СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь "Индивидуальный проект"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь "Индивидуальный проект"»

Муниципальное автономное учреждение средняя школа №3













Рабочая тетрадь

по предмету:











Индивидуальный проект



















Ученика/цы_______класса

______________________________________

______________________________________







Р.п. Ильиногорск 2020 г

Урок 1. Введение

Наука – это ____________________________________________

______________________________________________________

Наука и научные знания

Основой любой науки является сбор фактов, их обработка, систематизация, а также критический анализ, который позволяет построить причинно-следственную связь.

Гипотезы и теории, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов общества либо же законов природы.

Научные знания представляют собой систему знаний о законах общества, природы, мышления. Именно научные знания отражают законы развития мира и составляют его научную картину.

Научные знания возникают в результате постижения человеческой деятельности и окружающей действительности. Научные знания обладают различными видами достоверности.

Система наук

Условно все науки, согласно их предмету изучения, можно разделить на три больших системы:




Ч

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ

то такое проект?

________________________ - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

__________________ деятельность - деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

_________________ деятельность - практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике «объектов».

Урок 2. Сравнительная характеристика видов индивидуальных проектов:

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Прикладной проект

Разработка и создание или модификация материального продукта с конкретными запланированными характеристиками

Материальный проектный продукт, реализуемый в различных областях (предметы, различные виды изделий из различных материалов, инструкции, памятки и т.п.)

Исследовательский проект

Создание интеллектуального продукта, основанного на исследовании в определенной области деятельности

Результаты исследования, оформленные установленным способом (научно-исследовательская работа, реферат, аналитический отчет) и сформулированный на их основе вывод о доказанной или опровергнутой гипотезе

Социальный проект

Проектирование и реализация способа решения социально-значимой проблемы

Материальный и нематериальный проектный продукт (справочный материал, проект решения социально-значимой проблемы, программы акций, флешмобов, волонтерских мероприятий)

Инженерный проект

Оптимизация/ модификация уже существующего изделия, устройства, и/или адаптация изделия к новым условиям

Материальный проектный продукт (действующая модель оптимизированного изделия, схемы конструирования, комплект чертежей по разработке)

Конструкторский проект

Создание (разработка ) нового продукта, изделия, устройства, технологии

Материальный проектный продукт (модель изделия устройства, 3Д модель, демонстрационный стенд, конструкторская документация)

Информационный проект

Создание информационного продукта, являющегося результатом сбора, обработки и анализа информации

Нематериальный проектный продукт , оформленные установленным способом (информационный обзор, аналитический отчет, информационная база данных, статистические данные, результаты различных опросов)

Инновационный проект

Создание новых или изменение существующих систем (технологической, информационной, социальной, экономической, организационной)

Нематериальный проектный продукт (описание системы, бизнес-идея, описание процессов, инструментов, продуктов и услуг системы)

Творческий проект

Разработка и реализация нестандартных подходов в решении проблем в различных областях деятельности и оформлении результатов работы

Материальный и нематериальный проектный продукт (справочный материал, проект решения социально-значимой проблемы, программы акций, флешмобов, волонтерских мероприятий)


Задание №1: Типология проектов по: (соотнеси правильно)


  • содержанию:

индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);

  • количеству участников:

от проекта-урока до многолетнего проекта.

  • длительности (продолжительности) проекта:

монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;

Задание №2: Определи тип проекта, в зависимости от цели проекта:


Цель проекта: Тип проекта (впиши)





















Задание №3: Напиши, какой тип проекта тебе ближе всего. По какому предмету хотел/ла делать бы проект.























Урок 3. Основные требования к проекту.



ПРОБЛЕМА — ПЛАНИРОВАНИЕ — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Проект - это «пять П»:

  • Проблема

  • Планирование

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация

Шестое «П» проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.


