СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прогрмамма по внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прогрмамма по внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык» 1 класс»

Пояснительная записка по внеурочной деятельности

«Занимательный башкирский язык»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, и является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Цель: Развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах, для достижения высокого уровня интеллектуального развития личности обучающегося.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Башкирский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению башкирского языка в школе.

Курс башкирского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

воспитание интереса и любви к башкирскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах башкирского языка, об основных нормах башкирского литературного языка, о башкирском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Одна из основных задач – организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями.

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений – организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Планирование составлено на основе программы по родному башкирскому языку и литературе для учащихся-башкир I – XI классов школ с русским языком обучения. Составители: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А., Вильданов А.Х., Давлетшина М.С., Хуснутдинова Ф.А., Хажин В.И. – Ижевск, издательство «КнигоГрад» , 2008г.

Программа допущена Министерством образования и науки РБ.

Программа предназначена для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:

- Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

- Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

- Развивать образное мышление;

- Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- Развивать творческие способности;

- Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

- Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Краткое описание содержания программы

Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников. Программа имеет возрастную привязку: для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности; формирующая позитивное отношение к базовым ценностям.

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме дополнительного занятия общеинтеллектуальной направленности «Занимательный башкирский язык». Реализация программы рассчитана на 1год начального образования, объёмом в 64 часа в год. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 8 лет.

Игры на развитие речи;

Объединение по группам;

Игры на развитие внимания;

Упражнения на развитие логической связи;

Упражнения на развитие логического мышления.

Определение порядка и логической связи между предметами;

Название предметов по их признакам;

Исследовательские и практические работы по определению логических связей между предметами.



Формы организации внеурочной деятельности

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Организуются теоретические и практические занятия. Теоретические занятия педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практические занятия организуются благодаря участию в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики, а также участию в диспутах, олимпиадах, соревнованиях, интеллектуальных клубах, проектах, конкурсах, викторинах, познавательных играх.

Методическое обеспечение

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

  • на занятиях широко применяются:

  • создание проблемной ситуации;

  • техника поэтапного формирования умственных способностей;

  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;

  • методы групповой работы;

  • методы индивидуальной работы.

Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшую загадку, сказку, рисунок. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания, речи детей.

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;

от простого к сложному;

от элементарного фантазирования к созданию образа.

Существует большое разнообразие интеллектуально-игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Возрастные особенности достижения результатов воспитания.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. В 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы для работы с текстами.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос.

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

Составлять тексты из частей речи. Определять место данного слова в предложении.







Учебно – тематическое планирование

с указанием формы проведения занятий

1класс

Перечень тем

Планируемая дата

Фактическая дата

Количество часов

1-2

Һаумы, мәктәп! Здравствуй, школа!




2

3-4

Хуш, йәшел йәй! С.Ҡудаш. До свидания, зеленое лето! С.Кудаш.



2

5-6

Алтын көҙ. Золотая осень.




2

7-8

Кешене кеше итеүсе - хеҙмәт. Труд человека.




2

9-10

Нимә насар, нимә яҡшы? Что такое хорошо, что такое плохо?



2

11-12

Әкиәттәр илендә. В стране сказок.




2

13-14

Башҡорт халыҡ әкиәттәре. Башкирские народные сказки.



2

15-16

Тәүге ҡар. Ф.Рәхимғолова. Первый снег. Ф. Рахимгулова.



2

17-18

Яланда ҡыш. С.Агиш. На поляне зима. С.Агиш.




2

19-20

Уралда. На Урале.




2

21-22

Башҡорт ырыуҙары. Башкирские племена.




2

23-24

Тыуған яғым. Р.Шаммас. Мой край родной.




2

25-26

Туған тел. Р.Бикбаев. Родной язык.




2

27-28

Башҡортостан йылғалары. Реки Башкортостана.




2

29-30

Башҡортостандың халыҡ артистары. Народные артисты РБ.



2

31-32

Хикмәтле ҡар. С.Муллабаев. Странный снег. С.Муллабаев.



2

33-34

Йырҙар. Песни.




2

35-36

Илемдең халыҡтары. Р.Ниғмәти. Народы моего родного края. Р. Нигмати.



2

37-38

Башҡортостандың күренекле рәссамдары. Выдающиеся художники РБ.



2

39-40

Ҡаһарманлыҡ юлынан. По следам героизма.




2

41-42

Катюшаны йырлай ҡарттар. Ә. Моратов. “Катюшу” поют старики. А.Муратов.



2

43-44

Предметты, кешене күрһәтеүсе һүҙҙәр.




2

45-46

Әсәйҙәр байрамы. Мамин праздник.




2

47-48

Башҡортостандың күренекле яҙыусылары.

Выдающиеся писатели РБ.



2

49-50

Башҡортостандың күренекле шағирҙары.

Выдающиеся поэты РБ.



2

51-52

Ҡанатлы дуҫтарыбыҙ. Мои пернатые друзья.




2

53-54

Яҙ етте. Наступила весна. Яҙғы күренештәр. Весенние приметы.



2

55-56

Сыйырсыҡ. Р. Ғарипов. Скворец. Р.Гарипов. Тамсы менән тамсыҡай. Ә.Хәмәтдинова.Капель и капелька. А.Хаматдинова.



2

57-58

Балаларҙың тормошо һәм эштәре. Жизнь и творчество детей.



2

59-60

Ауылда һабантуй. В деревне сабантуй.




2

61-62

Ауылда һабантуй. В деревне сабантуй.




2

63-64

Үтелгәндә ҡабатлау. Йәй. Повторение пройденного материала. Лето.



2



Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Родной башкирский язык».

В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

устанавливать общие признаки;

находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

определять последовательность действий;

находить истинные и ложные высказывания;

наделять предметы новыми свойствами;

переносить свойства с одних предметов на другие.



Список литературы

УМК по родному башкирскому языку (1-4кл.)

Программа по башкирскому языку и литературе для учащихся-башкир I – XI классов школ с русским языком обучения. Составители: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А., Вильданов А.Х., Давлетшина М.С., Хуснутдинова Ф.А., Хажин В.И. – Ижевск, издательство «КнигоГрад» , 2008.

Учебник: Башкирский язык. Учебник для учащихся-башкир 3 класса школ с русским языком обучения. Тулумбаев Х.А., Набиуллина М.М. – Уфа: Книга, 2008;

Методическое пособие, сборник диктантов по башкирскому языку для 1-4классов .-Уфа: Китап, 1997.- 255с.;

Учебный словарь, башкиро-русский русско-башкирский,Усманова М.Г.,Саяхова Л.Г., Киньягулова З.И., Уфа: 2006 ;

Русско- башкирский учебный словарь, Саяхова Л.Г., Ураксин З.Г., Асадуллина Ф.Ф., Сахипова З.Г., Уфа: Китап, 2001








Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Ассы»

муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан



«Рассмотрено и принято» «Согласовано» Утверждено

на заседании ШМО Заместитель директора директором МОБУ СОШ с.Ассы

Протокол № школы по УВР Салимьянова Л.К.____________

Приказ № _______

«___» ____________ 2020 г. ________/Гайсарова Р.Х./ от «___» ______________ 2020г.

«____» ______________ 2020 г.









Рабочая прогрмамма по внеурочной деятельности

«Занимательный башкирский язык»

1 класс





Составитель: учитель начальных классов


Тавабилова Лена Минисагитовна


2020 — 2021 учебный год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!