СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая пронрамма

Тема: Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру . Рабочая программа составленна по программе "Перспективная начальная школа". Рабочая программа составленна для 2-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая пронрамма»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная Рабочая программа по «Окружающему миру» для 2-4 классов первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт

от 6 октября 2009 № 373;

  • Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год:

  • СанПиН 2.4.2. 2821– 10 № 189 от 29.12.2010

  • Учебный план МБОУ «Грано-Маяковская ООШ»: приказ № 26 от 01.09..2017г.

  • Авторская программа Федотовой О.Н. «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа» 2012г).

Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь­ного стандарта начального общего образования (далее Стан­дарта), с учетом примерной программы по учебным предметам и основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» — оп­тимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально органи­зованной аудиторной и внеурочной деятельности.

Цель изучения курса «Окружающий мир» — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурно­го и конфессионального многообразия российского общества.

При отборе учебного материала по окружающему миру, раз­работке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной линии учитывались следующие поло­жения «Перспективной начальной школы»:

— топографическая принадлежность школьника. Это как го­родской, так и сельский школьник, что обусловливает учет опыта жизни школьника, проживающего как в городе, так и в сельской местности. Осуществлялся такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности. А именно: богатейшее природное окружение, целостный образ

мира, укорененность в природно-предметной и культурной сре­де, естественно-природный ритм жизни, народные традиции, семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;

  • особенности мировосприятия школьника, который в усло­виях городской школы имеет возможность использовать все предоставленные городом богатства мировой художественной культуры, справочно-познавательной литературы, а в условиях сельской школы, в лучшем случае, информационный потенциал Интернета.

Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершенной пред­метной линии по окружающему миру, приоритетными стали:

  • принцип целостности картины мира, предполагающий от­бор интегрированного содержания образования, которое по­может обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • принцип практической направленности, формирующий УУД, предусматривает возможность получения знаний посред­ством экспериментальной и опытной деятельности, в условиях поиска необходимой информации в разных источниках инфор­мации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно- популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); посредством сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья, базирующийся на необходимости формирования у де­ти привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению правил лич­ной безопасности, гигиены, режима дня, активного участия де­ти и оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных).

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» предокшлены в программе в течение всех четырех hoi тре­мя содоржлкмн.ными блоками: «Человек и природ.)", "Человек и общество», "Правила безопасной жизни».

Приоритетными задачами курса 1-го класса является форми­рование в сознании обучающихся единого образа окружающего их мира, систематизация и расширение представления детей о семье, о школе, о необходимости соблюдения правил обще­ственного поведения, об объектах природы, развития интереса к познанию и опытной деятельности.

Основной источник познания окружающего мира детьми, не умеющими еще читать, — их органы чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание помогают детям изучать наблюдение опытов, рассчитанных на обобщение всех органов чувств.

Тематическое планирование рассчитано, в соответствии со Стандартом, на интеграцию в одной предметной области об- ществознания и естествознания и предусматривает следую­щее распределение часов по содержательным блокам: «Чело­век и природа» — 187 часов, «Человек и общество» — 83 часа. Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены (ориентировочное время на изучение интегрированного содержания этого блока в каждом классе — 4—5 часов).

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, ре­гулятивных).

Основными задачами реализации содержания, в соответ­ствии со Стандартом, являются:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

  • формирование у школьников УУД, основанных на способ­ности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существен­ные признаки и на их основе проводить обобщение;

развитие умений работы с научно-популярной и справоч­ной литературой, проведения фенологических наблюдений, фи­зических опытов, простейших измерений;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объек­там природы и результатам труда людей, сознательного отно­шения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

  • формирование уважительного отношения к семье, насе­ленному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  • осознание ценности, целостности и многообразия окру­жающего мира, своего места в нем;

  • формирование модели безопасного поведения в услови­ях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по кур­су «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориенти­рованной системе «Перспективная начальная школа» рас­сматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательно­го развития и развития личности учащихся через организа­цию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозави­симости через систему вопросов, заданий, эксперименталь­ных и опытных исследований, экскурсионных учебных и вне­урочных мероприятий.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебни­ках достигается посредством:

—- демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

  • выходом за пределы учебника в зону словарей, справочни­ков и Интернет;

системой наблюдений, опытных и экспериментальных ис­следований явлений окружающего мира;

  • специальным местоположением вопросов-заданий, на­целивающих учеников на творческую работу исследователей- открывателей закономерностей и правил;

  • иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, кар­ты, произведения живописи и др.).



