СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по дисциплине Бизнес-планирование

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрарь для самостоятельной работы обучающихся по  специальности Экономика и бухгалтерский учёт

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по дисциплине Бизнес-планирование»

Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»










РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине Бизнес-планирование

по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

























2021 год







ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК

экономических и бухгалтерских дисциплин, гостиничного сервиса

Протокол № ___ от « » ______ 2021 г.

Председатель

______________ Объедкова Т.В







Рабочая тетрадь разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины Бизнес-планирование по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)



Составитель: Белозерцева Г.М. – преподаватель высшей квалификационной категории



Рецензенты:

Внутренний – Горлова Е.В. – преподаватель специальных дисциплин


Внешний – Бутаков Г.М. – индивидуальный предприниматель



























Содержание


Аннотация ……………………………………………………………………………………

Практическое занятие 1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности……………………………………………………………………………….

Практическое занятие № 2 Резюме предприятия……………………………………..

Практическое занятие № 3 Характеристика проекта и описание товара. Анализ отрасли и рынка. Оценка конкуренции……………………………………………………………….

Практическое занятие № 4 Разработка плана маркетинга……………………………

Практическое занятие № 5,6 Производственный план………………………………..

Практическое занятие № 7 План обновления выпускаемой продукции…………….

Практическое занятие № 8 План производства и прогноз сбыта продукции……..

Практическое занятие № 9 План развития производства ……………………………

Практическое занятие № 10 График выполнения работ……………………………..

Практическое занятие № 11 Управление и организация. Капитал и организационно-правовая форма предприятия……………………………………………………………….

Практическое занятие № 12,13 Разработка финансового плана…………………………

Практическое занятие № 14 Оценка рисков………………………………………………

Практическое занятие № 15 Презентация бизнес – проекта…………………………….

Список использованных источников …………………………………………………….


3


6

7


7

9

9

10

11

12

12


13

15

16

17

19





































Аннотация


Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и содержит практические и контрольные задания по дисциплине Бизнес-планирование

Рабочая тетрадь состоит из разделов, соответствующих рабочей учебной программе дисциплины. После каждого раздела предлагаются контрольные вопросы и тесты для проверки и оценки знаний и умений обучающихся, даны критерии оценки.

Задания выполняются в рукописном или печатном виде. Электронный вариант может использоваться для дистанционного обучения.













































Практические задания и контрольные вопросы


Тема 1. Бизнес-планирование в системе управления предприятием

Задание: выбрать правильный ответ (несколько ответов)

1. Бизнес-план имеет следующие два направления:

1.внутреннее и внешнее

2.долгосрочное и краткосрочное

3.стратегическое и тактическое.

4.техническое и экономическое

2. В чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта

1.выбор оптимального варианта технического перевооружения предприятия

2.обоснование технической возможности и целесообразности создания объекта предпринимательской деятельности

3.получение прибыли при вложении капитала в объект предпринимательской деятельности

4.проведение финансового оздоровления

3. Для предпринимателя, который знает, что он действует на стабильном и насыщенном рынке, лучшим решением будет направить свои маркетинговые усилия на:

избирательный (специфический) спрос

общие потребности (общий спрос)

первичный спрос

потенциальный спрос

4. Достаточный бизнес-план содержит:

1.все ответы верны

2.все разделы бизнес-плана по предлагаемому варианту и не обязательно включает подробные расчеты по альтернативным вариантам

3.все расчеты, справки, свидетельства и другие материалы

4.краткие выводы по каждому разделу без обоснования и расчетов

5. Емкость рынка – это:

1.все ответы верны

2.объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение определенного периода времени

3.территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) предприятия

4.удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме продаж товаров (услуг) на данном рынке

5. Если фирма рискует тем, что в худшем случае произойдет покрытие всех затрат, а в лучшем – получит прибыль намного меньше расчетного уровня – эта область риска называется как:

1.критического

2.минимального

3.недопустимого

4.повышенного

6. Изъятие существующих продуктов из производственной программы предприятия; прекращение производства товара; вывод товара с рынка как потерявшего конкурентоспособность на рынке и спрос – это...

