Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине Бизнес-планирование
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
2021 год
ОДОБРЕНО на заседании ПЦК экономических и бухгалтерских дисциплин, гостиничного сервиса Протокол № ___ от « » ______ 2021 г. Председатель ______________ Объедкова Т.В | |
Рабочая тетрадь разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины Бизнес-планирование по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Составитель: Белозерцева Г.М. – преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензенты:
Внутренний – Горлова Е.В. – преподаватель специальных дисциплин
Внешний – Бутаков Г.М. – индивидуальный предприниматель
Содержание
Аннотация …………………………………………………………………………………… Практическое занятие 1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности………………………………………………………………………………. Практическое занятие № 2 Резюме предприятия…………………………………….. Практическое занятие № 3 Характеристика проекта и описание товара. Анализ отрасли и рынка. Оценка конкуренции………………………………………………………………. Практическое занятие № 4 Разработка плана маркетинга…………………………… Практическое занятие № 5,6 Производственный план……………………………….. Практическое занятие № 7 План обновления выпускаемой продукции……………. Практическое занятие № 8 План производства и прогноз сбыта продукции…….. Практическое занятие № 9 План развития производства …………………………… Практическое занятие № 10 График выполнения работ…………………………….. Практическое занятие № 11 Управление и организация. Капитал и организационно-правовая форма предприятия………………………………………………………………. Практическое занятие № 12,13 Разработка финансового плана………………………… Практическое занятие № 14 Оценка рисков……………………………………………… Практическое занятие № 15 Презентация бизнес – проекта……………………………. Список использованных источников ……………………………………………………. | 3 6 7 7 9 9 10 11 12 12 13 15 16 17 19 |
Аннотация
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и содержит практические и контрольные задания по дисциплине Бизнес-планирование
Рабочая тетрадь состоит из разделов, соответствующих рабочей учебной программе дисциплины. После каждого раздела предлагаются контрольные вопросы и тесты для проверки и оценки знаний и умений обучающихся, даны критерии оценки.
Задания выполняются в рукописном или печатном виде. Электронный вариант может использоваться для дистанционного обучения.
Практические задания и контрольные вопросы
Тема 1. Бизнес-планирование в системе управления предприятием
Задание: выбрать правильный ответ (несколько ответов)
1. Бизнес-план имеет следующие два направления:
1.внутреннее и внешнее
2.долгосрочное и краткосрочное
3.стратегическое и тактическое.
4.техническое и экономическое
2. В чем состоит основная цель разработки инвестиционного проекта
1.выбор оптимального варианта технического перевооружения предприятия
2.обоснование технической возможности и целесообразности создания объекта предпринимательской деятельности
3.получение прибыли при вложении капитала в объект предпринимательской деятельности
4.проведение финансового оздоровления
3. Для предпринимателя, который знает, что он действует на стабильном и насыщенном рынке, лучшим решением будет направить свои маркетинговые усилия на:
избирательный (специфический) спрос
общие потребности (общий спрос)
первичный спрос
потенциальный спрос
4. Достаточный бизнес-план содержит:
1.все ответы верны
2.все разделы бизнес-плана по предлагаемому варианту и не обязательно включает подробные расчеты по альтернативным вариантам
3.все расчеты, справки, свидетельства и другие материалы
4.краткие выводы по каждому разделу без обоснования и расчетов
5. Емкость рынка – это:
1.все ответы верны
2.объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение определенного периода времени
3.территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) предприятия
4.удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме продаж товаров (услуг) на данном рынке
5. Если фирма рискует тем, что в худшем случае произойдет покрытие всех затрат, а в лучшем – получит прибыль намного меньше расчетного уровня – эта область риска называется как:
1.критического
2.минимального
3.недопустимого
4.повышенного
6. Изъятие существующих продуктов из производственной программы предприятия; прекращение производства товара; вывод товара с рынка как потерявшего конкурентоспособность на рынке и спрос – это...
1.вариация имиджа товара
2.вариация товара
3.конкурентоспособность товара
4.элиминация
7. Инвестиции могут осуществляться в форме (укажите не менее 2-х вариантов ответов):
1.денежных средств;
2.зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества;
3.информационной поддержки нематериальных активов, оцениваемых денежным эквивалентом;
8. Инвестиционный проект:
1.может разрабатываться на базе бизнес-плана предприятия и рассматриваться как его составная часть
2.это самостоятельный документ.