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Примерным учебным планом для образова­тельных учреждений, использующих УМК «Перспективная началь­ная школа» (вариант 1 — в соответствии с требованиями стан­дарта второго поколения), курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», из­учается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом во 2-4 классах — на 68 часа(34 учебных недели).

Общий объем учебного времени составляет 204 часов.





























Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обу­чающиеся научатся:

  • характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;

обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — ис­точника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир);

  • объяснять (характеризовать) движение Земли относитель­но Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

  • демонстрировать связь между сменой дня и ночи, време­нем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

  • сравнивать внешний вид и характерные особенности насе­комых, рыб, птиц, млекопитающих;

  • группировать (классифицировать) объекты природы по

признакам: насекомые-рыбы-птицы-земноводные-пресмы-

кающиеся-млекопитающие (животные);

  • сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

  • называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

  • характеризовать значение животных в природе и жизни лю­дей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные-дикорастущие растения, однолетние- двулетние-многолетние растения; цветковые-хвойные-папо- ротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

  • характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное обо­рудование, при изучении свойств воды, анализировать результа­ты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и техни­ке безопасности при проведении опытов;

  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);

  • использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хре­стоматии, Интернет для поиска необходимой информации;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимое!и береж­ного отношения к природе своего края;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на при­родные объекты, называя представителей животного и рас­тительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

  • понимать необходимость здорового образа жизни | (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного пи­тания);

  • находить нужную информацию о разнообразии животных I и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха,

! о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энци­клопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и. обсуждать полученные сведения;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

  • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растени­ям, детенышам диких животных);

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и само­регулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального пита­ния и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе, ока­зывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

обучающиеся научатся:

  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классноми школьном коллективах;

  • называть профессии взрослых и оценивать важность каж­дой из них;

  • различать государственную символику России (на погра­ничных знаках, денежных знаках и пр.);

  • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Кон­ституции России; День города, села, поселка);

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);

  • работать с оглавлением учебника: находить нужную инфор­мацию о достопримечательностях Москвы (Московского Крем­ля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Москов­ского Кремля;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанным в Конституции;

  • использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет- адреса даны в учебнике по темам «История Московского Крем­ля» и «Твоя безопасность»);

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения режима дня и пита­ния, правил личной гигиены;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморе­гулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

  • работать с оглавлением учебника: находи и, нужную инфор­мацию о правилах безопасного поведения,

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и само­регулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального пита­ния и личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе..

СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

2 класс (68 ч)

  • Основные содержательные линии второго класса (источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды; свой­ства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек разумный — часть природы; общий дедушка; в родном краю) реализуются в рамках определенных Стандартом содержатель­ных блоков.

  • Человек и природа (42 ч)

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля — планета; об­щие представления о размерах и форме Земли, Глобус — модель

Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозна­чений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вра­щение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, сте­бель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жиз­ни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание рас­тений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; па­поротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила по­ведения на природе.

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядови­тые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

  • Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их от­личия. Особенности питания малышей млекопитающих живот­ных.


Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеяд­ные). Как животные защищаются. Дикие и домашние живот­ные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (26 ч)

  • Обмен письмами как один из источников получения инфор­мации. Общение со старшими и сверстниками как один из ис­точников получения новых знаний.

  • Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотно­шения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

  • Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

  • Младший школьник. Школьный и классный коллективы, со­вместная учеба, совместный общественно полезный труд и от­дых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной дея­тельности, в охране окружающей среды.

  • Человек — член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни че­ловека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

  • Родной край — частица России. Родной город (село): на­звание и его связь с историей возникновения, с занятием лю­дей, с названием реки, озера; основные достопримечатель­ности.

  • Наша Родина — Россия. Конституция России — основной закон страны. Важнейшие права граждан России — право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую по­мощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни обще­ства: День Победы, День Конституции России, День Государ­ственного флага.

  • Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

  • Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строи­тельства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие со­хранения и укрепления здоровья. Чистота — залог здоровья (чи­стые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила по­ведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экс­тренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собака­ми). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие прави­ла поведения пешехода. Переход железной дороги.

  • Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные пра­вила поведения с водой, электричеством, газом.





