СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по чтению 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по чтению 6 класс»






Р

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ЧТЕНИЮ

(для обучающихся с ОВЗ к учебнику И.М. Бгажноковой «Чтение. 6 класс»)

абочая тетрадь

по чтению

6 класс

Учитесь видеть красоту

В лучах разбуженного солнца

И, воплощая в жизнь мечту,

Испейте всю её до донца…

Д. Фёдорова


В. Песков. «Отечество»


Найдите в филворде слова, объединяющие в себе слово «родина», из очерка В. Пескова «Отечество». Зачеркните их.


Т

Ы

Е

Л

Б

А

Ь

Д

Ц

М

Р

Р

О

Д

И

Н

А

Е

Ф

О

О

Ц

Н

Т

Л

Ь

С

Р

З

С

П

Ф

К

О

Р

Н

И

Е

Э

К

И

Й

С

Щ

Л

Ь

В

В

У

В

Н

П

Н

Ш

З

О

У

О

П

А

К

П

Р

А

Д

Е

Д

Ы

И

Я

А

М

И

С

Т

О

Р

И

Я

Й

Ч

Я

Э

Ю

К

Т

Г

Ф

Ж

Т

Д

Е

Д

Ы

Е

Щ

О

Ч

У

Ю



М. Пришвин. «Моя Родина»


Подберите однокоренные слова к слову «родина», запишите эти слова:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прочитайте план к рассказу, восстановите последовательность событий:

  1. Необыкновенная охота.

  2. Утреннее угощение.

  3. Охранять природу – значит охранять Родину.

  4. Обращение к дурзьям природы.


Запишите номера пунктов плана правильно:







Допишите слова из призыва об охране природы из последней части рассказа.

Рыбе – ___________

Птице – ______________

Зверю – _______________

Человеку – _____________

Охранять природу – значит охранять _________________________.


Нарисуйте плакат-призыв «Берегите природу!»





В. Бианки. «Сентябрь»


Допишите слова. Как названы в рассказе дни в сентябре, похожие на лето? ___________________________________________________________________________

Перечислите признаки сентября:

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________






И. Бунин

«Лес, точно терем расписной...»


Впишите слова из стихотворения в свободные строчки.

С чем сравнивает поэт лес, берёзу, просветы?

лес ____________, берёза ______________, просветы _______________


Для каждого времени года поэты находят слова, краски, звуки, запахи. Отыщите в стихотворении описание запахов и цветов и впишите в таблицу:


Запахи

Цвета




Подумайте, каким основным цветом, в зависимости от настроения, вы бы окрасили стихотворение. Раскрасьте квадрат, который находится слева.



Ю. Качаев. «Грабитель»


Проверь себя:

  1. Что такое тасхылы? _____________________

  2. Какие звери встречаются на тасхылах?

А) медведь

Б) ветры

В) бурундук

Г) кедровка

  1. Как автор называет медведя?

А) грабитель

Б) вор

В) бандит













Б. Житков. «Белый домик»


Озаглавьте каждую часть:


1 часть

2 часть




Составьте и запишите план «Как вели себя брат и сестра, когда столкнулись с трудностями на море»:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



А. Белорусец. «Звонкие ключи»


Выпишите те слова, которые любил повторять папа мальчика?

___________________________________________________________________________


Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова из первой части рассказа. Проверьте себя, сравнив свой вариант с текстом:


День и ночь река тихо звенела, срываясь с камней маленькими _____________________. Мама говорила, что в реке спрятана какая-то ______________.

Среди листвы прятались _________________.они вечно беспокоились, громко спорили, будили по утрам мальчика и маму.


Выпишите из второй части слова мамы, которые вспомнил мальчик:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Выпишите из третьей части рассказа названия грибов, которые искал мальчик:

___________________________________________________________________________

Озаглавьте все части рассказа:

1 часть _______________________________

2 часть _______________________________

3 часть _______________________________


Сравните действия мальчиков из рассказов «Белый домик» и «Звонкие Ключи». Подчеркните слова, которые характеризуют героев этих рассказов:

трусливый, плаксивый, настойчивый, храбрый, злой, добрый.



К. Паустовский. «Заячьи лапы»


Рассказ представлен диафильмом с перепутанными кадрами. Пронумеруйте кадры правильно.

№ _____

№ _____

№ _____

№ _____

№ _____

№ _____

№ _____

№ _____



И. Тургенев. «Осенний день в берёзовой роще»


Какие звуки слышались в осенней роще? Прочитайте. Впишите вместо пропусков слова из текста, которые обозначают звуки.


Листья чуть шумели над моей головой. По одному шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не весёлый, смеющийся ____________ весны, не мягкое _________________, не долгий ______________ лета, не робкое и холодное _________________ поздней осени, а едва слышная, дремотная ____________________.



Е. Носов. «Хитрюга»


Узнали героя рассказа Е. Носова? Раскрасьте картинку.


Озаглавьте каждую часть рассказа:


1 часть

2 часть




Перечислите, какие животные встречаются в нашей области?