Работая над проектом:

  1. Определи проблему, которая тебя волнует, на решение которой будет нацелен твой проект;

  2. Назови цель работы, которая поможет решить эту проблему. Сформулируй задачи, которые помогут выполнить цель;

  3. Опиши предполагаемый продукт;

  4. Подумай над источниками информации для твоего проекта;

  5. Составь письменный план работы (что и когда ты будешь делать);

  6. Собери различную информацию по теме проекта. Выбери то, что необходимо, что отвечает поставленной цели;

  7. Оформи продукт. Предложи его для экспертной оценки;

  8. Подготовься к открытой защите твоего проекта и продукта. Составь развёрнутый «План презентации»;

  9. Проанализируй и оцени свою работу над проектом



Урок 4. Определение проблемной ситуации проекта.

Задание 1. Изучите теоретический материал.

Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию работы.

Из формулировки темы должно быть понятно,

  • что не так

  • почему не так и

  • и что будет, если сделать как надо.

В чем заключается отличие «проблемной ситуации» от «проблемы». Проблемная ситуация всегда является следствием.

Например:

  • пациент жалуется врачу на головную боль (проблемная ситуация),

  • доктор, прежде чем назначить лечение, проводит диагностику (выявляет причину боли - проблему),

  • и назначает лечение (предпринимает действия, направленные на решение проблемы).














Задание 2. Зная проблемную ситуацию, выделите противоречия, сформулируйте проблему и запишите тему проекта:

Проблемная

ситуация

Выделенное

противоречие

(основное)

Формулировка

проблемы

Тема проекта


Согласно статистике, в 2015 году рецидив преступности среди несовершеннолетних составил 30 %, в 2016 году 33%. По некоторым прогнозам, эта цифра будет продолжать расти и дальше. Опрос среди осужденных показал, что после освобождения они не смогли поступить в вечернюю школу или восстановиться в училище, обратиться в центр занятости населения и зарегистрироваться по месту жительства и т.д.

Это привело к тому, что свои проблемы они решали противоправными способами.





Задание 3. Сформулируй тему и возможные проблемы проекта (любые на выбор, это не ТВОЙ будущий проект)


. Прежде чем приступить к выполнению задания, внимательно прочитайте следующий материал. Итак, еще раз:


Проблема задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа, требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной

ситуации.

Проблемная ситуация - обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения.


Примеры:

Проект «Кислотные дожди» поднимает проблему влияния кислотных дождей на окружающую среду.

Проект «Мусор нашего города» поднимает проблему утилизации мусорных отходов больших городов.


1: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 4. Подготовить список из 3-4 тем, которые были бы вам интересны для написания проекта.

1.

2.

3.

4.

Урок 5. Тема и проблема исследования

Т ема - это своего рода визитная карточка исследования.

Требования к формулировке: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Желательно, чтобы тема была вам интересна, она должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Т ема исследования: _______________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Окончательный вариант: _____________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Д алее должны последовать формулировки противоречий. Это могут быть противоречия между научными выводами и практикой, противоречия между потребностями практики и недостаточной теоретической проработкой некоторых вопросов. Как правило, наличие противоречий приводит к появлению проблемы, что является несомненным показателем актуальности данной области исследования. Разрешение этих противоречий должно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Это определяет направление исследования.

Проблемные вопросы исследования могут начинаться:

Может ли ? Что случится, если ?

Будет ? Каковы опасности ?

Возможно ли ? Каковы преимущества ?

Почему ? Каково влияние ?

Как ? Каким образом ?

Как можно ?


П роблема исследования: ____________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________



Урок 6. Определение гипотезы исследования


У точнив тему, приступают к определению гипотезы. В переводе с древнегреческого гипотеза означает «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно-обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

В исследовании гипотеза - _______________________________________

________________________________________________________________________

Оно должно быть обоснованным, то есть подкрепляться научными данными и логическими соображениями.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;

  • содержать предположение;

  • быть логически непротиворечивой;

  • соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...», «так..., как....», «при условии, что...», то есть такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно­следственных связей.

Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы. Гипотез может быть несколько и какие-то из них подтверждаются, а какие-то нет.

Г ипотеза исследования: _____________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________






Урок 7. Определение цели исследования


Цель исследования - _____________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Наиболее типичные цели:

  • определение характеристик явлений, не изученных ранее;

  • выявление взаимосвязи неких явлений;

  • изучение развития явлений,

  • описание нового явления,

  • обобщение и выявление общих закономерностей,

  • создание классификаций.