Учебно-тематический план

№ п/п


Тема (глава)

Количество часов

1.

Раздел 1. Человек и природа ( 42 ч )

42

2.

Раздел 2. Человек и общество(26 ч)

26

Итого

68

Тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов,2 часа в неделю.




















Календарно – тематическое планирование

по окружающему миру

класс ___2___

Учитель Костенко О.В

Количество часов.

Всего 68 часов, в неделю 2 часа.

Количество практических работ 18.

Количество экскурсий 4.

№ п/п

Кол-во часов

Календарные строки




Тема



план


факт


Раздел 1. Человек и природа ( 42 ч )


I четверть-16 часов

1.

1

05.09


Мишины вопросы.

2

1

06.09


Советы старших. Практическая работа «Ознакомление учащихся с двумя-тремя книгами из нового учебного комплекта по окружающему миру».

3

1

12.09


Ищем ответы на вопросы. Урок-экскурсия в школьную библиотеку на тему: «Книги-наши друзья»

4

1

13.09


Опыт и наблюдения. Экскурсия «Методы познания человеком окружающий мир»

5

1

19.09


Земля. Модель Земли

6

1

20.09


Почему на земле день сменяются ночью. Практическая работа «Моделирование смены дня и ночи».

7

1

26.09


Звезды и созвездия

8

1

27.09


Планеты

9

1

03.10


Движение земли вокруг Солнца

10

1

04.10


Как связаны неживая и живая природа.

11

1

10.10


Условия жизни на планете Земля.

12

1

11.10


Свойства воздуха. Практическая работа «Обнаружение и изучение свойств воздуха».

13

1

17.10


Кому и для чего нужна вода.

14

1

18.10


Вода и ее свойства. Практическая работа «Определение свойств воды, фильтрование воды».

15

1

24.10


Условия, необходимые для развития растений. Практическая работа «Опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений».

16

1

25.10


Корень, стебель и лист. Практическая работа «Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария».


II четверть-16 часов

17

1

07.11


Питание растений. Практическая работа «Передвижение воды по стеблю от корня к листьям».

18

1

08.11


Цветковые и хвойные растения. Практическая работа «Наблюдена за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними».

19

1

14.11


Папоротники, мхи, и водоросли

20

1

15.11


Красная Книга России. Практическая работа «Составление Красной книги своей местности».

21

1

21.11


Для чего люди выращивают культурные растения

22

1

22.11


Какие части культурных растений используют люди. Практическая работа « Размножение с помощью черенков».

23

1

28.11


Можно ли все огородные растения высаживать одновременно.

24

1

29.11


От чего зависит урожай зерновых. Экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинам»

25

1

05.12


Растения сада.

II раздел Человек и общество- 26 часов

26

1

06.12


Сколько живут растения.

27

1

12.12


Размножение растений своими частями.

28

1

13.12


Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба. Практическая работа «Выращивание плесневелых грибов на кусочке белого хлеба».

29

1

19.12


Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

30

1

20.12


Как правильно собирать грибы

31

1

26.12


Как правильно собирать грибы

32

1

27.12


Интернет-экскурсия «За грибами»


III четверть- 20 часов

33

1

16.01


Разнообразие животных.

34

1

17.01


Насекомые

35

1

23.01


Рыбы

36

1

24.01


Земноводные

37

1

30.01


Пресмыкающиеся

38

1

31.01


Птицы

39

1

06.02


Звери

40

1

07.02


Как животные защищаются.

41

1

13.02


Домашние животные. Практическая работа «Наблюдения за домашними животными (питание, рост, повадки)».

42

1

14.02


Живой уголок. Практическая работа «Уход за животными-обитателями живого уголка».

43

1

20.02


Значение диких животных.

44

1

21.02


Человек в ответе не только за тех, кого приручил.

45

1

27.02


Про тебя

46

1

28.02


Про тебя

47

1

06.03


Что умеет человек.

48

1

07.03


Что умеет человек

49

1

13.03


Расти здоровым.

50

1

14.03


Расти здоровым.

51

1

20.03


Питание и здоровье.

52

1

21.03


Питание и здоровье.


IV четверть-16 часов

53

1

03.04


От кого зависит твой режим дня.

54

1

04.04


Практическая работа «Составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения)».

55

1

10.04


Чистота - залог здоровья.

56

1

11.04


Чистота - залог здоровья.