___________________________________________________________________________






В. Бианки. «Октябрь»



Как называет автор в рассказе октябрь? Запишите это предложение. __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Напишите сочинение на тему «Осень в родном крае». Используйте сравнения, выражения и слова из прочитанных стихотворений и рассказов, а также свои наблюдения за погодой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



С. Михалков. «Будь человеком»


Ниже приведены значения слов «тлел», «эгоист». Вам необходимо выписать из текста стихотворения предложения с каждым из этих слов.

Тлел – горел без огня.

Эгоист – человек, который ставит свои желания и интересы выше интересов других.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Заходер. «Петя мечтает»


Прочитайте ещё раз стихотворения С. Михалкова и Б. Заходера. Подумайте и подчеркните те качества, которыми человек может заслужить уважение окружающих.

Аккуратность, неопрятность, трудолюбие, неаккуратность, злость, доброта, честность, жадность, лживость, трусость, смелость, сострадание.



Д. Биссет. «Слон и муравей»

(сказка)


Назовите героев сказки. Подпишите рисунки словосочетанием, предложением из сказки. Раскрасьте и дорисуйте картинку. Справа можете нарисовать свой рисунок.








Д. Биссет. «Кузнечик Денди»

(сказка)

Кроссворд

По вертикали:

  1. Какие прыжки делал кузнечик?

  2. На сколько сантиметров мог прыгнуть кузнечик?

  3. Как звали улитку?

По горизонтали:

  1. Самый медленный герой сказки.

  2. Кузнечик понял, что важны не только большие прыжки, но и какие?

  3. Имя кузнечика.




1


к



2







1

4

у







3





з








5




н












е


6










ч












и












к




























Дж. Родари. «Как один мальчик играл с палкой»


Во что превращалась палка в играх Клавдио? Запишите:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дж. Родари. «Пуговкин домик»


Проверьте себя. Подчеркните правильные ответы.

  1. Кем был Пуговка?

Портным

Строителем

Плотником

Сказочником

  1. Что решил построить Пуговка, чтобы перебраться в другое село?

Лодку

Плот

Домик на колёсах

Тележку на колёсах

  1. Что написал над входом в свой домик Пуговка?

"Добро пожаловать"

"Мой дворец"

своё имя

улица Сказочная

  1. Как назвали домик Пуговки люди?

Автобус

Домик для гномика

Мастерская на колесах

Дом с ручками

  1. Что началось ночью, когда Пуговка решил переночевать?

Снегопад

Землетрясение

Буря

Гроза


  1. Кем приходился Пуговке первый гость по имени Карамелла?

Другом

Братом

Дядюшкой

Дедушкой

  1. Сколько детишек было у женщины, второй гостьи Пуговки?

Один ребёнок

Пять детей

Двое детей

Трое детей

  1. Кто разбудил Пуговку и его гостей на рассвете?

Полиция

Разбойники

Дикие звери

Водитель автобуса

  1. Кто вышел из Пуговкиного домика следом за конём?

Король

Принц

Фокусник

Волшебник

  1. Что построил Пуговка для детишек, когда женился на вдове?

Детскую площадку

Маленький цирк

Маленький домик на колесиках

Огромный дворец












В несметном нашем братстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство.

А есть ещё: Совесть, Честь…

А. Яшин







«Илья Муромец и Соловей-разбойник»


Каким вы представляете Илью Муромца? Раскрасьте рисунок или нарисуйте самостоятельно.



Ф. Глинка. «Москва»


Как выглядела старая Москва? Подтвердите строками из стихотворения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прочитайте строки, в которых описаны достопримечательности Москвы. Рассмотрите фотографии. Согласны ли вы с пословицей «Кто в Москве не бывал, красоты не видал»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Царь-колокол

Кремль. Красная площадь

Царь-пушка

Храм Христа Спасителя

Памятник Минину и Пожарскому

Храм Василия Блаженного



В. Бианки. «Ноябрь»



Выпишите из текста образные выражения, которые использует автор для описания поздней осени.

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________










С. Алексеев. «Без Нарвы не видать моря»


Проверьте себя:


  1. О каком русском царе этот рассказ?

А) Александр I

Б) Пётр

В) Николай I

2. Чем занимался Меньшиков до знакомства с царём?

А) торговал

Б) лечил

В) воевал

3. Как у царя появилось потешное войско?

А) любил играть в солдатиков

Б) любил военные игры

В) любил делать солдатиков

4. Куда двигались Пётр и Меньшиков с войсками?

А) к Неве

Б) к Москве

В) к Нарве


В толковых словарях каждая словарная статья сопровождается примерами (словосочетаниями и предложениями из произведений художественной литературы). Дополните свою словарную статью такими предложениями. Составьте предложения с данными словами.

Возок – лёгкая повозка.

Обозы – здесь: телеги, гружённые военным имуществом.

Величают – называют с уважением.

Гвардия – отборные, лучшие войска.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



С. Алексеев. «На берегу Невы»


Проверьте себя:


  1. Почему на берегах Невы было и проехать трудно, и жить негде?