1.вариация имиджа товара

2.вариация товара

3.конкурентоспособность товара

4.элиминация

7. Инвестиции могут осуществляться в форме (укажите не менее 2-х вариантов ответов):

1.денежных средств;

2.зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества;

3.информационной поддержки нематериальных активов, оцениваемых денежным эквивалентом;

8. Инвестиционный проект:

1.может разрабатываться на базе бизнес-плана предприятия и рассматриваться как его составная часть

2.это самостоятельный документ.

Инновационные бизнес-проекты классифицируются следующим образом:

1.нет верного варианта.

2.социальные, организационные, коммерческие

3.технические, коммерческие, социальные

4.экономические, социальные, организационные

10. Источниками инвестиций являются:

1.ассигнование из бюджетов различных уровней, фондов поддержки предпринимательства

2.все варианты верны.

3.иностранные инвестиции в форме финансового или иного участия в уставном капитале и в форме прямых вложений

4.различные формы заемных средств

5.собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участии, промышленная собственность и т. п.) и привлеченные средства

Ответы

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ














Практическое занятие 1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности

Цель: научиться давать экономическую характеристику деятельности предприятия

Задание: составьте экономическую характеристику деятельности выбранного предприятия

Решение оформить в таблицу

Показатели

Характеристика

Отрасль, к которой относится ваше предприятие



Тип рынка




Тип продукта



Уровень цен на рынке за единицу продукции



Виды оборудования




Мощность оборудования (штук в день)




Количество выпускаемой продукции в месяц и год



Планируемая выручка

В=Ц*О

Ц- цена продажи

О- объём реализации



Виды используемых материалов (основные)




Плановый уровень затрат на производство, включая зарплату сотрудников





Прибыль в месяц





Тема 2. Структура и содержание разделов бизнес-планов


Практическое занятие № 2 Резюме предприятия

Цель: научиться создавать резюме

Задание: написать резюме предполагаемого бизнеса (используя данные практического занятия № 1)

Методические указания

Основные подразделы резюме

1. Название проекта и организационная форма

Прежде всего, в резюме нужно указать название бизнес-проекта, например:

  • Бизнес-план открытия магазина одежды;

  • Бизнес-план пекарни;

  • Бизнес-план мастерской по изготовлению предметов декора из природных материалов.

Для написания резюме нужно указать следующую информацию:

Название организации («Иванов и партнеры»)


Организационно-правовая форма



Форма собственности



Среднесписочная численность работников, должности




Размер уставного капитала и его источники(инвестиций)



Валовой оборот продукции в денежном выражении



Поставщики




Покупатели




Ваш опыт работы и квалификация




Конкуренты




Ваши конкурентные преимущества






Практическое занятие № 3 Характеристика проекта и описание товара. Анализ отрасли и рынка. Оценка конкуренции

Цель: научиться создавать концепцию предполагаемого бизнеса

Задание: по предложенному плану создайте концепцию выбранного вами бизнеса

Содержание концепции.

  • Что именно будет делать открываемое предприятие, и чем его предложения будут отличаться от предложений конкурентов?

  • Какую потребность удовлетворяет ваш продукт?

  • Кто ваши покупатели?

  • Каким образом создатели предприятия планируют найти своих клиентов?

  • Кто ваши конкуренты?

  • Какие перспективы развития предприятия на 3-5 лет?

  • Какие инвестиции (вложения денег) необходимы для начала работы предприятия?

  • Каков источник этих инвестиций (сколько своих денег, где возьмем остальное)?


Концепция бизнеса (название)__________________________________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Практическое занятие № 4 Разработка плана маркетинга

Цель: научиться составлять маркетинговый план

Задание: создайте план маркетинга выбранного бизнеса по следующим показателям:


Показатели

Характеристика

  1. Название продукта, ассортимент




  1. Цена за единицу продукции



  1. Способы распределения (продажи) продукции




  1. Методы продвижения продукции на рынок ( виды рекламы, каналы продвижения, скидки, акции, и т.д)








  1. Бюджет маркетинга (затраты на рекламу и другие способы продвижения)








Практическое занятие № 5,6 Производственный план

Цель: научиться составлять план производства

Задание: рассчитайте показатели производства вашего предприятия


1)Объём производства в натуральных и денежных измерителях;

2) Распределение производства во времени (день, месяц, год)

3)Затраты на материалы, зарплату и прочие постоянные расходы по времени (месяц, год)

4) Объём поставки материалов от поставщика в натуральных и денежных измерителях;


