетаниях и предложениях.


Медные волосы - ___________________;

Брачные оковы- _____________________;

Море слез - _________________________;

Кислое выражение лица- ______________;

Ножка стула- ________________________;

Шляпка гриба- _______________________;

Гусеницы трактора- ___________________;

Солнце зашло- _______________________;

Часы идут - __________________________;

класс опоздал -_______________________;

 Всё спит — и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) - _______________________;

Ну что ж, садись, светило. (Маяковский) - ______________________________;

Я три тарелки съел -_________________________________________________.


Упражнение 2. Прокомментируйте схему и подберите по пять примеров на каждый вид лексем таблицы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка________________________________

Подпись преподавателя _________________

РАЗДЕЛ 2. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы

Основные определения по теме представлены в таблице:


ОМОНИМЫ

(это слова, разные по значению, но одинаковые по написанию)

СИНОНИМЫ

(это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению)

АНТОНИМЫ

(это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значение)

ПАРОНИМЫ

(это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию)

Омофоны

(фонетичес

кие омонимы)

Омоформы

(грамматичес

кие омонимы)

Омографы

(графические

омонимы)

Пруд – прут, код - кот

Мой – местоимение и повелительная форма глагола

Му΄ка - мука΄


Проплывало голубое лето,

Уходило лето голубое.


Они сошлись. Вода и камень.

Стихи и проза, лед и пламень.


глубинный – глубокий, геройство – героизм.


Упражнение 1. Прочитайте стихотворение Д.Чиарди «Еще одно эхо?» и дополните строчки подходящими по смыслу антонимами.


И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь__________

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь __________

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь _________.

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ____________

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты ___________

Теперь НАЧАЛО я скажу.

Ну отвечай _____________.

Упражнение 2. Продолжи фразу подходящим по смыслу антонимом:


Сахар сладкий, а лимон _______________.
Мяч большой, а мячик_________________.
Дорога широкая, а тропинка____________.
Дерево высокое, а куст _________________.

Чай горячий, а мороженое ______________.
Перышко легкое, а кирпич ______________.

Папа высокий, а мама___________________.



Упражнение 3. Выбери из трех слов два слова – синонима. Подчеркните их.


Дом, солдат, маршал
Конь, собака, лошадь
Слабый, неловкий, неуклюжий
Веселый, крепкий, прочный
Большой, красивый, огромный

Думать, ехать, соображать.


Упражнение 4. Выберите правильный вариант ответа.


1. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.

2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.

3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.

4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.



2. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить
ДИПЛОМАНТ?
1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с
окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и
таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в
заключительном концерте.


3. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово
БОЛОТИСТЫЙ?
1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на живот
низине.
3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал
писать в толстой тетради.
4) Черная БОЛОТНАЯ грязь преследовала его весь день.


Упражнение 5. Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.


Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался. Смех смехом. А Мишка-то едва остался с мехом. И заревел он грозно: - Надо ели срубить в бору, они мне надоели (Я. Козловский) Нет хуже удела, чем быть не у дела (Я. Козловский) Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Я. Козловский) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.) Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших. 


Упражнение 6. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.


Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). На голове отца (одета -  надета) меховая шапка.


Упражнение 7.  Вставьте нужный пароним из скобок.

1. Представить_____________проект - рассказать о ______________явлении (типичный, типовой). 2.Оказать полн…_________________- проявить излишн.._____________________(доверчивость, доверие) . 3.  Выразить глубок...__________________- получить всеобщ..._________________(признание, признательность).

Упражнение 8. Составьте и запишите словосочетания (или предложения), используя следующие паронимы:

Тема - тематика, преемник - приемник, желанный - желательный, идеальный -идеалистический, осудить - обсудить, лирический - лиричный, индивидуальность -индивидуализм, понятный - понятливый.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Упражнение 9. Приведите примеры антонимов, использованных в названиях художественных произведений, телепередач и т.д.


1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

















Оценка________________________________

Подпись преподавателя _________________


РАЗДЕЛ 3. Лексика с точки зрения происхождения и употребления

Тема 3.1. Исконно русские и заимствованные слова в русском языке

Основные определения по теме:

Индоевропейские лексемы - называются слова, которые после распада индоевропейской этнической общности (конец эпохи неолита) были унаследованы древними языками этой языковой семьи, в том числе и общеславянским языком. Так, общими для многих индоевропейских языков будут некоторые термины родства: мать, брат, дочь; названия животных, продуктов питания: овца, бык, волк, мясо, кость и т.д.