А) стояла крепость

Б) заселено другими людьми

В) пустынны берега

2. Зачем царь Пётр отправился с Меньшиковым на пустынный остров в устье Невы?

А) посмотреть остров, на котором решил строить город

Б) выбрать место сражения

В) выбрать место отдыха

3. Как по-другому называется Северная столица России?

_____________________________________________________________

  1. Кто и когда её основал? ___________________________________




Рассказы о русском подвиге

С. Алексеев. «Медаль»


Знаете ли вы пословицы о честности? Прочитайте пословицы.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Ложь до добра не доведёт.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Как бы не пряталась ложь, правда её отыщет.

Маленькая ложь за собой большую ведёт.


Если вы расставите книги по порядку, то прочитаете одну из пословиц, приведённых выше. Запишите эту пословицу ниже.


ЛО


ЛЬ

СО


ДЁТ

МА


БО

ЛЕНЬ


Й

ЖЬ


ШУЮ

КАЯ


БО

ЗА


ВЕ


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Рассказы о русском подвиге

С. Алексеев. «Гришенька»


Вспомните о том, как А.В. Суворов воспитывал солдат. Ответьте, что общего вы видите в действиях Суворова и Кутузова.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Кто это? Подпишите фотографии, расположенные ниже.

__________________

_____________________



Великодушный русский воин

Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь»


Найдите описание герба Раевских. Запишите это описание ниже.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, что можно изобразить на гербе храброго защитника Отечества? Нарисуйте, если вы не умеете или не хотите рисовать, напишите, что будет изображено на ваших рисунках.


____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________




Великодушный русский воин

Е. Холмогорова. «Боевое крещение»


Найдите описание того, как Раевский и его солдаты вели себя в бою. Запишите слова, словосочетания, которыми можно выразить основные черты характера Николая Раевского.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Великодушный русский воин

Е. Холмогорова. «День рождения Наполеона»


Проверьте себя, ответ впишите в клетки.


  1. С кем воевала Россия в 1812 году?









  2. К какому городу подступила армия Наполеона?









  3. Какое значение для России имел Смоленск?

















  4. Чего ждал Наполеон от своих маршалов под Смоленском?

















  5. От кого Раевский ждал помощи?












Великодушный русский воин

Е. Холмогорова. «В дни спокойные»


Перечислите, чем занимался Николай Раевский после ухода из армии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите небольшое сочинение «Почему люди хранят память о тех давних событиях?»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Н. Носов. «Как Незнайка сочинял стихи»


Знаете ли вы героев сказки Н. Носова? Перечислите имена. Объясните смысл имён.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Проверьте себя:

  1. Как стал называться Пудик, когда начал писать стихи?

А) Одуванчик

Б) Поэтик

В) Цветик

2. Про кого Незнайка не прочитал стихи?

А) Знайка

Б) Авоська

В) Пилюлькин

Г) Торопыжка

3. Почему у Незнайки не получились «стихи» из придуманных им слов?

А) нет рифмы

Б) нет способности

В) нет желания

4. Какие качества нужны человеку, чтобы у него хорошо получалось любое дело? (Укажите все правильные варианты)

А) трудолюбие

Б) усидчивость

В) терпение

Г) аккуратность

Д) настойчивость


Восстановите последовательность:

  1. Цветик учит Незнайку сочинять стихи.

  2. Незнайка читает стихи про Торопыжку.

  3. Цветик не может подобрать рифму к слову.

  4. Незнайка читает стихи про Авоську.

  5. Незнайка решает больше не сочинять стихи.

  6. Незнайка читает стихи про Знайку.


Запишите номера в той последовательности, в которой действие происходит в сказке.








__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Е. Пермяк. «Тайна цены»

(сказка)


Составьте план сказки.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чём корень всех ценностей? Найдите ответ в конце сказки. Запишите ниже.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




«Здравствуйте»

(в сокращении)

Перевод с польского Д. Гальпериной


Выделите в слове «здравствуйте» корень. Что он обозначает? Подберите однокоренные слова.

_____________________________________________________________________


Проверьте себя, впишите ответ в клетки:


  1. Если с тобой поздоровались, ты обязан…









  2. Здороваясь со старшими, мальчики и девочки…







  3. Кто первым здоровается? … с учителем







  4. Кто первым здоровается, когда человек входит в помещение? Вошедший или присутствующие?









  5. Приветствие не должно быть …









В. Бианки. «Декабрь»


Как В. Бианки называет декабрь?

_____________________________________________


Подберите другие образные слова для описания первого месяца зимы.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________


Как меняется природа с приходом декабря? Приведите примеры из своих наблюдений. Запишите ниже.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сколько месяцев осталось до весны? Запишите названия этих месяцев.

___________________________________________________________________________


В учебнике на стр. 81 отгадайте загадки. Отгадки запишите ниже.

___________________________________________________________________________



Е. Благинина. «Новогодние загадки»


Отгадайте и запишите ответ.


Есть ещё игра для вас:

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Слово в рифму подставляйте.


