СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Знатоки истории"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Знатоки истории"»

Пояснительная записка

Историческая наука строит свои выводы на материале, извлеченном из разнообразных исторических источников. Главным предметом деятельности в данной дополнительной образовательной программе является знакомство с основами вспомогательных исторических дисциплин, относительно самостоятельными отраслями исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. Относясь в целом к дисциплинам источниковедческого цикла, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свою специфику, разрабатывает на своем материале теоретические вопросы и методы, овладение которыми является необходимой ступенью к активному восприятию учеником исторического источника. Включенные в программу вспомогательные исторические дисциплины имеют как самостоятельное значение в изучении исторического процесса, так и помогают решению вопросов источниковедческой критики. Данную программу можно рассматривать как программу ускоренного развития научно-исследовательских компетенций для подростка, чья ориентация на любознательность в области истории опережает школьную программу, а интерес к исследовательскому виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения содержания и видов деятельности.

Дополнительная образовательная программа «Знатоки истории» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

    • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

    • Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р).

    • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14).

    • Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

Дополнительная образовательная программа «Знатоки истории» является программой общеинтеллектуального направления.

Дополнительная образовательная программа «Знатоки истории» построена на материале вспомогательных исторических дисциплин, поскольку эти дисциплины не изучаются в курсе школьной программы. Как правило, при изучении базового школьного курса истории у обучающихся образуется большой пробел в знании мер веса, длины, времени и расстояния, а также денежных систем и алфавитов различных этапов истории как по истории России, так и по Всеобщей истории, так как в учебных пособиях данные темы затрагиваются лишь вскользь. В исторических источниках наоборот - все дается в мерах данного исторического периода. Все это затрудняет изучение исторических источников. Несомненна роль программы в духовно-нравственном воспитании подростков. Через изучение вспомогательных исторических дисциплин, ученик может ближе, чем на уроке истории, соприкоснуться с духовным миром своих предков. Изучение этих дисциплин как самостоятельного курса в рамках дополнительного образования учащихся 5-7-х классов создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к предмету истории как отечественной, так и зарубежной. В курсе вспомогательных исторических дисциплин через локальные материалы изучаются материальная и духовная деятельность многих поколений людей, ученики знакомятся с культурой человечества, военной историей, духовной жизнью людей в тот или иной период времени. Дополнительная образовательная программа «Знатоки истории» способствует: расширению кругозора учащихся, пополнению их учебного материала, развитию различных видов памяти, улучшению культуры речи, развитию умения самостоятельно организовывать учебную деятельность.


Цель программы

Целью данного курса является активизация познавательного интереса учащихся к изучению истории человечества и создание условий приобретения разновозрастными учащимися умений, требуемых при обучении в основной школе.

Задачи программы

  1. Образовательные.

Познакомить учащихся с базовыми знаниями вспомогательных исторических дисциплин. Сформировать навыки источниковедческой работы. Способствовать развитию умений учащихся применять полученные навыки в практической деятельности.

  1. Развивающие.

Развивать навыки диалогической и монологической речи, навыки поиска информации в различных источниках, развивать долговременную память, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

  1. Воспитательные.

Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду, культуру общения. Прививать интерес к жизни, культуре, традициям предков, способствовать социализации личности ученика.

Развертывание знаний по вспомогательным историческим дисциплинам осуществляется со следующими ориентирами:

  • создание относительно завершенной системы знаний, отвечающей потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности;

  • обеспечение преемственности между курсами базового и вспомогательного блока материалов по истории основной средней школой, исключая прямое дублирование учебного материала, но осуществляя возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленного изучения в новых связях на более высоком уровне.


Срок реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная история» - 2 года.

При реализации программы используются различные формы организации занятий: групповые и по подгруппам (учебное занятие, экскурсия, лекция, конкурс, викторина), индивидуальные и дистанционные (учебное занятие, конкурс).

Режим занятий: 144 часа - по 2-2,5 часа 2 раза в неделю.

Возрастная категория детей, на которую рассчитана программа: 10-14 лет, при численности детей в группе обучения в 15 человек.

Планируемым результатом изучения программы является приобретение обучающимися следующих обобщенных видов знаний и умений: знание исторических фактов (хронологические знания - датировка событий, последовательность расположения событий во времени; знания по исторической географии; персоналии; памятники культуры), знание основных понятий и умение работать с ними, знание общепринятых суждений о прошлом и исторических закономерностях, овладение навыками различного вида (вести диалог, участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы и контраргументы и выстраивать собственные монологические высказывания; выделять главную мысль текста и формулировать основные тезисы из нескольких источников по одной проблеме; выполнять проектные работы; делать сообщения по теме, сравнивать и делать вывод по изучаемому вопросу; вести исторические экскурсии).