Общеславянскими (или праславянскими) называются слова, унаследованные древнерусским языком из языка славянских племен, занимавших к началу нашей эры обширную территорию Восточной, Центральной Европы и Балкан. Например, общеславянскими являются наименования, связанные с растительным миром: дуб, липа, ель, сосна, клен, ясень, черемуха, лес, бор, дерево, лист, ветвь, ветка, кора, сук, корень и т.д.

Восточнославянскими (или древнерусскими) называются слова, которые начиная с VIII в. возникали уже только в языке восточных славян (предков современных русских, украинцев, белорусов), объединенных к IX в. большим феодальным государством - Киевской Русью. Историческая лексикология располагает пока незначительными сведениями о специфике древней восточнославянской лексики. Однако несомненно, что есть слова, известные только трем восточным славянским языкам. К таким словам относятся, например, названия различных свойств, качеств, действий: сизый, хороший, рокотать; термины родства, бытовые названия: падчерица, дядя, кружево, погост; названия птиц, животных: зяблик, белка; единицы счета: сорок, девяносто; ряд слов с общим временным значением: сегодня, внезапно и др.

Собственно русские - все слова (за исключением заимствованных), которые появились в языке уже тогда, когда он сформировался сначала как язык великорусской народности (с XIV в.), а затем и как национальный русский язык (с XVII в.). Собственно русскими будут, например, наименования действий: ворковать, разредить, размозжить, распекать, брюзжать; названия предметов быта, продуктов питания: обои, облучок, обложка, голубцы, кулебяка; наименования отвлеченных понятий: итог, обман, обиняк, опыт и мн. др.

Заимствованные слова – лексемы иноязычные, которые пришли в наш язык из других языков мира.


Упражнение 1. Прочитайте стихотворение-пародию “Бурное новословие” Н.П.Колесникова. Найдите все заимствованные слова и с помощью словаря иностранных слов определите их значение.

У торговцев, у послов
(да в любой газете)
Появилось много слов,
Непонятных, умных слов, 
Вот таких, как эти:
Ноу хау, чартер,
Тюнер, плейер, бартер,
саммит, зомби,
Картер, брокер, лобби,
Сервис, ксерокс, принтер,
Блейзер, сканнер, спринтер,
Фьючерс, дайджест, рейтинг,
Имидж, спонсор, серфинг,
Шоу, таймер, бизнес,
Брифинг, картридж, клиринг,
Селинг, лизинг, дилинг,
Плоттер, триллер, дилер,
Пейджер, рэкет, киллер…
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму,
Что к чему и почему…

Заимствованные слова из стихотворения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Упражнение 2. По таблице заимствований слов определите принадлежность слов к языку, от которого оно образовалось.


Режиссер, актер, спорт, дорога, золото, безе, геология, халат, шпроты, романс, кросс, зефир, алыча, бюро, мираж, пюре, авангпрд, корпус, доктор, цензура, грильяж.


Образец выполнения :

Режиссер – конечн. –ЕР =от фр. языка.


ЗАИМСТВОВАННАЯ ЛЕКСИКА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Греческие


Латинские

Тюркские

Фино –

угорские

Немецкие

Французские

Итальянские

Английские

1)конечное

ОС (космос)

2) Корни

БИО(жизнь)

Ге (земля)

Лог (знания)

Метр (мера)

Термс (тепло)

Фон (зкук)

Фот (свет)

Конечные

ЕНТ,

-ТОР,

-УМ,

- УР,

-УС,

-ЦИЯ

(цензура

доктор

корпус)

1.Сочит. Гласных

А – Ы,

У – У,

У – О,

А – А

(халат, утюг)

2.Конечные -ЛЫК,

- ЧА

Название рек, населен-

ных пунктов на

- ОГА,

- ЕГА,

- ЮГА,

- ХТА, - МА

(Ухта)


Начальное сочетание ШТ, ШП;

Конечное МЕЙСТЕР


1)конечные ударные

-Е, -И, -О

в неизменяемых словах

(купе, бюро);

2)конечное

-ЕР (актер);

3) конечное –АЖ, -ЯЖ

(мираж, тираж);

4)конечное

- АНС (аванс, романс)

Конечные безударные

-Е, -ИО,

- О при неизменяемости слова

(импресарио)

Спорт,

Старт,

Бутсы,

Кросс,

Яхта и др.



_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 3.  Пользуясь словарями иностранных слов, определить значение слов:

дайджест, спикер, инвестор, менталитет, маркетинг, интегрировать, инвестор

(1 вариант);

банальный, амбиция, дилемма, дилетант, имидж, импичмент, китч, плюрализм

(2 вариант).

Вариант _______

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Оценка________________________________

Подпись преподавателя _________________

Тема 3.2. Группы слов по употреблению в русском языке

Основные определения по теме:

Архаизмы - это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным (в первую очередь - экстралингвистическим) причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами.