На дворе снежок идёт,

Скоро праздник … __________________


Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт … ________________


Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие …_______________________


И качаются игрушки –

Флаги, звёздочки … _________________


Нити пёстрой мишуры,

Колокольчики … ____________________


Рыбок пёстрые фигурки,

Птицы, лыжницы … _________________

Белоус и краснонос

Под ветвями … _____________________


И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая

Пятикрылая …______________________


Ну и ёлка, просто диво,

Как нарядна, как … __________________


Вот огни зажглись на ней,

Сколько крошечных … _______________


Двери настежь, точно в сказке,

Хоровод несётся в … _________________


И над этим хороводом

Говор, песни, звонкий смех,

Поздравляю с … _____________________



А. Никитин. «Встреча зимы»


Зима… Кто из вас любит это время года? Почему? Запишите свои впечатления.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему люди радуются приходу зимы?


Каждый образ стихотворения имеет своё цветовое решение. Напротив каждой строки запишите словами, какие вы видите цвета для данного образа.

Угрюмые небеса ______________________________________________________

Сумрачный лес _______________________________________________________


Найдите в стихотворении, как поздней осенью меняется погода в течение дня?

Утро _________________; полдень _________________; ночь ________________

_____________________________________________________________________







А. Дорохов. «Тёплый снег»


Выпишите образные выражения, которые использует автор для описания зимнего солнца и леса.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А. Пластов. Первый снег

Слева картина известного художника А. Пластова «Первый снег». Рассмотрите картину.

А какие три цвета вы бы предпочли для изображения зимнего леса? Раскрасьте квадраты соответствующим цветом.










А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...»


Впишите в пустые клетки слова, рисующие север, зиму, как живые существа.








 








 


 








 


Г





 



 


 




 

О

 

 

С

 

А





 



 







Н



П

 

 

Ш

 

 


У



 







 



 









 

А

 

Ы

 







 










 












Д. Хармс. «Пушкин»


Викторина по сказкам А.С. Пушкина


1. Из какой сказки эти строки?

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут…

«Сказка о царе Салтане»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о золотом петушке»

2. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок А.С. Пушкина?

Гвидон Балда Елисей

3. Злой и сварливый персонаж из сказки А.С. Пушкина?

Старуха Салтан Соколко

4. Исполнитель песни «Во саду ли, в огороде»

Белка Комар Шмель

5. Место встречи попа с Балдой.

На реке Базар Остров Буян

6. Кличка собаки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Дружок Соколко Рекс

7. Имя жениха молодой царевны.

Гвидон Салтан Елисей

8. Каким было последнее желание старухи?

Быть владычицей морскою Быть столбовою дворянкой Быть царицей

9. Кто верный сторож Дадона?

Собака Петушок Стражник

10. Сколько раз закидывал старик невод?

3 4 5

11. Сказочное существо, жившее в Окияне-море.

Чудо-рыба Золотая рыбка Морской царь

12. О каком времени года идёт речь в начале «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Лето Осень Зима

13. Чем угрожала злая царица Чернавке?

Кулаком Рогаткой Ножом

14. Какая сказка принадлежит перу А.С. Пушкина?

«Сказка о золотом петушке» «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза и короткий хвост» «Спящая красавица»

15. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

33 года 30 лет и 3 года 33 и 3 года

16. Кто помог королевичу Елисею в поисках царевны

Ветер Звёзды Чернавка

17. Узнай сказку по следующим словам: путь-дорога, терем, солнышко, месяц, ветер, свадьба

«Сказка о царе Салтане» «Сказка о мёртвой царевне» «Сказка о попе и работнике его Балде»

18. Поп велел Балде взять с чертей оброк за

Три года Полгода Год

19. Что приказал построить князь Гвидон для белочки?

Дупло Хрустальный дом Дворец

20. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

3 6 9


Морозы – декабрю, метели – февралю,

Капели первые – задумчивому марту.

А я б сказать не мог, что больше я люблю.

Н. Рыленков






В. Бианки. «Январь»


Январь – году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов.


Приметы января


Январю – морозы, февралю – метели.

Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до поздней осени.

В январе висит много частых сосулек, очень длинных – урожай будет хороший.

Много снега – много хлеба, много воды – много травы.

Снег глубок – год хорош.

Загадки про январь

Запишите отгадки.


Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это? ________________________


На первую ступеньку встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. ___________________________


Без рук рисует, без зубов кусает. ______________


Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. _______________________



Х.-К. Андерсен. «Ель»

(сказка)


Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова из первой части сказки. Проверьте себя, сравнив свой вариант с текстом:

В лесу стояла __________________ ёлочка. Место у неё было _________________, воздуха и света вдоволь; кругом росли подруги постарше – и ели и сосны. Ёлочке ужасно хотелось вырасти; она не думала ни о _____________ солнышке, ни о _____________ воздухе,

Какие желания возникали у ёлочки от года к году? Запишите эти желания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Придумайте к каждой части сказки заголовок.


1 часть

2 часть




Разгадайте кроссворд. Ключевое слово – праздник рождения Иисуса Христа.


1) Куда сунули ёлку после праздника?

2) Кто весной прилетал к елочке?

3) Кто в лесу появлялся каждую осень?

