Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждена
Приказом по школе
Рабочая программа
по изобразительному искусству
(указать предмет, курс)
(6 класс)
(указание класса)
Количество часов 35
Программа разработана на основе:
программы по «Изобразительному искусству»:
для 5-8 классов, Б. М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, А. С. Питерских, 2014 год
г. Югорск
Содержание
1. | Планируемые результаты изучения учебного предмета | 4 |
2. | Содержание учебного предмета | 6 |
3. | Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности | 8 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании основной школы учащиеся должны:
знать о существовании изобразительного искусства во все времена иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека;
уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
Выпускник 6-ого класса научится:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
Выпускник 6-ого класса получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
называть имена великих русских живописцев;
создавать разнообразные творческие работы в материале;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России.
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
2.Содержание учебного предмета, курса
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 8 часов
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы
Рисунок – основа изобразительного искусства.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения
Мир наших вещей. Натюрморт - 8 часов
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет -12 часов
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж -7 часов
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспективы. Воздушная перспектива
Пейзаж – большой мир.
Пейзаж-настроение. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи
Пейзаж в графике
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
3.Тематическое планирование
по предмету изобразительное искусство 6 класс
Количество учебных часов по программе 35, количество учебных часов в неделю 1
№ | Дата* | Тема урока | Элементы Содержания урока (освоение предметных результатов, Проверяемые заданиями КИМ) | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формируемые УУД |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка -8 часов |
1 | | Изобразительное искусство Семья пространственных искусств. | Образ человека в произведениях художников. Красота человека в разные исторические эпохи | Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе. Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира. Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение. | Регулятивные УУД: -Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. - Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД: -Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе Коммуникативные УУД: - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
2 | | Художественные материалы | Пропорции человека различными худ. материалами |
3 | | Рисунок - основа изобразительного творчества | Характер форм, движения, пластика линий |
4 | | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | Создание выразительного образа, проработка деталей |
5 | | Пятно как средство выражения. | Личность художника, его представления о человеке |
6 | | Цвет. Основы цветоведения. | Человек в профессии. Составление композиции. Выразительность в картине |
7 | | Цвет в произведениях живописи в скульптуре. | Цветовая гамма. Цветовое решение |
8 | | Основы языка изображения | Определение темы, составление композиции. Главный персонаж. |
Мир наших вещей. Натюрморт -8 часов |
9 | | Реальность и фантазия в творчестве художника. | Картина – взгляд художника на мир, отражает связь человека с миром. | Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Получать навыки художественного изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы | Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель средства достижения цели учебной деятельности. -Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. -В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: -Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
10 | | Изображение предметного мира – натюрморт | Роль сюжета в решении образа. |
11 | | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | Композиционное решение, форма и место отдельных предметов |
12 | | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | Эскизы и сбор материала |
13 | | Освещение. Свет и тень. | Роль живописно- пластических средств в решении образа |
14 | | Натюрморт в графике | Обзор и анализ картины, ее содержание |
15 | | Цвет в натюрморте | Цветовое решение образа в портрете |
16 | | Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) | Создание собственных импровизированных проектов |
Вглядываясь в человека. Портрет -12 часов |
17 | | Образ человека – главная тема искусства. | Портрет как образ. Внутренний мир портретируемого | Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников- портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объемной конструкции головы. | Регулятивные УУД Уметь корректировать план и способ действия в работе; уметь оценивать результат работы; Познавательные УУД: -выбор наиболее эффективных способов решения задач -уметь оценивать процесс и результат деятельности; -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: -уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками определять цели и способы взаимодействия; -управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий |
18 | | Конструкция головы человека и ее пропорции. | Закономерности в построении. Пропорции головы |
19 | | Изображение головы человека в пространстве. | Повороты и ракурсы. Индивидуальные особенности. Физиономические типы |
20 | | Портрет в скульптуре | Выразительные возможности материала. Характер и образ. |
21 | | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | Выразительные средства и возможности графического изображения |
22 | Для 6 а (кадетский) | Национальный образ человека. Казачий атаман сибирский Ермак | Создание образа через одежду, детали, личное восприятие |
23 | | Образные возможности освещения в портрете | Свет. Изменение образа. Постоянство формы |
24 | | Портрет. Изменение образа человека при различном освещении | Роль и место портрета в истории искусств |
25 | | Роль цвета в портрете | Цветовое решение образа в портрете |
26 | | Цвет как выражение настроения, характера и индивидуальности | Анализ цветового строя произведения |
27 | | Великие портретисты прошлого | Выражение творческой индивидуальности художника |
28 | | Портрет в изобразительном искусстве XX века | Направления развития портретного образа |
Человек и пространство. Пейзаж -7 часов |
29 | | Жанры в изобразительном искусстве | Понятие «жанр». Историческое развитие жанров | Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Активно участвовать в беседе по теме. Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. | Регулятивные УУД: -Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. -Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД: -Анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно сравнивать объекты Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать самостоятельную индивидуальную работу |
30 | | Изображение пространства | Вид перспективы как средство выражения замысла художника Способы передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт. Точка схода. Виды пейзажа. Роль выбора формата. |
31 | | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. |
32 | | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. |
33 | | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | Изменчивость состояний. Освещение. Роль колорита. |
34 | *урок-экскурсия | Городской пейзаж. Экскурсия. Пленэр. | Образы города в истории искусства. Роль линий и перспектива в построении улицы |
35 | | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы) | Средства выразительности. Конструктивная основа произведения |
* возможно указание планируемой даты шариковой ручкой