По окончании изучения программы, учащиеся увеличат свой объём знаний по истории, смогут успешно применять полученные знания на практике.

Способами проверки полученных знаний служат: контрольные задания, тестирование, конкурс, викторина, проектные работы.

При подведении итогов реализации программы используются контрольные упражнения по изученному материалу и приобретенным навыкам и умениям на заключительном занятии.



Учебно – тематический план

п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие: Вспомогательные исторические дисциплины

2

0

2

2

Геральдика

34

6

40

3

Вексиллография

8

4

12

4

Хронология

12

2

14

5

Нумизматика

24

6

30

6

Метрология

12

2

14

7

Палеография

12

4

16

8

Историческая ономастика

6

2

8

9

Генеалогия

2

4

6

10

Итоговое занятие

2

0

2


Итого

114

30

144

















Содержание программы

Вводное занятие: Вспомогательные исторические дисциплины Инструктаж по охране труда. Вспомогательные исторические дисциплины.

Тема: Геральдика

Теория.

Происхождение гербов. Части герба. Формы гербовых щитов. Металлы в гербах. Графическое изображение металлов в гербах. Эмали (финифти) в гербах. Графическое изображение красок в гербах. Мех в гербах. Графическое изображение меха в гербах. Деление щита. Геральдические фигуры. Негеральдические фигуры. Естественные негеральдические фигуры. Искусственные негеральдические фигуры. Легендарные негеральдические фигуры. Государственный герб России. Гербы родного края.

Практическая работа.

Составление герба семьи. Составление герба родного поселения. Составление герба школы.

Тема: Вексиллография

Теория.

Знамя, флаг, штандарт, вымпел, хоругвь. Символика флага. Основные правила разработки флагов. Государственный флаг России.

Практическая работа.

Разработка флага школы. Разработка штандартов классов.

Тема: Хронология

Теория.

Единицы счета времени. Календари. Русская система счета времени. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Эры и их виды.

Практическая работа.

Перевод дат на современное летоисчисление.



Тема: Нумизматика

Теория.

Нумизматика как наука. Терминология нумизматики. Монета. Монетная система. Лигатура, проба, номинал. Коллекционирование монет. Коллекционные монеты России. Рубль и копейка. Первые русские монеты. Денежные слитки. Бонистика. Экзонумия. Фалеристика.

Практическая работа.

Монетная легенда. Аверс, реверс, гурт. Оценка состояния монет.

Тема: Метрология

Теория.

Метрология как наука. Источники метрологии. Древние единицы измерения. Русская система мер. Система мер в Великом княжестве Литовском. Английская и французская системы мер. Старопольские меры длины и чешская система мер.

Практическая работа.

Занимательные задачи по метрологии.

Тема: Палеография

Теория.

Что такое палеография. Славянские алфавиты. Уставное письмо. Полуустав. Скоропись. Украшение рукописей (миниатюра, вязь, переплет, чернила).

Практическая работа.

Тайнопись. Учимся читать летописи.

Тема: Историческая ономастика

Теория.

Историческая топонимика. Этнонимика. Историческая антропонимика.

Практическая работа.

Изучаем топонимику родного края.



Тема: Генеалогия

Теория.

Задачи, методика и источники генеалогии.

Практическая работа.

Изучаем генеалогию семьи. Составляем генеалогическое древо семьи.

Итоговое занятие

Контрольные упражнения по изученному материалу и приобретенным навыкам, умениям. Подведение итогов обучения за год.























Методическое обеспечение программы


№ п/п

Наименование темы

Формы занятий

Методические приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие: Вспомогательные исторические дисциплины

Учебное занятие, лекция

Словесный, наглядный

Компьютер, проектор

Обсуждение, корректировка плана

2

Геральдика

Учебное занятие, конкурс, лекция, информация по теме, дискуссия, презентация












Словесный, наглядный, практический, метод контроля












Компьютер, проектор, наглядные пособия












Выполнение практических заданий

3

Вексиллография

Учебное занятие, лекция, экскурсия, информация по теме, дискуссия

4

Хронология

5

Нумизматика

6

Метрология

7

Палеография

8

Историческая ономастика

Учебное занятие, лекция, экскурсия, информация по теме, дискуссия

9

Генеалогия

Учебное занятие, лекция, экскурсия, информация по теме, дискуссия

10

Итоговое занятие

дискуссия, практикум

Словесный, метод контроля

Компьютер, проектор

Контрольные задания



Литература

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

  2. Закон Московской области "Об образовании" от 27 июля 2013 года №94/2013-ОЗ

  3. Вестник Образования России. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. 2007 №23.