4) В каком месте росла ёлочка?

5) Что хотели услышать дети после того, как поплясали?

6) С кем познакомилась ель на чердаке?

7) Чего очень сильно хотела ёлочка, когда росла в лесу?




1



Р









2





О














Ж













3

Д












4


Е













5

С









6





Т













7

В














О











А. Чехов. «Ванька»


Объяснение непонятных слов и выражений


Балагурит – весело, с шутками говорит.

Ледник – погреб для хранения продуктов. Выволочка – наказание.

Шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут.

Подпасок – помощник пастуха.

Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом.

Намедни – вчера.


В учебнике на стр.105 прочитайте толкование других непонятных слов.

Как вы думаете, получил ли Константин Макарыч письмо своего внука? Если нет, почему? Напишите.


На деревню

дедушке.


_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________



И. Никитин. «Весело сияет месяц над селом…»

И. Суриков. «Белый снег пушистый…»


Какие слова использует И. Никитин, чтобы описать тихую зимнюю ночь в селе?

Запишите эти слова: ___________________________________________________

_____________________________________________________________________


Какой рисунок можно сделать к этому стихотворению? «Нарисуйте» его словами.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравните стихотворения И. Сурикова и И. Никитина. В чём вы видите сходство этих стихотворений? Чем они отличаются? Заполните таблицу.


Сходство

Отличие




М. Зощенко. «Ёлка»

«Лёля и Минька»


Проверьте себя:

  1. Какой фрукт на ёлке откусывал Минька?

Грушу

Яблоко

Сливу

  1. Что снимала с ёлки Лёля?

Игрушки

Пастилку

Конфеты

  1. Сколько пастилок сняла Лёля с ёлки?

2

3

4


  1. Что взяла на память с ёлки Лёля?

Хлопушку и орех

Яблоко

Конфеты

  1. Какую игрушку мама хотела подарить Миньке?

Машинку

Паровозик

Кораблик

  1. Что хотел сделать папа после того, как гости ушли?

Отдать все игрушки гостям

Вернуть всё в магазин

Поставить детей в угол



Ю. Рытхэу. «Пурга»


Нарисуйте картинки к этому рассказу.






Ю. Дмитриев. «Таинственный ночной гость»


Какова главная мысль этого произведения? Какими словами она выражена в тексте? Найдите эти строчки и запишите ниже.

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________








В. Бианки. «Февраль»


Вспомните и запишите название месяцев, о которых вы читали в произведениях В. Бианки. Подчеркните те, которые о зиме.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите непонятные слова и выражения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите, как В. Бианки называет февраль.


__________________________

__________________________


Проверьте себя:

1. Как называют февраль?










2. Кто совершает набеги на деревни и маленькие город, с голодухи утаскивает собак, коз?





3. Из друга он превращается во врага.





4. Птицы, которые зимой зарываются в снег.

























5. Ледяная корка -







С. Маршак. «Двенадцать месяцев»


По иллюстрациям узнайте произведения С. Маршака. Напишите названия.







Прочитайте отрицательные и положительные качества человека. Определите, какими качествами обладала Падчерица и Дочка. Распределите данные качества, относящиеся к героиням, в соответствующие столбики:

Жадная, себялюбивая, трудолюбивая, весёлая, приветливая, злая, ленивая, завистливая.


Падчерица

Дочка




К словам, взятым из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» и перечисленным в левой колонке, подберите лексическое значение, приведённое в правой колонке:


1

Метель

А

Длинная и толстая палка с заострённым концом, трость

2

Посох

Б

Сухие, опавшие ветки деревьев

3

Сани

В

Цветок, который появляется с первыми теплыми весенними лучами солнца

4

Сиротка

Г

Повозка без колёс, имеет полозья

5

Хворост

Д

Человек, у которого нет родителей

6

Подснежник

Е

Вьюга, буран


Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6





















Впишите в кроссворд имена братьев-месяцев из сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.
















И




























О














Д















































Н



























 

С




Я





М






Ф





































А



























А


















































Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»

(сказка)


Вы уже читали произведения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Запишите названия произведений писателя, а затем вспомните имена персонажей.


Произведения Персонажи

________________________ _________________________

________________________ _________________________

________________________ _________________________

________________________ _________________________


Иллюстрации помогут вспомнить некоторые произведения.



Если бы вы были художником-мультипликатором, то к какой сказке писателя вы придумали рисунки?

_____________________________________________________________________


Ответьте на вопросы первой части сказки:


Какое зеркало смастерил тролль? ________________________________________

Что значит вдребезги? _________________________________________________

Когда осколки попадали прямо в сердце человека, во что оно превращалось?

_____________________________________________________________________


Вторая часть сказки

В данном тексте вставьте в пропущенные места слова, которые отвечают на вопрос какой? После этого сверьтесь с текстом «Рассказ бабушки о Снежной королеве».

Снежинки окружают её ______________ роем, но она больше их всех и никогда не остаётся на земле – всегда носится на _______________облаке. Часто по ночам пролетает она по __________________ улицам и заглядывает в окошки; вот оттого-то они и покрываются ______________ ледяными узорами, словно цветами!