57

1

17.04


Берегись простуды.

58

1

18.04


Берегись простуды.

59

1

24.04


Твоя безопасность на улице

60

1

25.04


Практическая работа «Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой».

61

1

02.05


Твоя безопасность дома.

62

1

08.05


Имя города, села, поселка

63

1

15.05


История Московского Кремля.

64

1

16.05


Экскурсия в город. Интернет-экскурсия

65

1

22.05


Общий дедушка.

66

1

23.05


Практическая работа «Общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеалогического древа (родословной семьи)».

67

1

29.05


День Победы. Практическая работа «Встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны родного края».

68

1

30.05


День Конституции России























































Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обу­чающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план, их условные обозна­чения;

  • находить на физической карте и глобусе материки и океа­ны, географические объекты и их названия;

  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

  • сравнивать и различать формы земной поверхности;

  • находить на физической карте разные формы земной по­верхности и определять их название;

  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;

  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;

  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);

  • находить на физической карте разные водоемы и опреде­лять их название;

  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

  • приводить примеры веществ;

сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опы­тов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состоя­ниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опы­тов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • сравнивать свойства воды и воздуха;

  • следовать инструкциям и технике безопасности при про­ведении опытов;

  • характеризовать кругооборот воды в природе;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опы­тов) состав почвы;

  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых орга­низмов в образовании почвы (на примере своей местности);

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энци­клопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опы­тов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве че­ловеком (на примере своей местности);

извлекать по заданию учителя необходимую информа­цию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полез­ных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

  • проводить несложные наблюдения в родном крае за таки­ми природными явлениями и проявлениями, как «этажи» — яру­сы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;

  • характеризовать влияние человека на природные сообще­ства (на примере своей местности);

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явле­ниями родного края в предложенной форме (дневник наблюде­ний, условные обозначения);

  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимо­сти бережного отношения к природе своего края, к почве, к по­лезным ископаемым;

  • определять характер взаимоотношений человека с приро­дой, находить примеры влияния этих отношений, называя пред­ставителей животного и растительного мира природных сооб­ществ;

  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;

  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасно­сти в походах в лес, в поле, на луг;

использовать готовые модели (глобус, карта, план, план- карта) для объяснения явлений или выявления свойств объ­ектов;

  • использовать оглавление, словари учебника и хрестома­тии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет- адреса для поиска необходимой информации.

Обчающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;

  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о при­родных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

  • осознать ценность природы и необходимость нести ответ­ственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и само­регулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);

  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных не­счастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московско­го Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

  • находить место изученного события на ленте времени;

  • находить на карте Российской Федерации города «Золото­го кольца», город Санкт-Петербург;

  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и го­родов «Золотого кольца»;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энци­клопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, гото­вить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • находить дополнительные источники информации (слова­ри учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

  • находить на ленте времени место изученного историческо­го события;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, за­писанные в Конституции Российской Федерации;

  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет-адреса).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и само­регулирования своего самочувствия при простудных заболе­ваниях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморе­гулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в забо­лоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во вре­мя купания, при переправе через водные пространства;

  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести от­ветственность за ее сохранение; соблюдать правила экологиче­ского поведения в природе.


СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

3 класс (68 ч)

Основные содержательные линии третьего класса (спо­собы познания окружающего мира с помощью простейших приборов; планета, на которой мы живем; неживая природа; взаимосвязь живой и неживой природы; природные сообще­ства; наша страна — Россия) реализуются в рамках содержа­тельных блоков.

Человек и природа (54 ч)

Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус — модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой мери­диан. Экватор. Географическая карта и план местности. Услов­ные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борь­бы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). Особенности поверхно­сти родного края (краткая характеристика на основе наблюде­ний и собеседования со взрослыми).

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.

Вещества, тела, частицы. Вещество —■ это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано че­ловеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) — человек, животные, грибы, расте­ния, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела — предметы. Молекулы и атомы — мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.

Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три со­стояния воды — твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода — раство­ритель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.

Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.

Кругооборот воды в природе.

Воздух — это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для челове­ка, животных, растений.

Погода и ее составляющие: движение воздуха — ветер, тем­пература воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение тем­пературы воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».

Горные породы: магматические, осадочные. Разруше­ние горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и неф­ти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.

Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйствен­ной жизни человека.

Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значе­ние лесов. Безопасное поведение в лесу.

Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек — защитник при­роды. Природа будет жить (размножение животных). Взаи­мосвязь в природном сообществе (например, клевер-шмели- мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два-три примера). Посильное участие в охране природы родного края.

Человек и общество (14 ч)

Права и обязанности человека по охране природы и окру­жающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конститу­ции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных се­ребряных и золотых монетах).

Лента времени. Последовательность смены времен года. Лен­та времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль)-весна (март, апрель, май)-лето (июнь, июль, август)-осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век — отрезок времени в 100 лет. Лента вре­мени истории строительства Московского Кремля (XII век — де­ревянный, XIV век — белокаменный, XV век — из красного кирпи­ча). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.

Города России. Города Золотого кольца. Имена великих кня­зейоснователей городов (Ярослав МудрыйЯрославль, Юрий Долгорукий — Кострома, Переславль-Залесский). Основ­ные достопримечательности городов Золотого кольца (храмы XVI—XVII вв., Троице-Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве По­саде — XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме — XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире — XII в.).

Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург — морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Пе­тропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Лет­ний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.

Правила безопасного поведения

Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опы­тов со стеклянным термометром.

Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при пере­ходе дороги на «зебре»).

Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.

Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных ме­стах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного пове­дения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).

Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.


Учебно-тематический план

№ п/п


Тема (глава)

Количество часов

1.

Раздел 1.Человек и природа

54

2.

Раздел 2. Человек и общество


14

Итого

68





































Календарно – тематическое планирование

по окружающему миру

класс ___3___

Учитель Костенко О.В

Количество часов.

Всего 68 часов, в неделю 2 часа.

Количество практических работ 12.

Количество экскурсий 1.


№ п/п

Кол-во часов

Календарные строки



Тема




I четверть-17 часов




Раздел 1.Человек и природа (54 ч)

1.

1

01.09


Изображение Земли на глобусе

2

1

04.09


Материки и океаны на глобусе

3

1

08.09


Форма поверхности Земли. Практическая работа «Нахождение, показ, равнин, холмов, гор на карте».

4

1

11.09


Географическая карта

5

1

15.09


Учимся читать карту. Практическая работа « Нахождение объектов по условным обозначениям».

6

1

18.09


План местности

7

1

22.09


План местности

8

1

25.09


Холмы и овраги. Практическая работа «Моделирование формы Земли».

9

1

29.09


Стороны горизонта

10

1

02.10


Ориентирование на местности. Компас.

11

1

06.10


Практическая работа «Ориентироваться с помощью плана и компаса».

12

1

09.10


Тела, веществ, частицы.

13

1

13.10


Тела, веществ, частицы.

14

1

16.10


Твердые веществ, жидкие и газы.

15

1

20.10


Вода – необыкновенное вещество.

16

1

23.10


Практическая работа «Выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воды».

17

1

27.10


Свойства воды в жидком состоянии.



II четверть-14 часов

18

1

10.11


Практическая работа «, Охарактеризовать

свойства воды».

19

1

13.11


Термометр и его устройство.

20

1

17.11


Практическая работа «Сделать вывод, что термометр необходим для точного измерения воды».

21

1

20.11


Свойства воды в твердом состоянии.

22

1

24.11


Практическая работа «На основании проведенного опыта, описать свойства льда».

23

1

27.11


Свойства воды в газообразном состоянии.

24

1

01.12


Практическая работа « на основании проведенного опыта, описать свойства воды в газообразном состоянии».

25

1

04.12


Круговорот воды в природе.

26

1

08.12


Практическая работа « выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воды и воздуха».

27

1

11.12


Туман и облака. Осадки.

28

1

15.12


Вода - растворитель.

29

1

18.12


Практическая работа «Проводить опыты: растворять растворимые( соль) и нерастворимые (песок) вещества в воде».

30

1

22.12


Растворы в природе

31

1

25.12


Растворы в природе



III четверть-20 часов

32

1

12.01


Почему воду надо беречь

33

1

15.01


Океан, которого нет на карте и глобусе

34

1

19.01


Воздух – это смесь газов.

35

1

22.01


Свойства воздуха.

36

1

26.01


Практическая работа « При помощи опытов доказывать, что воздух занимает пространство, его можно взвесить, сжать, обладает упругостью».