При формулировке можно использовать примерно следующие слова:

выявить ...

установить...

обосновать…

уточнить...

проверить...

сформировать

определить...

создать...

построить…

выяснить...



Задачи исследования - __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание параграфов работы. Логично, что задач исследования окажется столько же, сколько условий сформулировано в гипотезе. В приложении 1 приведены глаголы действия, которые могут быть использованы при формулировке целей исследовательского проекта


Ц ель исследования: ______________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________


Задачи исследования: ________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Урок 8. Способы достижения цели



Мозговая атака

Принцип этого метода заключается в попытке раскрепостить мышление человека и заставить генерировать любые, даже бредовые, идеи. Обычно «мозговую атаку» или «мозговой штурм» используют в коллективе, но можно работать и одному человеку.

Процедуру «мозговой атаки» можно разбить на два или три этапа. Рекомендуется иметь под рукой бумагу, ручку или диктофон. Этапы включают в себя: генерирование идей, анализ идей, выбор ключевых идей.

На первом этапе задается какой-то вопрос, например: «Каким способом я могу добиться цели своего исследования?». Далее, в течение 15-20 минут, человек или группа начинает предлагать различные варианты. Действует только одно правило: «Запрещено критиковать и отвергать идеи». Цель первого этапа предложить и зафиксировать как можно больше идей, создать некую избыточность.

На втором этапе каждая идея анализируется, рассматривается ее целесообразность, возможность применения в конкретных условиях. В результате из 100 - 200 идей отбирается 10 - 20 пригодных к применению.

На третьем этапе происходит выбор наиболее эффективных идей.

Принцип «мозговой атаки» прост в эксплуатации. Главное - заставить забыть на время про критиков и дать волю своему воображению, и только успевай записывать.



С пособы достижения моей цели: ___________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Урок 9. Определение методов исследования

М етод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

Методы научного познания традиционно делят на специальные и общие. Применения специальных методов решения требует большинство специальных проблем конкретных наук. Они определяются характером исследуемого объекта, никогда не бывают произвольными. Как правило, их применение требует от исследователя уже значительной подготовленности. Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания. В отличии от специальных они используются в самых различных по предмету науках - от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы (см приложение 2). Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.


М етоды исследования: ____________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________


Урок 10. Работа со справочной литературой

Люди учатся всю свою жизнь: в школе, в институте или техникуме, при овладении профессией. Одним из первых и самых главных источников знаний является книга. Человек обращается к художественной книге, чтобы почитать интересную повесть или роман, насладиться красивым словом, посмотреть, как ведут себя герои в той или иной ситуации. К справочной литературе мы обращаемся для получения быстрого ответа на вопрос или задание учителя, для разрешения спора с товарищем. Она помогает нам не только правильно писать слова, определять их значение, но и расширять кругозор, дает новые сведения из разных областей науки, техники, искусства, литературы; развивает нашу речь, приобщает к культуре народа. Что же такое справочная литература?



Справочная литература — это книги, дающие краткий ответ на любой вопрос. Издания, дающие справку на любой вопрос. К справочной литературе относятся __________________________________________________________.

Особенности справочной литературы:

  • чтение выборочное (по заданию или интересу)

  • краткость

  • наличие алфавита

  • наличие указателей

  • читается вразброс

При чтении справочной литературы нужно знать:

  • ключевое слово

  • тему (биология или зоология, животные)

  • алфавит

Пользуйся:

  • содержанием (оглавлением)

  • указателями (алфавитно-предметный, именной, географических терминов, хронологический)

Виды справочной литературы

Словарь




Ч то такое словарь? Это перечень слов или понятий в порядке алфавита. Словари бывают языковые и энциклопедические.

Мы обращаемся к языковым словарям, если необходимо узнать значение слова, его происхождение, при переводе текста с другого языка.

Е сли же нас интересуют явления природы: наводнения, затмения, землетрясения, или спорт, наука, техника, выдающиеся деятели науки, космонавты, то сведения ищем в энциклопедических словарях. Особенность отраслевых энциклопедических словарей: — одна тема или предмет. Например, «Энциклопедический словарь юного биолога» посвящен биологии.