9 Инновационные бизнес-проекты классифицируются следующим образом:
1.нет верного варианта.
2.социальные, организационные, коммерческие
3.технические, коммерческие, социальные
4.экономические, социальные, организационные
10. Источниками инвестиций являются:
1.ассигнование из бюджетов различных уровней, фондов поддержки предпринимательства
2.все варианты верны.
3.иностранные инвестиции в форме финансового или иного участия в уставном капитале и в форме прямых вложений
4.различные формы заемных средств
5.собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участии, промышленная собственность и т. п.) и привлеченные средства
Ответы
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | | | | | | | | | | |
Практическое занятие 1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности
Цель: научиться давать экономическую характеристику деятельности предприятия
Задание: составьте экономическую характеристику деятельности выбранного предприятия
Решение оформить в таблицу
Показатели | Характеристика |
Отрасль, к которой относится ваше предприятие | |
Тип рынка | |
Тип продукта | |
Уровень цен на рынке за единицу продукции | |
Виды оборудования | |
Мощность оборудования (штук в день) | |
Количество выпускаемой продукции в месяц и год | |
Планируемая выручка В=Ц*О Ц- цена продажи О- объём реализации | |
Виды используемых материалов (основные) | |
Плановый уровень затрат на производство, включая зарплату сотрудников | |
Прибыль в месяц | |
Тема 2. Структура и содержание разделов бизнес-планов
Практическое занятие № 2 Резюме предприятия
Цель: научиться создавать резюме
Задание: написать резюме предполагаемого бизнеса (используя данные практического занятия № 1)
Методические указания
Основные подразделы резюме
1. Название проекта и организационная форма
Прежде всего, в резюме нужно указать название бизнес-проекта, например:
Бизнес-план открытия магазина одежды;
Бизнес-план пекарни;
Бизнес-план мастерской по изготовлению предметов декора из природных материалов.
Для написания резюме нужно указать следующую информацию:
Название организации («Иванов и партнеры») | |
Организационно-правовая форма | |
Форма собственности | |
Среднесписочная численность работников, должности | |
Размер уставного капитала и его источники(инвестиций) | |
Валовой оборот продукции в денежном выражении | |
Поставщики | |
Покупатели | |
Ваш опыт работы и квалификация | |
Конкуренты | |
Ваши конкурентные преимущества | |
Практическое занятие № 3 Характеристика проекта и описание товара. Анализ отрасли и рынка. Оценка конкуренции
Цель: научиться создавать концепцию предполагаемого бизнеса
Задание: по предложенному плану создайте концепцию выбранного вами бизнеса
Содержание концепции.
Что именно будет делать открываемое предприятие, и чем его предложения будут отличаться от предложений конкурентов?
Какую потребность удовлетворяет ваш продукт?
Кто ваши покупатели?
Каким образом создатели предприятия планируют найти своих клиентов?
Кто ваши конкуренты?
Какие перспективы развития предприятия на 3-5 лет?
Какие инвестиции (вложения денег) необходимы для начала работы предприятия?
Каков источник этих инвестиций (сколько своих денег, где возьмем остальное)?
Концепция бизнеса (название)__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 4 Разработка плана маркетинга
Цель: научиться составлять маркетинговый план
Задание: создайте план маркетинга выбранного бизнеса по следующим показателям:
Показатели | Характеристика |
Название продукта, ассортимент | |
Цена за единицу продукции | |
Способы распределения (продажи) продукции | |
Методы продвижения продукции на рынок ( виды рекламы, каналы продвижения, скидки, акции, и т.д) | |
Бюджет маркетинга (затраты на рекламу и другие способы продвижения) | |
Практическое занятие № 5,6 Производственный план
Цель: научиться составлять план производства
Задание: рассчитайте показатели производства вашего предприятия
1)Объём производства в натуральных и денежных измерителях;
2) Распределение производства во времени (день, месяц, год)
3)Затраты на материалы, зарплату и прочие постоянные расходы по времени (месяц, год)
4) Объём поставки материалов от поставщика в натуральных и денежных измерителях;
Решение
1.Расчёт объёма производства
Наименование продукта | Объем производства за месяц | Объем производства за год |
Количество | Стоимость | Количество | Стоимость |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
Итого | | | | |
2. Расчёт затрат на производство
Наименование продукта | Затраты за месяц | Затраты за год |
Количество | Стоимость | Количество | Стоимость |
1. Материалы - - - - - - | | | | |
2. Заработная плата - - - - - - | | | | |
3. Аренда | | | | |
4. Прочие расходы | | | | |
| | | | |
| | | | |
Итого | | | | |
Практическое занятие № 7 План обновления выпускаемой продукции
Цель: научиться составлять план развития производства и продукции
Задание: составьте прогнозный план обновления продукции на 2 и 3 год работы
Изменение в ассортименте продукции и количестве;
Изменения в ценах продукции;
Изменения в затратах на производство;
Изменение затрат на производство, включая заработную плату;
Изменения выручки и прибыли предприятия.