37

1

29.01


Температура воздуха

38

1

02.02


Ветер

39

1

05.02


Что такое погода

40

1

09.02


Горные породы

41

1

12.02


Разрушение горных пород

42

1

16.02


Что такое минералы

43

1

19.02


Полезные ископаемые

44

1

26.02


Свойство полезных ископаемых

45

1

02.03


Почему надо беречь полезные ископаемые

46

1

05.03


Как образуется почва.

47

1

09.03


Почва и ее состав.

48

1

12.03


Зачем и как люди заботятся о почве.

49

1

16.03


Лес и его обитатели

50

1

19.03


Луг и его обитатели

51


23.03


Поле и его обитатели

IV четверть -17 часов

52

1

02.04


Пресный водоем и его обитатели

53

1

06.04


Болото и его обитатели

54

1

09.04


Значение лесов

Раздел2. Человек и общество -14 часов

55

1

13.04


Безопасность поведе1ния в лесу.

56

1

16.04


Экскурсия «Моделировать ситуации, требующие умения ориентироваться по природным ориентирам».

57

1

20.04


Луг и человек.

58

1

23.04


Надо ли охранять болота.

59

1

27.04


Дары рек и озер.

60

1

30.04


Безопасное поведение у водоемов

61

1

04.05


Человек – защитник природы

62

1

07.05


Природа будет жить.

63

1

11.05


Лента времени

64

1

14.05


Лента времени

65

1

18.05


Золотое кольцо России

66

1

21.05


Золотое кольцо России

67

1

25.05


Путешествие по Санкт - Петербургу

68

1

28.05


Рождение и города.

Достопримечательности города на Неве (рассказ учителя)























































Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

4 класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4 – м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих умений:


  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения:


В результате изучения раздела «Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

-находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

-читать условные обозначения карт;

-использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года;

- находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительность, животный мир);

-понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;

-понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

-характеризовать основные функции систем органов человека;

-измерять температуру, вес, рост человека;

онимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

-извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций


Обучающиеся получат возможность научиться:


-осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

-использовать знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

-выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.


В результате изучения раздела «Человек и общество»


Обучающиеся научатся:

-рассказывать с использованием информации из Интернета о государственной символике России;

-самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях коллективной работы;

-обмениваться сведениями о событиях в стране;

-готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;

-находить на политико – административной карте России местоположение своего края;

-работать с глобусом и картой;

- пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с историей Отечества;

-определять последовательность событий на ленте времени;

-рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках истории страны;

-рассказывать об особенностях труда людей родного края.


Обучающиеся получат возможность научиться:

- научатся определять часовой пояс своего края;

-находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и края в Интернете;

-составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех

традиционных религий в обрядовой практике.


В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

Обучающиеся научатся

- понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;

-понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья(вред курения, наркотиков, громкой музыки)


Обучающиеся получат возможность научиться:


- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

-соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;

-заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения своего физического и нравственного здоровье.


К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, так как реализуя принцип деятельностного подхода, учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

  • демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

  • выходом за пределы учебника в зону словарей и Интернет;

  • системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

  • специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

  • иллюстрированным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).

Система разнообразных форм учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действия, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.


Содержание учебного предмета «Окружающий мир»


4 класс

(68 часов)


Человек и природа (42ч)

Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество (26ч)

Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).

История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).

Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).

Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).


Правила безопасного поведения

Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).

Учебно-тематический план

№ п/п


Тема (глава)

Количество часов

1.

Раздел 1. Человек и природа

42

2.

Раздел 2. Человек и общество

26

Итого

68

Тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов,2 часа в неделю.





Календарно- тематическое планирование

по окружающему миру

4 класс

Учитель Костенко Оксана Владимировна

Количество часов

Всего 68 часов; 2 часа в неделю.

Количество часов больше, чем по программе. Урок №69 направлен на внеурочную деятельность.

Количество практических работ 19.