Третья часть сказки

Как изменилось поведение Кая? Каким он стал? Запишите.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Четвёртая часть сказки

Выберите из текста слова и выражения, характеризующие Снежную королеву. Запишите.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


Пятая часть сказки

Раскрасьте картинку.


Шестая часть сказки

По стрелкам пройдите весь путь. В правильной ли последовательности расположены действия шестой части? Если нет, исправьте. Можно указать цифрами, как должны располагаться части.











Седьмая часть сказки

Озаглавьте седьмую часть сказки. ________________________________________


Напишите, почему маленькая разбойница помогла Герде.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Восьмая часть сказки

Какое слово складывал из льдин Кай? Впишите это слово в клетки.











Озаглавьте каждую часть сказки.

1

2

3

4





5

6

7

8






Кай составлял из льдин слово «вечность». А вы найдите одинаковые снежинки из царства Снежной королевы.



Расположите в правильной последовательности события из сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева».


Событие 1

«На другой день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью н башмачки...»

Событие 2

«... но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги»

Событие 3

«-Что ты хнычешь? - спросил он Герду, - У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно! Фу! - закричал он вдруг - Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Событие 4

«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю...»

Событие 5

«Сани дважды объехали площадь, а Кай живо прицепил к ним свои салазки и покатил»

Событие 6

«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на кран цветочного ящика и вдруг начала расти»

Событие 7

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…»











С. Смирнов. «Первые приметы»


Напишите рассказ на тему «Моё любимое время года»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________




В. Бианки. «Март»


Как в народе называют март? Найдите в тексте, запишите: ____________________________________________________


Запомните народные приметы.

Грач на горе – весна на дворе.

Из берёзы течёт много соку – к дождливому лету.

Как ни злится март, а весною пахнет.

Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.


В учебнике на стр.150 отгадайте загадки и ответьте на вопрос.


Отгадайте загадки.

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.



В. Песков. «Весна идёт»


Рассмотрите картину К. Юона «Мартовское солнце». Подготовьте описание картины, начните его так: «Закончилась зима. Наступил первый месяц весны – март…»


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Самая большая радость в мире –

Это делать счастье для других.

М. Дудин


М. Пришвин. «Жаркий час»


Выпишите из текста цитаты, в которых описывается лес.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите, что происходит в лесу с деревьями и животными в жаркий час.

Снег _________________________________________________________________

Еловая веточка ______________________ и _______________________________

Заяц _____________________ и _________________________________________



Г. Скребицкий. «Весенняя песня»

(сказка)


Кто из птиц пытается помочь Весне?

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________


Найдите в тексте образные слова и выражения, которые служат для описания весенних лесов и лугов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



В. Жуковский. «Жаворонок»


Какое время года описывает В. Жуковский? ______________________________


Какие картины природы возникают перед вами при чтении стихотворения? Напишите сочинение о неповторимой красоте природы весной или выполните иллюстрацию к стихотворению.


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





А. Толстой. «Детство Никиты»


Проверьте себя:


  1. Почему на солнце нельзя было взглянуть? Как вы понимаете это выражение?

Ещё не выглянуло

Ярко светило

Спряталось за облаками

  1. Какая птица «ловкач ходить пешком»?

Иволга

Чёрный дрозд

Дятел

Кукушка

  1. Каким голосом свистела иволга?

Медовым

Серебряным

Звенящим

4. Как вы понимаете выражение «скворцы пересмешничали, фальшивили ужасно»?

Передразнивали чужие голоса, искажали

Насмехались

Подражали

5. Что наблюдал Никита, сидя на гребне канавы?

Табун лошадей

Стадо коров

Отару овец



А. Твардовский. «Как после мартовских метелей…»


Определите, какие слова подсказывают нам, о чём говорится в стихотворении. Подчеркните эти слова.

Как после мартовских метелей,

Свежи, прозрачны и легки,

В апреле –

Вдруг порозовели

По-вербному березняки.

Весенним заморозком чутким

Подсушен и взбодрён лесок.

Ещё одни, другие сутки,

И под корой проснётся сок.

И зимний пень берёзовый

Зальётся пеной розовой.


Напишите, о чём это стихотворение.

Стихотворение о ______________________________________________________



А. Плещеев. «И вот шатёр свой голубой…»


Какую картину мог бы написать художник, прочитав это стихотворение? «Напишите» её устно. Какие краски понадобятся для картины? Закрасьте квадраты соответствующим цветом. Или нарисуйте картину к этому стихотворению самостоятельно.










Какие образные слова и выражения использует поэт, говоря о небе, луне, ветерке, соловье? Запишите:

Небо _________________; луна _________________; ветерок ________________; соловей ______________________.


Какое сравнение применяет автор, описывая реку весной? Найдите в тексте стихотворения.

Светла, _____________________________________, река





В. Бианки. «Апрель»


Как в народе называют апрель? Запишите:

_______________________________________________


В учебнике на стр.162 познакомьтесь с народными приметами. Подумайте, почему так говорят. Верны ли эти приметы?