Решение


1.Расчёт объёма производства

Наименование продукта

Объем производства за месяц

Объем производства за год

Количество

Стоимость

Количество

Стоимость

1






2






3






4






5






6






Итого







2. Расчёт затрат на производство


Наименование продукта

Затраты за месяц

Затраты за год

Количество

Стоимость

Количество

Стоимость

1. Материалы

-

-

-

-

-

-





2. Заработная плата

-

-

-

-

-

-





3. Аренда







4. Прочие расходы






















Итого









Практическое занятие № 7 План обновления выпускаемой продукции

Цель: научиться составлять план развития производства и продукции

Задание: составьте прогнозный план обновления продукции на 2 и 3 год работы

  1. Изменение в ассортименте продукции и количестве;

  2. Изменения в ценах продукции;

  3. Изменения в затратах на производство;

  4. Изменение затрат на производство, включая заработную плату;

  5. Изменения выручки и прибыли предприятия.


Показатели

Изменения за второй год работы

Изменения за третий год работы

Количество

Стоимость

Количество

Стоимость

  1. Новые виды продукции (объём производства)

-

-

-





2. Цена продукции с учётом скидок

-

-

-







3. Изменение затрат с учётом роста объёма производства







4. Выручка с учётом изменений






5. Прибыль с учётом изменений






Изменение затрат в % - это отношение нового объёма производства к объёму прошлого года




Практическое занятие № 8 План производства и прогноз сбыта продукции

Цель: научиться составлять прогноз сбыта продукции

Задание: составить воронку продаж собственной продукции


Методические рекомендации

Планирование продаж


При планировании продаж продукта будущего предприятия используются разные методы и инструменты, чтобы максимально точно и достоверно оценить размер всей целевой группы (всех ваших покупателей), на которую нацелен производимые компанией продукт/услуга. Оценивается размер прогнозируемой доли от общей величины целевой группы, которую планирует занять ваша компания в процессе своей деятельности.

Важно использовать официальные и фактические данные для расчета численности целевых групп (населения), доли вашего рынка и нишу рынка (нехватка продукта для заинтересованных потребителей). Анализ фактической и прогнозируемой ситуации по работе с целевой аудиторией (воронки продаж).

ЧТО ТАКОЕ ВОРОНКА ПРОДАЖ


Этот термин широко используется для оценки эффективности рекламных кампаний и процессов продаж. Такая модель позволяет внимательно изучить все этапы прохождения пути от интереса к продукту до завершения сделки и приобретения товара или услуги.




ВОРОНКА ПРОДАЖ


название предприятия








Практическое занятие № 9 План развития производства 

Цель: научиться планировать производство продукции


Задание: рассчитать плановые показатели деятельности предприятия с учётом предложенных изменений. Использовать данные по объёму производства из практического занятия № 7

Показатели

Рост в месяц

Рост в год

Объём производства

-В натуральном выражении

-В денежном выражении


2%

?


Цена за единицу

1,3%


Выручка, руб



Прибыль






Практическое занятие № 10 График выполнения работ

Цель: научиться составлять график выполнения работ


Задание: составить график работы

    1. Персонала;

    2. Отгрузки готовой продукции;

    3. Маркетинговых мероприятий.






  1. График работы персонала на месяц

ФИО, должность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


































































































































































































































































































































2. График отгрузки продукции за месяц


Наименование продукта (услуг)

Объем отгрузки готовой продукции (услуг) покупателю в натуральных измерителях

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Всего за месяц








































Практическое занятие № 11 Управление и организация. Капитал и организационно-правовая форма предприятия

Цель: формирование организационной структуры предприятия


Задание 1. Составить организационные структуру управления вашим предприятием по объектам и по должностям, используя данные предыдущих практических занятий








  1. Организационная структура предприятия__________________________________________

название предприятия


По объектам














По должностям










Задание 2. Определите организационно-правовую форму предприятия, систему налогообложения, принадлежность капитала и доли участников. Определение методы распределения прибыли по направлениям: на развитие, на доходы участников


Решение

Организационно –правовая форма


Система налогообложения, основные налоги, ставки и методы их расчёта







Принадлежность капитала и доли участников

Итого капитал

Участники:





Итого прибыль за год………


Распределение прибыли:

На развитие…………………

На доходы участникам…….