Арготическая лексика (арго´, арготизмы) (фр. argot – замкнутый, недеятельный) – слова и выражения, распространённые в узкопрофессиональной или асоциальной сфере. 

Варвари́зм — иностранное слово или выражение, не полностью освоенное языком и воспринимаемое как чужеродное, как нарушение общепринятой языковой нормы.

Диалектная лексика (диалектизмы) (греч. dia´lektos – наречие) – слова, распространение которых ограничено той или иной территорией.

Жаргонная лексика (жаргон, жаргонизмы) (фр. le jargon – говор) – слова, которые отражают особенности речи людей, объединённых общей профессией, социальным положением, возрастом, интересами. 

Историзмы - это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали.

Лексика ограниченного употребления – лексика, которая в свою очередь подразделяется на социально-ограниченную лексику, используемую только в отдельных социальных разновидностях языка (жаргонизмы, профессионализмы, сленговые слова, арготизмы) и территориально ограниченную лексику, используемую в отдельных разновидностях языка (диалектные слова, этнографизмы);

Неологизмы- новые слова.

Общеупотребительная (общенародную) лексика – лексика, используемая всеми носителями языка, независимо от территории проживания или социальной принадлежности;

Профессиональная лексика (профессионализмы) – слова и выражения, используемые людьми одной профессии или специальности. 

Терминологическая лексика (термины) – слова или словосочетания, используемые для логически точного определения специальных понятий, их отличительных  признаков и качеств. 

Экзоти́зм — иноязычное заимствование, обозначающее предмет или явление из жизни другого народа. В отличие от других варваризмов, из-за своей стойкой этнической ассоциации экзотизмы, за редким исключением, усваиваются не до конца и обычно так и остаются на периферии словарного запаса языка. 


Упражнение 1. Сделайте лексический разбор выделенных слов в предложении, согласно следующему плану:

1. однозначное / многозначное;

2. прямое / переносное;

3. лексическое значение в данном контексте;

4. нейтральное / какому разряду лексики относится (см. таблицу выше) ;

5. активного / пассивного словаря;

6. исконное / заимствованное;

7. имеет ли омонимы (привести примеры, указать тип омонимии: омоформы, омофоны, омографы);

8. имеет ли синонимы (привести примеры);

9. имеет ли антонимы (привести примеры);

10. в каком стиле речи преимущественно употребляется.

1) Золотое убранство леса радует глаз. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Новая программа дала сбой.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Вдоль дороги куриться дымок.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Упражнение 2. Заполните таблицу, подобрав для каждой строки по 5 соответствующих примеров. Можете пользоваться словарём.


Нейтральные слова







Диалектизмы







Профессионализм







Архаизмы







Историзмы







Неологизмы







Интернационализмы







Экзотизмы







Варваризмы







Жаргонизмы









Упражнение 3. Найдите 5-7 примеров их текстов русской литературы с разными видами устаревших слов.


Образец выполнения:

Взгляни, наконец, на свою собственную персону - и там прежде всего встретишь главу, а потом уже не оставишь без приметы брюхо и прочие части (С. Щ.).

Устаревшее слово – глава; значение: голова – часть человеческого тела.


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Оценка________________________________

Подпись преподавателя _________________


Итоговый тест по разделу: «Лексика русского языка»


1.  Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?
а) совесть 
б) долг  
в) стыд  
г) благородство


2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?
а) порядочный 
б) гуманный  
в) преданный 
г) добрый

3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе;
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание;
в) аналогия — противоположность чему-либо;
г) привилегия — преимущественные права, льготы.

4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли



5. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.
а) площадь  
б) вокзал  
в) собралась  
г) густая

6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.
а) летний   
б) дремлют  
в) бледно-красен 
г) блестят


7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?
а) идиллия   
б) брак  
в) линейка  
г) давление

8.  В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный

9.  Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?
а) печаль 
в) смятение  
б) праздник 
г) блаженство

10.  В каком предложении нет антонимов?
а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.

11.  Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
а) бежать  
б) четыреста  
в) гипотенуза 
г) время

12.  Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
а) клевый 
б) классный  
в) крутой  
г) отличный







Оценка________________________________

Подпись преподавателя _________________



Список использованных источников


Основной


Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. / А. Власенков– М., 2005.


Дополнительный

  1. Александрова Л.П. и др. Словарь синонимов русского языка. М., 2001. 

  2. Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В. Русский язык. 10-11 кл./ Н.Г. Гольцова. – М., 2005.

  3. Скворцов, Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

  4. Скорлуповская ,Е.В., Снетова, Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

  5. Толковый словарь русского языка. Т.1-4 / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2000.

  6. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование./ Н. Штрекер. – М., 2005.



35



Скачать

© 2021 476 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!