  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004.

  5. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. — М., 2009.

  6. Пронштейн А.П. Использование вспомогательных исторических дисциплин при работе над источниками. — М., 1967.

  7. Ватник Н.С., Соза Л.Н. УМК по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины», ГОУ ВПО МО «КГПИ», Коломна, 2008;

  8. Диканов Н.Ю., Образовательная программа курса «Вспомогательные исторические дисциплины» для занятий кружка на базе средней школы, МУО Алексеевская СОШ

  9. Антропонимика. — М., 1970.

  10. Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. — М., 1970.

  11. Веселовский С.Б. Топонимика на службе у истории // Исторические записки. — М., 1945 — Т. 17.

  12. Веселовский С. Б. Ономастикой. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. — М., 1974.

  13. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. — М., 1987.

  14. Вспомогательные исторические дисциплины. — Л., 1968— 1991. — Т. I—XXII (Издание сборника продолжается).

  15. Гербы городов России. Альбом-справочник / Сост. Н.А. Соболева и др. — М., 1998.

  16. Древнерусское искусство. Рукописная книга. — М., 1974.

  17. Зварич В.В. Нумизматический словарь. — Львов, 1978.

  18. Каменцева Е.И. Хронология. — М., 1967.

  19. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. — М., 1973.

  20. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. - М., 1974.

  21. Каталог отечественных орденов, медалей и нагрудных знаков. — Л., 1962.

  22. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. - М., 2000.

  23. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы антропонимики. — М., 1970.

  24. Лукомский В.К. Герб как исторический источник // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. — М., 1947,- Вып. 17.

  25. Лукомский В.К. Гербовая экспертиза (случаи и способы применения) // Архивное дело. — 1939. — № 1/49.

  26. Муравьев А.В. Русская палеография. — М., 1977.

  27. Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. М., 1966.

  28. Географические названия (Введение в топонимику). - М., 1965.

  29. Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины XI—XV вв. (Из истории народных знаний) // Советская энциклопедия. — 1949. — № 1.

  30. Селешников С.И. История календаря и хронология. — М., 1977.

  31. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. — М., 1993.

  32. Советская историческая энциклопедия. Статьи «Генеалогия», «Геральдика», «Календарь», «Метрология», «Нумизматика», «Ордена и медали СССР», «Хронология». — Т. 1 16.

  33. Спасский И.Г. Русская монетная система. — Л., 1970.

  34. Суперанская А.В. Что такое топонимика? — М., 1985.

  35. Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. — М., 1982.

  36. Устюгов Н.В. Очерк древнерусской метрологии // Исторические записки. — М., 1946. — Т. 19.

  37. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. М., 1963.

  38. Черепнин Л.В. Русская метрология. — М., 1944.

  39. Черепнин Л.В. Русская хронология. — М., 1944.

  40. Черепнин Л.В. Русская палеография. — М., 1956.

  41. Суперанская А.В. Имя — через века и страны. — М., 1990.

  42. Шорин П.А. Монеты СССР. - М., 1971.

  43. Шур Я.И. Когда? Рассказы о календаре. М., 1968.

  44. Щепкин В.Н. Русская палеография. — М., 1967.

  45. Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. — М., 1956.

  46. История и генеалогия: С.В. Веселовский и проблемы историко- генеалогических исследований. — М., 1977.

  47. Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. — М., 1944.

  48. Основы школьного краеведения. Уч. пособие, Петрозаводск, 1977 г.

  49. Матюшин Т.Н. “Историческое краеведение". М., 1987 г.

  50. Города Подмосковья 3 ч. М., 1984 г.

  51. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Методическое пособие для учителя. - М.: Издательство МГОУ, 2003.

  52. Забавина Е., Ильина Н., Лапина Н., Симачева О., Шустова И., Комар, А., Морозова Л., Осипова Л., Кузина, О. «Город на 55-й параллели» - краеведческий сборник, 2003 г.

  53. Материалы интернет-порталов посвященных тематике курса



Литература для детей

  1. Гербы городов России. Альбом-справочник / Сост. Н. А. Соболева и др. — М., 1998.

  2. Древнерусское искусство. Рукописная книга. — М., 1974.

  3. Зварич В.В. Нумизматический словарь. — Львов, 1978.