Существуют также универсальные энциклопедические словари. Они содержат информацию по нескольким отраслям знаний. Например, «Большой энциклопедический словарь»

Справочники




С правочник — издание, содержащее краткие сведения о науке, технике, производстве и человеческой деятельности.

Сведения в справочнике расположены в определенном порядке:

алфавит, тематически, хронологически. Многие справочники снабжены вспомогательными указателями: именной, алфавитный, предметный, хронологический и другие, а также могут иметь список дополнительной литературы для чтения.

Энциклопедии

Энциклопедия — справочное издание, содержащее наиболее существенную и нформацию по одной или всем отраслям знаний.

Энциклопедия для детей издательство «Аванта+».

Универсальная многотомная энциклопедия. Выходит с 1993 года. Учредители были намерены создать совершенно новую энциклопедию, которая включит в себя последние научные разработки, будет изложена доступным и увлекательным языком и осветит и самые «сложные» темы. Энциклопедия компонуется по тематическому принципу, каждый том посвящен одной теме. Внутри тома также тематическое или хронологическое расположение материала. В помощь имеется справочно-библиографический аппарат, в каждом томе свой. Это может быть «указатель имен», «словарь — указатель терминов», «предметно-именной указатель». И обязательно, в каждом томе — список дополнительной литературы. Много иллюстративного материала: портреты исторических деятелей, рисунки, и репродукции картин по теме статьи. Сейчас в рамках серии «Энциклопедия для детей Аванта+» выпущено более 50 книг.

Энциклопедия станет вам главным помощником в увлекательном путешествии в мир знаний. Она расскажет о природе и человеке, технике и искусстве, истории и далеких звездах. Занимательный текст дополняют красочные иллюстрации, так что вы будете с удовольствием листать эти книги, готовясь к занятиям в школе и просто разыскивая ответы на тысячи интересующих вас вопросов.

Если уметь пользоваться справочной литературой для подготовки сообщения, доклада или реферата, легко получить хорошую оценку. Успехов вам в учебе!

Библиотечный каталог — перечень произведений печати и других документов, имеющихся в фонде библиотеки или группы библиотек, составленный по определенному принципу и раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов.

















Урок 11. Проведение научного исследования



П роведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план, в котором необходимо указать цели планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.

Метод

исследования

Цель исследования

Место

проведения

исследования

Время

проведения

исследования

























Результаты исследования: _________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________



При проведении исследования обсудите этические положения относительно:

- ненужных расспросов или вторжения в личную жизнь людей;

- необязательного использования животных в исследовании;

- ненужного злословия на человека или продукт;

- использования фотографий людей без их письменного разрешения;

- отсутствия ссылок на источники информации.



Урок 12. Способы первичной обработки информации


Прочитай текст, оставляя пометки на полях


Знак

Значение знака

V

отмечается в тексте информация, которая уже известна

+

отмечается новое знание, новая информация

-

отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у представлениями, о чем вы думали иначе

?

отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее



Историческая справка по созданию кадетского движения в России

Кто такие кадеты? Кадет (Cadet) - во Франции так назывались молодые дворяне в военной службе до производства их в офицеры. История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В России впервые слово «кадет» явилось в указе 20 июля 1731 года об учреждении "корпуса кадетского из 200 шляхетских детей". Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.

Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и можно сказать, всей земной цивилизации. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский - Корсаков, Рахманинов, врач Сеченев, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков. В 1993 году кадетское движение возрождается. С этих пор кадетами называются воспитанники кадетских корпусов. Это учащиеся, которые ходят в военной форме, изучают, помимо общеобразовательных предметов, военное дело, усиленно занимаются строевой подготовкой и спортом, танцуют, рисуют, поют.



Урок 12. Работа с программой подготовки презентаций Power Point





Урок 13. Оформление ИП

Урок 14. Презентация ИП

Обычное время для выступления на защите исследовательской работы от 4 до 7 минут.

Выступающий должен говорить достаточно громко эмоционально, грамотно, логично, уверенно. Если есть наглядный стендовый материал, надо использовать его данные для доказательств своих выводов и основных положений работы.