№ урока

Кол-во

часов

Дата проведения



Тема урока

план

факт

I четверть-16 часов

Раздел 1. Человек и общество-42 часа

1


05.09


Древние славяне. Практическая работа с историческими картами

2


07.09


Древняя Русь. Практическая работа с историческими картами

3


12.09


Крещение Руси. Практическая работа с историческими картами

4


14.09


Борьба Руси с западными завоевателями. Практическая работа

с историческими картами

5


19.09


Возникновение Москвы. Первые Московские князья

6


21.09


Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости

7


26.09


Обобщение по теме «История Отечества»Проверочная работа

по теме: «История Отечества»

8


28.09


Солнечная система

9


03.10


Вращение Земли вокруг своей оси и еѐ движение вокруг Солнца

10


05.10


Природные зоны нашей страны

Практическая работа с картой природных зон России

11


10.10


Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». Проверочная работа по теме: «Земля –планета Солнечной системы»

12


12.10


Зона арктических пустынь.. Практическая работа

с картой природных зон России

13


17.10


Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана

природной зоны

14


19.10


Зона тундры. Практическая работа с картой природных зон России

15


24.10


Деятельность людей в зоне тундры. Охрана природной зоны

16


26.10


Зона лесов. Практическая работа с картой природных зон России

II четверть-16 часов

17


07.11


Деятельность людей в зоне лесов. Охрана природной зоны

18


09.11


Зона степей. Практическая работа с картой природных зон России

19


14.11


Деятельность людей в зоне степей. Охрана природной зоны

20


16.11


Зона пустынь. Практическая работа с картой природных

зон России

21


21.11


Деятельность людей в зоне пустынь. Охрана природной зоны

22


23.11


Субтропическая зона. Практическая работа с картой природных

зон России

23


28.11


Деятельность людей в субтропической зоне. Охрана природной зоны

24


30.11


Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России»

Проверочная работа по теме: «Природные зоны России»

25


05.12


Родной край – часть великой России. Практическая работа с картой Алтайского края

26


07.12


Московское время, часовые пояса. Практическая работа с картой «Часовые пояса России»

27


12.12


Поверхность и водоемы твоего края

28


14.12


Влияние человека на природу. Охрана природных богатств

29


19.12


Полезные ископаемые твоего края. Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых

30


21.12


Растительный мир твоего края. Практическая работа с коллекцией растений

31


26.12


Животный мир твоего края

32


28.12


Обобщение по теме «Родной край - часть великой России».. Проверочная работа по теме: «Родной край – часть великой России»

III четверть-20 часов

33


11.01


Заповедные места твоего края

34


16.01


Деятельность людей. .Народные промыслы твоего края

35


18.01


Как устроен организм человека. Практическая работа, связанная с

составлением режима дня

36


23.01


Путешествие в мир клеток

37


25.01


Самый большой орган чувств

38


30.01


Двигательная функция человека

39


01.02


Пищеварительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека

40


06.02


Система кровообращения. Ее роль в жизнедеятельности человека

41


08.02


Дыхательная система . Ее роль в Жизнедеятельности человека

42


13.02


Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и

долголетие жизни человека

43


15.02


Выделительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека

44


20.02


Нервная система. Режим труда и отдыха – основа сохранения и восстановления нервной системы

45


22.02


Обобщение по теме «Человеческий организм». Проверочная работа

по теме «Человеческий организм»

46


27.02


Органы чувств. Нос –орган обоняния

47


01.03


Органы чувств. Язык -орган вкуса

48


06.03


Органы чувств. Глаза

49


13.03


Ухо - орган слуха и орган равновесия

50


15.03


Распознавание предметов путем соприкосновения с ними

51


20.03


Охрана здоровья человека. Практическая работа по оказанию первой

медицинской помощи

52


22.03


Обобщение по теме «Органы чувств».Проверочная работа

по теме «Органы чувств»

IV четверть-16 часов

53


03.04


Российская федерация. Практическая работа с картой мира Российская федерация. Практическая работа с картой мира

54


05.04


Соединенные штаты Америки. Практическая работа с картой мира

55


10.04


Великобритания. Практическая работа с картой мира

56


12.04


Франция. Практическая работа с картой мира

57


17.04


Страны на карте мира

58


19.04


Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Проверочная работа по теме «Страны мира»

59


24.04


День Народного единства

60


26.04


Отечественная война 1812 года

61


03.05


Великая Отечественная война

62


08.05


Освоение космического пространства

63


10.05


Обобщение и Самостоятельная работа по теме «Москва как летопись

истории России»

64


15.05


Имя нашей страны –Россия или Российская Федерация

65


17.05


Основной закон страны – Конституция России

66


22.05


Государственная власть в России.

67


24.05


Президент России.

68


29.05

31.05


Обобщение по теме «Мы - граждане России». Проверочная работа

по теме «Мы –граждане России»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!