_______________________________________________

_______________________________________________

________________________________________________



Рассмотрите картину И. Левитана «Весна. Большая вода». Почему она так называется? Какая пора весны изображена на ней? Опишите словами небо, деревья.


________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________



К. Паустовский. «Стальное колечко»

(сказка)


Подпишите кадры диафильма строчками из текста:


Какая выдалась зима?

____________________________________

____________________________________


Кого встретила Варюша на платформе?

___________________________________

___________________________________


Какой подарок получила Варя от солдата?

____________________________________

____________________________________


Что же позабыл сказать солдат Варе про мизинец? Что случилось?

____________________________________

____________________________________


Почему девочка хотела отыскать колечко?

____________________________________

____________________________________


Кто такой Сидор?


___________________________________

___________________________________


Где Варюша отыскала колечко?

____________________________________

____________________________________


Прочитайте описание весеннего леса. Почему девочка не стала надевать колечко на указательный палец?

Напишите рассказ о том, как приходит весна в нашей области.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









В. Астафьев. «Злодейка»


Найдите в филворде слова из рассказа В. Астафьева «Злодейка»: кличка собаки, название станции, фамилию, рыбу, название реки. Всего 6 слов. Зачеркните их.



З

Л

О

Д

Е

Й

К

А

Й

С

Т

Ю

Б

Э

Ъ

Ц

Я

Ф

Р

Т

М

У

П

Ф

Х

Щ

Д

Ь

Т

А

С

С

Т

У

Т

Ё

С

А

Э

Й

И

О

И

В

П

Д

Ж

И

Ж

М

О

Л

Ь

У

С

Ь

В

А

Ю

Е

З

Ь

Л

Я

С

М

П

Н

Й

Н

Ж

Ц

Ш

Г

Г

К

М

Й

Ф

Ь

Е

Е

У

М

Т

Б

Д

Ж

Р

Ы

К

В

Ч

И

Е

Ф

И

Ш

К

А



Е. Баронина. «Рассказы про зверей»


Каких зверей увидела писательница в зоопарке? Выберите тех, о ком читали в первой части. Подчеркните:

Бегемот, медведи, тигры, обезьяны, лисицы, леопарды, ослик, орёл, львы, жираф, тюлень.

Напишите, кто такой ветеринар ________________________________________

Какими качествами должен обладать ветеринар? ___________________________

_____________________________________________________________________


Составьте рассказ о своём домашнем животном.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



В. Драгунский. «Кот в сапогах»



К словам, взятым из рассказа В. Драгунского «Кот в сапогах» и перечисленным в левой колонке, подберите лексическое значение, приведённое в правой колонке:


1

Карнавал

А

Высокие резиновые сапоги

2

Бахилы

Б

Место для лечения и профилактики заболеваний

3

Санаторий

В

Праздник, связанный с переодеваниями

4

Премия

Г

Портной

5

Портняжка

Д

Форма поощрения за результаты, подарок

6

Видимо-невидимо

Е

Очень много


Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6
















Д. Хармс. «Заяц и ёж»




Знаете ли вы сказки, героями которых являются заяц или ёж. Запишите название сказок.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











И. Крылов. «Зеркало и обезьяна»



Выпишите из текста басни совет, который Мартышке дал Мишка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави»


В данном тексте вставьте в пропущенные места слова, которые отвечают на вопрос какой? Описание мангуста:

И хвост и мех были у него как у маленькой кошки, а голова и все повадки – как у ласочки. Глаза у него были ________________, и кончик его ______________________ носа тоже был _________________. И так он умел распушить свой хвост, что хвост делался похожим на круглую ______________ щётку.


Узнай героев сказки Р. Киплинга. К словам, взятым и перечисленным в левой колонке, подберите название, приведённое в правой колонке:

1

Рикки-Тикки

А

Пыльно-серая змейка

2

Дарзи

Б

Мальчик

3

Тедди

В

Птица-портной

4

Наг

Г

Мангуст

5

Нагайна

Д

Кобра

6

Карайт

Е

Жена Нага

7

Чучундра

Ж

Мускусная крыса


Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7










Озаглавьте каждую часть сказки:

1 часть

2 часть

3 часть




4 часть

5 часть

6 часть





Проверьте себя:

  1. Почему мангуст оказался у людей?

Землетрясение

Наводнение

Пожар

  1. Мангуст был

Любопытен

Скромен

Боязлив

  1. С кем подружился Рикки в большом саду?

Нагом

Дарзи

Мангустом

  1. Кто такой Наг?

Птица

Мангуст

Кобра

  1. С кем Рикки познакомился ночью?

Мускусной крысой

Дарзи

Тедди

6) Бой Рикки с коброй был очень трудным, кто пришёл на помощь мангусту?

Чучундра

Большой Человек

Тедди

7) Чем занимался Рикки, когда жена Дарзи пыталась отвлечь Нагайну?

Спал

Пил молоко

Уничтожал яйца кобры

8) Какими словами вы можете описать характер мангуста? Подчеркните все правильные ответы.