Тезисы выступления лучше написать заранее. Для выступления рекомендуется следующая схема:



К раткий план твоего выступления на защите:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Библиографический список

  1. Intel@ «Обучение для будущего»: учеб. пособие - 8-е изд., исправленное и дополненное - М.: Интернет - Университет Информационных Технологий, 2006.

  2. Русских Г.А. Технология проектного обучения / Г.А.Русских // Биология в школе//научно - методический журнал. - 2003. - №3.- с. 21-31

  3. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара, 2005

  4. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие /Е.В.Тяглова. - М.: Глобус, 2008

  5. Тяглова Е.В. методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся// Школьные технологии. - 2007 - №1- с.103 - 117



Приложение 1

Глаголы действия, которые могут быть использованы при формулировке целей исследовательского проекта

варьировать

исследовать

построить гипотезу

вести

каталогизировать

построить

взвесить

классифицировать

последовательность

взвинчивать

конвертировать

предложить

возрастать

контролировать

предположить

восстановить

лимитировать

предсказать

вспомнить

наблюдать

представить (вообразить)

вставить

найти методом

представить (доклад)

выбрать

написать

представить в виде таблицы

выразить

настроить

применить

вырастить

обеспечить

приобретать

вычесть

обнаружить

проверить

вычислить

обосновать

провести

выявить

обсудить

провести опыт

действовать

объяснить

продемонстрировать

делать логический вывод

описать

проиллюстрировать

доказать

определить

проследить

добавить

организовать

протестировать

доложить

осветить

противопоставить

задать вопрос

ответить

прочитать

задокументировать

отличить

разработать

заключить

отразить

расположить

записать

отсортировать

рассчитать

засвидетельствовать

охлаждать

рассчитать по времени

защитить

оценить

расчленить

идентифицировать

очистить

решить (задачу)

измерить

передать

сделать набросок

изобрести

переместить

сделать обзор

изучить

переоценить

сделать поиск

иллюстрировать

повторить

синтезировать

инвертировать

интервьюировать

интерпретировать

подготовить

поддержать

Приложение 2

Различные методы исследования

Эмпирические методы научного исследования:

  • Наблюдение - целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.

  • Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях.

  • Графические методы.

  • Метод экспертных оценок - использование мнения экспертов в оценке качества исследуемого объекта.

  • Анализ документов.

  • Контент-анализ - качественный и количественный анализ текста: расчленение текста на отдельные смысловые единицы; определение их значения и взаимосвязи; подсчет частоты их употребления; интерпретация полученных данных.

  • Шкалирование.

  • Метод мозгового штурма - разработка группой максимального количества возможных решений, оценка сделанных предложений проводится позднее.

Теоретические (общелогические) методы научного исследования:

  • Индукция и дедукция

  • Анализ и синтез. Анализ - процедура мысленного, а иногда и реального расчленения объекта или явления на части. По результатам анализа делаются выводы о внутренней структуре анализируемого предмета или явления и наилучших способах обращения с ним или его использования.

  • Сравнительный анализ.

  • Системный анализ.

  • Синектика.

  • Метод аналогий: прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая.

  • Моделирование - создание увеличенной или уменьшенной модели исследуемого объекта.

  • Метод научной абстракции - состоит в очищении исследуемого объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт.

  • Мысленный эксперимент.

Статистические методы - специфические методы цифрового освещения явления: получение первичной информации об отдельных единицах (фактах) изучаемого явления; группировка и обобщение данных наблюдения по выделенным частям и целому, т. е. к получению статистических показателей в форме абсолютных величин, при помощи которых измеряют объемы (размеры) явлений; исчисление аналитических показателей, отражающих особенности отдельных однородных групп, соотношения и взаимосвязи между ними. Они определяются в форме средних, относительных величин, показателей вариации, индексных показателей; анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития.

Метод биоиндикации - наблюдение за поведением живых организмов или оценка их свойств.

Социометрия - изучаются связи и взаимодействия первичных групп.



Приложение 3

Титульный лист


Приложение 4

Образец оформления оглавления



Приложение 5

Требования к оформлению библиографического списка



Приложение 6

Правила оформления приложений




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!