Показатели | Изменения за второй год работы | Изменения за третий год работы |
Количество | Стоимость | Количество | Стоимость |
Новые виды продукции (объём производства) - - - | | | | |
2. Цена продукции с учётом скидок - - - | | | | |
3. Изменение затрат с учётом роста объёма производства | | | | |
4. Выручка с учётом изменений | | | | |
5. Прибыль с учётом изменений | | | | |
Изменение затрат в % - это отношение нового объёма производства к объёму прошлого года
Практическое занятие № 8 План производства и прогноз сбыта продукции
Цель: научиться составлять прогноз сбыта продукции
Задание: составить воронку продаж собственной продукции
Методические рекомендации
Планирование продаж
При планировании продаж продукта будущего предприятия используются разные методы и инструменты, чтобы максимально точно и достоверно оценить размер всей целевой группы (всех ваших покупателей), на которую нацелен производимые компанией продукт/услуга. Оценивается размер прогнозируемой доли от общей величины целевой группы, которую планирует занять ваша компания в процессе своей деятельности.
Важно использовать официальные и фактические данные для расчета численности целевых групп (населения), доли вашего рынка и нишу рынка (нехватка продукта для заинтересованных потребителей). Анализ фактической и прогнозируемой ситуации по работе с целевой аудиторией (воронки продаж).
ЧТО ТАКОЕ ВОРОНКА ПРОДАЖ
Этот термин широко используется для оценки эффективности рекламных кампаний и процессов продаж. Такая модель позволяет внимательно изучить все этапы прохождения пути от интереса к продукту до завершения сделки и приобретения товара или услуги.
ВОРОНКА ПРОДАЖ
название предприятия
Практическое занятие № 9 План развития производства
Цель: научиться планировать производство продукции
Задание: рассчитать плановые показатели деятельности предприятия с учётом предложенных изменений. Использовать данные по объёму производства из практического занятия № 7
Показатели | Рост в месяц | Рост в год |
Объём производства -В натуральном выражении -В денежном выражении | 2% ? | |
Цена за единицу | 1,3% | |
Выручка, руб | | |
Прибыль | | |
Практическое занятие № 10 График выполнения работ
Цель: научиться составлять график выполнения работ
Задание: составить график работы
Персонала;
Отгрузки готовой продукции;
Маркетинговых мероприятий.
График работы персонала на месяц
ФИО, должность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. График отгрузки продукции за месяц
Наименование продукта (услуг) | Объем отгрузки готовой продукции (услуг) покупателю в натуральных измерителях |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Всего за месяц |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Практическое занятие № 11 Управление и организация. Капитал и организационно-правовая форма предприятия
Цель: формирование организационной структуры предприятия
Задание 1. Составить организационные структуру управления вашим предприятием по объектам и по должностям, используя данные предыдущих практических занятий
Организационная структура предприятия__________________________________________
название предприятия
По объектам
По должностям
Задание 2. Определите организационно-правовую форму предприятия, систему налогообложения, принадлежность капитала и доли участников. Определение методы распределения прибыли по направлениям: на развитие, на доходы участников
Решение
Организационно –правовая форма | |
Система налогообложения, основные налоги, ставки и методы их расчёта | |
Принадлежность капитала и доли участников Итого капитал Участники: | |
Итого прибыль за год……… Распределение прибыли: На развитие………………… На доходы участникам……. В том числе каждому: | |
Практическое занятие № 12,13 Разработка финансового плана
Цель: научиться рассчитывать показатели финансового плана предприятия
Задание 1. Определить источники финансирования бизнеса (собственные, заёмные). Составьте график платежей по кредиту на год , используя реальные банковские ставки по кредитам.