  4. Каталог отечественных орденов, медалей и нагрудных знаков. — Л., 1962.

  5. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. - М., 2000.

  6. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966.

  7. Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины XI—XV вв. (Из истории народных знаний) // Советская энциклопедия. — 1949. — № 1.

  8. Географические названия (Введение в топонимику). - М., 1965.

  9. Селешников С.И. История календаря и хронология. — М., 1977.

  10. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. — М., 1993.

  11. Советская историческая энциклопедия. Статьи «Генеалогия», «Геральдика», «Календарь», «Метрология», «Нумизматика», «Ордена и медали СССР», «Хронология». — Т. 1 16.

  12. Суперанская А.В. Имя — через века и страны. — М., 1990.

  13. Города Подмосковья 3 ч. М., 1984 г.

  14. Чернышев В.И. Усадьбы России М., 1992.

  15. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. - М.: Издательство МГОУ, 2003.

  16. Забавина Е., Ильина Н., Лапина Н., Симачева О., Шустова И., Комар, А., Морозова Л., Осипова Л., Кузина, О. «Город на 55-й параллели» - краеведческий сборник, 2003 г.

  17. Материалы интернет-порталов муниципальных образований Московской области.


Тематика занятий


Дата (месяц)

№ занятия

Тема занятия (теория и практика)

Количество часов

Вводное занятие: Вспомогательные исторические дисциплины

Сентябрь

1

Вводное занятие: Вспомогательные исторические дисциплины

2

Тема: Геральдика

Сентябрь

2

Происхождение гербов

2

3

Части герба

2

4

Формы гербовых щитов

2

5

Металлы в гербах

2

6

Графическое изображение металлов в гербах

2

7

Эмали (финифти) в гербах

2

8

Графическое изображение красок в гербах

2

9

Мех в гербах

2

Октябрь

10

Графическое изображение меха в гербах

2

11

Деление щита

2

12

Геральдические фигуры

2

13

Негеральдические фигуры

2

14

Естественные негеральдические фигуры

2

15

Искусственные негеральдические фигуры

2

16

Легендарные негеральдические фигуры

2

17

Составление герба семьи

2

18

Государственный герб России

2

Ноябрь

19

Гербы родного края

2

20

Составление герба родного поселения

2

21

Составление герба школы

2

Тема: Вексиллография

Ноябрь

22

Знамя, флаг, штандарт, вымпел, хоругвь

2

23

Символика флага

2

24

Основные правила разработки флагов

2

25

Государственный флаг России

2

26

Разработка флага школы

2

Декабрь

27

Разработка штандартов классов

2

Тема: Хронология

Декабрь

28

Единицы счета времени

2

29

Календари

2

30

Русская система счета времени

2

31

Юлианский календарь

2

32

Григорианский календарь

2

33

Эры и их виды

2

34

Перевод дат на современное летоисчисление

2

Тема: Нумизматика

Декабрь

35

Нумизматика как наука

2

Январь

36

Терминология нумизматики

2

37

Монета

2

38

Монетная легенда

2

39

Монетная система

2

40

Лигатура, проба, номинал

2

41

Аверс, реверс, гурт

2

Февраль

42

Коллекционирование монет

2

43

Оценка состояния монет

2

44

Коллекционные монеты России

2

45

Рубль и копейка

2

46

Первые русские монеты. Денежные слитки

2

47

Бонистика

2

48

Экзонумия

2

49

Фалеристика

2

Тема: Метрология

Март

50

Метрология как наука. Источники метрологии

2

51

Древние единицы измерения

2

52

Русская система мер

2

53

Система мер в Великом княжестве Литовском

2

54

Английская и французская системы мер

2

55

Старопольские меры длины и чешская система мер

2

56

Занимательные задачи по метрологии

2

Тема: Палеография

Март

57

Что такое палеография

2

Апрель

58

Славянские алфавиты

2

59

Уставное письмо

2

60

Полуустав

2

61

Скоропись

2

62

Украшение рукописей (миниатюра, вязь, переплет, чернила)

2

63

Тайнопись

2

64

Учимся читать летописи

2

Тема: Историческая ономастика

Апрель

65

Историческая топонимика

2

66

Этнонимика

2

Май

67

Историческая антропонимика

2

68

Изучаем топонимику родного края

2

Тема: Генеалогия

Май

69

Задачи, методика и источники генеалогии

2

70

Изучаем генеалогию семьи

2

71

Составляем генеалогическое древо семьи

2

Май

72

Итоговое занятие

2



14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!