Пояснительная записка по внеурочной деятельности
«Занимательный башкирский язык»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, и является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Цель: Развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах, для достижения высокого уровня интеллектуального развития личности обучающегося.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Башкирский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению башкирского языка в школе.
Курс башкирского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к башкирскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах башкирского языка, об основных нормах башкирского литературного языка, о башкирском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Одна из основных задач – организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Планирование составлено на основе программы по родному башкирскому языку и литературе для учащихся-башкир I – XI классов школ с русским языком обучения. Составители: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А., Вильданов А.Х., Давлетшина М.С., Хуснутдинова Ф.А., Хажин В.И. – Ижевск, издательство «КнигоГрад» , 2008г.
Программа допущена Министерством образования и науки РБ.
Программа предназначена для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
- Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
- Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Развивать образное мышление;
- Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- Развивать творческие способности;
- Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
- Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Краткое описание содержания программы
Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников. Программа имеет возрастную привязку: для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности; формирующая позитивное отношение к базовым ценностям.
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме дополнительного занятия общеинтеллектуальной направленности «Занимательный башкирский язык». Реализация программы рассчитана на 1год начального образования, объёмом в 64 часа в год. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 8 лет.
Игры на развитие речи;
Объединение по группам;
Игры на развитие внимания;
Упражнения на развитие логической связи;
Упражнения на развитие логического мышления.
Определение порядка и логической связи между предметами;
Название предметов по их признакам;
Исследовательские и практические работы по определению логических связей между предметами.
Формы организации внеурочной деятельности
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Организуются теоретические и практические занятия. Теоретические занятия педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практические занятия организуются благодаря участию в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики, а также участию в диспутах, олимпиадах, соревнованиях, интеллектуальных клубах, проектах, конкурсах, викторинах, познавательных играх.
Методическое обеспечение
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
на занятиях широко применяются:
создание проблемной ситуации;
техника поэтапного формирования умственных способностей;
развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
методы групповой работы;
методы индивидуальной работы.
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшую загадку, сказку, рисунок. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания, речи детей.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
от простого к сложному;
от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие интеллектуально-игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Возрастные особенности достижения результатов воспитания.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. В 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы для работы с текстами.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос.
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Составлять тексты из частей речи. Определять место данного слова в предложении.
Учебно – тематическое планирование
с указанием формы проведения занятий
1класс
№ | Перечень тем | Планируемая дата | Фактическая дата | Количество часов |
1-2 | Һаумы, мәктәп! Здравствуй, школа! | | | 2 |
3-4 | Хуш, йәшел йәй! С.Ҡудаш. До свидания, зеленое лето! С.Кудаш. | | | 2 |
5-6 | Алтын көҙ. Золотая осень. | | | 2 |
7-8 | Кешене кеше итеүсе - хеҙмәт. Труд человека. | | | 2 |
9-10 | Нимә насар, нимә яҡшы? Что такое хорошо, что такое плохо? | | | 2 |
11-12 | Әкиәттәр илендә. В стране сказок. | | | 2 |
13-14 | Башҡорт халыҡ әкиәттәре. Башкирские народные сказки. | | | 2 |
15-16 | Тәүге ҡар. Ф.Рәхимғолова. Первый снег. Ф. Рахимгулова. | | | 2 |
17-18 | Яланда ҡыш. С.Агиш. На поляне зима. С.Агиш. | | | 2 |
19-20 | Уралда. На Урале. | | | 2 |
21-22 | Башҡорт ырыуҙары. Башкирские племена. | | | 2 |
23-24 | Тыуған яғым. Р.Шаммас. Мой край родной. | | | 2 |
25-26 | Туған тел. Р.Бикбаев. Родной язык. | | | 2 |
27-28 | Башҡортостан йылғалары. Реки Башкортостана. | | | 2 |
29-30 | Башҡортостандың халыҡ артистары. Народные артисты РБ. | | | 2 |
31-32 | Хикмәтле ҡар. С.Муллабаев. Странный снег. С.Муллабаев. | | | 2 |
33-34 | Йырҙар. Песни. | | | 2 |
35-36 | Илемдең халыҡтары. Р.Ниғмәти. Народы моего родного края. Р. Нигмати. | | | 2 |
37-38 | Башҡортостандың күренекле рәссамдары. Выдающиеся художники РБ. | | | 2 |
39-40 | Ҡаһарманлыҡ юлынан. По следам героизма. | | | 2 |
41-42 | Катюшаны йырлай ҡарттар. Ә. Моратов. “Катюшу” поют старики. А.Муратов. | | | 2 |
43-44 | Предметты, кешене күрһәтеүсе һүҙҙәр. | | | 2 |
45-46 | Әсәйҙәр байрамы. Мамин праздник. | | | 2 |
47-48 | Башҡортостандың күренекле яҙыусылары. Выдающиеся писатели РБ. | | | 2 |
49-50 | Башҡортостандың күренекле шағирҙары. Выдающиеся поэты РБ. | | | 2 |
51-52 | Ҡанатлы дуҫтарыбыҙ. Мои пернатые друзья. | | | 2 |
53-54 | Яҙ етте. Наступила весна. Яҙғы күренештәр. Весенние приметы. | | | 2 |
55-56 | Сыйырсыҡ. Р. Ғарипов. Скворец. Р.Гарипов. Тамсы менән тамсыҡай. Ә.Хәмәтдинова.Капель и капелька. А.Хаматдинова. | | | 2 |
57-58 | Балаларҙың тормошо һәм эштәре. Жизнь и творчество детей. | | | 2 |
59-60 | Ауылда һабантуй. В деревне сабантуй. | | | 2 |
61-62 | Ауылда һабантуй. В деревне сабантуй. | | | 2 |
63-64 | Үтелгәндә ҡабатлау. Йәй. Повторение пройденного материала. Лето. | | | 2 |
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Родной башкирский язык».
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Список литературы
УМК по родному башкирскому языку (1-4кл.)
Программа по башкирскому языку и литературе для учащихся-башкир I – XI классов школ с русским языком обучения. Составители: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А., Вильданов А.Х., Давлетшина М.С., Хуснутдинова Ф.А., Хажин В.И. – Ижевск, издательство «КнигоГрад» , 2008.
Учебник: Башкирский язык. Учебник для учащихся-башкир 3 класса школ с русским языком обучения. Тулумбаев Х.А., Набиуллина М.М. – Уфа: Книга, 2008;
Методическое пособие, сборник диктантов по башкирскому языку для 1-4классов .-Уфа: Китап, 1997.- 255с.;
Учебный словарь, башкиро-русский русско-башкирский,Усманова М.Г.,Саяхова Л.Г., Киньягулова З.И., Уфа: 2006 ;
Русско- башкирский учебный словарь, Саяхова Л.Г., Ураксин З.Г., Асадуллина Ф.Ф., Сахипова З.Г., Уфа: Китап, 2001
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Ассы»
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» Утверждено
на заседании ШМО Заместитель директора директором МОБУ СОШ с.Ассы
Протокол № школы по УВР Салимьянова Л.К.____________
Приказ № _______
«___» ____________ 2020 г. ________/Гайсарова Р.Х./ от «___» ______________ 2020г.
«____» ______________ 2020 г.
Рабочая прогрмамма по внеурочной деятельности
«Занимательный башкирский язык»
1 класс
Составитель: учитель начальных классов
Тавабилова Лена Минисагитовна
2020 — 2021 учебный год