Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора
_____________(Ю. И. Угримова)
«29» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательного учебного предмета
ОУП.08 Астрономия
по профессии
23.01.10 Автомеханик
Курск, 2018
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин Протокол №1 от «29» августа 2018 г. Председатель цикловой комиссии ______________________ /Морозова О. А./ | Разработана на основе ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413, примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» Протокол №2 от 18 апреля 2018 г. |
Составитель (автор): Е. А. Квочина, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ….…………. 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ……………. 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ………….... 10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА …………… 13
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИКА
Область применения рабочей программы
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы – ППКРС в соответствии с ФГОС по профессиям 23.01.03 Автомеханик укрупненная группа 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета может быть использована в программах дополнительного профессионального образования.
1.2. Место общеобразовательного учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общеобразовательный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи общеобразовательного учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета.
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
• метапредметных:
− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая т составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
− осознание роли отечественной науки освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы общеобразовательного учебного предмета:
Объем обязательной нагрузки обучающегося – 36 часа.
Самостоятельная работа – 18 часов.
Всего учебных занятий – 36 часа, в том числе:
теоретическое обучение – 28 часа;
практические занятия – 8 часов;
Промежуточная аттестация:
консультации – 0 часа.
экзамен – 0 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Объем общеобразовательного учебного предмета и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объём часов |
Обязательная нагрузка (всего) | 36 |
Самостоятельная работа | 18 |
Учебные занятия (всего) | 36 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 28 |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 8 |
Консультации | 0 |
Промежуточная аттестация | консультации | 0 |
экзамен | 0 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часов |
Введение | | 2 |
| Содержание учебного материала | 2 |
1. Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. |
Раздел 1. История развития астрономии | | 6 |
| Содержание учебного материала | 4 |
1. Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма. 2. Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей). Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды характеристики, назначение). Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса). Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса). |
Лабораторные работы | |
Практические работы Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты. | 2 |
Контрольные работы | |
Раздел 2. Устройство Солнечной системы. | | 12 |
| Содержание учебного материала | 10 |
| 1. Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). 2. Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). 3. Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. 4. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности. 5. Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы. |
Лабораторные работы | - |
Практические работы Исследование тел Солнечной системы. | 2 |
Контрольные работы | - |
Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной. | | 14 |
| Содержание учебного материала | 10 |
1. Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). 2. Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). 3. Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). 4. Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). 5. Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд. Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций). |
Лабораторные работы | - |
Практические работы Определение параметров звезд с помощью диаграммы Герцшпрунга–Рассела. Решение проблемных заданий, кейсов. | 4 |
Контрольные работы | - |
| Дифференцированный зачет | 2 |
| Всего: | 36 |
условия реализации ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация общеобразовательного учебного предмета требует наличия учебного кабинета астрономии.
Оборудование учебного кабинета астрономии:
-рабочие места по количеству студентов;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
-видеотека по курсу;
-учебные фильмы по разделам предмета;
- комплекты практических работ.
Технические средства обучения:
-компьютер,
- мультимедиа комплекс.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники
Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник дл общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. —М. : Дрофа, 2017.
Левитан Е. П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеоб-разоват. организаций / Е.П.Левитан. — М.: Просвещение, 2018.
Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В. Алексеева, П. М. Скворцов, Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова], под ред. Т. С. Фещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2018.
Чаругин В. М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В. М. Чаругин. — М.: Просвещение, 2018.
Для внеаудиторной самостоятельной работы.
«Астрономия — это здорово!» http://menobr. ru/files/astronom2. pptx http://menobr. ru/files/blank. pdf.
«Знаешь ли ты астрономию?» http://menobr. ru/files/astronom1. pptx
Для преподавателей.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в текущей редакции).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).
Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613.
Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.
Информационно-методическое письмо об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования на 2017/2018 г.— http://www. firo. ru/
Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017.
Кунаш М. А. Астрономия 11класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута /М. А. Кунаш — М. : Дрофа, 2018.
Кунаш М. А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута / М. А. Кунаш — Ростов н/Д:Учитель, 2018.
Левитан Е. П. Методическое пособие по использованию таблиц — file:///G:/ Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika. pdf
Сурдин В. Г. Галактики / В.Г.Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.
Сурдин В. Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин.— М. : Физматлит, 2013.
Сурдин В. Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. —Издательство ЛКИ, 2017.
Интернет – ресурсы
Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. su/EAAS
Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В. Г. Сурдина. [Электронный ресурс] —Режим доступа: http://www. college. ru/astronomy/course/content/index. htm
Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. ru
Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. izmiran. ru
Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В. М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=TKNGOhR3w1s&feature=youtu. be
Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров. Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=YmE4YLArZb0 Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=gClRXQ-qjaI Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс]—Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=Eaw979Ow_c0
Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. astronews. ru/
Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l. xn--p1ai/
Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] —Режим доступа: http://
www. astronet. ru
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. krugosvet. ru
Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. cosmoworld. ru/spaceencyclopedia
http://www.astro.websib.ru/
http://www.myastronomy.ru
http://class-fizika.narod.ru
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty
http://earth-and-universe.narod.ru/index.html
http://catalog.prosv.ru/item/28633
http://www.planetarium-moscow.ru/
https://sites.google.com/site/auastro2/levitan
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательного учебного предмета «Астрономия» осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов.
Содержание обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Раздел 1. История развития астрономии | Практическая работа №1 «Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты». Устный опрос по теме: «Астрономы древности и Нового времени». Письменный опрос по теме: «Звездное небо» Устный опрос по теме «Летоисчисление и его точность». |
Раздел 2. Устройство Солнечной системы | Практическая работа №2 «Исследование тел Солнечной системы». Устный опрос по теме: «Малые объекты вселенной» |
Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной. | Практическая работа №3 «Определение параметров звезд с помощью диаграммы Герцшпрунга–Рассела». Практическая работа №4 «Решение проблемных заданий, кейсов». Устный опрос по теме: «Происхождение и эволюция звезд». |
6