Любопытный

Храбрый

Ленивый

Решительный


В. Набоков. «Дождь пролетел и сгорел на лету…»


Как вы понимаете выражения «Дождь пролетел и сгорел на лету» ___________________________________________________________________________ «Кончиком наклоняется лист

и с кончика жемчуг роняет» _________________________________________________


Какими образными словами поэт характеризует воздух? Запишите.

_____________________________________________________________________













В. Бианки. «Май»


Найдите в тексте народное высказывание о мае, запишите его.

________________________________________

________________________________________

Какое настроение приносит май людям?

________________________________________

Перечислите всех птиц, которые встретились в тексте:

________________________________________



М. Дудин. «Наши песни спеты на войне»


Какое событие отмечают все россияне 9 Мая? _____________________________

Кому посвящено это стихотворение? _____________________________________

Как вы считаете, может ли устареть подвиг ветеранов, защищавших своё Отечество в страшные годы войны?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



В. Медведев. «Звездолёт «Брунька»


Разделите сказку на части. Озаглавьте каждую часть. Запишите в виде плана.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему девочке Ане дали прозвище Брунька?_____________________________

Кого решила вылечить от лени девочка? _________________________________

Найдите слова, которые характеризуют второго мальчика. Выпишите их:

_____________________________________________________________________


О чём мечтала Аня-Брунька? ___________________________________________

Какая черта характера помогла Бруньке выдержать испытание?

_____________________________________________________________________



К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»



Найдите и прочитайте описание осеннего леса. Выпишите слова, характеризующие осенний лес и отвечающие на вопрос какой?

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________



А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»


Сделайте рисунки к этому произведению.












В. Астафьев. «Зорькина песня»


Прочитайте о появлении утреннего солнца. Выпишите из текста слова и словосочетания, наиболее ярко и полно характеризующие восход солнца.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________


Напишите рассказ по своим наблюдениям на тему «Раннее утро»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Н. Рыленков. «Нынче ветер, как мальчишка, весел…»


О чём это стихотворение? _____________________________________________

С кем поэт сравнивает ветер? __________________________________________

Какие слова использует автор, обращаясь к своему краю?

___________________________________________________________________________




Итоговый тест по чтению за курс 6 класса


  1. Кто и в каком произведении написал на письме адрес:

«На деревню дедушке»? ________________________________________________

  1. Кому принадлежат эти вещи?

Хворост, подснежник, корзинка _________________________________________

  1. Что подарил солдат Варюше из сказки К. Паустовского «Стальное колечко?

Цветочек

Колечко

Игрушку

  1. Кто такой Сидор из сказки К. Паустовского «Стальное колечко?

Собачка

Воробей

Сорока

  1. Что хотела получить королева из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» к Новому году?

Розы

Ромашки

Подснежники

  1. Что случилось с Каем из сказки Андерсена «Снежная королева»?

Растопил Снежную королеву

Отправился в путешествие

Осколок зеркала заморозил его сердце

  1. Кто помог Герде из сказки Андерсена «Снежная королева» попасть во дворец?

Сама прошла

Ворон

Старушка

  1. О каком месяце в народе говорят «полузимник»?

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

  1. К кому понёс зайца Ваня из произведения К. Паустовского «Заячьи лапы»?

К доктору

К ветеринару

В школу

  1. Как звали брата Лёли из рассказа М. Зощенко «Ёлка»?

Сашка

Минька

Лёнька

  1. Соотнесите название произведений и авторов.

1

«Детство Никиты»

А

Е. Носов

2

«Зеркало и обезьяна»

Б

К. Паустовский

3

«Хитрюга»

В

А. Толстой

4

«Заячьи лапы»

Г

И. Крылов

5

«Рикки-Тикки-Тави»

Д

С. Маршак

6

«Снежная королева»

Е

Х.-К. Андерсен

7

«Двенадцать месяцев»

Ж

Р. Киплинг

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7









Использованная литература


  1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2015.

  2. Бгажнокова И.М. Чтение. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/Авт.-сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – М.: Просвещение, 2013.

  3. Викторину по Дж. Родари «Пуговкин домик» составила Овчинникова Е.В., учитель русского языка и чтения МБС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 VIII вида» г. Перми.

  4. Задание «Расположите в правильной последовательности события из сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева»» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116220

  5. Задание «Соедини слова по стрелочкам, прочитаешь стихи, которые сочинил Незнайка» http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=21392

  6. Кулагина Н.В. Литература: Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Рольф, 2000.

  7. Кулагина Н.В. Литература: Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Рольф, 2001.

  8. Меркин Г.С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. В 3-х частях. – М.: РОСТ, Скрин, 1996.

  9. Меркин Г.С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 6 класса. В 2-х частях. – М.: ООО ТИД «Русское слово» - РС, 2007.

  10. Снежинки http://nachalo4ka.ru/belyie-snezhinki-kartinki-dlya-oformleniya/

  11. Ссылка на диафильм http://diafilmy.su/2130-zayachi-lapy.html

  12. Титульный лист тетради – обложка учебника «Чтение». 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/Авт.-сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – М.: Просвещение, 2013.

  13. Яндекс. Картинки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!