Решение
№ п/п | Дата платежа | Сумма кредита | Основной платёж | % за месяц |
1 | 01.01.2022 | ? | 0 | 0 |
2 | 01.02.2022 | | | |
3 | 01.03.2022 | | | |
4 | 01.04.2022 | | | |
5 | 01.05.2022 | | | |
6 | 01.06.2022 | | | |
7 | 01.07.2022 | | | |
8 | 01.08.2022 | | | |
9 | 01.09.2022 | | | |
10 | 01.10.2022 | | | |
11 | 01.11.2022 | | | |
12 | 01.12.2022 | | | |
Итого | 0 | | |
Задание 2. Рассчитайте финансовые показатели: чистая приведённая стоимость, срок окупаемости
Методические рекомендации
Дисконтирование денежных потоков
Пример расчёта
Вложение составила 300000 рублей
Прибыль првого года 751500
Прибыль второго года 409800
Ставка дисконтирования(использован банковский процент за кредит) 8% или коэффициент 1,08
NPV | Чистая приведённая стоимость |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Период времени | Сумма | Ставка 8% | Фактор | Сумма |
| 0 | -300000 | 1 | 1 | -300000 |
| 1 год | 751500 | 1/(1,08)1 | 0,925925926 | 695833,3333 |
| 2 год | 409800 | 1/(1,08)2 | 0,85733882 | 351337,4486 |
Итого чистый доход | 861300 | | | 747170,7819 |
Графа 4 = результат расчёта в графе 3
Графа 5= графа 2 умноженная на графу 4
Срок окупаемости проекта Инвестиции разделить на прибыль в месяц
300000/ (751500/12) = 9 месяцев
Решение
NPV | Чистая приведённая стоимость |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Период времени | Сумма | Ставка % | Фактор | Сумма |
| 0 | | 1 | 1 | |
| 1 год | | 1/( )1 | | |
| 2 год | | 1/( )2 | | |
Итого чистый доход | | | | |
Срок окупаемости проекта -
Практическое занятие № 14 Оценка рисков
Цель: научиться рассчитывать величину риска
Задание: проведите оценку рисков методом экспресс анализа 5 сил Портера
Результаты оформить в таблицу
Сила/оценка | Оценка наличия | Оценка негативного влияния | Возможности парирования (избегания риск) | Итоговый рейтинг |
Имеющиеся конкуренты | | | | |
Угроза появления новых конкурентов | | | | |
Угроза появления товаров-заменителей | | | | |
Власть поставщиков | | | | |
Власть потребителей | | | | |
Тема 3. Презентация, экспертиза бизнес-плана
Содержание: Подготовка и презентация бизнес – плана.
Назовите формы презентации проектов _______________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Какими средствами проводится презентация____________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Какие иллюстративные материалы можно использовать в презентации______________________ _____________________________________________________________________________________
Требования к оформлению слайдов___________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования в речи и поведению во время презентации____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования в внешнему виду________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 15 Презентация бизнес – проекта
Цель: научиться презентовать результаты своей работы
Задание: с использованием мультимедиа технологии презентовать бизнес- проект
Критерии оценки проекта от 1 до 5 баллов:
Реалистичность бизнес-проекта;
Качество расчётов;
Качество составления бизнес плана;
Качество выступления участников, ответов на вопросы;
Оригинальность и привлекательность способов подачи материалов.
Оценка «5» - 20-25 баллов
Оценка «4»- 14-19 баллов
Оценка «3»- 8-13 баллов
Оценка «2»- менее 8 баллов
ДОКЛАД
для презентации проекта
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛАЙДЫ / РИСУНКИ
Список используемых источников
Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: учебно-методическое пособие / К.В. Пивоваров. - 8-е изд. - М.: Дашков и К, 2017. - 162 c
Волков О.И., В.К.Скляренко. Экономика предприятия.Курс лекций.- М.: ИНФРА-М - 2016г
Галенко В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: учебное пособие / В.П. Галенко, Г.П. Самарина, О.А. Страхова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2017.
Баринов, В.А. Бизнес-планирование: уч. пособ. – 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2018
Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации.- М.: Книга сервис, 2012. – 346 с.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://brn.com.ru/