В том числе каждому:








Практическое занятие № 12,13 Разработка финансового плана

Цель: научиться рассчитывать показатели финансового плана предприятия


Задание 1. Определить источники финансирования бизнеса (собственные, заёмные). Составьте график платежей по кредиту на год , используя реальные банковские ставки по кредитам.


Решение

№ п/п

Дата платежа

Сумма кредита

Основной платёж

% за месяц

1

01.01.2022

 ?

0

0

2

01.02.2022

 

 

 

3

01.03.2022

 

 

 

4

01.04.2022

 

 

 

5

01.05.2022

 

 

 

6

01.06.2022

 

 

 

7

01.07.2022

 

 

 

8

01.08.2022

 

 

 

9

01.09.2022

 

 

 

10

01.10.2022

 

 

 

11

01.11.2022

 

 

 

12

01.12.2022

 

 

 

 Итого

0

 

 




Задание 2. Рассчитайте финансовые показатели: чистая приведённая стоимость, срок окупаемости

Методические рекомендации


Дисконтирование денежных потоков

Пример расчёта

Вложение составила 300000 рублей

Прибыль првого года 751500

Прибыль второго года 409800

Ставка дисконтирования(использован банковский процент за кредит) 8% или коэффициент 1,08


NPV

Чистая приведённая стоимость


1

2

3

4

5


Период времени

Сумма

Ставка 8%

Фактор

Сумма


0

-300000

1

1

-300000


1 год

751500

1/(1,08)1

0,925925926

695833,3333


2 год

409800

1/(1,08)2

0,85733882

351337,4486

Итого чистый доход

861300



747170,7819


Графа 4 = результат расчёта в графе 3

Графа 5= графа 2 умноженная на графу 4


Срок окупаемости проекта Инвестиции разделить на прибыль в месяц

300000/ (751500/12) = 9 месяцев



Решение


NPV

Чистая приведённая стоимость


1

2

3

4

5


Период времени

Сумма

Ставка %

Фактор

Сумма


0



1

1



1 год



1/( )1



2 год



1/( )2


Итого чистый доход







Срок окупаемости проекта -



Практическое занятие № 14 Оценка рисков

Цель: научиться рассчитывать величину риска


Задание: проведите оценку рисков методом экспресс анализа 5 сил Портера

Результаты оформить в таблицу

Сила/оценка

Оценка наличия

Оценка негативного влияния

Возможности парирования (избегания риск)

Итоговый рейтинг

Имеющиеся конкуренты





Угроза появления новых конкурентов





Угроза появления товаров-заменителей





Власть поставщиков





Власть потребителей






Тема 3. Презентация, экспертиза бизнес-плана

Содержание: Подготовка и презентация бизнес – плана.




  1. Назовите формы презентации проектов _______________________________________________ _____________________________________________________________________________________


  1. Какими средствами проводится презентация____________________________________________ _____________________________________________________________________________________

  2. Какие иллюстративные материалы можно использовать в презентации______________________ _____________________________________________________________________________________

  3. Требования к оформлению слайдов___________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Требования в речи и поведению во время презентации____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Требования в внешнему виду________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Практическое занятие № 15 Презентация бизнес – проекта

Цель: научиться презентовать результаты своей работы


Задание: с использованием мультимедиа технологии презентовать бизнес- проект

Критерии оценки проекта от 1 до 5 баллов:

  1. Реалистичность бизнес-проекта;

  2. Качество расчётов;

  3. Качество составления бизнес плана;

  4. Качество выступления участников, ответов на вопросы;

  5. Оригинальность и привлекательность способов подачи материалов.


Оценка «5» - 20-25 баллов

Оценка «4»- 14-19 баллов

Оценка «3»- 8-13 баллов

Оценка «2»- менее 8 баллов



ДОКЛАД

для презентации проекта


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




СЛАЙДЫ / РИСУНКИ
























































Список используемых источников


  1. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: учебно-методическое пособие / К.В. Пивоваров. - 8-е изд. - М.: Дашков и К, 2017. - 162 c

  2. Волков О.И., В.К.Скляренко. Экономика предприятия.Курс лекций.- М.: ИНФРА-М - 2016г

  3. Галенко В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: учебное пособие / В.П. Галенко, Г.П. Самарина, О.А. Страхова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2017.

  4. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: уч. пособ. – 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2018

Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации.- М.: Книга сервис, 2012. – 346 с.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://brn.com.ru/

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!